Семинар 3. Стилистика частей речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3. Стилистика частей речи



Вопросы для обсуждения:

1. Употребление форм числительных.

2. Употребление форм местоимений.

 

Семинар 4. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

Вопросы для обсуждения:

1. Употребление форм глагола.

2. Согласование сказуемого с подлежащим.

Семинар 5. Синтаксическая стилистика

Вопросы для обсуждения:

1. Согласование определений и приложений.

2. Варианты форм, связанные с управлением.

Семинар 6. Синтаксическая стилистика

Вопросы для обсуждения:

1. Стилистические ошибки в сложных предложениях.

2. Параллельные синтаксические конструкции.

Семинар 7. Изобразительные и выразительные средства языка. Тропы

Вопросы для обсуждения:

1. Тропы. Тропы языковые, речевые и грамматические.

2. Тропы сходства и их использование.

 

Семинар 8. Изобразительные и выразительные средства языка. Тропы

Вопросы для обсуждения:

1. Тропы. Тропы смежности.

2. Использование тропов смежности в речи.

Семинар 9. Изобразительные и выразительные средства языка. Тропы

Вопросы для обсуждения:

1. Тропы. Тропы контраста и тождества.

2. Использование тропов контраста и тождества в речи.

Семинар 10. Изобразительные и выразительные средства языка. Грамматические тропы

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматические тропы.

2. Границы использования тропов в речи. Стилистически не оправданное употребление тропов.

Семинар 11. Изобразительные и выразительные средства языка. Фигуры речи

Вопросы для обсуждения:

1. Фигуры речи как специальные средства усиления изобразительности.

2. Фигуры прибавления. Фигуры убавления.

Семинар 12. Изобразительные и выразительные средства языка. Фигуры речи

Вопросы для обсуждения:

1. Фигуры размещения.

2. Границы использования фигур в речи. Стилистически не оправданное употребление фигур.

Примерные темы докладов и сообщений

1. Стилистика «в именах».

2. Иноязычные слова: обогащение или оскудение?

3. О «черных» словах и жаргонизмах.

4. О канцеляризмах и штампах.

5. Крылатые слова в нашей речи.

6. Дифференциация официально-делового стиля. Понятие подстиля. Канцелярский подстиль. Жанры документов канцелярского подстиля.

7. Особенности формальной организации, содержательного наполнения и используемых средств языка текстов канцелярского подстиля.

8. Юридический подстиль. Жанры документов юридического подстиля.

9. Особенности формальной организации, содержательного наполнения текстов юридического подстиля и используемых при их создании языковых средств.

10. Типичные ошибки в языке и стиле документов.

 

Литература, рекомендуемая
для подготовки докладов и сообщений

1. Бельчиков, Ю. А. Практическая стилистика русского языка: нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций / Ю. А. Бельчиков. — М.: АСТ-Пресс, 2008. — 424 с.

2. Голуб, И. Б. Упражнения по стилистике русского языка:
сб. упражнений / И. Б. Голуб. — М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. — М.: Оникс: Мир и Образование: Харвест, 2008. — 464 с.

4. Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебник / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 448 с.

5. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: справочник / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и Образование: Харвест, 2008. — 416 с.

 

Словарь основных терминов

Аллегория – иносказание, изображение умозрительной идеи в предметном образе.

аллитерация – повторение согласных звуков (чаще всего в начале слова), прием выделения и скрепления важнейших слов.

анафора – единоначатие, повтор слова, группы слов, сходных звуков в начале смежных стихов или строф.

антитеза (контраст) – противопоставление противоположных по значению слов и словесных образов, усиливающее эффект восприятия изображаемого.

антифразис – образное употребление слова в противоположном значении.

гипербола – сильное преувеличение изображаемого в целях усиления художественного воздействия.

градация – усиление (реже – ослабление) изображения, которое заключается в постепенном нарастании (или ослаблении) степени значимости слов и выражений.

гротеск – своеобразный поэтический прием, подчеркивающий искажение или смещение обычного изображения действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, злого сарказма и безобидного юмора.

звукопись– один из видов звуковой организации, инструментовки речи, в основе которой лежит определенное соответствие фонетического состава фразы (аллитерация звуков и др.).

инверсия – расположение слов (частей предложения) в ином порядке, чем установлено обычными правилами, для выражения экспрессии, смыслового или стилистического акцентирования определенной мысли, того или иного актуального (смыслового) членения предложения.

интонация – одно из важнейших средств целостной организации звучащей речи и выражения смысловых и эмоциональных отношений между ее частями.

каламбур– «игра слов», стилистический прием, основанный на сближении различных значений слова или одинаковых (сходных) по звучанию слов, имеющих разные значения, и создающий комический эффект.

катахреза– сочетание противоречивых, но не контрастных по значению слов.

композиция – структура, построение литературного произведения того или иного жанра, расположение и соотнесенность компонентов его художественной формы, динамическая система организации и раскрытия образов в их взаимодействии и развитии.

литота– образное преуменьшение, противоположное гиперболе.

метафора – образное переносное употребление слова или выражения, основанное на каком-нибудь сходстве обозначаемых предметов или явлений.

метонимия– образное переносное употребление слова или выражения, основанное на временной, пространственной или причинной смежности (соположении) обозначаемых предметов или явлений.

олицетворение – особый вид метафоры, который заключается в том, что неодушевленные предметы, природа наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью.

параллелизм – композиционный прием, состоящий в том, что тождественные или сходные изобразительные средства речи располагаются в смежных частях текста, создавая единый расчлененный образ.

период– развернутое сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, разделенных паузой; первая часть, объединяющая ряд структурно подобных конструкций (придаточных предложений), характеризуется восходящей интонацией, вторая – нисходящей.

символ– многозначный образ, основанный на параллелизме предметного ряда и глубинного смысла, которые, как два полюса такого образа, немыслимы один без другого и вместе с тем разведены и порождают между собой эмоционально и семантически воспринимаемое напряжение.

сравнение– образное словесное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов, понятий, признаков, действий, в результате которого усиливается путем подчеркивания определенных свойств и сторон художественное восприятие первого из предметов.

СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА – разновидности литературного языка, которые обслуживают какую-либо сторону общественной жизни (обыденное общение, официально-деловые отношения, агитационно-массовую деятельность, науку, словесно-художественное творчество): разговорный стиль; официально-деловой стиль; научный стиль; публицистический стиль; художественный стиль.

сюжет– развитие действия, ход событий в повествовательных, драматических и иногда в лирических произведениях.

ТЕКСТ – произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (повторений одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т. п.).

Речевые формы текста:

- диалог– одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы;

- монолог– одна из форм речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращен к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).

Смысловые типы текстов:

- описание– смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля;

- рассуждение– смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие. Рассуждение всегда строится по следующему плану: тезис – аргументы, доказывающие его, – вывод. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля;

- повествование– смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

троп – употребление слов и выражений в образно-переносном смысле.

фигура (стилистическая ) – оборот речи, используемый вцелях усиления художественной выразительности, эмоциональности литературного произведения.

эллипсис– пропуск подразумеваемого слова, используемый для усиления эмоциональной насыщенности высказывания и придающий ему лаконизм.

эпитет – образное поэтическое определение часто метафорического характера.

эпифора– повторение в конце отрезка речи одного и того же слова или выражения.

Рекомендуемые словари



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.130 (0.012 с.)