Тема 9. Употребление форм глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Употребление форм глагола



Стилистическая характеристика категорий времени, вида, наклонения, залога, лица и числа. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола (инфинитив, причастие, деепричастие).

Раздел IV. Синтаксическая стилистика

Тема 10. Согласование сказуемого с подлежащим

Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. Сказуемое при подлежащем типа Петя с другом. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением. Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов.

Тема 11. Согласование определений и приложений

Согласование определения с существительным общего рода. Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение. Согласование определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре. Два определения при одном существительном. Согласование приложений (в том числе приложений – географических названий).

Тема 12. Варианты форм, связанные с управлением

Синонимия беспредложных и предложных конструкций. Синонимия предлогов. Варианты падежных форм. Управление при синонимичных словах. Нанизывание падежей. Управление при однородных членах предложения.

Тема 13. Стилистические ошибки в сложных предложениях

Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Стилистические функции союзов и союзных слов. Устранение стилистических ошибок в сложных предложениях.

Тема 14. Параллельные синтаксические конструкции

Общая характеристика параллельных синтаксических конструкций. Особенности употребления причастных и деепричастных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций.

Раздел V. Изобразительные и выразительные средства языка

Тема 15. Тропы

Тропы как специальные средства усиления изобразительности. Метафора и тропы сходства. Метонимия и тропы смежности. Антифразис и тропы контраста. Перифразис и тропы тождества. Грамматические тропы. Границы использования тропов в речи. Стилистически не оправданное употребление тропов.

Тема 16. Фигуры речи

Фигуры как специальные средства усиления изобразительности. Фигуры убавления (эллипсис, бессоюзие, умолчание). Фигуры прибавления (упорядоченного и неупорядоченного повтора). Фигуры размещения (перестановки и разрыва). Дискретные фигуры (звукоподражательные и паронимические). Границы использования фигур в речи. Стилистически не оправданное употребление фигур.

Распределение часов дисциплины по разделам, темам
и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины
очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Раздел I. Введение в стилистику
Тема 1. Стилистика как учебная и научная дисциплина 1,5 0,5  
Тема 2. История становления стилистики   -  
Тема 3. Функциональные стили литературного языка (и речи) 6,5 2,5  
Раздел II. Лексическая и фразеологическая стилистика
Тема 4. Смысловая точность речи 3,5 0,5    
Тема 5. Стилистическая окраска слов 2,5 0,5  
Тема 6. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 2,25 0,25    
Тема 7. Стилистическое использование фразеологических средств языка      
Раздел III. Стилистика частей речи
Тема 8. Употребление форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений        
Тема 9. Употребление форм глагола 4,5 0,5    
Раздел IV. Синтаксическая стилистика
Тема 10. Согласование сказуемого с подлежащим   -    
Тема 11. Согласование определений и приложений   -    
Тема 12. Варианты форм, связанные с управлением 2,5 0,5    
Тема 13. Стилистические ошибки в сложных предложениях 2,5 0,5    
Тема 14. Параллельные синтаксические конструкции 2,25 0,25    
Раздел V. Изобразительные и выразительные средства языка
Тема 15. Тропы        
Тема 16. Фигуры речи        
Зачет
Всего по дисциплине (2 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Очно-заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Раздел I. Введение в стилистику
Тема 1. Стилистика как учебная и научная дисциплина 2,5 0,5  
Тема 2. История становления стилистики   -  
Тема 3. Функциональные стили литературного языка (и речи)        
Раздел II. Лексическая и фразеологическая стилистика
Тема 4. Смысловая точность речи   0,5 0,5  
Тема 5. Стилистическая окраска слов   0,5 0,5  
Тема 6. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 4,25 0,25 -  
Тема 7. Стилистическое использование фразеологических средств языка 5,5   0,5  
Раздел III. Стилистика частей речи
Тема 8. Употребление форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений   0,5 2,5  
Тема 9. Употребление форм глагола 5,5 0,5    
Раздел IV. Синтаксическая стилистика
Тема 10. Согласование сказуемого с подлежащим 2,5 - 0,5  
Тема 11. Согласование определений и приложений 2,5 - 0,5  
Тема 12. Варианты форм, связанные с управлением   0,5 0,5  
Тема 13. Стилистические ошибки в сложных предложениях 6,75 0,5 0,25  
Тема 14. Параллельные синтаксические конструкции 4,5 0,25 0,25  
Раздел V. Изобразительные и выразительные средства языка
Тема 15. Тропы 16,5   2,5  
Тема 16. Фигуры речи 16,5   2,5  
Зачет
Всего по дисциплине (3 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Раздел I. Введение в стилистику
Тема 1. Стилистика как учебная и научная дисциплина 4,25 0,25  
Тема 2. История становления стилистики   -  
Тема 3. Функциональные стили литературного языка (и речи)        
Раздел II. Лексическая и фразеологическая стилистика
Тема 4. Смысловая точность речи 6,75 0,25 0,5  
Тема 5. Стилистическая окраска слов   - -  
Тема 6. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления   - -  
Тема 7. Стилистическое использование фразеологических средств языка 4,25 - 0,25  
Раздел III. Стилистика частей речи
Тема 8. Употребление форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений   0,75 0,25  
Тема 9. Употребление форм глагола 5,5 0,25 0,25  
Раздел IV. Синтаксическая стилистика
Тема 10. Согласование сказуемого с подлежащим 3,5 0,25 0,25  
Тема 11. Согласование определений и приложений 3,25 - 0,25  
Тема 12. Варианты форм, связанные с управлением   - -  
Тема 13. Стилистические ошибки в сложных предложениях 6,5 0,25 0,25  
Тема 14. Параллельные синтаксические конструкции   - -  
Раздел V. Изобразительные и выразительные средства языка
Тема 15. Тропы 9,5 0,5    
Тема 16. Фигуры речи 10,5 0,5    
Контрольная работа   - -  
Зачет
Всего по дисциплине (3 зачетные единицы)        

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

Курс «Стилистика» изучается студентами очной, очно-заочной, заочной форм обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Изучение дисциплины начинается с рассмотрения предмета и задач курса, основных понятий, истории становления и развития стилистики. Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной программой.

Основными формами учебной работы являются теоретические и практические занятия, подготовка докладов и сообщений, самостоятельная работа студентов.

В ходе теоретических занятий (лекций) преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации для самостоятельной работы.

Практические занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов и обсуждения поставленных в них проблем в аудитории, а также для выполнения практических заданий, направленных на формирование навыков оптимального использования языковых средств в конкретной речевой ситуации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Кроме этого, на занятиях формируется умение говорить выразительно, пользуясь «хорошим» русским языком. Важным моментом является предлагаемый на занятиях стилистический анализ текстов юридической направленности, призванный познакомить студентов со спецификой организации таких текстов и выработать навыки их создания. Все это является необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущих юристов.

Преподавание дисциплины предполагает активное использование учебных материалов, выполненных в электронном виде (иллюстративный материал, демонстрирующий тексты разных стилей, изобилующие ошибками содержательного, композиционного и лингвистического характера, и правленые варианты таких текстов; контрольные задания и под.). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях интернет-ресурсы (обращаться к справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких как: www.gramota.ru и www.gramma.ru).

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выполнение практических заданий по стилистике. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.

На консультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Стилистика» являются лекции (теоретические занятия) и семинары (практические занятия). Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен преподавателем к сдаче зачета.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия рассматриваемой темы, связанные с нею теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте лекции рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов курса семинарские занятия, служащие для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий. Практические задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания стилистических норм русского языка.

Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в освоении лекционного материала и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем. В процессе изучения курса студенты могут выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной проблеме, предполагающая достаточно глубокое и всестороннее ее освещение, для чего необходимы изучение и обобщение литературы по изучаемому вопросу (в том числе дополнительной). Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 20–25 минут. В конце выступления докладчик должен сделать обобщение и ответить на вопросы аудитории.

В отличие от доклада сообщение, как правило, посвящено более частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 10–15 минут.
В конце выступления докладчик также должен быть готов к ответам на вопросы, возникшие у аудитории.

Студентам заочного отделения необходимо выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом. В процессе работы над контрольной необходимо сначала осваивать теоретический материал, а затем переходить к выполнению практического задания. Работа должна быть выполнена абсолютно грамотно и оформлена в соответствии со стандартами (поля, абзацное членение, шрифт).

В процессе работы над докладами и сообщениями, контрольными работами студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Консультации могут быть как индивидуальными, так и проводиться для целой группы. С графиком проведения консультаций можно ознакомиться на кафедре.

 

Контрольная работа
для студентов заочного отделения

ВАРИАНТ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.019 с.)