Гражданское законодательство в системе источников ГП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское законодательство в системе источников ГП.



ГЗ не представляет собой хаотически разбросанную систему актов, а является структурно упорядоченной системой, основанной на иерархическом принципе. Конституция, с содержательной стороны, определяет эту систему, и виду своей высшей юридической силы, относительно любых законов и иных нормативных правовых актов возглавляет всю систему действующего законодательства.

С начала 1990 годов ГП возрождается, как классическое частное право. С доктринальной и научно-мировоззренческой позиции, а также сущностного понимания, ГП никогда не утрачивало своих частноправовых начал: 1. Равенство участников 2. Инициатива и диспозитивности при реализации принадлежащих им субъективных гражданских прав 3. Самостоятельной имущественной ответственности за результаты своей деятельности. Эти начала традиционно получали законодательное воплощение во всех кодификациях, начиная с первой социалистической кодификации ГК РСФСР 1922, 1960, 1964, 1991, 1994. Хотя в советскую формацию развития ГП существовали известные ограничения и даже искажения этих частноправовых начал, что, однако, объяснялось двумя историческими причинами: 1. Осуществление государством всеобъемлющего контроля и управления за хозяйственно (экономической) деятельностью. 2. Участие в этой деятельности в качестве главных субъектов именно государственных предприятий. Учреждений, организаций. Однако, по своему характеру ГП регулирования оставалось частно-правовым, обусловленное наличием товарно-денежных отношений.
  Гражданское и частное право всегда совпадало и совладает и совпадало. При характеристике гражданско-правовых систем следует исходить из их совершенной правовой идентичности.  
Возвращение к принципиальному делению права на частное и публичное обязывает по иному оценить место и значение занимаемое в этой системе гражданским правом. Ранее эта система представлялась в виде пирамиды правовых отраслей с вершиной конституционного права. А в основании её лежали все иные правовые отрасли. Гражданское право всегда рассматривалось, как фундаментальная правовая отрасль и занимала центральное место в подгруппе правовых отраслей. С позиции дуализма (разграничение на частное и публичное) такая система принципиально видоизменяется, частноправовое регулирование становится равным публично-правовому, а не зависимым от него. Зависимость сохраняется лишь в системе законодательства, поскольку конституция, как основной закон имеет высшую юридическую силу по сравнению с любым другим законом. В системе правовых отраслей, гражданское частное право занимает господствующее положение, и вся пирамида превращается в трапецию с двумя равновеликими вершинами.
Система права: · Частное право: o Семейное право o Международное частное право o Трудовое право · Публичное право: o Конституционное право
       

Конституция (см. пп. 9 ст. 71) относит гражданское законодательство к предмету исключительной федеральной компетенции. Следовательно, в состав системы ГЗ могут входить только акты федеральных органов, органов субъектов РФ, иные государственные органы и органы самоуправления не вправе принимать никакие иные акты содержащие гражданско-правовые нормы. Если такое происходи, такие акты квалифицируются как антиконституционные и не подлежащим применению с момента его принятия.

Нормы гражданского права могут содержаться и в актах других отраслей законодательства, которые конституцией РФ отнесены к совместному ведению РФ и её субъектов (см. п.5 ч.1 ст. 72). К таким отраслям относится, в частности, жилищное законодательство, состоящее из комплексных административных актов, включающих, как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Они могут приниматься и субъектами РФ, но не могут противоречить нормам ФЗ (см. ч. 2,3 ст. 76).

Дифференциация гражданско-правовых актов может быть проведена по юридической силе:

1. ФЗ ГД РФ, которые являются нормативными актами высшей юридической силы.

2. Указы президента РФ, Постановления правительства РФ, подзаконные нормативные акты.

3. Нормативные правовые акты иных государственных органов.

ФЗ возглавляются ГК РФ и охватываются понятие Гражданское законодательство. Следовательно, сам термин «законодательства» применим исключительно к законам и иным актам законодательной власти.

В советскую формацию развития ГП, термином законодательства наименовался любой НПА. А в современном - исключительная чистота термина «законодательство».

Подобное терминологическое назначение приобретает значение основополагающего критерия, посредством которого определяется не только юридическая сила самих гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного гражданско-правового нормотворчества.

Особенностью процесса принятия современного ГК РФ является его поэтапное принятие. А потому, исторический период кодификации современного гражданского законодательства определяется двумя датами:

1. 21 октября 1994 - Принятие ч. 1 ГК.

2. 18 декабря 2006 – Принятие ч. 4 ГК.


Действие ГЗ.

Для любого гражданского акта, помимо содержания, составляющих его норм, генерально-принципиальное значение имеют 3 фактора:

1. Точное определение момента вступления нормативного акта в силу.

a. Платон: Закон рождается как человек. Датой рождения закона является дата его принятие в установленном объективном праве порядке, а не дата вступления закона в силу.

b. Lex prospicid, non lex respicid – закон смотрит вперед, а не назад. Закон обратной силы не имеет.

2. Точное определение момента прекращения действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы.

3. Установление действующей (официальной) редакции нормативного акта (его официального текста).

Конституция РФ - принятие ФЗ компетенции ГД (п.1 ст. 105 Конституции). Следовательно, с момента их принятия в окончательной редакции ГД ФЗ считаются принятыми. А не с момента последующего одобрения СФ или подписание Президентом.

Объективное право устанавливает процедурный порядок, а именно время в течение которого принятые ГД закон, и по установленной процедуре подписанной главой государства, подлежит официальному опубликования в следующих четырех источниках:

· Российская Газета.

· Парламентская газета.

· Вестник законодательства.

· Интернет портал government.ru.

Цивиличтическая доктрина не формализована в качестве официального источника права, а значит, ей придается лишь одно значение, как источника познания права (аксилологическое значение). Однако даже в таком качестве она способствует решению следующих двух задач: 1. При разрешении конкретного спора, доктринальное (научное) толкование может быть учтено в окончательной квалификации гражданско-правового спора. 2. Является основой для совершенствования законодательства. De lege lata (с точки зрения действующего закона/цивилистическая доктрина) De lege ferenda – с точки зрения будущего закона.

19. Квалификация индивидуальных локальных актов (договоров, уставов).

Данные акты приобретают непосредственное конкретное юридическое значение лишь для принявших их участников (сторон договора, участников учредителей юридического лица), т.е. имеют силу источника исключительно для создавших этих актов участников в целях регулирования их взаимоотношений при условии соответствия этих отношений системе действующего законодательства. Данные акты не являются актами публичной власти и не санированы в данном случае компетентными органами, а прияты самими участниками правовых отношений.

Квалификация: в механизме гражданско-правового регулирования индивидуальные (локальные) акты выполняют лишь роль юридических фактов, а не общеобязательных правовых норм.


Гражданское правоотношение

IV. Эпиграф

Яков Миронович Магазинер: «… правильное понятое и усвоенное понятие правоотношения, пронизывает все явления правовой жизни и должно быть с такой же легкостью в каждой из них обнаружено, как красная нить во всех канатах английского флота».

V. Пропидевтика.

Правоотношение как правовое явление

Категория Правоотношения категорий универсальная, значит, она является краеугольной правовой конструкцией. Универсальность правовой категории правоотношении означает, что все правоотношения обладают общими признаками или свойствами. С другой стороны каждая отрасль права, в соответствии со спецификой правового регулирования идентифицирует свой вид правоотношений, которые обусловлены особенности самой отрасли права.

Именно в определении понятия правоотношения проявляется все многообразие взглядов и мировоззренческих позиций, которые, условно, можно свести к 3 концепциям:

· Правоотношение это идеологическое надстроечное отношение, особый вид социальной связи субъектов, возникающих и существующих на основе правовых норм.

· Правоотношение это юридическая связь субъектов, урегулированного нормами объективного общественного правоотношения, выражающаяся наличием у них концептуальных прав и обязанностей.

· Общественное правоотношение, урегулированное нормами объективного права, в котором его участники выступают, как носители субъективных прав и обязанностей.

VI. Вводные положения

Независимо от мировоззрения (мировоззренческой позиции) любое правоотношении, так или иначе, является результатом регулирования нормами позитивного права общественных отношений.

Любая норма права в своей субстанции это юридическая абстракция и представляет собой двухэлементную субстанцию. Содержит юридический факт и правило поведения. В этом смысле, все нормы права могут быть дифференцированы на диспозитивные и императивные.

В каждой норме права, в силу её абстрактного характера, легально закрепляются абстрактно возможные права и обязанности, которые рассчитаны на неопределенный круг субъектов, которые должны следовать абстрактным предписаниям, при наступлении указанных в норме юридических фактов.

При создании конкретного правоотношения, основанного на абстрактной правовой норме, происходит трансформация этой нормы в права и обязанности, принадлежащие конкретным субъектам, а потому приобретают качества субъективных прав и обязанностей. Созданное на основе норм права правоотношение выступает в форме юридической связи конкретных субъектов, содержанием которой и являются субъективные права и обязанности данных субъектов.
  Правоотношение в системе механизма гражданско-правового регулирования выступает средством трансформирования абстрактных норм гражданского права в конкретные субъективные права и обязанности.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.018 с.)