Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление идеологии и практики самодержавия
· В становлении идеологии самодержавия большую роль РПЦ. · РПЦ смогла внедрить в умы людей теорию божественного происхождения власти государя и непосредственно божественность государя. · В России начинают именовать московского князя «Государь всея Руси», подчеркивая единство государя и единичное правления. · Народ начинает именовать царя «батюшкой», «отцом». · С 15 в. государь начинает символизировать единство государства, приобретая значение отца государства. · Теория о божественности государя, начатая пропагандироваться РПЦ, даёт основы для зарождения самодержавия. · Самодержавие начинает зарождаться при Иване III, что было вызвано практическим завершением объединения русских территорий и началом формирования вертикали власти. · Окончательно самодержавие установилось при Иване IV Грозном в январе 1547 г., когда Иван Грозный принял титул царя · Особенности, повлиявшие на формирование самодержавия в России: 1. Падение Византийской империи в 1453 г. позволило России объявить себя новым истинным центром православия 2. Применение в России византийско-православной модели власти 3. Активная деятельность РПЦ по внедрению в умы людей теории о божественности государя 4. Принятие Иваном IV Грозным титула царя в 1547 г. и проведение им политики терании
Политика Ивана IV: от “Избранной рады” к опричнине · После смерти Василия III в 1533 году, власть наследовал его малолетний сын Иван IV. · В период с 1533 по 1538 г. регентом при Иване была его мать Елена Глинская, которая была по одной из версии отравлена боярами. · Со смертью Елены Глинской в 1538 г. начинается период борьбы за власть боярских группировок. · Ивану удалось более или мене основаться на троне лишь в период правления Глинских (1545 – 1547 гг.). · В конце 1546 г. Иван IV окончательно утверждается на троне. Это стало возможным в связи с начавшейся очередной междоусобицей бояр. Воспользовавшись моментом в начале января 1547 г. Иван женится на Анастасии Романовой, чем самым становится совершеннолетним. С этого момента власть в государстве полностью переходит в руки Ивану IV. · С целью укрепления своей власти и соответствия титула государя европейским стандартам в конце января Иван IV принимает титул царя. Коронация Ивана Грозного проходила в Успенском соборе Кремля. Процесс коронации проводил московский митрополит Макарий, их рук которого Иван Грозный получил шапку Мономаха и другие знаки царской власти.
· Венчание (коронация) на царство имело свой смысл. Учитывая тот факт, что венчание проводил митрополит РПЦ в одном из главных соборов России, можно сказать, что Иван Грозный подчеркнул божественность власти, причем данная божественность уже была не на словах, а подкреплена реальными действиями: митрополит РПЦ являлся помазанником Божьим, чрез руки которого Иван Грозный и получил власть. · Первые 2 года Иван решал все вопросы самостоятельно, реально не допуская к власти никого. Однако в скорее он понял, что не в состоянии в одиночку решать все наболевшие проблемы. · В период с 1549 по 1560 гг. при Иване Грозном существовал круг приближенных к нему людей – «Избранная рада» · Избранную раду возглавлял А.Ф. Адашев, кроме него в работе Избранной рады принимали участие: князья Д. Курлятов, А. Курбский, М. Воротынцев, московский митрополит Макарий и духовник царя Сильвестр. · Избранная рада внедряла в жизнь решения, принятые в 1549 г. на Соборе Примирения, в котором участвовали представители Боярской Думы, церковного руководства, воеводы и представители дворянства. · К реформам Избранной рады относят: 1. Создание стрелецких полков (постоянно действующие воинские образования, которые по существу являлись царской гвардией. В мирное время стрельцы занимались ремеслом и земледелием. Кроме того им платилось денежное и хлебное жалование) 2. Реформы в области финансов: Ø Введения налога с земли для церкви Ø Введения новых и повышение старых налогов для граждан 3. Реформа местного самоуправления: Ø Упразднение кормления и введение земского самоуправления · Избранная рада просуществовала до 1560 г. и была распущена Иваном Грозным из-за взаимного непонимания во внешней и внутренней политики · Одним из главных моментов стало то, что Ивану Грозному удалось навязать церкви определённые нормы, что свидетельствует о частично подчинении церкви царю. · На стоглавом соборе в 1551 г. Ивану Грозному удалось ввести правило запрета получения земель в собственность церкви. За РПЦ оставались все земли полученные до стоглавого собора, однако с 1551 г. церковь не имела права без разрешения царя получать земли в собственность.
· В 1550 г. Иван Грозный издал новый судебник, в котором: Ø Демонстрировалось усиление центральной власти; Ø Подтверждалось правило Юрьева дня, установленного в судебнике Ивана III Ø Увеличение пожилого Ø Устанавливалась ответственность феодала за преступления крестьян, что увеличивало личностную зависимость крестьян от феодалов · Однако не смотря на все нововведения, Иван Грозный не чувствовал себя в безопасности. Он постоянно находился под воздействием страха исходящего от бояр. С целью окончательного закрепления власти за собой и усиления централизации власти, в период с 1565 по 1572 гг. Иван Грозный проводит политику опричнины. · Опричнина – это политика терронии, проводимая в период с 1565 по 1572 гг. Иваном IV Грозным с целью централизации власти в государстве, усиления собственной власти и искоренения измены. · Политика опричнины началась со своеобразной презентации власти Иваном Грозным. В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел опричнину (от слова "опричь" кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столипы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя как в отца, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: 1. право неограниченной самодержавной власти 2. учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старипкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старипкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви. Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.) |