Становление идеологии и практики самодержавия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление идеологии и практики самодержавия



· В становлении идеологии самодержавия большую роль РПЦ.

· РПЦ смогла внедрить в умы людей теорию божественного происхождения власти государя и непосредственно божественность государя.

· В России начинают именовать московского князя «Государь всея Руси», подчеркивая единство государя и единичное правления.

· Народ начинает именовать царя «батюшкой», «отцом».

· С 15 в. государь начинает символизировать единство государства, приобретая значение отца государства.

· Теория о божественности государя, начатая пропагандироваться РПЦ, даёт основы для зарождения самодержавия.

· Самодержавие начинает зарождаться при Иване III, что было вызвано практическим завершением объединения русских территорий и началом формирования вертикали власти.

· Окончательно самодержавие установилось при Иване IV Грозном в январе 1547 г., когда Иван Грозный принял титул царя

· Особенности, повлиявшие на формирование самодержавия в России:

1. Падение Византийской империи в 1453 г. позволило России объявить себя новым истинным центром православия

2. Применение в России византийско-православной модели власти

3. Активная деятельность РПЦ по внедрению в умы людей теории о божественности государя

4. Принятие Иваном IV Грозным титула царя в 1547 г. и проведение им политики терании

 

Политика Ивана IV: от “Избранной рады” к опричнине

· После смерти Василия III в 1533 году, власть наследовал его малолетний сын Иван IV.

· В период с 1533 по 1538 г. регентом при Иване была его мать Елена Глинская, которая была по одной из версии отравлена боярами.

· Со смертью Елены Глинской в 1538 г. начинается период борьбы за власть боярских группировок.

· Ивану удалось более или мене основаться на троне лишь в период правления Глинских (1545 – 1547 гг.).

· В конце 1546 г. Иван IV окончательно утверждается на троне. Это стало возможным в связи с начавшейся очередной междоусобицей бояр. Воспользовавшись моментом в начале января 1547 г. Иван женится на Анастасии Романовой, чем самым становится совершеннолетним. С этого момента власть в государстве полностью переходит в руки Ивану IV.

· С целью укрепления своей власти и соответствия титула государя европейским стандартам в конце января Иван IV принимает титул царя. Коронация Ивана Грозного проходила в Успенском соборе Кремля. Процесс коронации проводил московский митрополит Макарий, их рук которого Иван Грозный получил шапку Мономаха и другие знаки царской власти.

· Венчание (коронация) на царство имело свой смысл. Учитывая тот факт, что венчание проводил митрополит РПЦ в одном из главных соборов России, можно сказать, что Иван Грозный подчеркнул божественность власти, причем данная божественность уже была не на словах, а подкреплена реальными действиями: митрополит РПЦ являлся помазанником Божьим, чрез руки которого Иван Грозный и получил власть.

· Первые 2 года Иван решал все вопросы самостоятельно, реально не допуская к власти никого. Однако в скорее он понял, что не в состоянии в одиночку решать все наболевшие проблемы.

· В период с 1549 по 1560 гг. при Иване Грозном существовал круг приближенных к нему людей – «Избранная рада»

· Избранную раду возглавлял А.Ф. Адашев, кроме него в работе Избранной рады принимали участие: князья Д. Курлятов, А. Курбский, М. Воротынцев, московский митрополит Макарий и духовник царя Сильвестр.

· Избранная рада внедряла в жизнь решения, принятые в 1549 г. на Соборе Примирения, в котором участвовали представители Боярской Думы, церковного руководства, воеводы и представители дворянства.

· К реформам Избранной рады относят:

1. Создание стрелецких полков (постоянно действующие воинские образования, которые по существу являлись царской гвардией. В мирное время стрельцы занимались ремеслом и земледелием. Кроме того им платилось денежное и хлебное жалование)

2. Реформы в области финансов:

Ø Введения налога с земли для церкви

Ø Введения новых и повышение старых налогов для граждан

3. Реформа местного самоуправления:

Ø Упразднение кормления и введение земского самоуправления

· Избранная рада просуществовала до 1560 г. и была распущена Иваном Грозным из-за взаимного непонимания во внешней и внутренней политики

· Одним из главных моментов стало то, что Ивану Грозному удалось навязать церкви определённые нормы, что свидетельствует о частично подчинении церкви царю.

· На стоглавом соборе в 1551 г. Ивану Грозному удалось ввести правило запрета получения земель в собственность церкви. За РПЦ оставались все земли полученные до стоглавого собора, однако с 1551 г. церковь не имела права без разрешения царя получать земли в собственность.

· В 1550 г. Иван Грозный издал новый судебник, в котором:

Ø Демонстрировалось усиление центральной власти;

Ø Подтверждалось правило Юрьева дня, установленного в судебнике Ивана III

Ø Увеличение пожилого

Ø Устанавливалась ответственность феодала за преступления крестьян, что увеличивало личностную зависимость крестьян от феодалов

· Однако не смотря на все нововведения, Иван Грозный не чувствовал себя в безопасности. Он постоянно находился под воздействием страха исходящего от бояр. С целью окончательного закрепления власти за собой и усиления централизации власти, в период с 1565 по 1572 гг. Иван Грозный проводит политику опричнины.

· Опричнина – это политика терронии, проводимая в период с 1565 по 1572 гг. Иваном IV Грозным с целью централизации власти в государстве, усиления собственной власти и искоренения измены.

· Политика опричнины началась со своеобразной презентации власти Иваном Грозным. В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел опричнину (от слова "опричь" кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столипы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя как в отца, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия:

1. право неограниченной самодержавной власти

2. учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старипкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старипкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви. Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.)