Поликлиническая педиатрия (часть i) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поликлиническая педиатрия (часть i)



Учебно-методическое пособие

Омск – 2009


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА»

 

О.В. Антонов, С.И. Артюкова, Т.А. Морозова

ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ (часть I)

Учебно-методическое пособие

 

 

 

Омск – 2009


УДК:

ББК:

А

Рецензенты:

Кривцова Л.А. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой детских болезней №1 Омской государственной медицинской академии;

Соботюк Н.В. – профессор, заведующая кафедрой детских болезней №2 Омской государственной медицинской академии

Авторы:

Антонов О.В. – д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии;

Артюкова С.И. – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии;

Морозова Т.А. – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии.

 

 

А____ Антонов, О.В. Поликлиническая педиатрия (часть I): (учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета) / О.В. Антонов, С.И. Артюкова, Т.А. Морозова; под ред. д.м.н. О.В. Антонова. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2009. – с.

ISBN

 

 

Учебно-методическое пособие соответствует действующей программе по «Поликлинической педиатрии», утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ СР Российской Федерации, Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия», современным требованиям практического здравоохранения и предназначено для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений.

 

УДК:

ББК:

 

© О.В. Антонов, С.И. Артюкова, Т.А. Морозова

 

ISBN

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

  стр.
Список сокращений и обозначений………………………………………………….. 6-7
Введение…………………………………………………………………..…………… 8-9
Список основной литературы, рекомендуемой для подготовки к занятиям по предмету «Поликлиническая педиатрия»……………………………………………. 10-11
Занятие 1. Структура и организация работы детской поликлиники. Профессио-нально-должностные обязанности участкового педиатра. Документация педиатрического участка…………………………………………………………….... 12-25
Занятие 2. Антенатальная охрана плода в условиях акушерско-педиатрического-терапевтического комплекса (АТПК). Группы риска в антенатальном и неона-тальном периодах……………………………………………………………………… 26-46
Занятие 3. Лечебно-профилактическая помощь новорожденному ребенку в условиях педиатрического участка и АТПК. Организация вскармливания, ухода, режима дня. Современные неонатальные скрининги………………………………. 47-64
Занятие 4. Первичный патронаж новорожденного и ребенка первого года жизни на дому: цель, задачи, комплексная оценка состояния здоровья, определение группы здоровья, оформление эпикриза и составление плана диспансерного наблюдения до 1 года (самостоятельная работа на педиатрическом участке)…………………………….............................................................................. 65-67
Занятие 5. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии оценки здоровья и определение групп здоровья. Работа кабинета здорового ребенка……………………………………………………………………... 68-75
Занятие 6. Принципы динамического (диспансерного) наблюдения за здоровым ребенком до 18 лет. Доврачебные скрининги в системе массовых медицинских осмотров детей декретированных возрастов………………………………………… 76-105
Занятие 7. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний в детской поликлинике. Работа кабинета вакцинопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок, учетная документация. Оказание неотложной помощи при поствакцинальных реакциях и осложнениях…………………………. 106-130
Занятие 8. Активное наблюдение за больным ребенком. Стационар на дому. Правила оформления рецептов, больничных листов……………………………….. 131-140
Занятие 9. Противоэпидемическая работа врача-педиатра детской поликлиники. Принципы работы в эпидемическом очаге. Лечение детей с острыми респираторными заболеваниями на педиатрическом участке. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе……………….…………………………………… 141-159
Вопросы тестового контроля к практическим занятиям 160-226
Ответы к тестовому контролю 227-239
Перечень приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих работу детской поликлиники 240-243

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

АД – артериальное давление

АДС – анатоксин дифтерий но-столбнячный адсорбированный

АДС-М – анатоксин дифтерийно-столбнячный с уменьшенным содержанием антигенов

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АТПК – акушерско-терапевтический-педиатрический комплекс

БГСА – бетта-гемолитический стрептококк группы А

ВГВ – вакцина против гепатита В

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВПР – врожденные пороки развития

ГБН – гемолитическая болезнь новорожденных

ДДУ – детское дошкольное учреждение

дптр. – диоптрии

ДЦП – детский церебральный паралич

ЖКВ – живая коревая вакцина

ЖКрВ – живая краснушная вакцина

ЖПВ – живая паротитная вакцина

ИППП – инфекция передаваемая половым путем

ЗВУР – задержка внутриутробного развития

ИПВ – инактивированная полиомиелитная вакцина

ИФГ – индекс физической готовности

МЗ СР – Министерство здравоохранения и социального развития

ООЛ – острый обструктивный ларингит

ОПВ – оральная полиомиелитная вакцина

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОРЗ – острое респираторное заболевание

СВС – синдром внезапной смерти

УЗДГ – ультразвуковоее допплерографическое исследование

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФКУ – фенилкетонурия

ЦМВ – цитомегаловирусная инфекция

ЦНС – центральная нервная система


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время государство особое внимание уделяет реализации программ приоритетного национального проект в области качественного улучшения здравоохранения Российской Федерации. Широкомасштабный проект предусматривает не только переоснащения существующих и введение в строй новых лечебно-профилактических учреждений и стимулирование медицинских работников к профессиональному совершенствованию, но и предъявляет особые требования к работе, в первую очередь, первичного звена здравоохранения. Для детского населения РФ таким звеном являются амбулаторно-поликлинические учреждения, выполняющие не только лечебно-профилактическую, но и большую организационную работу. Стратегические направления службы охраны здоровья матери и ребенка предполагают последовательное укрепление амбулаторно-поликлинических учреждений, упорядочение и экономически более рентабельное использование стационарного фонда с акцентом на его дальнейшую специализацию, развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи детям. Не случайно основное внимание правительство РФ было обращено на улучшение условий работы и жизнедеятельности участковых врачей-педиатров, а также развитие службы семейных врачей. Бесспорно, сложившаяся ранее ситуация, при которой укомплектованность детскими врачами в ряде поликлиник составляла 40-60%, не могла достойно решать задачи, возлагаемые на службу первичного звена здравоохранения. Не была качественно обеспечена реализация главной задачи, возлагаемой на участкового врача – оказания высококвалифицированной медицинской помощи больному ребенку на догоспитальном этапе. В настоящее время проблема кадров, связанная с недостатком участковых врачей, успешно решается. Это связано с улучшением условий труда медицинских работников, материально-технической базы детских поликлиник, заменой вспомогательного диагностического оборудования, давно израсходовавшего свой рабочий ресурс и т.д. Материальное стимулирование работников первичного звена здравоохранения также оказывает существенное влияние на выбор специальности, стоящей перед студентами и молодыми врачами. Сегодня можно с уверенностью сказать о том, что участковые врачи почувствовали реальную заботу государства.

В условиях экономического кризиса приоритетной становится амбулаторно-поликлиническая помощь, как наиболее экономически выгодная и наиболее используемая населением – около 90% населения получают медицинскую помощь в поликлиниках. Сегодня в существующих непростых социальных и экономических условиях роль врачей-консультантов из преподавательского состава клинических кафедр в системе здравоохранения особенно ответственна.

Главными задачами преподавателя высшего медицинского учебного заведения, работающего на базе детской поликлиники, является подготовка врачей-педиатров, хорошо знающих организационные формы работы в первичном звене педиатрической службы, обучение студентов методам профилактики и ранней диагностики как инфекционных, так и не инфекционных заболеваний у детей и подростков, методам оказания неотложной врачебной помощи больному ребенку на догоспитальном этапе.

В основу учебно-методического пособия положены материалы лекций и методических рекомендаций к практическим занятиям сотрудников кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии по предмету «Поликлиническая педиатрия» для студентов V курса педиатрического факультета. В пособии освещены организационные аспекты работы детской поликлиники. Подробно изложены разделы профилактической работы участкового педиатра – антенатальная охрана плода, диспансеризация новорожденного ребенка, методика проведения профилактических осмотров, вакцинопрофилактика, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.

Авторы


СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ»

 

1. Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 624 с.

2. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 608 с.

3. Основы поликлинической педиатрии / А.А. Джумагазиев [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 414 с.

4. Участковый педиатр: справочное руководство / под ред. М.Ф. Рязанкиной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 313 с.

5. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рязанкиной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.

6. Черная, Н.Л. Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство / Н.Л. Черная, В.М. Ганузин, Г.В. Мелехова и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 417 с.

7. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Рос. педиатрический журнал. – 2005. – № 2. – С. 2-8.

8. Баранов, А.А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, В.А. Тутельян, Б.Т. Величковский. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 120 с.

9. Доскин, В.А. Поликлиническая педиатрия / В.А. Доскин, Т.В. Косенкова, Т.Г. Авдеева и др. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 504 с.

10. Методические рекомендации для проведения производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета по курсу «Поликлиническая педиатрия» / Лукьянов А.В. [и др.]. – Омск, 2006. – 48 с.

11. Неонатальный скрининг на муковисцидоз, галактоземию и адреногенитальный синдром: методические рекомендации для врачей. – Красноярск, 2006. – 24 с.

12. Оценка физического развития детей и подростков: учебно-методическое пособие / под ред. В.А. Филина и Т.Г. Верещагиной. – М.: РГМУ, 2008. – 94 с.

13. Инфекционные заболевания в практике педиатра и семейного врача: методическое пособие / А.В. Лукьянов [и др.]. – Омск, 2006.

 


Занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.022 с.)