Зарубежный опыт управления государственным долгом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт управления государственным долгом.



Ситуация, когда целые страны живут в долг, стала совершенно нормальным явлением в современном мире. Особенность развитых стран (в основном, речь пойдет о странах, входящих в G7) состоит в тот, что они, являясь главными кредиторами, в то же самое время имеют и самый большой объем собственного государственного долга. Этот парадокс объясняется многими причинами, о которых мы скажем позднее.

Как мы знаем, главным и единственным основание для возникновения государственного долга является наличие дефицита бюджета. Придерживаясь концепции функционального финансирования бюджета и не стремясь к его ежегодной и циклической балансировке, большинство развитых стран из года в год не могут достичь профицита. Более того, как видно на диаграмме (Приложение 2), ситуация резко ухудшилась во время мирового экономического кризиса, случившегося в 2009г. Особенно сильно он отразился на бюджете таких стран, как Греция и Испания, однако, и такие наиболее устойчивые в экономическом плане страны, как Германия и Франция, ощутили на себе его влияние, значительно увеличив расходы на поддержание экономик менее развитых стран-соседей по Европейскому Союзу. За весь период с 2007 по 2013 года бюджетный профицит наблюдался лишь единожды у Канады и Италии. В США на рост дефицита повлияло увеличение расходов на социальные и военные программы. В Японии, Португалии и Испании в это время наблюдалось значительное снижение объемов ВВП.

Все эти факторы не могли не привести к значительному увеличению размеров государственного долга. На сегодняшний день общий размер государственного долга в мире составляет около 68 % всего ВВП[11]. Наибольшую его часть составляют задолжности стран G7. Абсолютные показатели государственного долга большинства развитых стран, а так же России, представленные в таблице (Приложение 3), не дают ясного представления о его размерах и критичности для экономики страны. Поэтому для оценки объема государственного долга принято использовать относительные показатели, например, процентное соотношение госдолга и ВВП страны и размер госдолга на душу населения. Как видно на графике (Приложение 4), государственный долг во всех исследуемых странах имеет неуклонную тенденцию к увеличению. В настоящее время наиболее крупный долг у Японии – 241 % ВВП, Греции – 173 % ВВП, Италии – 126 % ВВП, Португалия – 120 % ВВП, США – 108 % ВВП. Наибольший прирост государственного долга показали: Ирландия – на 92,7 % ВВП, Греция – на 63,2 % ВВП, Испания – 54,4 % ВВП; Япония – на 53,6 % ВВП[12]. Для человека, далекого от экономики, более чем двукратное превосходство размера государственного долга Японии над ее ВВП может показаться ужасающим и губительным для экономики. Почему же при наличии колоссальных долгов экономики развитых стран продолжают развиваться?

Во-первых, следует отметить, что данный показатель так же не дает достоверной оценки ситуации. Для создания наиболее полной картины этот показатель необходимо сочетать с другим: соотношением объемов государственного долга с активами, которыми этот долг обеспечен. Исходя из этого, наиболее тревожная ситуация складывается в США, огромный долг которых обеспечен официальными резервами менее, чем на 1%. Валовой же долг Японии превышает ее резервы лишь в 6,5 раз, что является лучшим показателем среди всех развитых стран. Более того, если рассматривать только внешний долг, то резервы будут превосходить его в 2 раза. Это объясняется наличием у Японии нетипично больших объемов золотовалютных запасов.

Во-вторых, как видно из таблицы (Приложение 5) доля внешних займов в структуре госдолга развитых стран очень мала, а это значит, что ни часть ВВП, ни денежные средства не уходят за границу, а остаются внутри страны, а сами страны не попадают в зависимость от кредиторов.

В-третьих, большая часть полученных от выпуска ценных бумаг денег идет не на финансирование социальных программ или медицинской сферы. Правительства инвестируют их в доходные проекты, а полученная от них прибыль используется для обслуживания долга, т.е. выплаты основной части долга и процентов по нему. Подобную стратегию мы рассматривали выше на примере Японии.

В-четвертых, вопреки распространенному мнению о негативном влиянии государственного долга в долгосрочном периоде (из-за увеличения ставки рефинансирования), большинство стран не торопятся его выплачивать. Госдолг США поступательно возрастает последние 50 лет, однако, при этом увеличения ставки не происходит. Более того, с 1981г. она снизилась с 20% до текущих 0,25%, а в Японии с 1995г. не превысила 0,5%. В России же, наоборот: на фоне снижавшегося в течение нескольких лет долге ставка процента составляла 11,5%[13].

Политика эффективного управления государственным долгом в развитых странах включает в себя следующие направления:

· сохранение государственного долга на уровне, поддерживающем экономическую стабильность страны;

· создание такой системы государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним сопровождалось наименьшими издержками и минимальным риском для экономической безопасности страны;

· минимизация стоимости долга за счет увеличения срока заимствований;

· своевременное и полное исполнение долговых обязательств, чтобы не допускать начисление штрафных санкций за просрочку и обеспечить стране-заемщику положительной кредитной истории;

· направление заемных средств на целевые нужды;

· создание централизованной системы управления долгом для обеспечения мер по сокращению задолженности и осуществление более эффективного и строгого контроля за привлечением и использованием средств;

· применение разнообразных методов управления государственным долгом, в зависимости от экономической ситуации.

Таким образом, проблема государственного долга оказывается наиболее актуальной именно для развитых стран. Однако их пример доказывает, что даже колоссальный объем государственного долга не препятствует успешному экономическому развитию страны. Гораздо важнее, как правительство справляется с его структурированием и регулированием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.006 с.)