Исторические предпосылки и причины возникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки и причины возникновения



 

Понять любое историческое явление глубоко и всесторонне можно только через обращение к его корням.Важно очертить, хотя бы приближенно, хронологические рамки, в пределах которых последние прослеживаются. Такие основы приобретают особую актуальность при изучении истоков украинского казачества и утверждение его в общественной жизни. Кроме того, необходимо учесть весь комплекс экономических, политических и социальных факторов этого длительного процесса.

Походы в благодатные степи, хотя и опасны из-за наличие воинственных кочевников, очевидно, имели место еще до создания единой Русского государства. Упоминания о них в княжеские времена нашли отражение на страницах летописных хроник. Поэтому не случайно, что уже в период описательной историографии XVI— XVIII вв. появилась целая череда разнообразных версий происхождения казачества.Учитывая важность и малоисследованность вопроса, необходимо хотя бы кратко обозначить его основные аспекты.

Среди первоначальных теорий появления украинского казачества значительное место принадлежит етимологічній, построенной на семантических выводах. Польские шляхетские историки Павел Пясецкий, Самуэль Твардовский, Веспасиан Каховский 1 выводили термин "казак" от слова "коза", несмотря на ловкость казаков. Украинский летописец Григорий Грабянка 2, а за ним и российский дворянский историкАлександр Ригельман 3 усматривали в последних потомков хозарських племен.

В ряду сторонников гипотезы о происхождении украинских казаков от чужеземных народов следует назвать русского историка M. M. Карамзина 4, который считал предшественниками казачества половцев ичерных клобуков. Вслед за В. М. Татищевим 5 версию о том, что казаки вышли с Кавказа, повторили Г. Ф.Миллер 6 и П. И. Симоновский 7.

Основоположниками автохтонной теории происхождения украинского казачества можно по праву считать польского хрониста Марцина Бельского 8 и французского дворянина Гийома Левассера де Боплана 9.Дальнейшее развитие она нашла в летописи Самийла Величка 10, а именно — обоснование происхождения казаков из местной украинской людности. Украинская историография XIX — начала XX вв.: В. Бы.Антонович, Н. А. Максимович, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, И. М. Каманин, Д. И. Яворницкий, М. С.Грушевский 11— углубила и расширила последний тезис, доказав ее до логического завершения. Последние десятилетия не внесли принципиальных изменений в освещение проблемы.

Широкий спектр взглядов на генезис казачества объясняется наличием разнообразных свидетельств о его предшественников на поприще южноукраинского степи. Существующие источники не дают оснований для утверждения о прямую наследственность казачества от воинственной древнерусской народности, которая проживала в этом регионе. В то же время нецелесообразно игнорировать близость социальных иполитических факторов, которые способствовали формированию своеобразного защитного пояса на грани со степью в разные исторические эпохи.

Археологические и письменные источники убедительно свидетельствуют о постоянное проживание среди тюркоязычных кочевников в низовьях Днепра, Южного Буга, Днестра и Дуная славянского населения в течение X—XIII вв. Попытки князей Олега и Игоря присоединить уличей и тиверцев до Русского государства привело к уходу их за Днестр. Летописец Нестор отмечал: "Множество ых сидит по Днепру до моря, и суть грады их до сего дня" 12. Под натиском печенегов, а впоследствии и половцев, славяне оставляли эти благодатные земли. Однако, несмотря на ордынские опустошение, часть населения выжила.Славянское происхождение этих обитателей степи аргументировано доказано в трудах П. В. Голубовского, В.Г. Ляскоронского и M. C. Грушевского 13. Вместе с тем в историографии имеет место и мнение о его полиэтничность 14. Отечественные и иностранные источники называли это население бродниками. Русскийлетопись впервые упоминает бродников в связи с княжескими междоусобицами черниговского Святослава Ольговича и киевского Изяслава Мстиславича в 1147 г. Византийский историк Никита Хониат писал о помощи бродников болгарам, которые стремились обрести независимость от Константинополя (1186).Воевода бродников Плоскиня целовал крест на верность киевскому князю Мстиславу Романовичу перед боем на г. Калке в 1223 г.

Византийские и венгерские авторы ограничивали землю бродников Подунав'ям, которое находилось в поле зрения их правительств. Однако, русские летописи вспоминали бродницьке населения на юго-восточной границе Руси и в Северном Приазовье. Кстати, роль пограничных отрядов киевского князявыполнял чорноклобуцький племенной союз. Бродники поддерживали отношения с Русью, ведь функционирование торговых путей требовало постоянного внимания княжеской администрации. Вместе с тем, ситуация в южнорусских степях значительно влияла на политическую атмосферу Русского государства.

Весьма существенным является вопрос о занятиях бродников. Приспособлены в климатических и ландшафтных условий своего края, они, вероятно, занимались охотой, рыболовством, а также военным делом. Последнее дает право утверждать, что население постоянно находилось в напіввоєнному состоянии и привлекало к себе внимание как потенциальный союзник киевских князей. Вместе с половцами бродники неоднократно принимали участие в походах на Балканы. Все это дало основание для видения в бродницьких общинах XII—XIII вв. прообраза института казачества 15. Хотя специальных исследований сравнительного анализа подобных типологических явлений не проводилось.

Иногда бродники выступают в источниках под именем берладників. Существуют предположения, что это название могло происходить от города Берладі, которое на Руси считалось скоплением "темного люда" — изгнанников из общества. Так, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский изгонял с Русской земли зависимого от него Давида Ростиславовича (1173), то сказал при этом: "А ты пойди в Берладь, а в Руськой земли не велю ти быти" 16. Для обладателей Руси Берладь и вообще нижнее Подунавье были символом беззакония и разбою. В соответствии летописцы, будучи выразителями общественных интересовкнязей и бояр, прозвали Давида Ростиславовича "берладником", означало бродяга, голодранец, разбойник.

Письменные свидетельства о бродников теряются с монголо-татарским нашествием и ослаблением общественной жизни русских княжеств. Самое позднее упоминание содержится в письме венгерского короля Белы IV к папе Иннокентия IV (1254), где, в частности, отмечалось: "Когда государство Венгрии вот вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: Русскими, Бродниками с востока, Болгарами и Босняками, еретиками с юга" 17. Однако, это вовсе не означает, что из южноукраинского степи как части"Большой границы" исчезло воинственное население славянского происхождения. Со своей стороны монголо-татарские власти поддерживали антикнязівські течения, создавая в степях слободы, куда стекались люди с княжеских сел. Однако с конца XIII века. междоусобная борьба татарских эмиров привела к произволу ордынцев. "Вся степь,— по словам Н. Л. Эрнста,— наполнилась татарскими отрядами, которые, слоняясь, не признавали никакой власти. Безопасное передвижение в степи, как было раньше, сменилось грабежами, нападениямибеспризорных отрядов на купеческие караваны. В те времена эти татарские отрядахназывались казацкими, которые не подчинялись власти хана, а действовали независимо и только иногда шли к кому-нибудь на службу"18. Пребывание в степях становилось опасным, и население в основном бежало вобжитые районы.

Несколько иная картина жизни южного пограничья в XIII ст., в частности, в так называемой "Болохівській земле", которая охватывала подольский край, предстала в разведке М. П. Дашкевича.Поскольку положения, высказанные автором, касающиеся истоков казачества, то их следует рассмотреть подробнее. На мнению ученого, татары, поселившись на Подолье после ордынской нашествия, поджоги под влияние местного населения, возможно даже приняли крещение и занимались земледелием, животноводством и промыслами, чему способствовали крупные природные богатства. Свой тезис Г. П.Дашкевич утверждал, ссылаясь на польскогоисторика Мацея Стрыйковского (1547-1582), который якобы встречал летописные свидетельство о перенимание татарами славянского языка и изменение традиционногохарактера занятий19. Кроме того, автор обратил внимание на устройство сельских общин, возглавляемых атаманами, стремление к жизни и общинного самоуправления. В то же время он предполагал опасность для населения, что существовала от отдельных татарских отрядов, совершавших разбои параллельно с согласованной данью в пользу хана Золотой Орды. Отсюда Н. П. Дашкевич сделал вывод, что необходимость для жителей подольского края быть всегда готовыми к обороне стала причиной возникновения казачества."Южнорусские казаки,— писал ученый,— таким образом, по нашему мнению, на первой ступени своего генезиса, если иотличались воинственностью, то она далеко не была в них на первом плане. Они несоставляли еще тогда военных дружин, которые собирались впоследствии, не переходили еще в наступление, а ограничивались защитою там, где нападал на них неприятель, было ли то среди домашнего хозяйства, или среди занятий и промыслов, совета которых нужно было выходить за пределы своей земли"20. Вопрос об отсутствии каких-либо упоминаний о казаках в следующий период, который охватывал более века, М. П.Дашкевич объяснял междоусобицами Литвы и Польши и завоеванием последней Подолье, в результате чего местное население было отстраненное от самостоятельной защиты края.

Аргументированную критику точки зрения М. П. Дашкевича относительно генетического связи общин, которые возникли под властью татар с казаками, совершил M. K. Любавский. Он подверг сомнению прямые ссылки на Мацея Стрыйковского, поскольку упоминания последнего о подольских казаков в XIII—XIV вв.не имеют подтверждения в источниках. Кроме того, M. K. Любавский отметил о наличии атаманов как сельских старшин во многих регионах Украины 21. Новые документальные материалы позволяют шире рассмотреть проблему. Действительно, атаманы, как руководители сельских общин, появились в татарскую сутки и встречались даже в XVI ст. Они ведали сбором дани для ханских баскаков, выполнялиадминистративные и военные функции. О возможности пребывания на этих должностях татар в XIII—XIV вв. можно только догадываться. Позже в источниках фигурировали преимущественно славянские фамилии.Даже приведенное М. П. Дашкевичем фамилия атамана с. Петровцев на Киевщине — Никита Вареник 22точно не тюркского происхождения. Вместе с тем, татарский срок "атаман", как, кстати, и "казак", о чем речь пойдет ниже, постепенно распространялся на украинский население. Итак, точку зрения Г. П. Дашкевичаистоки украинского казачества можно рассматривать как одну из гипотез историографии XIX века.

Положение на южном пограничье украинских земель заметно изменилось во второй половине XIV в.,когда Поднепровье вошло в состав Великого княжества Литовского. Наблюдалась новая попытка восстановления государственной жизни в передстеповому районе путем строительства укрепленных замков и заселение военно-служебной населением. Большого значения этому придавал литовский князь Витовт (1392-1430), который совершал военные экспедиции в степь вплоть до Северного Причерноморья. Об успехах колонизации можно судить по предоставление в 1442 г. Черноморского побережья "со всеми городами, портами,таможнями, водными и сухопутными, шляхтичам Бучацким"23. Новые правители обязывались укрепить за свой счет замки и городки. Фактически это было возвратом к временам княжеской Руси, когда в степных районах наряду с кочевниками проживало славянское население.

Нехватка актового материала периода вітовтової колонизации не позволяет проследить и воссоздать ее основные этапы. Сохранились лишь отдельные упоминания о предоставлении угодий в Западном Подолье24, свидетельствовало о формирования военно-служебного сословия. Судя из более поздних времен,аналогичный процесс проходил и на Киевщине и Брацлавщине. Опорными пунктами государственного наступления на южной окраине должны были стать укрепленные замки с соответствующим контингентом населения.

Развитие колонизации заметно затормозился со смертью князя Витовта. Виленские власти переорієнтувались на решение других государственных проблем. Но импульс, предоставленный процессу князем-подвижником, имел реальное продолжение, в частности, в деятельности князей Олелька Владимировича (1440-1455) и Семена Олельковича (1455-1470). В результате в течение нескольких десятилетий тысячи представителей военно-служебной слои, которые имели официальное название бояр,получили земли в широкой передстеповій полосе от г. Мурафы на Подолье до бассейна р. Сулы на Левобережье 23. Предоставленные земли часто состояли из нескольких частей, удаленных друг от друга. Но даже за опасных условий степного пограничья угодья ценились и были распределены между собственниками. Украинское боярство было опорой Литовского государства на южном порубежье, авладение землей фактически узаконювалось как плата за службу. Владения, пожалованы свободы, то есть временно, не могли переходить по наследству или же передаваться в другие руки. Куплены и "отчизне" с разрешения хозяина подлежали наследования и відсудженню. При отсутствии прямых наследников,способных нести службу, земля переходила к разряду виморочних и возвращалась к хозяина.

Наряду с имущественными за боярами закреплялись и личные права. Боярин подлежал приговора воевод и старост, но не мог быть взятый в подданство. На земскую службу он выезжал "конно и вооруженно"собственной персоной, а также в сопровождении пахолкив. Кроме того, как и представители других социальных слоев, бояре обязывались участвовать в укреплении замка, ездить с чиновниками на охоту.

Низший разряд служилых людей составляли люди коланні и ясачні, которые выполняли работы при замке, за что пользовались небольшим участком земли и платили преимущественно натуральный налог. До высшего разряда принадлежали слуги ордынские, путевые и замковые. Так, согласно Овруцькою люстрацией, "слуги ордынские должны при послам и гонцах господарских ездити до Орды, а живут в месте, а земли отчизные, данные, а входы свое на то особое имеют и при старосте предся на службу господарскую конно и вооруженно ехати должны, а подводою и стацыею" 26. Слуги путевые использовались для курьерской работы и надзора за путями, по которым двигались татары, слуги замковые — "во всех нуждах, где колвек им расскажут" 27. Конные, или же панцирные слуги, несли патрульную службу в поле, вблизи замка. С сельского население пограничной полосы создавались отряды слуг, которые занимались исключительно военным делом. Как отмечал M. K. Любавский: "слуги вербовались обыкновенно из зажиточных тяглых или каких-либо других крестьян, так как с отправлением на войну связаны были расходы не под силу обыкновенной крестьянской «службе» 28. Для большей образности историк привел отрывок из Литовской метрики — просьба слуги Лаврина Станкевича (1514) короля Сигизмунда i (1506— 1548) освободить отца и братьев от протяжной службы, мотивируя их реальной возможностью нести поважнішу и полезную для государства — военную. "Ино мы,— говорится в королевской привилегии,— на эгочоломбитье то совершили, того эго отца Станка и его братью Янка а Мартина с тых трех служоб тяглых освободили и тыи дякла и вси дачки, што нам и врядником нашим даивали, им есмо отпустили; а они должны нам с того службу земскуюзаступовати в трех оружиях, и кони имеют цели добрые и оружий и брони так достаточне, как и иным подданым нашим"29. На основе широкого фактического материала М. К.Любавский сделал правильный вывод, что слуги в крестьянских рядах занимали высшую ступень и в экономическом, и в юридическом смысле — место, близкое к боярам 30. Безусловно, слуги могли входить и ксостав отрядов, организованных для ведения степных промыслов, в том числе и экспедиций за добычей на татарские улусы.

Во второй половине XV века. колонізаційна волна украинской людности натолкнулась почти на аналогичное явление со стороны Крымского ханства. В 1475 г. оно стало вассалом Турции, что привело к активизации экспансии на соседние христианские государства. Жители степного пограничья стали первыми жертвами татарских погромов. Впоследствии ордынские опустошение приобрели регулярного характера и достигали даже Волыни и Северной Киевщины. Немногочисленные гарнизоны служилых людей при замках не могли остановить ордынцев, а правительство Великого княжества Литовского не имел средств для содержания напограничные наемного войска. Местное население вынуждено было самостоятельноорганизовываться перед татарским нашествием. И это становилось не только элементарной потребностью, но и обязанностью, что позже было закреплено в законодательстве. "Лбы уси мещане и подданые наши времени навалное потребности и с другими людьми нашими земскими войну служили,— отмечалось в Первом Литовском Уставе,— или с дозволенья нашего на войну выправляли"31.

Наряду с профессиональными воинами, боярами, драбами, старостинськими служебниками на защиту собственных жилищ выступали и крестьяне, ремесленники. Люстратори каневского замка 1552 года.отмечали: "мы Должны каневцы, так мещане, яко бояре и подданные их, и церковные, и госты вси противлюдей неприятельских и в погоню за ними конно, оружейно бывати со старостой и без него с слугами его"32. Следовательно, потребность в обороне предопределяла постоянную боевую готовность населения, а походы в степь против татар получили название казачество.

"Казак" — термин тюркского происхождения и заимствован украинцами от южных соседей.Относительно его происхождения существует немало версий, большинство которых рассмотрены в исследованиях Д. И. Яворницкого 33 и Г. И. Халимоненко 34. В широком понимании "казак" — это свободный человек, искатель приключений, бродяга. В то же время этот термин применялся для определение пограничника, искусного всадника, наемного воина, степного разбойника, добытчиков и тому подобное.

Для выяснения начального периода становления украинского казачества важным является вопрос генезиса названий военных и административных титулов. Вероятно, это обусловлено территориальной близостью с тюркомовною населением, ее вливанием в казачьих ватаг, хотя антагонизм между ними вряд ли способствовал быстрым темпам такого процесса. Вероятнее, что уже с княжеской эпохи русичи перенимали от тюркоязычных народов стратегию и тактику степного боя, соответствующие элементы атрибутики кочевников. Поэтому достаточно реально встает предсказания Г. И. Халимоненко о возможности существования "казацких лагерей" в бассейнахрек Роси и Сулы уже в XI—XII вв., где проживало смешанное тюркско-славянское населения35.

Не вызывает сомнения существование тюркских казаков в Крыму и Северном Причерноморье уже в XIII—XIV вв. В половецком словаре по 1303. слово "казак" означает стража, или же человека, которыйнаходилась на передовой страже 36. На синаксарі города Сурожа (Судак) под 1308 г. речь идет об убийстве крымскими казаками "раба божьего Алмальчи" 37. Татарские казаки упоминаются и в Уставе генуэзских колоний 1449 г.: "Когда случится купить какую-то добычу казакам конным кафинцям, или же на охоте татарских быков или где, постановляем: чтобы консул Кафы и другие чиновники или какая-то высокая особа отнюдь не смели требовать себе доли из такой добычи, а пусть она трактуется как свободная (от налога) и с полным правом принадлежит тем, кто ее захватил или подстрелил, и пусть консул Кафы пытается таких казаков конных поддерживать, оказывая им всяческую помощь и ласку" 38. Срок казаки касался и низшегопрослойки татар, осажденных князем Витовтом южнее столицы Свободно 39. По отбыванию воинской службы казаки владели небольшими земельными наделами и относились к отдельных подразделений, которые вступали в литовского войска под предводительством своих атаманов 40. Вполне возможно, что и "подольские казаки", упомянутые Мацеем Стрийковським, имели аналогичную природу 41. Упоминание о предоставлении земли татарам близ Овруча в конце XV века. жалуваною грамотой Казимира IV (1440-1492) натолкнула M. K. Любавського на мысль, что какая-то их часть могла быть осажденная и на Киевщине 42. Оаналогичные случаи в княжение Гедимина (1316-1341) говорится в люстрациях Каневского замка 1552 года.43.

Существует немало свидетельств о деяниях татарских казаков на территории южноукраинского степи.Польский историк Ян Длугош выделял их в составе полчищ хана Маняка, которые вторглись в Галичину 1469 г. 44. Казаки, наверное, часто привлекались к ханского войска наряду с представителями других социальных слоев Крыму. Так, по просьбе великого князя московского Ивана III (1462-1505) выслать войска против ордынцев, которые препятствовали нормальному сообщению между государствами, совершая грабежи и разбои, крымский хан Менгли-Гирей отреагировал положительно. В разговоре с царским послом в Крыму Семеном Борисовичем он, в частности, отметил: "Посылал под Орду уланов и князей и Казаков всех, колко их ни есть в моей земле. И они под Ордой были все лето и делали, сколько могли" 45. С другой стороны, в послании великого московского князя к Менгли-Гирея от 4 марта 1487. содержалось просьба прислать до Курска своих людей для встречи послов за опасности от татарских казаков в степи.Одновременно Иван III сообщал, что московские ратные люди вместе с войском брата крымского хана Нурдовлатом уже осуществили поход по степным путям: "под Ордой улусы имали и головы поймали... и яздесь у тех Козаков то головы поймал и отдал семи ых твоему послу Тевекелю улану да Лукбердею дувану в тобе бы то было известно. А список есми к тебепослал, то и головы имяны преписавши, колко ых отдано твоим послам"46. О контактах татарских казаков с украинским населением можно догадываться по текста великокняжеской сставной грамоты киевлянам от 14 мая 1499 г., в которой отмечалось: "Когда осмник воеводин застанет которого мещанина или купца, а либо казака христианина (выделение наше.— В. Щ.), с белыми головами непочетные речи делаючи, ибо наместнику митрополичьем с того врочая вина, а воеводе с того вины копа денег; а когда застанет осмник в таковых вещах гостя турка, или татарина, а любо ормянина, тогды воеводе с такового вины двенадцать коп грошей" 47. Отсюда вполне закономерным является результатанализа этнографического состава населения Киевщины XV ст., осуществленного П. Г. Клепатським.Ученый отметил, что после украинцев наибольший процент на этой земли составляли татары 48. Приведенные факты убедительно свидетельствуют о переход названия "казак" на украинцев от татарских кочевников. Одновременно и казачество как бытовое явление приобретало широкие масштабы. За примером татарских казаков из южноукраинских замков и деревень выходили в степь ватаги искателей легкой добычи."Ходить в казаки" означало, прежде всего, выходить в поле или "на низ" по добычу. Яркой иллюстрацией этого могут послужить также показания Рейнгольда Гейденштейна — доверенного секретаря Стефана Батория: "Большие просторы полей, множество земли остаются там необработанными и незаселенными... Большую часть временилюди занимаются рыболовством и здобичництвом, считают врагом колотого, от кого надеются получить больше добычи, но, поскольку среди них численно преобладают христиане, то они испытывают особую неприязнь к неверным (варваров) прежде всего к татарам, и не раз оказывали помощь польским королям. Поскольку они занимают нижнюю часть Польши, которая прилегает к реке (Днепру — В.Щ.), то и называются... низовцями, и среди других казаков — таким именно общим именем называются как конные, так и пешие люди, которые собираются по доброй воле для занятий разбоем на пограничье"49.Гейденштейн зафиксировал свое впечатления после завершения войны между Речью Посполитой и Московией в 80-х годах XVI ст., когда немало ее участников, не найдя применения своим силам, отправились на поиски "казацкого хлеба", хотя аналогичные случаи имели место и в предыдущее время. Однако походы на татарские улусы составляли только один сторону деятельности запорожцев.

Южноукраинская степь с широко разветвленными водными артериями поражал современников необычайными природными богатствами. Литовский мемуарист Михаил (Михалон) Литвин с восторгом писал: Диких зверей и зубров, диких лошадей и оленей такое сила по лесам и полям, на них охотятся только ради кожи, а мясо за большое их количество выбрасывают, кроме спинной части; ланей и диких кабанов даже вовсе не употребляют. Дикие козы в таком большом количестве перебегают зимой из степей в леса, а летом назад, что каждый крестьянин забивает их до тысячи в год. По берегам рек в большомколичестве встречаются жилища бобров. Птиц такая удивительная сила, что весной мальчишки собирают целые лодки яиц диких уток, гусей, журавлей и лебедей, а позже их выводками наполняют курятники. Вірлят закрывают в клетки ради их перо, которое цепляют к стрелам. Собак кормят мясом диких зверей и рыбой, так же реки переполнены невероятным количеством осетров и другими крупными рыбами"50. Даже точные и лаконичные королевские ревизоры, описывая украинские староства, не могли удержаться от восторженных характеристик края: "Лошадям и всякому быдлу хованье там роскошное по дубровах и свиньям по дубникахчерез зиму, а там радушно всякое быдло множится. Зубров, оленей, лисиц и другого зверу великое множество. Меда так офитость великая, а предке доброго, чистого, белого без бортей и без всякое праци великое, не только с пасек, но готового с вепетов выдираючи" 51.

Наличие большого количества дичи способствовала широкому развития уходництва. Кроме охоты, рыболовства, пчеловодства, промышленники часто совершали походы за солью. Так, в люстрации 1552 года.отмечалось: "Кгды соль идет, с низу хоживало старосте перво из десятка по ковшу соли, а ковш тот с безмен, а теперешний староста от каждого человека колько ых в десятку будет, берет соли по два безмены. А над то еще берет староста теперешний с каждого десятка соли по котлу десяточному и по ковшу. А еще особно обестки из десятка каждого по котлужу десяточному берет" 52. Налог в виде добычи местные власти взимали осенью при возвращении промышленников на волости. Со временем он узаконювався в фиксированных размерах. Уже в уставній грамоте великого князя литовского Александра Казимировича (1492-1506) городу Киеву (1499) отмечалось: "Которые казаки с верху Днепра и с инших сторон ходят водой на Низ, до Черкас и далей и што там добудут, с того со всего воеводе десятое должны давать; а когда рыбы привозят, с верху, или с низу, просолныи и вяленые до места Киевского, тогды мает осмник воеводин то осмотрети и обмытити,и мает на огород взять вот бочки рыб по шести денег, а вот вяленых рыб и свежихдесятое. А когда привезут до места Киевского рыбу свежую, осетры, тогды не имеют ых целиком продавать, олиж должен осмник от каждого осетра по хребтине взять, а любо вот десяти осетров десятого осетра"53. В данном случае казаками именовались уходники с приднепровского региона. Такие же казаки-промышленники ходили в степь и по другим рекам. Марцин Бельский под 1489 г. вспоминал казаков, которые хорошо знали Побужье и помогли польскому королевичу Яну-Ольбрехту добраться до Савране 54.

Занятия промыслами требовало отваги и определенных военных навыков, поскольку редко обходилось без столкновений с татарскими казаками и чабанами. Поэтому уходники объединялись в отряды, выбиралиопытного вожака и соответственно вооружались. На уходах сооружали временные стоянки-закрома, или же городце" для первичной обработки и хранение добытого, а также обороны на случай нападения ордынцев.

Социальные причины возникновения украинского казачества заключались в углублении общественного разделения труда, изменениях в земельных отношениях. После превращение украинских княжеств в воеводства традиционный принцип общинного землевладение постепенно підмінювався раздачей имений князем как верховным сюзереном, лицам высшего (князья, паны, зем'ян-шляхта) и среднего (бояре)состояний, которые находились на военной и административной службе. В соответствии с разряда землевладельцев исключалась наиболее многочисленное сословие — крестьянство. Естественнымявлением стал растущий отход крестьян из центральных регионов на окраины, в то время не встречало препятствий со стороны властей. Наоборот, при отсутствии регулярного войска переселенцев планировалось использовать в борьбе с полчищами кочевников.

Вместе с тем, с конца XV века. в Великом княжестве Литовском наблюдалось зарождение товарно-денежных отношений. На общегосударственном уровне его четко иллюстрировала устава 1514 г., направлена на увеличение доходности великокняжеских имений за счет расширения площади дворовой пашни, которую предполагалось обрабатывать с применением труда тяглых людей. Местным чиновникам предписывалось: "Колько розумеючи людей на пашни оставить, которыми бы еси мел достаточне пашню запахати, а других маеш на пенязех осадить" 55. Подобное имело место и в имениях отдельных землевладельцев, которые использовали различные средства экономического и внеэкономического принуждения, чтобы удовлетворить потребности своего хозяйства в рабочей силе.

Увеличение отработочной ренты вызвало соответствующую реакцию со стороны крестьянства. Одной из самых распространенных форм протеста против социального гнета стали бегства. Безусловно, их масштабы существенно различались на обширных просторах Великого княжества Литовского. Наверное, в большей степени побега были присущи собственно литовским землям, меньше — родине казачества — Центральной Украине. Однако наличие отдельных артикулов в Первом Литовском Статуте 1529 г., в которых речь шла о предотвращении крестьянским побегам и суровые наказание беглецов 56 позволяет предположить, что в малоосвоенные пограничные районы отходила и часть украинского населения. Отсутствие документальных свидетельств не дает право утвердительно говорить об участии этой категории крестьянства в козакуванні до середины XVI в., хотя и для возражения возможности такого явления нет оснований 57.

Следовательно, именно охранники южного пограничья и уходники-промышленники, которые находились в постоянных контактах с татарскими кочевниками, впервые встречаются в источниках второй половины XV века. под названием "казаки". С этого времени свидетельства источников о казачестве на территорииюжноукраинского степи прослеживаются регулярно. Древнее бытовое явление казачество постепенно приобретало широкие масштабы, привлекая представителей разных социальных слоев. условия приграничья создали своеобразный тип человека, характерной особенностью которой было сочетание в одном лице воина и труженика.

 

 

1.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.02 с.)