Через проектную деятельность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Через проектную деятельность»



Республики Татарстан

Проектная работа:

«Повышение качества образования

Через проектную деятельность»

Выполнила: Сафиуллина Ф.Ф.

Оглавление:

Введение – стр. 3

1.1 Качество образования и проектная деятельность – стр. 3

Актуальность использования метода проектов – стр. 5

Плюсы» метода проектов – стр. 6

Определение и классификация проектов – стр. 8

Метод исследовательских проектов – стр. 11

Этапы работы над проектом – стр. 14

Формы, методы и средства – стр. 17

Представление результатов – стр. 20

Оценивание проектов – стр. 20

Перспективность метода проектов – стр. 23

Возможность повторения и творческого использования опыта

Метода проектов – стр. 24

Результативность использования метода проектов – стр. 26

Заключение – стр. 27

Список использованной литературы – стр. 29

 

Введение

«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

(Кант.)

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

1.1 Качество образования и проектная деятельность

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Качественное образование в современной школе невозможно без использования ИКТ. Из чего же оно складывается?

1.) Из высокого уровня профессионализма педагогов.

2.) Из материально – технического обеспечения школы.

3.) Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

“Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно” – писал Р.Киплинг.

Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.

Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов.

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

- учебный проект носит творческий характер;

- деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;

- используется метод сверхзадач.

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Плюсы» метода проектов

«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Особенность нашей сельской школы – малочисленные классы. Я считаю именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Этапы работы над проектом

Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной: потребность, проблема исследования, первоначальные идеи, оценка идей, разработка лучшей идеи, планирование, изготовление, апробирование, оценка.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Отметим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах работы может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.

В предлагаемой структуре выделены три основные стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.

Этапы работы

1. Организация деятельности.

Погружение в проект. Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию.

Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в постановке целей, выдвижении задач.

Планирование. Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).

Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования. Предлагает идеи, высказывает предположения.

Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.

2. Осуществление деятельности.

Поиск информации. Сбор информации, решение промежуточных задач.

Выполнение проекта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети интернет. Проведение исследования.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе).

Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями-предметниками.

Наблюдает, советует. Обобщение результатов и выводов.

Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.

Анализируют информацию, формулируют выводы.

Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

3. Представление результатов деятельности и ее оценка

Презентация. Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.

Защищают проект, участвуют в обсуждении. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Оценка процесса и результатов работы.

Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия. Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Самооценка реализации поставленных целей. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию.

Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провесим экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Формы, методы и средства

Для поэлементного формирования проектных умений учащихся используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно-деловые игры, уроки-консультации, уроки-презентации и другие. Предпочтение отдается проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы – индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звездочка обдумывания», «мозговой штурм», семинары, «круглый стол» по обмену информацией, конференция. Средства обучения, применяемые в процессе работы, - видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет-ресурсы.

Поскольку каждая стадия, этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть организационные формы этих «уроков».

Организационные формы «уроков»:

Погружение в проект. Формулирование проблемы, постановка цели. Рассказ, беседа, лекция. Планирование. Обсуждение вариантов. Самообразование. Продумывание хода деятельности. Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», «звездочка обдумывания», ролевые и учебно-деловые игры. Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций). Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т. п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.

Презентация результатов (защита проекта). Обсуждение, ответы на вопросы.

Урок-презентация, «круглый стол», конференция. Беседа, консультация.

При работе над проектом особое место занимает групповая форма работы учащихся. Работа в группе при выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков.

Среди форм внеклассной, способствующих организации проектной деятельности старшеклассников, можно выделить: факультативы, спецкурсы и спецсеминары, элективные курсы, конференции, литературные чтения, литературные вечера, конкурсы, редакционно-издательская работа (выпуск литературоведческих газет, сборников, брошюр и т. п.).

Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов. Прежде всего педагогу нужно продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, проведение беседы, дискуссии по актуальности и значимости предстоящей работы над темой проекта.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», или «атаки мыслей», предложенного в 1941 г. А. С. Осборном. Учитель сообщает тему, цель и заинтересовывает учащихся. Учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения. Поведение учителя должно быть доброжелательным. Учащимся предлагается высказать любую мысль – каждый учащийся выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Любые предложения фиксируются на доске. Можно встать на позицию другого и развить его идеи. Критика не допускается. Эксперты помогают кратко сформулировать мысли, которые фиксируют секретари. Учитель, эксперты, секретари поддерживают атаку мыслей с помощью реплик, стимулирующих напряженное и продуктивное мышление. Когда активность учащихся иссякла, и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается. Возможен вариант, когда результатом является создание какого-либо продукта (чертеж, схема, план работы над проектом, модель и т. п.). Данный прием целесообразно применять на этапе погружения в проект и планирования работы над проектом, когда вырабатывается план действий, формулируются задачи каждого участника проекта, выбираются формы отчета, определяются способы сбора и анализа информации.

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и учащимися вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретической и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся на каждом этапе проектирования.

Представление результатов

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной проблемы.

Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Проекты могут быть:

Устные (доклад, обзор, отчет, сообщение, социологический опрос, сравнительно-сопоставительный анализ);

Письменные (альманах, брошюра, отчет, подборка задач, публикация, реферат, сборник, статья, сценарий, учебное пособие);

Наглядно-образные (видеофильм, выставка, деловая игра, информационный бюллетень, коллекция, макет, модели фигур, оформление кабинета, плакат, презентация в Powerpoint, web-сайт, стенгазета, тематический журнал).

Оценивание проектов

На последнем этапе проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляют с выполнением проекта. Например, И. Д. Чечель считает, что при использовании «метода проектов» существует по крайней мере два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. «Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект». Вторая составляющая оценки результата, продолжает И. Д. Чечель, «это собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели».

В оценивании проектов приоритет отдается рейтинговой, качественной оценке. Обязательно включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант. Причем групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как личный вклад каждого в общий проект может быть различным. Экспертная оценка может осуществляться по пяти-, десяти-, сто бальной шкале. При этом следует иметь в виду, что невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его СС эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Особое внимание необходимо уделять оценке результатов работы самими учащимися, рефлексии осуществленной деятельности.

Рассмотрим следующие составляющие оценки.

Рефлексия. Можно воспользоваться различными методиками, например, «листы рефлексии», «закончи предложение», синквейн.

Листы рефлексии: в результате их написания учащиеся могут поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, с какими сложностями он столкнулся в процессе работы над проектом. Если были неудачи, то подумать, как избежать их в будущем. Ну а если все прошло успешно, то найти слагаемые успеха. Примерный образец листа рефлексии представлен ниже.

Лист рефлексии

Тема проекта:

Я считаю, что…(мнение о проекте)

Особенно удачным является…(достоинства, положительные моменты)

В то же время, я посоветовал бы…(рекомендации)

Сложно было…(трудности, проблемы и т. п.)

«Закончи предложение». Учащимся предлагается закончить предложения, например:

Мне представляется интересным то, что…

А у меня на этот счет другое мнение…

Я бы хотел (хотела) еще раз услышать…

Работа над проектом помогла…

Проект помог осознать…

У меня появилось желание…

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения. Во время рефлексии каждый участник должен в течение пяти минут описать свои текущие впечатления, ощущения и ассоциации по следующим правилам: первая строка – одно имя существительное; вторая строка – два прилагательных; третья строка – три глагола; четвертая строка – одно завершенное предложение (высказывание); пятая строка – одно итоговое слово. Например:

Проекты -

Интересные, творческие

Дают, зажигают, заполняют голову

Учиться – всегда пригодиться

Учеба.

Оценка оформления и выполнения работы: актуальность темы,; объем и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнении проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы.

Оценка защиты проекта: качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция.

Заключение

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности методкабинет школы постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями. А самое главное – я увидела изменения в своих воспитанниках.

Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.)

У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.

Список использованной литературы

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

2. Дереклеева Н. И. развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе6 Игровые упражнения – М.: 5 за знания, 2005.

3. Килпатрик В. Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя и

5. Гузеев. В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995.

6. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Н. В. Громыко // Школьные технологии, 2005.

7. Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор –составитель С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

8. Романовская М. Б. метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Республики Татарстан

Проектная работа:

«Повышение качества образования

через проектную деятельность»

Выполнила: Сафиуллина Ф.Ф.

Оглавление:

Введение – стр. 3

1.1 Качество образования и проектная деятельность – стр. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.067 с.)