Карта самооценки профессионально значимых качеств педагога Инструкция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта самооценки профессионально значимых качеств педагога Инструкция



Введение

 

 

Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

 

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.

 

Цель психологического компонента педагогической практики

 

формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

 

Задачи психологического компонента педагогической практики:

 

1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

 

2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

 

3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики учащегося;

 

4. привить студентам этические принципы использования

 

психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

 

На 4 курсе прохождение психологического компонента педагогической практики позволяет студентам оценить свои сильные и слабые стороны как педагогов, выявить собственный индивидуальный стиль преподавания и обозначить направления дальнейшего развития у себя психологической компетентности педагога.

 

На 5 курсе психологическое задание дает студентам возможность освоить изучение личности учащегося методами наблюдения и беседы, а так же составление развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе к учащемуся и определении дальнейших перспектив в работе с ним

 

 


Задание для 4 курса

 

 

Содержание и последовательность выполнения заданий

 

 

На 4-ом курсе за время прохождения практики студент должен выполнить следующие задания по психологии:

 

1. Провести структурированное самонаблюдение в процессе проведения урока (лекции). По результатам самонаблюдения заполняется карта самонаблюдения, которая позволяет оценить психологическую компетентность педагога. Карта самонаблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Инструкция и образец карты представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты,

 

представленные в карте наблюдения, подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте самонаблюдения прилагается к итоговому отчету.

 

2. Провести структурированное наблюдение за другим практикантом или педагогом школы. Наблюдение осуществляется при непосредственном посещении практикантом урока (лекции) другого практиканта или педагога. Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения. Карта наблюдения заполняется на уроке (лекции) и/или сразу после. Карта наблюдения за деятельностью другого практиканта (педагога) аналогична карте самонаблюдения и содержит такие же критерии наблюдения. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты,представленные в картенаблюдения за работой практиканта (преподавателя), подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению краткого отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте наблюдения прилагается к итоговому отчету.

 

3. Для того, чтобы оценить уровень психологической компетентности необходимо провести сравнительный анализ своей работы и работы наблюдаемого студента (педагога).

 

4. По результатам сравнительного анализа написать заключение, в котором нужно представить самооценку психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых ее сторон, наметить направления дальнейшего самосовершенствования. Инструкция по написанию заключения представлена в методичке. Заключение прилагается к отчету.

 

Требования к оформлению и содержанию отчета о выполнении заданий по психологии

 

1.Титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (см. Приложение).

 


2.Заполненная карта самооценки профессионально значимых качеств педагога.

 

3.Заполненная во время урока (лекции) или сразу после карта наблюдения за работой другого практиканта (преподавателя).

 

4.Заключение, в котором представляется выводы по самооценке психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых сторон своей работы, и указаны перспективные направления дальнейшего самосовершенствования.

 

Инструкция


Для выполнения задания Вам необходимо провести инаблюдение за другим студентом-практикантом или педагогом во время занятия, на котором Вы будуте присутствовать. Перед началом занятия внимательно изучите те пары психологических характеристик активности педагога, которые включены в карту наблюдения в столбцах “Положительная характеристика” и “Отрицательная характеристика”. Во время занятия Вам необходимо заполнить столбец карты наблюдения “Примеры”. В нем вы кратко описываете конкретные случаи и детали занятия, которые, на Ваш взгляд, относятся к каждой из семи обозначенных в карте характеристик. Необходимо составить возможно более детальное, точное и безоценочное описание того, что Вы наблюдаете во время занятия. После занятия на основании собранных данных наблюдения небоходимо дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.

 

Таблица 1. Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие

 

 

Положительная Балл Отрицательная   Примеры  
характеристика   характеристика      
Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность      
           
Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие      
           
Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы      
обучаемых          
Открытость (свободное 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление      
выражение чувств,   держаться за социальную      
отсутствие «маски»)   роль, боязнь своих      
    недостатков, тревога за      
    престиж)      
           
Активность (все время в 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не      
общении, держит   управляет процессом      
обучаемых «в тонусе»)   общения, пускает его на      
    самотек)      
Гибкость (видит и быстро 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает      
разрешает возникшие   изменений в настроении      
проблемы, конфликты)   аудитории, направлен как      
    бы на себя)      
           
Дифференцированность 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференци-      
(индивидуальный подход в   рованности (нет      
общении)   индивидуального подхода)      
           
После заполнения карты наблюдения проведите количественное
           

обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы – отдельно для наблюдения за собой и за другим студентом или педагогом – и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.

 

45-49 баллов – очень высокая оценка.

44-35 баллов - высокая оценка.

 

34-20 баллов – средняя оценка.

19-11 баллов - низкая оценка.

 

10-7 - очень низкая оценка.

 

На основании результатов наблюдения составляется заключение. В нем необходимо проанализировать Ваши психологические особенности, значимые для выполнения педагогической деятельности. Характеристика представляет собой ответы на ряд приведенных ниже вопросов и структурирована согласна следующему плану.

 

 

План заключения по психологическому компоненту педагогической практики.

 

Общая оценка.

 

Насколько высоко Вы оцениваете свою педагогическую компетентность на основании результатов проведенного Вами наблюдения?

 

Считаете ли Вы набранный вами балл достаточно высоким? Почему?

 

Сильные стороны.

 

По каким видам психологической компетентности Вы получили высокую или очень высокую оценку?

 

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

 

Слабые стороны.

 

По каким видам психологической компетентности Вы получили низкую или очень низкую оценку?

 

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

 

Какие из Ваших слабых сторон могут компенсироваться сильными и каким образом?

 

Насколько Ваши слабые стороны совпадают со слабыми сторонами другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали? Чему Вы могли бы у него научиться?

 

Сравнительный анализ.

 

Как качественная оценка Вашей педагогической компетентности отличается от оценки другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали?

 

Насколько Ваши сильные стороны совпадают с сильными сторонами другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали?

 

Насколько Ваши слабые стороны совпадают со слабыми сторонами

 


другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали? Чему Вы могли бы у него научиться?

 

Свидетельствуют ли различия между вами и другим студентом о различных, но одинаково эффективных способах преподавания или о более и менее эффективном способах? Почему?

 

Дальнейшее саморазвитие.

 

Какие из Ваших слабых сторон, выявленных в результате наблюдения, легче всего, какие - труднее всего изменить? Почему?

 

Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить эффективность своей преподавательской деятельности? Каким образом Вы можете развивать в себе недостающие качества?

 

Каким образом изменится Ваше поведение при проведении занятий, если Вы сможете развить в себе необходимые качества? По каким внешне наблюдаемым проявлениям можно будет проследить рост Вашей педагогической компетентности?

 

Две заполненные таблицы - карта самооценки карта наблюдения за другим студентом-практикантом или педагогом – включаются в приложение к отчету. В основную часть отчета включаются таблица «Профиль педагогической компетентности студента-практиканта» и заключение, составленное по предложенному плану на основании результатов самооценки и наблюдения.

 

Задание для 5 курса

 

 

І. На 5-ом курсе за время прохождения педагогической практики в учреждениях общего среднего образования студент должен выполнить следующие задания по психологии:

 

РЕЧЬ

1. Грамотная речь

 

2. Большой словарный запас

 

3. Четко понимает смысл слов

 

4. На вопросы отвечает четко логично.

 

5. Правильно произносит слова

 

6. Дает четкие ответы на поставленные вопросы

 

7. Проговаривает вслух то, что делает

Обработка результатов

 

Просуммируйте баллы отдельно по каждому компоненту карты наблюдения. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.

 

Подготовка к беседе.

 

Беседа должна проходить в отсутствие посторонних лиц и отвлекающих воздействий (в частности, шума). Вероятная продолжительность беседы – около часа. Вам необходимо заранее обеспечить необходимые время и место и заручиться информированным согласием ученика/студента, с которым Вы планируете проводить беседу (см. этические принципы работы психолога).

 


Все содержание беседы – точные формулировки Ваших вопросов и полный текст ответов Вашего собеседника – должны быть включены в отчет. Этого можно достичь двумя способами. Во-первых, Вы можете вести запись о руки или на компьютере во время беседы. Во-вторых, Вы можете записать беседу на диктофон и затем сделать письменную запись с аудиофайла. Выбор одного из этих двух способов зависит, от Ваших организационных возможностей и согласия собеседника, чтобы его ответы записывались на диктофон. В любом случае конечным результатом беседы должен стать текст, полностью и в точности отражающий вопросы и ответы, а не только передающий их общий смысл. Это необходимо для обоснованности и надежности выводов, которые будут сделаны на основании беседы.

 

Проведение беседы.

 

Беседа проводится в соответствии с приведенным ниже опросным листом – примерным списком вопросов. Вы можете слегка видоизменять формулировки вопросов в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями Вашего собеседника, о которых Вы узнали в результате наблюдения. Кроме того, Вы можете задавать дополнительные вопросы, направленные на прояснение ответов собеседника (например, если он упоминает своих одноклассников или учителей, которые Вам не знакомы), чтобы убедиться, что Вы правильно его понимаете.

 

На протяжении всей беседы воздерживайтесь от оценочных суждений. Ваша задача в рамках данного конкретного задания – понять изучаемого ученика/студента, а не пытаться переубедить его, дать нравственную оценку его действиям и суждениям или как-либо еще повлиять на него. В результате беседы Вы должны получить развернутые ответы на следующие вопросы, связанные с основными темами курса «Психология»/ «Основы психологии».

 

1. Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».

 

Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь, почему?

 

Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?

 

2. Вопросы по теме «Память».

 

Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

 

Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?

 

Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ил твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?

 


Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того¸ чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

 

3. Вопросы по теме «Внимание».

 

Что ты делаешь, когда на уроке/лекции тыневольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?

 

Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

4. Вопросы по теме «Мышление».

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого

 

– сложнее? Как ты думаешь, почему?

 

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

 

4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

 

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?

 

5. Вопросы по теме «Речь».

 

5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?

 

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам и учителям/однокурсникам и преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответов?

 

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?

 

6. Вопросы по теме «Эмоции».

 

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?

 

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

 

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

 

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?

 

7. Вопросы по теме «Мотивация».

 

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

 

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

 

 


7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

 

План полной психологической характеристики личности учащегося

 

Анкетные данные

- Фамилия, имя.

- Возраст.

- Школа, класс (группа).

- Специализация школы (факультет, специализация в ВУЗе,СУЗе).

 

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

 

Внимание.

 

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении. Никогда не отвлекается на уроке (лекции), не делает ошибок по невнимательности.

 


- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя (преподавателя). Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

 

- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя (преподавателя). Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

 

- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

 

- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя (преподавателя) из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

 

Память.

 

- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

 

- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

 

- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

 

- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

 

- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

 

Мышление.

 

- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

 

- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

 

- Удовлетворительно понимает материал после объяснения, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

 

- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

 

- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

 

Речь.

 

- Всегда грамотно употребляет слова и правильно строит предложения.

 

-В речи проявляет большой словарный запас.

 


- Речь является содержательной: в речи выражаются мысли, чувства, которые соответствуют действительности.

 

- Речь понятна, что достигается за счет использования интонации, пауз, логических ударений.

 

- Речь выразительна, эмоционально насыщена.

 

Эмоциональная лабильность.

 

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

 

- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

 

- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. - Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

 

Общий эмоциональный тонус.

 

- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

 

- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

- Практически всегда вял, апатичен во всех делах, несмотря на то, что

здоров.

 

Направленность интересов.

- На учебную деятельность;

- На трудовую деятельность;

 

- На художественно - эстетическую деятельность;

 

- На достижение в спорте, туризме;

- На отношения между людьми.

Отношения к делу.

· Общественная активность

 

- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

 

- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

 

- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

 


- Редко принимает участие в общественных делах.

 

- Отказывает участвовать в общественных делах.

· Трудолюбие.

 

- Любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать еѐ хорошо.

 

- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

 

- Редко охотно берется за работу.

- Чаще всего старается уклониться от любой работы.

- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

· Ответственность

 

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное

дело.

 

- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему

работу.

 

- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему

дело.

- Очень редко выполняет порученное ему дело.

- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

· Инициативность

 

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.

 

- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

- Редко сам начинает новое дело.

- Почти никогда сам не начинает новое дело.

 

- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

· Организованность.

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет

 

еѐ согласно плану.

 

- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

 

- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый еѐ этап надо отчитываться.

 

- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

 

· Любознательность.

 

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

 

- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

 

- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

 

- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

 


- Равнодушен к новым знаниям.

· Аккуратность.

 

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

 

- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).

 

- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит на занятия неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

 

- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

 

- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к себе.

· Скромность.

 

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

 

- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

 

- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

 

- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

 

- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

 

· Уверенность в себе

 

- Не отступает от выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

 

- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

 

- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

 

- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

 

- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

 

· Самообладание.

 

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

 

- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

 

- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

 

- Часто не может подавить нежелательные эмоции.

 

- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

 


Список литературы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Образец оформления титульного листа

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРТЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

ОТЧЕТ

 

о выполнении психологического компонента педагогической практики

 

 

(ФИО)____________________

Курс________Группа_______

 

_________________________

 

(ФИО группового руководителя)

 

___________________________

 

(ФИО руководитель практики от кафедры психологии____________)

 

Место прохождения практики: школа класс

 

(ВУЗ,СУЗ)_____________

 

Срок сдачи отчета___________

 

Минск, 20_____

 

 

Введение

 

 

Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

 

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.

 

Цель психологического компонента педагогической практики

 

формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

 

Задачи психологического компонента педагогической практики:

 

1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

 

2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

 

3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики учащегося;

 

4. привить студентам этические принципы использования

 

психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

 

На 4 курсе прохождение психологического компонента педагогической практики позволяет студентам оценить свои сильные и слабые стороны как педагогов, выявить собственный индивидуальный стиль преподавания и обозначить направления дальнейшего развития у себя психологической компетентности педагога.

 

На 5 курсе психологическое задание дает студентам возможность освоить изучение личности учащегося методами наблюдения и беседы, а так же составление развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе к учащемуся и определении дальнейших перспектив в работе с ним

 

 


Задание для 4 курса

 

 

Содержание и последовательность выполнения заданий

 

 

На 4-ом курсе за время прохождения практики студент должен выполнить следующие задания по психологии:

 

1. Провести структурированное самонаблюдение в процессе проведения урока (лекции). По результатам самонаблюдения заполняется карта самонаблюдения, которая позволяет оценить психологическую компетентность педагога. Карта самонаблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Инструкция и образец карты представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты,

 

представленные в карте наблюдения, подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте самонаблюдения прилагается к итоговому отчету.

 

2. Провести структурированное наблюдение за другим практикантом или педагогом школы. Наблюдение осуществляется при непосредственном посещении практикантом урока (лекции) другого практиканта или педагога. Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения. Карта наблюдения заполняется на уроке (лекции) и/или сразу после. Карта наблюдения за деятельностью другого практиканта (педагога) аналогична карте самонаблюдения и содержит такие же критерии наблюдения. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты,представленные в картенаблюдения за работой практиканта (преподавателя), подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению краткого отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте наблюдения прилагается к итоговому отчету.

 

3. Для того, чтобы оценить уровень психологической компетентности необходимо провести сравнительный анализ своей работы и работы наблюдаемого студента (педагога).

 

4. По результатам сравнительного анализа написать заключение, в котором нужно представить самооценку психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых ее сторон, наметить направления дальнейшего самосовершенствования. Инструкция по написанию заключения представлена в методичке. Заключение прилагается к отчету.

 

Требования к оформлению и содержанию отчета о выполнении заданий по психологии

 

1.Титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (см. Приложение).

 


2.Заполненная карта самооценки профессионально значимых качеств педагога.

 

3.Заполненная во время урока (лекции) или сразу после карта наблюдения за работой другого практиканта (преподавателя).

 

4.Заключение, в котором представляется выводы по самооценке психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых сторон своей работы, и указаны перспективные направления дальнейшего самосовершенствования.

 

Карта самооценки профессионально значимых качеств педагога Инструкция

 

Для выполнения задания Вам необходимо оценить выраженность в своей педагогической работе представленных психологических компонентов. Оценка производится по пятибалльной шкале: 1 – низший балл (соответствующее качество не развито или почти не развито); 5 – высший балл (соответствующее качество развито в совершенстве. Оценка производится на основан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.245.93 (0.342 с.)