Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малолетнего отделения московского
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома // Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1991.-С. 104-110. (с. 371-373) Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем, что касается воспитания физического и духовного. (с. 371) Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны нахо диться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспитания: дисциплина, касаясь порядков, в то же время должна образовывать ребенка и нравственно; как обучение, сообщая знание и умение, в то же время должно служить и воспитательным средством для умственного и нравственного развития. От дисциплины во многом зависит образование характера, [о] чем необходимо начать заботы с раннего детства. Так как хороший характер определяется преимущественно добрыми наклонностями и твердою волею, которая должна быть направлена к добру, то отсюда со стороны воспитательницы требуется близкое знакомство с натурою каждого ребенка, зоркое наблюдение над свободным проявлением его чувств, тесная нравственная связь с ним и определение известной сферы свободной деятельности ребенка, где бы он мог проявлять свои наклонности и запасаться задатками, образующими силу воли. Воспитание группами должно быть как можно более сближено с воспитанием семейным. Та группа только может быть названа хорошею, которая похожа на добрую семью, где отношения между младшими и старшими основаны на разумной взаимной Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы — это обязанность доброй матери, с которой слагается большая часть чисто хозяйственных забот с тем, чтобы она имела возможность отдавать как можно более времени детям. Дисциплина должна быть педагогическая, а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна основываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое проявление воли. Она, напротив, должна быть строго соображена с детскою натурою и с психологическими условиями развития характера. Определяя известные порядки, которым безусловно должны подчиняться, она в то же время признает и самодеятельность в ребенке, и свободу в известной сфере, которая с годами должна все более расширяться. Эти порядки должны определяться условиями семейной жизни и должны казаться детям необходимыми. <...>
Вообще послушание должно быть требуемо в той сфере, где ребенок еще не может рассуждать, что для него добро и что зло, которые оцениваются только зрелым умом. Отсюда ясно: чем ум ребенка делается зрелее, тем более сфера запрещений должна суживаться, а сфера свободных действий расширяться. При этом условии только и может быть правильное развитие характера. Воспитательница должна всегда иметь в виду, что своею собственною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной стороны ребенка. (с. 372) Поэтому ей следует постоянно и строго следить за собою, подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться первым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не прибегать к наказаниям в волнении и в досаде. <...> Быть примером для детей во всем, что она может потребовать от них самих: в чистоте, в опрятности, в строгом подчинении всем порядкам, в приличном и вежливом обращении со всеми, в сдержанности и пр. <...> Она в то же время не должна прибегать к шпионству из желания знать все, что делается детьми без нее или скрытно от нее. Такая воспитательная система должна считаться преступною, потому что развращает детскую нравственность. Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и праздности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут обратиться в дурные наклонности, с которыми потом трудно будет бороться. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распорядиться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему уже определены. Воспитательница не должна мешать ему в выборе игр, если они не приносят никакого зла ему или его товарищам; он может свободно выдумывать себе работы, пробовать свои силы в том или другом труде. Воспитательница должна удержать ребенка, если... представляется явная опасность, но никак не должна пугать его мнимыми опасностями или только кажущимися трудностями. В этих случаях, напротив, она должна ободрять его, вызывая в нем смелость, и в затруднительных обстоятельствах помогать ему. <...>
Воспитательница обязана часто советоваться с медиком во всем, что касается детской гигиены, и принимать в соображение его советы. <...> Можно посоветовать воспитательницам вести собственно для себя дневник своих наблюдений над детьми, записывая в особенности проявление и развитие их нравственных качеств и наклонностей, равным образом следствие тех мер, которые они употребили, чтобы вызвать в них хорошее или подавить дурное. Это может много помочь им, чтобы отдавать самим себе определенный отчет в своем деле и чтобы яснее определить натуру каждого ребенка. Всем воспитательницам необходимо раз в неделю собираться на общий совет под председательством главной воспитательницы. Он необходим для того, чтобы поддерживать единство дисциплины, единодушие в общем деле, чтобы разрешать общими силами вопросы, возникшие из педагогической практики, чтобы рассматривать случаи, вызвавшие сомнение или затруднение в какой-либо из воспитательниц; чтобы каждая из них могла найти себе опору в своих действиях, воспользоваться опытом и опытностью других и пр. <...> (с. 373) В. А. Сухомлинский ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСТВЕ Сухомлинский В. А. Все зависит от воспитания в детстве // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. — Киев, 1980. — Т. 3. — С. 307—310. (с. 374-375) Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы. Я изучил жизнь тех 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и преступления, и увидел вот какую картину. Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. <...> По глазам подростков я видел: ни у кого из них музыкальная мелодия не пробуждала никаких чувств, не вызывала никаких воспоминаний. Изучая духовный мир подростков — нарушителей и преступников, — я заинтересовался и вот каким вопросом: есть у подростков безгранично дорогие люди (человек), которым бы они отдали частицу души, в которых видели бы, как в зеркале, свои душевные порывы? <...> И вот тут-то выявилось, что ни в семье, ни в школе не было этого, наиглавнейшего. <...> Я с тревогой все больше убеждался, что в детские годы у многих — даже у лучших — воспитателей человек (воспитанник) проявляет себя чрезвычайно односторонне: о том, хороший или плохой воспитанник, воспитатель делает вывод только на основе того, как он выполняет нормы и требования порядка: послушный ли, не нарушает ли правил поведения. В послушности и покорности многие воспитатели видят внутреннюю душевную доброту, а это далеко не так. В годы отрочества такого очень бедного выявления человека уже маловато: он жаждет проявить себя в сложной гражданской, общественной активной деятельности. И вот потому, что его не учили вкладывать свои духовные силы в другого человека, потому что он не научился понимать, чувствовать, оценивать самого себя, отдавая свои силы творению добра для другого человека, он в годы отрочества словно перестает замечать, что живет среди людей. <...>
Я все больше убеждался, что моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу от рождения до 10— 11 лет. <...> (с. 374) Подросток — это, образно говоря, цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Чем ближе к сердцу принимал я тревоги подросткового возраста, тем яснее становилось, что в детские годы не может быть легкого и бесхлопотного воспитания. В детстве закладывается человеческий корень. Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает — она только закладывает, а отшлифовывать нам — родителям, педагогам, обществу. В. А. Сухомлинский ТРУДНЫЕ ДЕТИ 1 Сухомлинский В. А. Трудные дети // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1980.— Т. 4. - С. 515-520, 528-530, 532-543,546-550. (с. 375-378) Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных камней, создающих условия для потрясений, с которыми ребенок не может справиться. Душевное состояние — это глубоко личная эмоциональная оценка человеческих поступков, затрагивающих в той или иной мере детскую личность. Для ребенка характерна очень чуткая реакция, прежде всего эмоциональная, на эти поступки. Он очень чувствителен к несправедливости. Ее он чувствует и в грубом окрике, и в насмешке, и в мимоходом, казалось бы, брошенном замечании, в котором даже не каждый взрослый почувствует равнодушие, и — это очень серьезное дело — в снисхождении взрослого к ребенку и в равнодушии. Несправедливость оскорбляет, уязвляет самолюбие, возмущает ребенка, рождает в его душе самые разнообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником большого горя. <...> Ребенка... удручает, потрясает равнодушие. <...> Есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью, их... особенно раздражает крик учителя, даже когда учитель кричит не на него, боязливого ребенка, а на кого-либо в классе. От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15 — 20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Учитель в изумлении останавливается перед ребенком: класс уже давно выводит кружочки, а Витя все еще ставит палочки. Учитель не понимает, в чем дело. (с. 375) И вот Витя постепенно приобретает репутацию невнимательного, несообразительного. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается к Витиной парте, у мальчика дрожат ноги! Трудно найти что-нибудь бодее недопустимое в школе, где каждое слово должно быть проникнуто духом высокой гуманности и чуткости. <...>
Трудный ребенок — это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин мы видим ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания. Трудные дети — понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от нормы, свои пути воспитания. <...> Невозможно достигнуть качественного изменения в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, какими-то средствами воздействия на волю ребенка. <...> Самое важное, что требуется от учителя, что... на самом деле является сферой самого тонкого педагогического мастерства, — это укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственном труде. Это сдвиг, это озарение не означают, что в учении ребенка все пойдет очень легко, он станет совершенно другим и т.д. Это далеко не так просто. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех — в этом успехе он черпает новую энергию. Берегите это оптимистическое настроение трудного школьника. В нем почва педагогического мастерства. От успеха к успеху — в этом и заключается умственное воспитание трудного ребенка. Если ему что-то не удалось сегодня, — не оглушайте его «двойкой». Не спешите применить к нему инструкцию об оценке успеваемости со всей строгостью. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе. На мой взгляд, воспитательную задачу нельзя решить одним махом — какими-то всесильными, универсальными средствами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.01 с.) |