Малолетнего отделения московского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малолетнего отделения московского



ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА

Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома // Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1991.-С. 104-110. (с. 371-373)

Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем, что касается воспитания физического и духовного. (с. 371) Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны нахо диться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспитания: дисциплина, касаясь порядков, в то же время должна образовывать ребенка и нравственно; как обуче­ние, сообщая знание и умение, в то же время должно служить и воспитательным средством для умственного и нравственного раз­вития. От дисциплины во многом зависит образование характера, [о] чем необходимо начать заботы с раннего детства. Так как хоро­ший характер определяется преимущественно добрыми наклон­ностями и твердою волею, которая должна быть направлена к добру, то отсюда со стороны воспитательницы требуется близкое знакомство с натурою каждого ребенка, зоркое наблюдение над свободным проявлением его чувств, тесная нравственная связь с ним и определение известной сферы свободной деятельности ре­бенка, где бы он мог проявлять свои наклонности и запасаться задатками, образующими силу воли.

Воспитание группами должно быть как можно более сближе­но с воспитанием семейным. Та группа только может быть назва­на хорошею, которая похожа на добрую семью, где отношения между младшими и старшими основаны на разумной взаимной
любви..

Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанно­сти воспитательницы — это обязанность доброй матери, с кото­рой слагается большая часть чисто хозяйственных забот с тем, чтобы она имела возможность отдавать как можно более времени детям.

Дисциплина должна быть педагогическая, а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна основываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое про­явление воли. Она, напротив, должна быть строго соображена с детскою натурою и с психологическими условиями развития ха­рактера.

Определяя известные порядки, которым безусловно должны подчиняться, она в то же время признает и самодеятельность в ребенке, и свободу в известной сфере, которая с годами должна все более расширяться. Эти порядки должны определяться усло­виями семейной жизни и должны казаться детям необходимыми. <...>

Вообще послушание должно быть требуемо в той сфере, где ребенок еще не может рассуждать, что для него добро и что зло, которые оцениваются только зрелым умом. Отсюда ясно: чем ум ребенка делается зрелее, тем более сфера запрещений должна суживаться, а сфера свободных действий расширяться. При этом условии только и может быть правильное развитие характера.

Воспитательница должна всегда иметь в виду, что своею соб­ственною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной стороны ребенка. (с. 372) Поэтому ей следует постоянно и стро­го следить за собою, подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться первым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не прибегать к наказаниям в волнении и в досаде. <...> Быть примером для детей во всем, что она может потребовать от них самих: в чистоте, в опрятности, в строгом подчинении всем порядкам, в прилич­ном и вежливом обращении со всеми, в сдержанности и пр. <...> Она в то же время не должна прибегать к шпионству из желания знать все, что делается детьми без нее или скрытно от нее. Такая воспитательная система должна считаться преступною, потому что развращает детскую нравственность.

Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и праздности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут обратиться в дурные наклонности, с которыми по­том трудно будет бороться. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распорядиться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему уже определены. Воспитательница не должна мешать ему в выборе игр, если они не приносят никакого зла ему или его товарищам; он может свободно выдумывать себе работы, пробовать свои силы в том или другом труде. Воспитательница должна удержать ре­бенка, если... представляется явная опасность, но никак не дол­жна пугать его мнимыми опасностями или только кажущимися трудностями. В этих случаях, напротив, она должна ободрять его, вызывая в нем смелость, и в затруднительных обстоятельствах помогать ему. <...>

Воспитательница обязана часто советоваться с медиком во всем, что касается детской гигиены, и принимать в соображение его советы. <...> Можно посоветовать воспитательницам вести соб­ственно для себя дневник своих наблюдений над детьми, записы­вая в особенности проявление и развитие их нравственных ка­честв и наклонностей, равным образом следствие тех мер, кото­рые они употребили, чтобы вызвать в них хорошее или подавить дурное. Это может много помочь им, чтобы отдавать самим себе определенный отчет в своем деле и чтобы яснее определить нату­ру каждого ребенка.

Всем воспитательницам необходимо раз в неделю собираться на общий совет под председательством главной воспитательницы. Он необходим для того, чтобы поддерживать единство дисципли­ны, единодушие в общем деле, чтобы разрешать общими силами вопросы, возникшие из педагогической практики, чтобы рассмат­ривать случаи, вызвавшие сомнение или затруднение в какой-либо из воспитательниц; чтобы каждая из них могла найти себе опору в своих действиях, воспользоваться опытом и опытностью других и пр. <...> (с. 373)

В. А. Сухомлинский

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСТВЕ

Сухомлинский В. А. Все зависит от воспитания в детстве // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. — Киев, 1980. — Т. 3. — С. 307—310. (с. 374-375)

Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы от­рочества, тем глубже убеждался в истинности простой, но важ­ной закономерности: очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы. Я изучил жизнь тех 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершив­шие правонарушения и преступления, и увидел вот какую карти­ну. Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечно­сти, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстети­ческие, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или право­нарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. <...> По глазам подростков я видел: ни у кого из них музыкальная мелодия не пробуждала никаких чувств, не вызывала никаких вос­поминаний.

Изучая духовный мир подростков — нарушителей и преступ­ников, — я заинтересовался и вот каким вопросом: есть у под­ростков безгранично дорогие люди (человек), которым бы они отдали частицу души, в которых видели бы, как в зеркале, свои душевные порывы? <...> И вот тут-то выявилось, что ни в семье, ни в школе не было этого, наиглавнейшего. <...> Я с тревогой все больше убеждался, что в детские годы у многих — даже у лучших — воспитателей человек (воспитанник) проявляет себя чрезвычай­но односторонне: о том, хороший или плохой воспитанник, вос­питатель делает вывод только на основе того, как он выполняет нормы и требования порядка: послушный ли, не нарушает ли пра­вил поведения. В послушности и покорности многие воспитатели видят внутреннюю душевную доброту, а это далеко не так. В годы отрочества такого очень бедного выявления человека уже мало­вато: он жаждет проявить себя в сложной гражданской, обще­ственной активной деятельности. И вот потому, что его не учи­ли вкладывать свои духовные силы в другого человека, потому что он не научился понимать, чувствовать, оценивать самого себя, отдавая свои силы творению добра для другого человека, он в годы отрочества словно перестает замечать, что живет сре­ди людей. <...>

Я все больше убеждался, что моральное лицо подростка зави­сит от того, как воспитывался человек в годы детства, что зало­жено в его душу от рождения до 10— 11 лет. <...> (с. 374) Подросток — это, образно говоря, цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести.

Чем ближе к сердцу принимал я тревоги подросткового возра­ста, тем яснее становилось, что в детские годы не может быть легкого и бесхлопотного воспитания. В детстве закладывается чело­веческий корень. Ни одной человеческой черточки природа не от­шлифовывает — она только закладывает, а отшлифовывать нам — родителям, педагогам, обществу.

В. А. Сухомлинский

ТРУДНЫЕ ДЕТИ

1 Сухомлинский В. А. Трудные дети // Сухомлинский В. А. Избранные произве­дения: В 5 т. Киев, 1980.— Т. 4. - С. 515-520, 528-530, 532-543,546-550. (с. 375-378)

Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школь­ной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных кам­ней, создающих условия для потрясений, с которыми ребенок не может справиться. Душевное состояние — это глубоко личная эмо­циональная оценка человеческих поступков, затрагивающих в той или иной мере детскую личность. Для ребенка характерна очень чуткая реакция, прежде всего эмоциональная, на эти поступки. Он очень чувствителен к несправедливости. Ее он чувствует и в грубом окрике, и в насмешке, и в мимоходом, казалось бы, бро­шенном замечании, в котором даже не каждый взрослый почув­ствует равнодушие, и — это очень серьезное дело — в снисхожде­нии взрослого к ребенку и в равнодушии.

Несправедливость оскорбляет, уязвляет самолюбие, возмуща­ет ребенка, рождает в его душе самые разнообразные формы ак­тивного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает лег­кое волнение, у ребенка может стать источником большого горя. <...> Ребенка... удручает, потрясает равнодушие. <...>

Есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью, их... особенно раздражает крик учителя, даже когда учитель кричит не на него, боязливого ребенка, а на кого-либо в классе. От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Страх настолько сковыва­ет ребенка, что он не слышит даже собственного имени; речь учи­теля теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот гово­рит. Бывает, что 15 — 20 минут урока выпадают из сознания уче­ника. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Учитель в изумлении останавливается перед ребенком: класс уже давно вы­водит кружочки, а Витя все еще ставит палочки. Учитель не понимает, в чем дело. (с. 375) И вот Витя постепенно приобретает репутацию невнимательного, несообразительного. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается к Витиной парте, у мальчика дрожат ноги! Трудно найти что-нибудь бодее недопу­стимое в школе, где каждое слово должно быть проникнуто духом высокой гуманности и чуткости. <...>

Трудный ребенок — это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин мы видим ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии. Обычные методы и при­емы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в ра­боте с основной массой детей, к трудным детям применять безре­зультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и при­емы воспитания.

Трудные дети — понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от нормы, свои пути воспитания. <...> Невозможно достигнуть качественно­го изменения в умственной деятельности трудного ребенка каки­ми-то чрезвычайными мерами, какими-то средствами воздействия на волю ребенка. <...> Самое важное, что требуется от учителя, что... на самом деле является сферой самого тонкого педагогичес­кого мастерства, — это укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы малень­кий сдвиг в его умственном труде. Это сдвиг, это озарение не означают, что в учении ребенка все пойдет очень легко, он станет совершенно другим и т.д. Это далеко не так просто. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может пока­заться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ре­бенком как радостный успех — в этом успехе он черпает новую энергию. Берегите это оптимистическое настроение трудного школьника. В нем почва педагогического мастерства. От успеха к успеху — в этом и заключается умственное воспитание трудного ребенка. Если ему что-то не удалось сегодня, — не оглушайте его «двойкой». Не спешите применить к нему инструкцию об оценке успеваемости со всей строгостью. Слабое, хилое растение нужда­ется в специальном уходе. На мой взгляд, воспитательную задачу нельзя решить одним махом — какими-то всесильными, универ­сальными средствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.01 с.)