Сигизмунд герберштейн «записки О московии». 1549 Г. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сигизмунд герберштейн «записки О московии». 1549 Г.



Властью, которую он (московский великий князь Василий III) применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других властелинов всех их города и укрепления. Во всяком случае, даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять все это на свой счет. Исключение составляют юные сыновья бояр, то есть знатных лиц, с более скромным достатком; таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе и содержит, назначив жалованье, но неодинаковое. Те, кому он платит в год по шести золотых, получают жалованье через два года в третий; те же, кому дается по 12 золотых, принуждены быть без всякой задержки готовыми к исполнению любой службы, на свой счет и даже с несколькими лошадьми.

Знатнейшим. назначаются или деревни или поместья.; однако от каждого в отдельности из этого они платят государю определенную подать. Им отдаются только штрафы, которые вымогаются у бедняков, случайно в чем-нибудь провинившихся, и некоторые другие доходы. Но подобные владения он отдают им по большей части в пользование только на полтора года; если же он содержит кого в особой милости или расположении, то прибавляет несколько месяцев; по истечении же этого срока всякая милость прекращается и тебе целых шесть лет придется служить даром.

Все драгоценности, которые привозят послы, отправляемые к иностранным государям, государь откладывает в свою казну, говоря, что окажет послам другую милость. Именно, когда вместе с нами вернулись в Москву послы, князь Иван Посечень Ярославский и секретарь Симеон Трофимов, получив в дар от цесаря Карла V тяжелые золотые ожерелья, цепи и испанскую монету и притом золотую, золотые и серебряные кубки, золотые и серебряные ткани, то государь тотчас отобрал у них. Когда я допытывался у послов, правда ли это, то один из них, опасаясь предать своего государя, постоянно отрицал это, а другой говорил, что государь велел принести к себе цесарские дары, чтобы поглядеть на них. Наконец придворные не отрицали справедливости этого, а отвечали: «Что ж, если государь за это пожалует их иною какою милостью?» Он применяет свою власть к духовным также как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья и, что ни сделает государь, он делает по воле божьей, Поэтому также они именуют его ключником и постельничим божиим; наконец, веруют, что он - свершитель божественной воли. И сам государь, когда к нему обращаются с просьбами за какого-нибудь пленного или по другому важному делу, обычно отвечает: «Если бог повелит, то освободим»

В книге: Хрестоматия по истории СССР.-М.: 1962,с.68-71.

Задание к тексту:

1. Какие особенности московского правления отметил европейский дипломат?

 

 

ТЕОРИЯ МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ.

(ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ЕЛИЗАРОВА МОНАСТЫРЯ ФИЛОФЕЯ ВАСИЛИЮ III 1515-1521 ГГ.)

Иже от вышняя и от всемощныя, вся содрежащия десница божия, имь же цирие царствуют, и им же велицыи величаются и силнии пишут правду, тебе пресветлейшему и всокостолнейшему государю великому князю, православному христианскому царю и всех владыце, браздодержателю святых божиих престол святыя вселенскыя соборгыя апостольская церкви пресвятыя богородицы, честнаго и славного еа успения, иже вместо римския и константинопольския прсиявшу, Старого убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси; втораго Рима Константинова града церкви, агаряне внуцы, секирами и оскордами разсекоша двери. Сиа же нынетретиаго новаго Рима, державного твоего царствия святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныа в православной христианстьей вере во всеи поднебеснеи паче солнца светится. И да весть твая держава яко вся царства православныя христианския веры, снидошася в твое единое царство. Един ты во всеи поднебесной христианом царь.

Подобает тебе, царю, суд держати со страхом божиим. Не уповай на злато и богатство и славу: вся бо сия зде собрана, и на земле зде остают. Не обиди, святых божиих церквей и честных монастырей. Утеши плачущих., избави обидимых. Да аще добро устроиши свое царство, будешь сын света и гражданин вышнего Иерусалима. И ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти.

 

Справка:

Оскорд - большой топор

В книге:Хрестоматия по истории СССР, под ред. А.А.Зимина.- М.: 1962, с.65-68.

 

Задание к тексту:

1. Кто стал автором идеи «Москва - третий Рим»?

2. Что, по мнению Филофея, погубило две предыдущие столицы христианского мира?

3. Каким должен быть глава христианского мира, по мнению старца Филофея?

4. Какой смысл вкладывался в понятие «третий Рим»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.004 с.)