Регулирование конъюнктуры агропродовольственного рынка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование конъюнктуры агропродовольственного рынка России



 

На агропродовольственном рынке России также, как и на рынках западных государств, эластичность спроса по доходам понижается по мере роста доходов населения и насыщения его потребностей. Но эластичность спроса на продовольствие в России пока еще выше, чем в указанных государствах. Обусловлено это тем, что в России насыщение потребностей пока еще не полное, то есть российский агропродовольственный рынок находится на сельскохозяйственном экономическом втором цикле, который в развитых государствах закончился еще в 70-80-х годах прошлого века (см. рис. 6).

Но достаточно высокая, хотя и неполная, степень насыщенности потребностей обуславливает такую особенность развития конъюнктуры агропродовольственного рынка, характерную для второго сельскохозяйственного цикла как более быстрый рост предложения продукции по сравнению с ростом спроса. Но отличие России от развитых государств состоит в том, что рост предложения на агропродовольственном рынке и его превышение над спросом вызваны не высокими темпами роста производства, а высокими темпами роста импорта. Второй специфический российский фактор, обуславливающий медленный и отстающий от предложения рост спроса, это относительно низкие и медленно растущие доходы населения, высокий уровень их дифференциации.Низкий уровень доходов, низкий уровень жизни значительной части населения обуславливают то, что в низкодоходных группах населения, спрос хотя и эластичен по доходам, но он не растет или медленно растет. При этом даже этот незначительный прирост спроса поглощается приростом импорта продовольствия. Практически нет прироста спроса, ориентированного на прирост отечественного производства. Спрос не растет из-за низкого уровня доходов и медленного их роста в этих социальных группах. У высокодоходной части населения спрос на продовольствие также не растет, но он не растет по другой причине - из-за его неэластичности по доходам.

Предложение же на агропродовольственном рынке может устойчиво и быстро расти с связи с наличием потенциальных ресурсных возможностей для роста производства и быстрым нарастанием импортной составляющей предложения. Но ресурсный потенциал роста производства в сельском хозяйстве и других отраслях АПК не реализуется и не может быть реализован даже при самой масштабной поддержке сельского хозяйства.

Причина этого состоит в том, что сельскохозяйственное производство «спотыкается и будет спотыкаться» об медленно растущий и отстающий от роста предложения спрос (рис. 10). В стране уже в течение 20-ти с лишним лет конъюнктура агропродовольственного рынка характеризуется устойчивым, затяжным неэффективным равновесием, когда предложение растет быстрее спроса. В этом проявляется несостоятельность, «изъян» рыночного механизма регулирования конкурентного равновесия в сельском хозяйстве. В этой ситуации постоянно и устойчиво формируется конъюнктура, характеризуемая как кризис относительного перепроизводства (рис. 10, О2 > О3). При такой конъюнктуре уравновешивание спроса и предложения происходит при заниженном уровне цен равновесия, которые оказываются ниже уровня цен конкурентного эффективного равновесия. Таким образом, затяжная неблагоприятная кризисная конъюнктура является причиной заниженности цен, причиной диспаритета цен между промышленностью и сельским хозяйством, заниженности цен производителей в сельском хозяйстве, соответственно, и причиной заниженности доходности их производства. Имеет место тенденция к падению стоимости (цен) сельскохозяйственной продукции по отношению к стоимости (ценам) промышленной продукции.

Для того чтобы выйти из состояния кризиса перепроизводства необходимо с помощью государства убрать те «камни», об которые спотыкается сельскохозяйственное производство: 1) сдержать или даже уменьшить экспансию импорта на рынке продовольствия (рис. 10, сократить S), 2) разработать и внедрить специальные меры по поддержке и расширению спроса на продовольствие и сельскохозяйственное сырье (рис. 10, кривую D1 поднять до D2).

Первое направление, как показано выше, начало реализовываться с 2014 года в условиях санкций и продуктового эмбарго. Успешная ее реализация связана с реализацией таких задач по импортозамещению, как рост отечественного производства, повышение его эффективности. Однако, как будет показано ниже, меры по поддержке и расширению спроса на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, в конечном счете, могут эффективно «сработать» и на реализацию задач по импортозамещению.

Для России проблема регулирования рынка, особенно регулирования спроса является крайне актуальной. Тем не менее, она явно недооценивается. Нет должного понимания того, что болезни российского рынка носят системный характер. Поэтому принимались лишь отдельные решения в этой области, которые не дали необходимого результата, да и не могли дать, так как реализуемые меры в большинстве случаев носили односторонний характер и были направлены на регулирование в основном предложения (главным образом производства) на агропродовольственном рынке при ограниченности мер, регулирующих спрос, потребление. Такой односторонний подход к регулированию конъюнктуры агропродовольственного рынка не мог обеспечить баланс интересов производителей и потребителей на этом рынке. Более того, такая направленность рынка только усугубляла кризисную ситуацию неэффективного рыночного неравновесия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нерешенность в стране проблемы продовольственной безопасности, недостаточный уровень производства отечественной сельскохозяйственной продукции во многом обусловлен низким, отстающим от роста предложения спросом из-за низких доходов населения. Из-за этого низок уровень экономической доступности продовольствия для потребителей и низок уровень доходности ее производства для сельскохозяйственных производителей. Конечно, есть и другие факторы обострения противоречий интересов потребителей продовольствия и интересов сельскохозяйственных производителей, связанные с завышенностью розничных цен при заниженности цен производителя. Но это уже другой аспект данной темы.

В условиях членства в ВТО односторонняя политика регулирования конъюнктуры в основном через государственную поддержку производства может оказаться недостаточно эффективной, то есть она не сможет уравновесить спрос и предложение на таком уровне цен, который обеспечивал достижение баланса интересов производителей и потребителей. Необходимо в механизм регулирования конъюнктуры агропродовольственного рынка встроить новые элементы, регулирующие спрос и направленные, в первую очередь, на поддержку потребителей. В конечном счете, это окажет большую поддержку производителям по сравнению с прямыми формами поддержки производства.

Для российского агропродовольственного рынка экспансионистская политика управления спросом особо актуальна. Необходимость ее применения обусловлена двумя группами причин:

1. Неэластичный спрос на продовольствие у высокодоходной части населения, слабо реагирующий на рыночные сигналы: на рост доходов, на понижение цен на продовольствие;

2. Недостаточная социальная ориентированность экономической политики российского государства в условиях рыночных реформ обуславливающая низкий уровень доходов большей части населения страны. Спрос на продовольствие у этой группы населения растет медленно, несмотря на его высокую эластичность по доходам.

Рыночный механизм в этих условиях не может поднять спрос до уровня предложения, до уровня потенциальных возможностей производства, тем более, до уровня абсолютных потребностей. Но роль государства в условиях относительного перепроизводства должна сводиться не к подмене рыночного механизма регулирования, а к созданию условий, при которых он уравновешивал бы спрос и предложение не за счет сокращения или сдерживания роста предложения продукции, а за счет повышения спроса на нее. Такая направленность динамики спроса и предложения соответствует потребностям общества и нацеливает на их удовлетворение производственные возможности отрасли. Совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие может быть повышен только при стимулирующих спрос государственных методах регулирования агропродовольственного рынка. Указанная ситуация может быть хорошо проиллюстрирована на примере конъюнктуры российского рынка молока (рис. 21), динамики и уровня потребления молока (рис. 22). По сравнению с 90-м годом резко сократилось потребление молока вследствие падения спроса, вызванного падением реальных доходов населения. Соответственно сокращается и предложение молока, обусловленное падением производства. Производство в сумме с возрастающим импортом образует предложение, которое превышает уровень потребления и спрос. При этом уровень предложения, соответственно и производства стагнирует на уровне почти в 2 раза более низком по сравнению с 1990 годом. Главным фактором, об который «спотыкается» производство молока - это низкий уровень потребления и спроса из-за низкого уровня доходов населения. Рынок не может поднять спрос. Вывод для того, чтобы уравновесить спрос и предложение, потребление и производство молока на более высоком уровне требуется разработка и проведение специальной политики государства по повышению спроса на продовольствие, в т.ч. и на молоко. Только параллельно с этим может осуществляться эффективная политика роста отечественного производства и политика импортозамещения.

 

Рис 21. Ресурсы и использование молока и

молокопродуктов по Российской Федерации, тыс. т [21]

 

Рыночный механизм не в состоянии решить эту проблему эффективного рыночного равновесия за счет повышения спроса до уровня предложения. Рынок не в состоянии быстро поднять медленно растущий спрос. Государство должно «помочь» рынку уравновесить спрос и предложение в точке О2 (рис. 10) при объеме производства Q2: для этого необходимо принять меры по расширению спроса до уровня предложения (смещение кривой спроса с D1 до D2). Рыночные цены будут при этом повышаться до уровня цен эффективного конкурентного равновесия.

В условиях высокой доли импорта в потреблении продовольствия нецелевое общее повышение спроса может в своей значительной части переключиться на импортную продукцию. Поэтому, разрабатывая политику экспансии на агропродовольственном рынке, необходимо обеспечить целевую направленность и использование выделяемых на повышение спроса средств. Повышающийся за счет бюджетных средств спрос необходимо сориентировать на отечественную продукцию. Учитывая опыт зарубежных государств - это возможно сделать путем использования неценовых детерминант спроса. Среди них главным фактором, воздействующим на спрос, являются доходы населения. С целью эффективного управления спросом необходимо оказывать воздействие на доходы только той части населения, у которой спрос на продовольствие высокоэластичен по доходам (чувствителен к изменению доходов). Это малообеспеченные группы населения с низким уровнем насыщенности потребностей в продуктах питания.

Рис. 22. Потребление молока и молочных

продуктов на душу населения в год в РФ, кг [21]

 

Поэтому предпочтительным является неценовое регулирование спроса на продукты питания низкодоходных групп населения. Целесообразно использовать следующие пути повышения спроса на продовольствие:

1. Принятие мер по повышению спроса на продовольствие малообеспеченных слоев населения. Речь идет о том, чтобы не просто повысить доходы этой группы населения, а сделать так, чтобы эта часть доходов обязательно была бы использована на покупку продуктов питания. При этом ставится задача, чтобы приобретались на эти доходы продукты питания только отечественного производства. Такое целевое направление доходов на расширение спроса на агропродовольственном рынке будет способствовать поддержке не только потребителей, но и отечественных производителей продовольствия. Решение такой задачи может быть осуществлено, например, на основе использования программы продовольственных талонов.

В США, например, расходы на финансирование программы продовольственных талонов (теперь она называется «программа льготной покупки продуктов») составили 80 млрд. долл. в 2012 г., продовольственную помощь получали 45 млн. человек.

2. Расширение спроса на продовольствие за счет программ школьных обедов, продовольственной помощи для кормящих матерей и малолетних детей, поставок отечественного продовольствия в детские сады, оздоровительные лагеря, дома ветеранов, лечебные учреждения, вооруженные силы, пеницитарные учреждения. Такая система государственных закупок должна быть нацелена на продукцию отечественных производителей.

Министерство сельского хозяйство РФ не наделено такими широкими полномочиями по регулированию спроса и предложения, потребления и производства продовольствия как Министерство сельского хозяйства США. За министерством закреплены в основном только функции по регулированию производства, предложения продукции аграрной сферы экономики. Это подтверждается, например, тем, что Госпрограммой развития сельского хозяйства РФ 2008-2012 гг. на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия (на регулирование соотношения спроса и предложения) было выделено на весь период только 7 млрд. рублей из 551 млрд. рублей, планируемых на всю программу. Агропродовольственный рынок, механизм его регулирования «разорван» министерствами, ведомствами: производство, предложение регулируются МСХ, а спрос, потребление другими министерствами, отвечающими за регулирование уровня доходов, уровня жизни населения, в частности Министерством экономического развития. Одно министерство пытается регулировать производство и предложение, другое министерство хотя и имеет полномочия, но очень неуклюже регулирует или почти не регулирует конъюнктуру агропродовольственного рынка со стороны спроса и потребления продовольствия. Следует отметить, что Министерство промышленности и торговли РФ в 2015 г. подготовило и представило правительству концепцию по введению продовольственных карточек малоимущим.

Односторонняя регулирование, поддержка сельскохозяйственного производства без согласованной политики регулирования спроса и потребления зачастую оказывает «медвежью услугу» сельскохозяйственным производителям. Меры по поддержке и стимулированию роста производства по отдельным видам продукции при экспансии импорта и существенном превышении предложения над спросом только увеличивают диспропорцию, неравновесие предложения по отношению к низкому уровню спроса и в результате этого цены производителя остаются на заниженном уровне (или даже понижаются) и расходы государства направленные на поддержание доходов производителей «съедаются» - перераспределяются через механизм ценовой конъюнктуры в карманы посредников, торговцев, переработчиков.

Вследствие этого консервируется ситуация, когда в одно и то же время формируются заниженные цены для производителей и завышенные цены (розничные) для потребителей. То есть в этой ситуации становятся хроническими кризисные, депрессивные явления в аграрном секторе экономики. При этом затрачиваемые на поддержку производства и предложения и без того ограниченные государственные ресурсы будут низкоэффективны. В некоторых случаях такая бюджетная поддержка производителей вместо ожидаемого роста доходности сельскохозяйственного производства может приводить к его понижению. То есть такая поддержка производства будет усугублять ситуацию перепроизводства, ситуацию превышения предложения над низким не растущем спросом из-за низкого уровня доходов значительной части населения. Значит необходимо ускорить работу по внедрению разработанной концепции продовольственных карточек малоимущим.

Государство, совершая закупочные операции на программу продовольственных карточек, тем самым, поддерживает не только спрос, но и предложение, не только потребление, но и производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Такие меры являются более эффективным путем поддержки производителей по сравнению с односторонними мерами прямой поддержки производства. Поддержка производства может дать высокую отдачу только в том случае, если она осуществляется параллельно с поддержкой спроса, ориентированного государством на отечественную продукцию. Следует изыскать для этого необходимые дополнительные ресурсы. В противном случае показатели, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности РФ, не будут достигнуты.

В развитых государствах мощным средством воздействия на агропродовольственный рынок, на расширение спроса на нем является политика государства по регулированию подоходного налога. Там распространена практика освобождения от подоходного налога беднейших слоев населения, применяется дифференцированная шкала обложения этим налогом. И то, и другое существенно увеличивает эластичный спрос малообеспеченных слоев населения на продовольствие.

Необходимо рассматривать налоговую политику в области взимания подоходного налога как средство существенного повышения уровня потребления продуктов питания со стороны беднейших слоев населения и, соответственно, как средство повышения спроса на агропродовольственном рынке и как эффективную форму поддержки производства в аграрном секторе экономики.

Государство может способствовать, особенно в условиях недостатка бюджетных средств для дорогостоящих бюджетных программ, повышению спроса на продукты питания путем уменьшения дифференциации доходов населения. Этот путь, не требуя дополнительных расходов со стороны государства, может привести к существенному увеличению спроса на продовольствие. Решить эту задачу можно путем введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов населения, ведущей к перераспределению доходов в пользу бедных слоев. В этом рыночном сегменте находятся покупатели с высокой эластичностью спроса на продукты питания (спрос очень отзывчив на повышение доходов). Повышение ставки налогов на высокие доходы не приведет к уменьшению спроса на продукты питания со стороны групп населения, имеющих такие доходы, так как в этих группах практически достигнут предел насыщения потребностей в продуктах питания и поэтому спрос на него практически неэластичен по доходу.

Исследование выделенных рыночных сегментов, позволяет сделать вывод о необходимости разработки дифференцированных государственных мер применительно к каждому сегменту рынка продовольствия с учетом поведенческой реакции потребителей в зависимости от уровня их доходов. Одним из направлений такой политики, которое способствовало бы повышению совокупного спроса по стране на продовольствие, является государственная поддержка спроса на продукты питания в первую очередь тех потребителей, которые находятся в низкодоходных группах. То есть должна проводится селективная политика государства по регулированию спроса на продовольствие в определенных "рыночных окнах".

Первоочередная поддержка государством потребителей продовольствия в рыночных сегментах с наименьшими доходами должна быть приоритетным направлением политики государства не только в условиях кризисных явлений 2015-2016 годов, но и в последующем в условиях оживления и роста аграрного сектора экономики. Если при нехватке бюджетных средств такая политика осуществляется в основном за счет перераспределения валовых доходов и уменьшения за счет этого разницы в уровне располагаемых доходов, то в условиях экономического роста дополнительно выделяемые из бюджета, с целью повышения спроса населения на продукты питания, ресурсы должны направляться в те же рыночные окна, где потребности в продовольствии не насыщены, спрос потребителей на него высокоэластичен по доходу. Такое регулирование конъюнктуры позволяет одновременно решать проблемы как экономического, так и социального характера. Расширяется спрос на продовольствие, вследствие этого он уравновешивается с предложением, стимулируется рост производства. Вместе с тем растет уровень потребления продуктов питания низкодоходными слоями населения, повышается уровень их жизни. Кроме указанных выше мер по расширению спроса могут быть использованы и другие методы расширения спроса.

Меры по экспансии спроса на отечественную продукцию в то же время являются мерами по стимулированию расширения сельскохозяйственного производства. Вместе с тем с целью формирования конкурентного эффективного равновесия на агропродовольственном рынке необходимо параллельно с расширением спроса осуществлять политику прямой и косвенной поддержки производства в аграрном секторе экономики, широко используя меры как «желтой», так и «зеленой корзины» в соответствии с правилами и условиями членства России в ВТО.

При разработке мер по регулированию рыночного равновесия на агропродовольственном рынке необходимо трансформировать часть государственных расходов «желтой корзины» в «зеленую корзину». К мерам «желтой корзины» отнесены ограничиваемые правилами ВТО меры прямой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (дотации, субсидии, государственные цены и др.), к мерам «зеленой корзин» - меры косвенные поддержки, не ограничиваемые правилами ВТО.

Нацеленность на обеспечение конкурентного эффективного равновесия не должна быть абсолютной. Например, несмотря на рациональность и эффективность формирования предложения продукции зачастую за счет экономически более выгодного импорта, вряд ли будет достаточно обоснованным вывод о приемлемости для России именно этого пути развития конъюнктуры и равновесия агропродовольственного рынка. Необходимо исходить из определенных критериев продовольственной безопасности государства, учитывать интересы как производителей, так и потребителей продовольствия.

В основе государственной политики формирования конъюнктуры на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия должны лежать меры по расширению спроса со стороны населения и государства, по стимулированию роста объема и гибкому регулированию структуры предложения (соотношения в нем продукции импортной и собственного производства). Особое место среди этих мер должно отводиться политике повышения конкурентоспособности, эффективности отечественного производства. Указанная выше генеральная цель политики государственного регулирования конъюнктуры рынка продовольствия - продовольственная безопасность - может быть достигнута только при учете и согласовании интересов потребителей и производителей продуктов питания, при сбалансированности потребностей общества с его производственными возможностями.

Исследование и прогнозирование среднесрочного цикла конъюнктуры необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с анализом тенденций ее краткосрочных колебаний по годам, сезонам и регионам. По мере формирования и развития аграрного рынка, перехода к фазе его насыщения ожидается нарастание амплитуды краткосрочных колебаний цен и доходов на рынке продовольствия. Связано это с тем, что по мере повышения уровня насыщенности потребностей в продовольствии понижается эластичность спроса по ценам, повышается “гибкость цен” и начинает действовать “закон Кинга”. Действие этого закона проявляется в том, что даже небольшое изменение объема продаж, связанное с изменением предложения (производства) может вызвать значительное изменение цен. Это подтверждается, например, резким и значительным повышением цен на рынке зерна в 2006-2008, 2010-2011 гг. и означает, что при высоконасыщенных потребностях рынок не в состоянии выравнивать за счет изменений в спросе цены и доходы по годам даже при незначительных изменениях объемов производства.

Для уменьшения, или устранения амплитуды краткосрочных колебаний необходимо широко использовать политику стабилизации, политику создания “буферных” запасов. Эта политика создает условия для более полного использования преимуществ рыночного механизма регулирования конъюнктуры, способствует повышению эффективности производства. Политика стабилизации должна использоваться не только во временном, но и в территориальном аспектах.

Политика стабилизации конъюнктуры (политика создания «буферных» запасов) - товарно-закупочные интервенции государства на рынке сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации и обеспечения устойчивости в динамике цен и доходов производителей.


Политики стабилизации:

1. Позволяет погасить амплитуду колебаний цен и доходов производителей зерна и стабилизировать их по годам. Это имеет особо важное значение, так как, например, на рынке зерна отклонение цен от среднегодового равновесного уровня намного значительнее, чем на рынках многих других товаров, что обусловлено действием закона Кинга. Суть этого механизма: цены на товары, спрос на которые неэластичен по цене, изменяются в значительно большей степени, чем изменяется предложение этих товаров. Небольшое изменение предложения вызывает намного большее изменение цены.

2. Дает возможность устранить негативные последствия действия рыночного механизма в агропродовольственном комплексе экономическими методами вмешательства государства в сферу рынка.

3. Соответствует экономическим интересам не только производителей зерна, но и потребителей (как населения, так и предприятий переработки). Обеспечивается стабильность и предсказуемость динамики цен покупки зерна, что важно для устойчивого развития предприятий, производительно потребляющих зерно, а также для стабилизации социальной обстановки в обществе, обеспечения продовольственной безопасности.

 


Библиографический список

Книги и монографии

1. Гайсин Р.С. Механизм формирования и развития конъюнктуры рынка продовольствия (Вопросы теории и методологии) [Текст] / Р.С. Гайсин. - М.: ТАУРУС АЛЬФА, 1998. - 154 с.

2. Гайсин Р.С. Рыночное равновесие в аграрном секторе экономики: учебное пособие [Текст] / Р.С. Гайсин. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2014. - 144 с.

3. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Д. Кейнс. - М.: 1987. - 410 с.

4. Кирюшин В.И. Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирование агроландшафтов [Текст] / В.И. Кирюшин. - М.: КолосС, 2010. - 443 с.

5. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования [Текст] / В.Г. Клинов. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. - 278 с.

6. Кондратьев Н.Д. Особое мнение. В 2-х кн. [Текст] / Н.Д. Кондратьев. - М.: Наука, кн.2. - 1993. - 441 с.

7. Крохалёв Ф.С. О системах земледелия. [Текст] / Ф.С. Крохалёв. - М., 1960. - 384 с.

8. Ленин В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». В 5 т. [Текст] / В.И. Ленин. - Спб., т. 5. - 1908. - 450 с.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. [Текст] / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, т.2. - 1992. - 400 с.

10. Мальтус Т. Опыт закона народонаселения. Антология экономической классики. В 2-х т. [Текст] / Т. Мальтус. - М.: ЭКОНОВ, т.2. - 1993. - 495 с.

11. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст] / А. Маршалл; перевод с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. т. 1, 2. - 230 с.

12. Харрод Р. К теории экономической динамики. Классики кейнсианства. В 2-х т. [Текст] / Р. Харрод. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», т.1. - 1997. - 490 с.

13. Шептухов В.Н. Практикум по земледелию [Текст] / В.Н. Шептухов. - М.: Тип. ГУЗ, 2003. - 377 с.

14. Шумпетер И.А. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательства, прибыли, кредита, процента и цикла конъюнктуры) [Текст] / И.А. Шумпетер; пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 430 с.

15. Яблонская С.И. Потенциал эффективности долгосрочных прогнозов колебаний урожаев зерновых культур: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / С.И. Яблонская; Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки. - В.: 2004. - 28 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.054 с.)