ТОП 10:

Соединение тросов, когда один из них имеет петлю



Незатягивающиеся петли

1. Универсальная петля, первый вариант, рис. 1.3, 1.4, 1.5.

Сначала вяжется (рис.1.1 или 1.6.) узел Баранья Нога, колышки сближаются и обтягиваются, затем одна из петель проносится через другую (рис.1.2) и узел снова обтягивается. Хорошо работает при нагрузке на петлю и любой из концов или при тяге за оба конца. Может завязываться в середине троса, как "узел среднего". Узел компактен и хорошо выглядит. Отдается легче, чем Ездовая петля, Австрийский или другие "узлы среднего".

 

2. Универсальная петля, второй вариант, рис. 2.1, 2.2.

Начинаем вязать как Баранью Ногу, но вторая петля вместо колышки обносится несколькими (здесь - двумя) простыми шлагами, после чего через эту петлю проносится другая петля и узел обтягивается. Обладает качествами предыдущего, и, хотя не так компактен, но отдается даже при больших нагрузках с еще меньшими усилиями.

 

3. Стопорная петля. Первый вариант, рис. 3, 3.1.

На тросе вяжется Коровий, или Схватывающий узел (типа 190 на Сайте). Затем через него проносится ходовой конец петли и на его конце завязывается стопорный узелок, типа Стивидорного. Хорошо обтягивается.

 

4. Стопорная петля. Второй вариант, рис. 4, 4.1.

Образуется колышка из нескольких шлагов (здесь - тройная). Как и в предыдущем случае, ходовой конец проносится через нее и на нем завязывается стопорный узелок. Узел обтягивается, а затем с коренной стороны троса делается еще одна колышка и через нее проносится коренная часть петли вместе с тройной колышкой. Узел еще раз обтягивается. Хорошо держит форму и легко отдается.

 

5. Двойная коровья петля. Рис. 5.

Рабочая часть петли образуется из двух наложенных друг на друга шлагов. Затем из коренного участка троса формируется Коровий, или Схватывающий узел и накидывается на коренную часть сдвоенной петли. Хорошо обтягивается. Двойная петля здесь применена для большей жесткости и устойчивости узла под нагрузкой, при этом стопорный узелок на ходовом конце, как в № 2.1, делается излишним. Без нагрузки может потерять форму.

 

6. Симметричный гачный узел. Рис. 6.1, 6.2.

Вариант двойного гачного узла, (который выглядит менее симметрично). Ходовой конец складывается петлей с колышкой посередине. Коренной конец обносится несколькими шлагами (здесь - 4) с правой стороны петли по направлению от края к центру, причем витки укладываются плотно друг к другу, несколько не доходя до колышки (рис.6.3). Далее ходовой конец, выходящий из-под витков, обносится вокруг коренного конца и укладывается дальше в том же направлении тем же числом плотных шлагов вокруг петли вплоть до самой колышки. После этого он заправляется в колышку, петли выравниваются и узел обтягивается. После снятия нагрузки отдается без усилия, и, в отличие от двойной гачной петли, держит форму не распадаясь.

 

Буксировочные петли

Если имеется длинный трос, из него можно сделать буксировочую петлю, соединив концы посередине. Предлагаются некоторые из возможных вариантов складывания троса.

 

9. Разборная буксировочная петля, рис. 9.1, 9.2, 9.3, 9.4.

Складывается по принципу свободной петли №8. Хорошо держит форму и не распадается. Независимо от нагрузки узел отдается с полной легкостью. Для гарантированной надежности и устойчивости узла каждый ходовой конец обносится вокруг своей петли двумя шлагами.

 

10. Примитивная петля, рис. 10, 10.1.

Это, наверное, самый простой способ складывания двойной петли из троса. Хотя петля хорошо выдерживает постоянную тяговую нагрузку, при переменной узел неустойчив. Чтобы избежать этого, можно дополнительно закрепить ходовые концы, например, подвязав их на сторонах петли в виде колышек.

 

 

Натяжные петли

В качестве петли для натяжки троса хорошо известна Лучная петля. Но можно предложить и другие, иногда более удобные способы натяжения.

 

7. Натяжная петля. Рис. 7.1, 7.2.

Эта петля легко отдается даже под нагрузкой. С ее помощью трос между стойками натягивается следующим образом.

Пусть его коренной конец закреплен на первой стойке. На ходовом конце на некотором расстоянии от второй стойки сначала вяжется малая вспомогательная петля. При этом оставляется достаточно длинный свободный ходовой конец. Последний обносится вокруг второй стойки и проносится через вспомогательную петлю (первый шлаг рабочей петли). Затем точно так же и в том же направлении, ходовой конец обносится вокруг стойки и проносится через петлю во второй раз (второй шлаг). Когда трос уже слегка натянут, если продолжать тянуть за ходовой конец, то второй шлаг рабочей петли попадает под первый в точке их соприкосновения с вспомогательной петлей, и закусывается им. В результате трос натягивается, ходовой конец автоматически закрепляется и петля обратно уже не сдает.

Для натяжения троса можно также использовать не ходовой конец троса, а другой трос, закрепленный за вторую стойку. Его ходовой конец так же дважды пропускается через вспомогательную петлю (с обносом вокруг стойки) и натягивается.

 

8. Свободная петля. Рис. 8, 8.1.

У этой петли легко изменить размер, пока нет нагрузки. Под нагрузкой размер можно только уменьшать. Поэтому она также очень удобна для натяжения троса между двумя стойками (например, бельевой веревки).

Сначала, как и в предыдущем примере, вяжем любую незатягивающуюся "вспомогательную" петлю небольшого размера, (например, булинь, кучерской узел или вышеприведенные №№ 1 - 5), оставляя свободным достаточно длинный ходовой конец. Из него формируем бОльшую (рабочую) петлю; при этом ходовой конец проносим через вспомогательную петлю, как указано на рисунке. Петля хорошо держит нагрузку, но при тяге за свободный ходовой конец ее размер можно сокращать. Самое замечательное, что при этом петля обратно не сдает. Без нагрузки отдается - "разбирается" предельно просто.

 

 

Карабинные узлы - Материалы

Узел ШТЫК

Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю. Рабочий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной и продевают во вторую образовавшуюся петлю и т.д. Обычно делают 2-3 шлага. (“На два шлага швартуют яхту английской королевы...”) Затем желательно закрепить рабочий конец на коренном. При нагружении коренного конца узел не затянется, и сохранится возможность развязать его без снятия нагрузки с коренного конца.

 

 

 

Узел БАХМАНА

Хотя узел Бахмана и описан ранее, он относится к карабинным узлам и решено повторить его описание в этой книжке.

 

Карабин своей длинной стороной прикладывается к основной веревке. Репшнур простегивается в карабин, складывается вдвое и 2-3 раза обматывается вокруг основной веревки и длинной стороны карабина, при каждом витке простегивается через карабин. Под нагрузкой, репшнур (узел) прижимает карабин к веревке и исключает его перемещение. Для перемещения узла вдоль веревки, следует снять нагрузку с узла и двигать карабин в любом направлении.

 

Узел легче расслабляется, даже после больших нагрузок, чем просто схватывающий, однако, при нагружении концов репшнура срабатывает не сразу, может немного проскользнуть.

 

 

 

СХВАТЫВАЮЩИЙ с карабином

Сквозь все витки схватывающего узла, завязанного репшнуром на основной веревке, простегивается карабин, длинной стороной к основной веревке. Применение такое же, как и узла Бахмана. Без нагрузки меньше расслабляется.

 

 

 

Узел ГАРДА (Петля Гарда)

Узел Гарда применяют, в основном, в спасательной практике, тогда, когда необходимо легко протравливать веревку в одну сторону, быстро блокировав, при этом, возможность протравливания ее в другую сторону.

 

В веревочную петлю встегиваются два карабина, защелками к участнику, направление защелок одинаковое. Сквозь карабины продевается (в оба карабина встегивается) одиночная веревка. Рабочий конец веревки охватывает оба карабина и параллельно первоначальному ходу веревки продевается (встегивается) в первый, по своему ходу, карабин .

 

Коренной конец “внутри” карабинов набрасывается на ходовой. Веревка протравливается за ходовой конец. Узел лучше работает в карабинах типа “Ирбис”. За рубежом для него выпускаются специальные карабины. Узел (петлю) Гарда хорошо использовать для верхней страховки.

 

 

Связывание двух слег “КРЕСТОМ”

Применяется, в основном, при изготовлении носилок из подручных средств. В реальной практике вязки слег “крестом” последовательность действий может изменяться (даже существенно). Неизменным остается сам принцип вязки.

 

Две слеги укладываются “крестом”, середина вязочной веревки пропускается под нижней слегой. Оба конца вязочной веревки проводятся над верхней слегой, пропускаются под нижней, вновь проводятся над верхней и пропускаются под нижней.

 

Оба конца (каждый самостоятельно) огибают нижнюю слегу, и начинают обматывать весь узел проходя НАД нижней, но ПОД верхней слегами навстречу друг другу. Эта манипуляция проводится для придания большей жесткости всей конструкции. Концами охватывают весь узел по диагонали и закрепляют их. После каждого движения концы веревок С СИЛОЙ затягиваются.

 

Окончательный вид узла изображен на. Узел, закрепляющий концы веревок, должен с силой прижиматься к слегам, чтобы вся конструкция не расшаталась за короткое время. (На рис. концы веревок “не прижаты” к узлу, чтобы не затруднять чтение рисунка).

 

 

Узел УИАА

Узел применяется в ситуациях, когда необходимо протравливать веревку в две стороны. Узел применяется для динамической страховки, лучше на мягких веревках. Иногда его используют в качестве тормозного устройства при спуске по вертикальным перилам, но в этом случае он безбожно портит оплетку веревки, особенно на отечественных жестких веревках.

 

Одинарная веревка простегивается в карабин. Обводится вокруг карабина на 180 градусов и проносится поверх коренного конца, охватывая его. Еще раз простегивается через карабин. Согласно этому рисунку веревка будет выдаваться снизу вверх. При перемене направления движения веревки, узел перевернется на карабине, сохранив рисунок, и будет работать в другую сторону.

 

 

Карабинная удавка

Узел применяется для закрепления веревки на рельефе, в ситуациях, предусматривающих последующее продергивание веревки.

 

На рабочем конце веревки вяжется узел восьмерка. В него встегивается карабин. Рабочий конец вместе с карабином обносится вокруг дерева (выступа рельефа) и карабин встегивается в коренной конец. При нагружении коренного конца узел затягивается. Если потянуть за карабин, при помощи вспомогательной веревки, освободив нагруженный конец, то карабин начнет смещаться вдоль грузовой веревки, а сама грузовая веревка, следуя за карабином, будет продернута.

 

 

Компенсационные петли

Известно, что скальный крюк (горизонтальный) выдерживает среднюю нагрузку 600-650 кг. Для повышения надежности точки страховки следует произвести блокировку 2-3 скальных крючьев. Логично предположить, что они выдержат нагрузку в 2-3 раза больше, но для этого необходимо, чтобы вся нагрузка РАВНОМЕРНО распределилась между крючьями. Если на каждый крюк повесить свою петлю, то нагрузка будет равномернораспределенной лишь при одном единственном ее направлении в пространстве. Если человек на перилах (вертикальных), закрепленных на этих петлях, сместится по горизонтали, то произойдет перераспределение нагрузки между крючьями. Одни из них будут более нагружены, другие менее. В случае резкого увеличения нагрузки (допустим, например, что произошел ошибочный набор слабины и дальнейший срыв участника) ее воспримут, в первую очередь, более нагруженные крючья. Нагрузка может превысить предельно допустимую — крюк вырвет. Моментально нагрузка перераспределится на оставшиеся крючья и, возможно, они будут вырваны вслед за первым. (Естественно, на вырыв крюка уйдет часть энергии срыва, но “вырыв” крюка уже крайне неприятное событие).

 

На рисунке изображена компенсационная петля. При изменении направления нагрузки одни ветви петли укоротятся, другие удлинятся и распределение нагрузки будет выровнено. (Полной равномерности получено не будет, но достигаемый результат вполне приемлем).

 

Кусок веревки длиной 3-4 метра завязывают в кольцо грейпвайном или встречной восьмеркой, простегивают в карабины на трех крюках, забитьис (закрученных) треугольником. Две боковые стороны треугольника вытягивают на себя и один раз каждую перекручивают. В две образовавшиеся петли и третью неперекрученную ветвь встегивается карабин.

 

На двух крюках принцип вязки тот же. Веревочное кольцо встегивают в карабины на двух крюках, нижнюю ветвь один раз перекручивают и подтянув к ней верхнюю встегивают карабин в обе ветви.

 

При необходимости навесить компенсационную петлю на дерево поступают так: кусок веревки дважды обматывается вокруг дерева и затем концы веревки завязываются встречной восьмеркой или грейпвайном . Карабин встегивается в оба витка.

 

 

 

 

 

Схема закрепления веревки в тормозном устройстве типа “восьмерка”

Середину сложенной вдвое веревки продевают сквозь большое отверстие “ВОСЬМЕРКИ” и встегивают в карабин, или набрасывают на шейку “ВОСЬМЕРКИ”. Рабочий конец 2-3 раза обводят вокруг “рогов” “ВОСЬМЕРКИ”, складывают вдвое, вновь продевают в большое отверстие “ВОСЬМЕРКИ” и полученную петлю набрасывают на “рога” “ВОСЬМЕРКИ”, как на кнехт.

 

 

 

ПОЛИСПАСТЫ

Полиспаст система из блоков и веревок, предназначенная для подъема тяжелых грузов или натягивания веревок, использующая в своей работе принцип рычага (выигрываем в силе — проигрываем в расстоянии). Непосредственно в походах (на восхождениях) собственно блоки применяют редко , чаще используют карабины (они более универсальны) не “ИРЕМЕЛЬ”! Дюралевые “ИРЕМЕЛИ” быстро протираются нагруженными веревками и становятся непригодными к дальнейшему использованию! Трение на карабинах очень сильно снижает выигрыш в силе. Для уменьшения трения в точках разворота веревки ставят по два карабина (желательно однотипных). Ставить три карабина бесполезно два карабина выдавят третий и все останется по-прежнему (На всех рисунках в точках разворота веревки изображено по одному карабину)

 

В горовосхождении полиспаст применяют, в основном, в спасательной практике, или натяжении веревок при организации переправ.

 

На рисунке изображена так называемая “длинная петля”. Это простейший полиспаст. Один конец веревки (коренной) крепится на рельефе, середина веревки встегивается в карабин, закрепленный на “грузе”, так, чтобы она могла свободно скользить сквозь карабин. За второй (рабочий) конец веревку вытягивают В этой схеме половина веса “груза” приходится на точку закрепления веревки, а другая половина на тех, кто вытягивает веревку На спасательных работах эту схему применяют, обычно, для подъема легкопострадавшего. Если спасатели случайно отпустят рабочий конец веревки, то пострадавший сорвется вниз. Чтобы этого не произошло, рабочий конец веревки необходимо подстраховать схватывающим узлом (на рис не показан) Эта же схема часто используется в качестве страховочной системы схватывающего узла в карабинном тормозе (см. КАРАБИННЫЙ ТОРМОЗ).

 

 

 

На рисунке изображен собственно полиспаст. В пространстве веревкой “выписывается” буква “зет”: веревка от “груза” идет к точке крепления полиспаста, там разворачивается в разворотном блоке (карабине), возвращается к “грузу”, разворачивается на его блоке или карабине, идет к точке крепления полиспаста, где и вытягивается ВЫТЯГИВАЮЩИМИ. В этой схеме 3/4 веса “груза” приходится на точку крепления полиспаста (грузовую точку) и лишь 1/4 веса приходится на ВЫТЯГИВАЮЩИХ. (Трение на карабинах и тем более о рельеф, как показано на рис. весьма существенно снижают этот выигрыш в силе).

 

Если ВЫТЯГИВАЮЩИЕ отпустят веревку, то она проскользнет сквозь блоки и “груз” вновь упадет. Чтобы этого не произошло, между “грузом” и точкой крепления полиспаста на грузовой веревке вяжут схватывающий узел, который закрепляют или непосредственно на точке крепления полиспаста, или на отдельной точке (на рис. схватывающий закреплен на отдельной точке). Этот схватывающий узел будем называть УДЕРЖИВАЮЩИМ СХВАТЫВАЮЩИМ УЗЛОМ, или просто УДЕРЖИВАЮЩИМ. При вытягивании веревки, УДЕРЖИВАЮЩИЙ узел, увлекаемый веревкой, будет затягиваться в разворотный блок (карабин), поэтому его надо регулярно смещать от блока.

 

Длина веревок, используемых в современном горовосхож-дении редко превышает 50 метров. Как видно из рис. 41 веревка трижды проходит между “грузом” и точкой крепления полиспаста. Т.о. максимальная глубина подъема всего 16 метров, что в больших горах явно недостаточно.

 

Увеличить глубину подъема можно, если второй разворот веревки организовать не на самом “грузе”, а на втором схватывающем узле, расположенном между “грузом” и УДЕРЖИВАЮЩИМ. Этот схватывающий узел будем называть ТЯНУЩИМ СХВАТЫВАЮЩИМ УЗЛОМ, или просто ТЯНУЩИМ. Веревку выбирают до тех пор, пока ТЯНУЩИЙ не приблизится к УДЕРЖИВАЮЩЕМУ. Веревку постепенно отпускают. Нагрузка переместится на УДЕРЖИВАЮЩИЙ, ТЯНУЩИЙ ослабнет. Его распускают и смещают к “грузу”. Вновь начинают выбирать веревку. Нагрузка переходит на ТЯНУЩИЙ, УДЕРЖИВАЮЩИЙ ослабевает, его распускают и начинают смещать от блока, чтобы он не оказался затянутым в блок.

 

 

 

Более удобна в работе, быстрее собирается, имеет ряд других преимуществ схема, в которой схватывающие узлы заменены на механические зажимы. Но механический зажим не может являться средством страховки. Поэтому при спасательных работах, во время подъема пострадавшего, на механический зажим, например жюмар, заменяют только ТЯНУЩИЙ (рис. 43). При установке навесной переправы, где на натягиваемых веревках нет человека, оба схватывающих можно заменить на механические зажимы.

 

 

 

 

Прямой узел. Рифовый узел

  • узел легко вяжется;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • самопроизвольно развязывается — «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
  • используется для связывания веревок одинакового диаметра;
  • использование без контрольных узлов недопустимо;
  • при больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк);
  • прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).

Ткацкий узел (в, г)

  • узел легко вяжется;
  • «ползёт» при переменных нагрузках;
  • при больших нагрузках сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок одинакового диаметра;
  • обязательны контрольные узлы;
  • может использоваться для связывания рыболовных лесок.

Встречный узел

  • узел легко вяжется, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка;
  • удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

  • надежный узел, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-е) и брамшкотовый (а) узлы

  • надежные узлы, легко вяжутся;
  • под нагрузкой не затягиваются;
  • «ползут» при переменных нагрузках;
  • шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый — для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
  • обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

  • надежный и красивый узел;
  • для правильного вязания требуется практика;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;
  • удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

Узел Хантера

  • надежный и красивый узел;
  • хорошо держит на мягких веревках и на лентах;
  • сильно не затягивается;
  • трудно запоминается, требует практики;
  • на жестких веревках недостаточно затягивается;
  • «ползёт» при переменных нагрузках;
  • используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

Змеиный узел

  • очень надежный узел;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • требует практики;
  • используется на тонких мягких капроновых веревках;
  • на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

 

Некоторые узлы

Верёвки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким узлами, разного диаметра - академическим, шкотовым и брамшкотовым узлами. Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат "проводник", "восьмёрка" и "булинь" (петлевые узлы).

Для самостраховки при движении по верёвке на подъёме и спуске, при натягивании верёвки для переправы, при подъёме человека или груза применяют "схватывающие" узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной. Такой узел, будучи ослаблен, легко перемещается по основной верёвке в любом направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и стопорится на верёвке.

Для быстрого и надёжного крепления конца верёвки к дереву, камню или другому крупному предмету используются: "удавка", "штык простой" и "штык двойной", для привязывания оттяжек палаток - палаточный узел, для привязывания двойной нестягивающейся петлёй, а также при вязке носилок - "стремя".

Для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке применяется узел Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и надёжен при любом состоянии верёвки.

Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки - они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узла.


Стремя.


Булинь.


Брамшкотовый.


Схватывающий.


Схватывающий.


Удавка.


Штык.


Штык.


Бахмана.


УИАА.


Привязочный.


Карабинный.


Контрольный.


Петля Гарда.


Палаточный.

 

Веревки, узлы, страховка

Узлы разного назначения

1- для соединения веревок одного диаметра (а - прямой, б - рифовый, в - встречный, г - ткацкий);
2 - для соединения веревок разного диаметра (а - академический, б - шкотовый, в - брамшкотовый);
3 - петлевые (а - "проводника", б - "восьмерка", в - "булинь", две фазы);
4 - "схватывающие" (а - обмоточный или петлевой, б - двойной, в - карабинный, г - Бахмана);
5 - для крепления к дереву, камню (а - "удавка", б - простой и двойной "штык", в - палаточный);
6 - привязывающиеся нестягивающиеся петлей (а - привязочный, б - стремя);
7 - для динамической страховки (а - Междунар. союза альпинистской ассоциации, б - петля Гарда);
8 - контрольные узелки.

Узлы для утолщения троса

Простой узел

Это самый простой из всех известный узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым или правым. Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К нему как нельзя лучше подходит русская народная пословица: "Не велик узелок, да крепко затянут". Этот узел, как ни один другой портит трос, так как сильно его изгибает.

Восьмерка

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Стивидорный узел

Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же способом, стой лишь разницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу. Название этого узла американского происхождения. Оно впервые появилось в толковом словаре английского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря заимствовали его из руководства по вязке узлов, выпущенного американской канатной фирмой "Стивидор роупс".

Кровавый узел

От простого узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла. Существуют два способа вязки таких узлов. Если число узелков не превышает трех, шлаги ходовым концом троса делают внутрь петли (а.), а если оно больше, то вокруг коренной части троса и его ходовой конец пропускают внутрь (б.). С далеких времен парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались "кровавыми". В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались "кошками". Они представляли собой плетку из пенькового троса, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще - девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до десяти шлагов. "Кошки" подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжелыми. Ими секли за кражу. В зависимости от проступка, матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара по спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы, туго затянутые на концах косичек "кошки", прорезали кожу (отсюда и название узла). После первой дюжины ударов окровавленные косички "кошки" слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали с состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, Британское адмиралтейство в середине XXVII века издало ханжеский приказ: после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был расплести слипшиеся от крови косички "кошки". Эта процедура носила название "расчесать кошку". До сих пор в современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение "To scratch the cat" - "расчесать кошку", которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение "облегчить страдание".

Пожарная лестница







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.052 с.)