Информационные технологии мониторинга здоровья населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии мониторинга здоровья населения



Решение проблем формирования здоровья населения требует создания и внедрения технологий регулярных, многоплановых мониторинговых обследований, нацеленных на долгосрочное изучение факторов, формирующих здоровье, и их взаимосвязей как необходимого условия эффективного управления деятельностью системы здравоохранения. На государственном уровне - это выстраивание приоритетов, построение стандартов и рекомендаций, стратегий, тактики, бюджетов, разработка крупных проектов и их реализация; на региональном, муниципальном и местном уровнях - проектирование, планирование и реализация проектов; на индивидуальном уровне - построение и реализация более здорового образа жизни.

Государственная система мониторинга здоровья населения - аналитическая система постоянного долгосрочного наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием неблагоприятных факторов, управления рисками с целью их уменьшения.

Деятельность по ведению государственной системы мониторинга здоровья населения осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ совместно с федеральными органами и учреждениями исполнительной власти и органами самоуправления. Мониторинг здоровья населения и качества жизни проводится на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и других источников.

Основной целью построения региональной информационно-аналитической системы мониторинга здоровья и деятельности субъектов здравоохранения является динамическая оценка общественного здоровья и целевых программ по его улучшению, повышению управляемости регионального здравоохранения и рационализации использования финансовых ресурсов.

 

В последнее время государство все более активно делегирует ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения на местный уровень, где заметная роль отводится органам местного самоуправления. В рамках межсекторального подхода они включаются в контур управления организационных проектов охраны здоровья.

Сегодня ведутся поиск и разработка методологических и организационных подходов к проектированию, планированию и реализации проектов системы мониторинга.

Государственная система мониторинга здоровья населения разрабатывается на протяжении 10 лет и в настоящее время находится во 2-й стадии проектного освоения работ. В соответствии с принятой архитектурой и принципами создания государственной системы мониторинга здоровья населения утверждены проекты и вводятся в действие целевые программы комплексной информатизации системы регионального здравоохранения. Проектирование этих программ обеспечивается на основе развития автоматизированных систем управления и обработки информации в здравоохранении. Данные программы входят составной частью в государственную систему мониторинга здоровья населения как один из элементов инфра-

структуры и служат решению целостных организационных задач совершенствования деятельности здравоохранения. При этом государственная система мониторинга здоровья населения является по своему замыслу более сложной и комплексной системой со структурой и принципами ее организации, ориентированными на управление здоровьем населения для территорий и групп населения.

В этом контексте региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС) рассматривается как единая информационная база для ЛПУ, территориальных органов управления здравоохранением всех уровней, территориальных фондов ОМС и СМО.

 

Региональная информационно-аналитическая медицинская система реализует системные решения по автоматизации и компьютеризации субъектов и организаций системы регионального здравоохранения, унификации организационных, управленческих и финансово-экономических технологий и процессов, ввода, обработки и анализа больших объемов разнородных данных в здравоохранении и в системе ОМС, оптимизации расходов на управление ими, интеграции в информационное пространство РФ.

К основным задачам разработки и реализации региональной информационно-аналитической медицинской системы относятся:

• паспортизация ЛПУ;

• формирование территориальных целевых программ (программы государственных гарантий оказания медицинской помоши и другие целевые профилактические программы);

• организация региональной системы мониторинга здоровья населения;

• организация МИАЦ для обработки данных о деятельности регионального здравоохранения.

• Региональная информационно-аналитическая медицинская система включает в себя следующие программные комплексы (ПК): «Паспорт ЛПУ»; «Регистр населения; «Управление состоянием здоровья населения»; «Формирование территориальных целевых программ»; «Статистика и счета-фактуры ЛПУ»; «Учет и анализ счетов-фактур ЛПУ».

Реализация региональной информационно-аналитической медицинской системы подразумевает создание необходимой инфраструктуры и разработку информационно-методического и программного обеспечения.

На рис. 93 приведены субъекты организационного взаимодействия, охватываемые региональной информационно-аналитической медицинской системой.

Рис. 93. Субъекты региональной информационно-аналитической медицинской системы

В рамках региональной информационно-аналитической медицинской системы планируется оснащение современными средствами вычислительной техники всех объектов здравоохранения региона, включая территориальные ЛПУ, МИАЦ, органы управления здравоохранением и территориальные фонды ОМС, где создаются локальные вычислительные сети.

 

Типовая схема информационных взаимосвязей ПК и их размещение по объектам региональной информационно-аналитической медицинской системы представлены на рис. 94.

Рис. 94. Схема размещения информационных взаимосвязей ПК региональной информационно-аналитической медицинской системы

ПК «Формирование территориальных целевых программ» обеспечивает проведение необходимых расчетов для формирования государственного задания (социального заказа).

ПК «Паспорт ЛПУ» позволяет вводить, анализировать и передавать подробную информацию о территориальных ЛПУ, включающую:

• данные о ЛПУ как государственном учреждении (организационная структура, материально-техническая база, данные о кадрах и персонале);

• финансово-экономические показатели деятельности;

• данные о видах и профилях медицинской помощи, оказываемой в

ЛПУ;

• плановые объемы медицинской помощи и финансирования ЛПУ. ПК «Регистр населения» обеспечивает ввод, хранение и формирование

информации о населении территории. ПК «Статистика и счета-фактуры ЛПУ» автоматизирует учет всех услуг, оказанных пациентам в ЛПУ, обеспечивает формирование документов и обмен информацией для оплаты услуг по линии ОМС, а также формирует необходимую статистическую отчетность и справки, используемые в оперативном управлении ЛПУ. Обра-

ботку данных ЛПУ об оказанных услугах в СМО и территориальных фондах ОМС осуществляет ПК «Учет и анализ счетов-фактур ЛПУ».

ПК «Управление состоянием здоровья населения региона» позволяет проводить разносторонний анализ различных аспектов здоровья по широкому кругу показателей и является инструментом для подготовки обоснованных решений в сфере регионального здравоохранения. Разработанный набор показателей, включенный в ПК, позволяет отслеживать ход выполнения конкретных задач.

 

Говоря о технологических решениях, применяемых при разработке региональной информационно-аналитической медицинской системы, следует отметить технологии многомерного анализа данных. Реализованная в ПК «Управление состоянием здоровья населения региона» концепция единого хранилища данных, объединяющая разносторонние данные, создаваемые различными источниками информации, позволяет построить региональную систему мониторинга здоровья и формировать различные срезы показателей здоровья.

ПК региональной информационно-аналитической медицинской системы строятся по 3-уровневой архитектуре с созданием локальных вычислительных сетей и проведением обучения администраторов и пользователей системы АРМ в ЛПУ. После завершения работ по включению в региональную информационно-аналитическую медицинскую систему всех основных территориальных ЛПУ органы управления региональным здравоохранением и территориальные фонды ОМС получат единое информационное пространство, которое поможет существенно повысить эффективность управленческой деятельности в здравоохранении.

Комплексность подходов, заложенных в концепцию региональной информационно-аналитической медицинской системы для реализации долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения региона, требует привлечения данных статистики из соответствующих организаций (статуправление, ЗАГСы, санэпиднадзор и др.).

Система мониторинга отражает как медико-статистические, так и социологические показатели здоровья групп населения, динамику и прогноз их изменений, общественное мнение о функционировании учреждений здравоохранения по предоставлению медицинской помощи.

Система мониторинга технологически представляет собой систему сбора, хранения и анализа данных о состоянии здоровья населения и качества жизни, функционировании медицинских учреждений и уровне медицинского обслуживания, обеспечивая оценку деятельности всех субъектов с позиций социальной эффективности их функционирования.

 

Система мониторинга позволяет распознавать управленческие проблемные ситуации 3 типов: узкие места и диспропорции; расхождение целей и интересов субъектов здравоохранения; некорректные взаимоотношения в системе подчинения и коммуникаций.

Использование данных системы мониторинга направлено на обеспечение решения задач повышения качества и уровня медицинской помощи. Хотя сама по себе система мониторинга не оказывает непосредственного влияния на процессы обеспечения здоровья населения, ее результаты ориентированы на принятие оптимальных управленческих решений во всей социальной сфере. Поэтому главная цель проведения мониторинга состоит в обеспечении обратной связи, которая должна быть отражена в оценках

социальной и экономической эффективности реализации территориальных целевых программ в области охраны и укрепления здоровья населения.

Основными задачами системы мониторинга являются: паспортизация субъектов системы; статистическая обработка основных медицинских и социально-экономических показателей; медико-социальная оценка субъектов и выявление проблемных ситуаций на территории; разработка социально-экономических прогнозов.

Создание системы мониторинга на региональном уровне требует организации сбора, накопления, обработки и представления значительного объема информации. Для решения этой задачи оптимальны средства автоматизации, основанные на современных информационных и коммуникационных технологиях, без которых невозможны персонифицированный учет пациентов и паспортизация ЛПУ, что является важнейшим условием эффективного развития системы здравоохранения.

Информационные технологии, применяемые для накопления и обработки информации с применением средств вычислительной техники и специальных программ, интегрируются в автоматизированные системы, дающие возможность накапливать результаты статистических наблюдений в БД и выводить их в требуемом виде (получать новые показатели, математически обрабатывая исходные данные, проводить статистическую обработку информации, контролировать динамику изменения), что позволяет оптимизировать управление технологическими процессами в деятельности ЛПУ.

 

По времени анализа данных различают 2 формы мониторинга. Первая форма предполагает наблюдение, анализ показателей в реальном масштабе времени их регистрации и принятия мер. При этом выявленные отклонения важных функций от заданной нормы используют как руководство для своевременного принятия мер по нормализации в ЛПУ соответствующих процессов.

Вторую форму мониторинга с отсроченным анализом изучаемых показателей применяют с целью обнаружения их изменений в процессе обычной деятельности или под влиянием определенных воздействий, например, при реализации тех или иных социальных целевых программ, что позволяет в дальнейшем ретроспективно анализировать происходившие в ходе самого процесса события.

Система мониторинга как модель управления здоровьем, производная составляющая от целей здравоохранения, - необходимый прием оценки качества технологизации и информатизации системы здравоохранения, действенности технологий, работ и услуг. Она позволяет своевременно вносить коррекцию в действующие технологии и процессы в ЛПУ, снимать устаревшие и вводить новые, что расширяет пределы технологизации и повышает эффективность.

Основными задачами системы мониторинга являются:

• формирование информационного фонда данных;

• выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа и прогнозной оценки риска для здоровья населения территории;

• программно-техническое обеспечение на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;

• межведомственная координация обеспечения управленческих решений по формированию эпидемиологического благополучия и здоровья населения на региональном и местном уровнях.

Предусматривается этапность построения и введения системы мониторинга:

 

1-й этап - создание пакета нормативно-методических документов, обеспечивающих современный уровень системных технологий (медицинские, информационные, организационные, финансово-экономические и управленческие);

2-й этап - создание единой системы программного обеспечения сбора, обработки, хранения и передачи информации, стандартизации информационных ресурсов, информационно-аналитических технологий, унификации показателей и результата качества ее целевого функционирования и эффективности.

В целом концепция организации работ по созданию системы мониторинга предусматривает единую систему программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда:

а) по изучению тенденций динамики здоровья населения территории;

б) выявлению приоритетов в обеспечении эпидемиологического благополучия, решения медицинских и социальных проблем формирования здоровья;

в) разработке обоснованных целевых программ охраны и укрепления здоровья;

г) обеспечению информационной поддержки законодательной инициативы органов управления здравоохранением, государственного санитарноэпидемиологического надзора, органов социальной защиты населения;

д) обоснованию потребностей в ресурсах, необходимых для прогнозирования объема медицинской помощи и оздоровительных мероприятий, стоимости их финансового обеспечения.

Для реализации этой программы работ необходимо:

• выделить актуальные проблемы охраны здоровья для территории и групп населения;

• разработать технологии исследования тенденций общественного здоровья с использованием методов потенциальной демографии и оценки влияния на него социальных и иных факторов здоровья и риска развития заболеваемости и преждевременной (но предотвратимой) смертности;

• создать инструмент медико-социального и экономического обоснования целевых профилактических программ по управлению здоровьем;

 

• разработать правовую основу и типовые системы информационной поддержки мониторинга;

• применить современные системные технологии для моделирования процессов формирования здоровья.

Для достижения главной цели и реализации программы работ по созданию системы мониторинга концептуальные установки и планы по ее развитию должны строиться с использованием методологии системного анализа.

По своей сути система мониторинга является сложным динамическим системным объектом, включающим медицинские, информационные, правовые, экономические, управленческие и другие элементы. При разработке системы должны быть учтены взаимосвязи между этими элементами, так как именно они определяют ее целостность и способность эффективно решать поставленные задачи.

Главная цель системы мониторинга формулируется как системный анализ факторов, формирующих здоровье, для выхода на оптимальные управленческие решения.

Основными задачами мониторинга здоровья и качества жизни являются:

1. установление основных детерминирующих здоровье факторов (социальных, медицинских, психологических, экономических и др.);

2. определение стоимости вмешательства по отношению к эффекту мероприятия, выражаемому в годах увеличения ожидаемой продолжительности жизни и повышения ее качества - так называемая цена здоровья;

3. разработка рекомендаций по системе приоритетных мероприятий, направленных на улучшение здоровья и увеличение объема необходимого финансирования;

4. мониторинг эффективности мероприятий в рамках целевых программ.

В процессе проектирования и разработки системы мониторинга большое значение приобретает системный подход к проблеме анализа здоровья. Опыт решения задачи системного анализа здоровья для территорий и групп населения позволяет утверждать, что реальную оценку приоритетов и факторов здоровья нельзя получить на основе простого суммирования и накопления в БД показателей здоровья или простым суммированием предложений экспертов.

 

Система мониторинга - дорогостоящий проект. Поэтому важно определить, каковы будут ее надежность и ожидаемая социально-экономическая эффективность. В мире и в РФ накоплен значительный как позитивный, так и негативный опыт создания такого рода систем. В нашей стране опыт создания автоматизированных систем управления обобщен в «Методических указаниях по созданию и развитию автоматизированных систем управления и обработки информации в здравоохранении» (МЗ СССР, ОРДМУ-10- 83 от 11.07.83). Однако система мониторинга по своему замыслу является более сложным и комплексным объектом, в который автоматизированная система управления входит как один из элементов.

При проектировании и реализации концепции системы мониторинга и ее элементов желательно учесть ряд важных технических и организационных моментов, обеспечивающих эффективность ее функционирования, к которым относятся:

• адаптация и детализация системных технологий создания проекта и оптимизация процесса разработки на основе выбранного варианта для реализации;

• мониторинг непредвиденных эффектов и проблем в ходе реализации проекта;

• ревизия выбранной альтернативы по ее эффективности и экономической целесообразности в ходе реализации проекта;

• постоянная переоценка правильности стратегии реализации и выбора самой альтернативы и возможности возникновения новых альтернативных вариантов.

Система мониторинга ориентирована на представление данных по уровням: ЛПУ, население, орган управления здравоохранением, центр и службы санэпиднадзора, статистическое управление, МИАЦ.

Информация, формируемая в системе мониторинга деятельности здравоохранения, предназначена для разработки и корректировки мероприятий (целевых программ) в целях повышения КМП.

 

Концепция организации системы мониторинга включает: 1) построение моделей взаимодействия основных источников и потребителей медикосоциологической информации; 2) обоснование необходимого и достаточного перечня медико-социологических показателей деятельности, подлежащих систематическому наблюдению и позволяющих оценить динамику состояния всех субъектов; 3) разработку программы наблюдений; 4) разработку технологии мониторирования; обоснование требований, которые предъявляются к правовым субъектам, описание основ методологии и методов управления технологическими процессами.

Концептуальная модель организации системы мониторинга приведена на рис. 95.

Рис. 95. Концептуальная модель организации системы мониторинга

Мониторинг деятельности субъектов здравоохранения осуществляется в 3 областях: мониторинг «по входу» (информация о рабочих процессах, ожиданиях и потребностях сторон), по процессам жизненного цикла предприятия (работы и услуги) и «по выходу» (удовлетворенность полученной медицинской помощью).

На входе системы мониторинга анализируются следующие данные: обратная связь от жителей региона, информация о рабочих процессах (работы и услуги) и соответствие деятельности субъектов здравоохранения ожиданиям и потребностям заинтересованных сторон; информация о предыдущем опыте и использовании корригирующих мероприятий; информация об организационных и процессных изменениях, которые могли бы повлиять на деятельность участников.

Выходные данные системы мониторинга для анализа должны включать информацию об удовлетворенности полученной медицинской помощью (доступность, объем и качество).

Система мониторинга деятельности субъектов здравоохранения дополнена социологическими данными, данными медико-санитарной и демографической статистики, финансово-экономическими показателями, измере-

 

ниями качества. В результате мониторинга комплекса индикаторов можно выявить существующие или потенциальные причины несоответствия в деятельности ожиданиям и потребностям заинтересованных сторон, определить природу корригирующих действий с целью устранения причин обнаруженного несоответствия и разработать упреждающие мероприятия.

В модели особое место занимают органы управления здравоохранением, которые определяют, планируют и внедряют деятельность по мониторингу процессов в ЛПУ. Основным потребителем результатов мониторинга деятельности здравоохранения являются органы управления здравоохранением, центры и службы Роспотребнадзора.

Сбор данных может осуществляться в ходе выполнения работ сотрудниками структурных подразделений органа управления здравоохранением, ответственными за мониторинг. Данные для системы мониторинга могут поступать из статистических наблюдений за деятельностью ЛПУ, отчетных форм ОМС, информационных систем центра и служб Роспотребнадзора, МИАЦ, внутренних форм накопления данных ЛПУ, СМО, территориальных фондов ОМС и др.

На основе информации по результатам мониторинга, поступившей к указанным выше руководителям, каждый из них может принять управленческое решение в пределах своей области прав и компетенции. Они могут вырабатывать плановые показатели деятельности, исполнять утвержденные планы и после завершения планового периода при помощи мониторинга результатов получать фактические показатели, являющиеся результатом аналитической обработки в МИАЦ.

При наличии отклонений показателей от плановых в меньшую сторону может выполняться анализ причин этих отклонений, и руководители могут вырабатывать управляющие воздействия с целью исправления отклонений либо предотвращения отклонений в будущем.

 

По результатам мониторинга возможна реализация различных мер:

• ознакомление с результатами широкой аудитории (население, врачи и другие заинтересованные лица);

• подготовка приказов, методических указаний, инструкций (на уровне учреждений, города, региона);

• реорганизация технологических процессов деятельности ЛПУ;

• обобщение и распространение передового опыта (проведение совещаний, научно-практических конференций, публикации в периодической печати, монографии и т.д.).

На основе данных системы мониторинга можно проводить ситуационный анализ решения различных медико-социальных проблем, оценивать их потенциальную значимость, т.е. заранее определять последствия управленческих решений, направленных на коррекцию целевых территориальных программ, а также иных составляющих деятельности ЛПУ.

Любой из мониторинговых процессов в деятельности субъектов системы здравоохранения представляет собой логически связанную последовательность процедур, целенаправленно выполняемых для достижения результата, значимого для всей системы. На практике ход выполнения рутинного процесса контролируется на «выходе» по получении результатов и сравнении их с желаемыми - как по качеству, так и по времени.

В процессных схемах системы управления качеством для более сложных процессов локально контролируется каждый шаг (выходной контроль ис-

полнителя по завершении предыдущего шага процесса и входной контроль исполнителя следующего шага).

Особенностью реальных процессов системы мониторинга является наличие в них циклов, т.е. в отличие от сетевых моделей здесь допускаются возврат к предыдущим состояниям и циклическое выполнение комплекса операций. Поэтому вопрос о времени достижения результатов и необходимых для этого ресурсах здесь решается не так просто, как в сетевых моделях. При описании процесса учитывается, что каждая отдельная операция не только имеет собственный результат и требуемые для его получения ресурсы, но и добавляет ценность в общий ход процесса, создавая промежуточный результат. Поэтому контролю на уровне управления процессом подлежат не только (и не столько) оценка той или иной операции, но и результат, достигнутый с точки зрения конечных целей процесса. Наилучшим является положение, когда выбранные контрольные точки и определяемые для них показатели одинаково хорошо описывают как результат конкретной операции (групп операций), так и достигаемый общий результат.

 

Проблемы управляемости мониторингом и его прозрачности представляют собой важнейший вопрос обеспечения качества системы мониторинга. Управление сложным процессом (через измерение его состояния в заранее выделенных контрольных точках) должно отвечать следующим принципам системы контроля: управляемости, результативности и эффективности.

Помимо показателей, непосредственно характеризующих состояние отдельных этапов выполнения мониторинга, могут формироваться специальные обобщенные (интегрированные) показатели. Они интегрально характеризуют либо контрольную точку процесса, либо используются при сравнении показателей для выявления его слабых звеньев. Показатели носят, как правило, нормированный характер, позволяя объективно сравнивать объекты различных масштабов.

Выбор контрольных точек, включенных в реально действующую систему мониторинга, должен основываться на учете конечных результатов для оценки эффективности функционирования системы по отношению к качеству исходных данных и условиям их получения. Именно эти точки могут являться объектом особого внимания при коррекции системы мониторинга. Результатом выявления зон неопределенности могут стать оценка (диапазон) потенциальных потерь системы из-за неконтролируемости, а также тенденция формирования общественного мнения по тому или иному направлению работы системы.

Важнейшей составляющей частью государственного мониторинга здоровья населения является система социально-гигиенического мониторинга (СГМ), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 02.02.06? 60. В положении говорится, что СГМ представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека, для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

 

При ведении СГМ решаются следующие задачи:

• гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

• выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

• установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

• подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

СГМ проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При проведении СГМ используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медикобиологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.

В целях ведения СГМ используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

 

• за состоянием здоровья населения - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

• за факторами среды обитания человека, включая:

- биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;

- физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере

защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики; - природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики. За состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологическпй надзор в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, в органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

 

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой БД о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Представление данных СГМ и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляется на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Проведение СГМ обеспечивает:

• установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

• прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

• определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

• разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

СГМ проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

В настоящее время создан и функционирует Федеральный информационный фонд данных СГМ, включающий:

• базы данных о здоровье и среде обитания;

• данные паспортизации центров Госсанэпиднадзора в части ведения СГМ, оценки риска и информационных технологий;

• блок нормативной базы СГМ.

Подготовлен и утвержден Перечень нормативно-методических документов по ведению СГМ.

В территориальных центрах Госсанэпиднадзора созданы и поддерживаются персонифицированные БД состояния здоровья населения, включающие:

• инфекционную заболеваемость;

• онкологические болезни;

• йододефицитные сотояния;

• болезни органов кровообращения;

• данные о врожденной патологии;

• донозологические показатели;

• данные о репродуктивном здоровье;

• показатели об обращаемости по службе скорой медицинской помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.081 с.)