Система государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью



Переход к системе ОМС ознаменовал появление принципиально новых экономических взаимоотношений в системе здравоохранения. В результате отрасль перешла от финансирования по принципу «содержания» к принципу «зарабатывания средств» за оказанную медицинскую помощь.

Вместе с тем в отрасли сложился дисбаланс между обязательствами государства по оказанию бесплатной для граждан медицинской помощи и выделяемыми на это финансовыми средствами. Несоответствие составляющих в системе деньги-товар не позволяет реализовать в полном объеме экономический потенциал идеи медицинского страхования.

Для решения этой проблемы и была разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которая определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения не только в системе ОМС, но и всей системы здравоохранения.

Формирование системы государственных гарантий Российской Федерации в части предоставления бесплатной медицинской помощи предусматривает укрепление бюджетно-страховой формы финансирования здравоохранения за счет четкого разделения видов и объемов бесплатно предоставляемой медицинской помощи по адекватным источникам финансирования.

 

С целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации, начиная с 1998 г., ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - Программа).

Целями разработки Программы являются:

• создание единого механизма реализации конституционных прав граждан по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории всей страны;

• создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;

• обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

• повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Основные принципы построения Программы включают следующие положения:

• определение требуемых объемов медицинской помощи в соответствии с уровнем заболеваемости населения;

• подушевой расчет вероятности наступления страхового случая (заболевания и/или обращения за медицинской помощью);

• определение общественно необходимых затрат для выполнения соответствующей единицы объема медицинской помощи;

• соответствие гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи гражданам и необходимых для их реализации финансовых ресурсов по их источникам;

• установление обязательств органов исполнительной власти всех уровней по реализации данной Программы;

• введение единой системы планирования расходов на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС.

Программа предусматривает приоритетное развитие амбулаторнополиклинического сектора и повышение эффективности стационарной помощи за счет ее интенсификации.

 

Программа состоит из 6 разделов и включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, базовую программу ОМС, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

В разделе «Общие положения» сформулированы принципы и определены источники финансирования Программы. В частности, указывается, что Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов ОМС.

В разделе «Перечень видов медицинской помощи» приведены входящие в Программу виды медицинской помощи:

• скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;

• амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

• стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям, при патологии беременности, родах и абортах, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом России по согласованию с Федеральным фондом ОМС.

 

Гражданам Российской Федерации обеспечиваются следующие условия оказания медицинской помощи.

1. В амбулаторно-поликлинических учреждениях:

• возможность выбора пациентом врача и медицинского учреждения в рамках договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе ОМС;

• объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;

• возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и проведение диагностических исследований, лечебных процедур. Максимальные сроки ожидания определяются территориальными программами;

• по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказывается с момента обращения пациента;

• направление пациента на госпитализацию в плановом порядке осуществляется медицинским учреждением или органом управления здравоохранением в соответствии с клиническими показаниями.

2. В стационарных учреждениях:

• госпитализация пациентов осуществляется по клиническим показаниям, требующим проведения интенсивных методов диагностики и лечения, а также круглосуточного наблюдения;

• при неотложных состояниях пациент госпитализируется вне очереди;

• возможность наличия очередности на плановую госпитализацию. Максимальные сроки ожидания определяются территориальными программами;

• больные размещаются в палаты на 4 места и более;

• обследование и лечение предоставляются пациенту согласно назначению врача;

• во время нахождения в стационаре пациент получает бесплатно обследование, лечение, лечебное питание в соответствии со стандартами медицинской помощи;

• предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком в возрасте до 1 года.

 

В разделе «Базовая программа ОМС» определены виды заболеваний, при которых амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь оказывается за счет средств ОМС. В базовую программу входит лечение инфекционных и паразитарных заболеваний (за исключением заболеваний, передавающихся половым путем, туберкулеза и СПИДа), помощь при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовой период, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между участниками (субъектами) медицинского страхования - гражданин Российской Федерации, МСО, территориальный фонд ОМС, медицинская организация.

Медицинская помощь в рамках базовой программы ОМС предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами ОМС.

В разделе «Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней» приведены виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетов всех уровней.

За счет средств федерального бюджета гражданам бесплатно предоставляется медицинская помощь, оказываемая в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, в том числе высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская, перечень которой утверждается Минздравом России.

 

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований гражданам предоставляется скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи. Из этих же источников обеспечивается амбулаторнополиклиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, СПИДе, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период, дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерскоакушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе со СПИДом, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патолого-анатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

В разделе «Объемы медицинской помощи» определены нормативы объемов лечебно-профилактической помощи на 1000 чел.

Базовые нормативы объемов медицинской помощи утверждены в целях достижения соответствия государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью и финансовых ресурсов (средств бюджетов всех уровней и страховых взносов), выделяемых на их реализацию, повышения эффективности использования финансовых ресурсов за счет совершенствования структуры медицинской помощи.

 

Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений на 1000 чел. и в количестве дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому на 1000 чел.

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней на 1000 чел. Этот показатель вычисляется умножением уровня госпитализации на 1000 чел. на среднюю длительность пребывания больного в стационаре.

После интенсивного обследования и лечения пациенты в большинстве случаев должны долечиваться в амбулаторных условиях, прежде всего в дневных стационарах при поликлиниках.

Основные затраты в здравоохранении приходятся на стационарную помощь. Перенос части медицинской помощи в стационарозамещающие технологии (дневные стационары и т.д.) на амбулаторный этап позволит не сокращать объемы и уровень доступности медицинской помощи и реально повысить уровень использования ресурсов здравоохранения. Поэтому сокращение объемов стационарной помощи, предусмотренной в программе, по сравнению с фактически оказываемыми объемами этого вида помощи соответствует увеличению объема дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов на 1000 чел.

В разделе «Подушевые нормативы финансирования здравоохранения» приведены понятия и принципы определения этих нормативов.

Подушевыми нормативами финансирования здравоохранения являются показатели, отражающие размеры финансовых средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел.

Подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по ее видам.

 

Выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством об ОМС Российской Федерации. В соответствии с действующим порядком бюджеты вышестоящего уровня дотируют бюджеты нижестоящего уровня за счет выделения трансфертов в случае обоснованного дефицита финансовых средств у последних. В системе ОМС Федеральный фонд ОМС выделяет территориальным фондам субвенции. Программа реализуется на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с разрабатываемыми ими территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, имеющими такую же структуру, как и федеральная программа.

Одним из основных направлений совершенствования управления в отрасли является разработка механизмов перспективного планирования Программы государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на среднесрочную перспективу до 5 лет. Переход на систему среднесрочного, а затем и долгосрочного планирования Программы позволит обеспечить качественно иной уровень развития системы, переход от условий ее выживания к интенсификации развития в соответствии с требованиями научно-технического прогресса в здравоохранении XXI в.

Вопросы для повторения

1. Какие причины обусловили разработку Программы?

2. Каковы цели разработки Программы?

3. Какие принципы формирования Программы?

4. Из каких разделов состоит Программа?

5. Какие виды медицинской помощи предоставляются гражданам бесплатно?

6. Какие условия обеспечиваются гражданам при оказании медицинской помощи?

 

7. Какие нормативы (показатели) объемов медицинской помощи определены в Программе?

8. Что представляют собой «подушевые» объемы финансирования здравоохранения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.036 с.)