Проблемы и задачи российского медико-социального комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и задачи российского медико-социального комплекса



МСК призван обеспечивать: а) единство всех воспроизводственных процессов охраны и укрепления общественного здоровья; б) оказание гражданам квалифицированной доступной медицинской помощи в целях достижения социального прогресса; в) решение текущих и перспективных задач реализации социальной политики государства.

В условиях расширения и углубления социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, либерализации экономических процессов в России роль и значение МСК в целом и входящих в его состав подотраслей и служб возрастает. Это обусловлено, с одной стороны, повышением общего уровня напряженности жизненных процессов в условиях трансформации социального уклада, перестройки экономической системы, сказывающихся на состоянии здоровья людей. С другой стороны, сама система здравоохранения и особенно экономика здравоохранения претерпевают существенные изменения, во многом меняется облик медико-социальной системы. В этих условиях возникает объективная необходимость пересмотра приоритетов функционирования МСК, реструктуризации его составных частей в рамках решения социальных задач общества и государства, т.е. задач социального развития, защиты и поддержки человека, идущих на смену ранее приоритетным производственнохозяйственным задачам.

Соответственно становятся необходимыми:

1. Уточнение целей и задач функционирования лечебно-диагностических и профилактических подсистем, т.е. переход от традиционной централизованно планируемой службы здравоохранения на иные принципы управления, свойственные и адекватные хозяйственной системе социально ориентированного МСК рыночного типа.

 

2. Более тесное сочетание интересов, мотивов и установок деятельности работников здравоохранения с результатами их труда, прежде всего на личностном уровне.

3. Становление рыночных механизмов регулирования частнопредпринимательского сектора в сфере здравоохранения в процессе осуществления рыночных преобразований в экономике страны.

4. Развитие и совершенствование организационно-экономических основ хозяйственной деятельности, предполагающих плюрализм форм собственности, более тесное сочетание механизма управления МСК с интересами участников лечебно-диагностических и профилактических процессов.

5. Более широкое использование источников, ресурсов экономического роста за счет личностного фактора социального прогресса, проявляющегося в такой сфере жизнедеятельности человека, социальных слоев, классов и групп, как сфера охраны здоровья, с целью получения доступной квалифицированной медицинской помощи.

6. Расширение круга задач МСК, включающих как социальные гарантии охраны здоровья, так и социальные процессы, связанные с уровнем и качеством жизни.

В силу сложившихся обстоятельств (относительное снижение размеров финансирования, спад объемов оплачиваемых государством услуг, коммерциализация медицинской помощи) развитие подотраслей МСК заметно затормозилось. Одновременно существенно сократилось число бесплатных государственных объектов этого комплекса, в том числе за счет ликвидации, например, большинства медико-санитарньгх частей на промышленных предприятиях, а также из-за перепрофилирования тех из них, деятельность которых стала частично или полностью частнопредпринимательской, особенно стоматологической, андрологической, гинекологической, репродуктивной, реабилитационной служб.

Возросла конкуренция услуг и импортных лекарственных средств, медицинского оборудования евроуровня. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что многие объекты сферы здравоохранения, ранее находившиеся на балансах государственных и других предприятий различных отраслей экономики (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.), практически прекратили свое существование в прежнем качестве, переданы на баланс муниципальных органов. Нынешнее состояние отраслей МСК определяется совокупным действием ряда причин, воздействующих не только на сложившуюся ситуацию в медико-социальной системе, остающейся крайне затратной, но и на тенденции последующих изменений в области медицинских услуг в целом и отдельных подотраслей и видов медико-социальной деятельности в частности.

 

Прежде всего сюда относятся причины, которые сформировали стартовые условия деятельности объектов сферы здравоохранения к началу рыночных преобразований, - это своего рода наследственные причины. Вторая группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся практикой рыночных реформ в сфере МСК.

Состояние МСК в период централизованно планируемой и управляемой хозяйственной системы характеризовалось:

• остаточным принципом финансирования отрасли здравоохранения, согласно которому средства на нее выделялись после финансирования отраслей, считавшихся более значимыми;

• хроническим недообеспечением служб, звеньев и подразделений МСК основными ресурсами их развития (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными и др.);

• постоянным отставанием в качественном развитии большинства подотраслей и служб МСК в целом по сравнению с зарубежными стандартами;

• несоответствием структуры медицинских услуг, их качества и объемов потребностям населения;

• неравномерным размещением и диспропорцией развития подотраслей МСК по территории страны.

В то же время обеспечивалась общедоступность простейших медицинских услуг на безвозмездной основе всем слоям населения.

В условиях становления рыночных отношений проявились следующие неблагоприятные последствия в МСК и входящих в его состав подотраслях, звеньях и подразделениях:

• сужение масштабов воспроизводства услуг и товаров медицинского назначения из-за потери рынков союзных республик бывшего СССР, снижения платежеспособного спроса населения, сокращения государственных инвестиций в развитие объектов комплекса;

• расширение импорта лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, вытесняющего с внутреннего рынка отечественных производителей;

 

• коммерциализация рынка клинико-фармацевтических услуг и товаров медицинского назначения, не подготовленная в экономическом, организационном, социально-психологическом аспектах.

Указанные явления возникли на фоне резкого сокращения объемов оказания медицинских услуг и производства лекарственных средств, медицинского оборудования и материалов, спада производства в подотраслях

медицинской промышленности, входящих в состав МСК или связанных с его деятельностью технологически, и носят депрессивный характер.

Состояние и функционирование медико-социальной системы тесным образом связаны также с возрастной демографической структурой населения страны, ее административно-территориальными и административнохозяйственными образованиями, наличием и возможностью доступа к природно-рекреационным ресурсам, используемым в процессе функционирования объектов санаторно-курортного комплекса.

В условиях реформирования МСК, включая входящие в его состав медико-фармацевтический комплекс и МПК, Россия перешла на экономически и социально малоперспективную практику получения многих видов изделий и товаров медицинского назначения за счет импорта из других стран, прежде всего стран дальнего зарубежья. Иностранная экспансия этих товаров привела не только к вытеснению с внутреннего рынка страны отечественных товаропроизводителей, но и способствовала упадку отечественной медико-фармацевтической промышленности. Россия перешла предельную границу ее фармацевтической производственной и товарной зависимости от иностранных поставщиков: на закупку импортных лекарственных средств, медицинской техники тратятся огромные средства, что сводит на нет возможность их инвестирования в МСК, ослабляет государственную поддержку медико-социальной деятельности.

 

Одновременно усиливается нежелательная структурная деформация комплекса, снижается его восприимчивость к использованию достижений научно-технического и технико-технологического прогресса, растет зависимость здравоохранения от зарубежных поставок, угрожающая самостоятельности страны.

Современное состояние подотраслей и служб МСК, которые связаны с созданием и реализацией рыночных видов услуг и товаров медикосоциального назначения, характеризуется множеством неблагоприятных тенденций. Углубляются диспропорции в развитии составных частей МСК и производств медицинского назначения, сложившихся в дореформенный период, что ухудшает структурное качество комплекса и препятствует реализации возможностей повышения его результативности.

Сокращение доли таких составляющих комплекса по охране здоровья, как сфера санаторно-курортного обслуживания, медицинской реабилитации и профилактики, отрицательным образом влияет на состояние здоровья населения. Расширение доли услуг и товаров для высокодоходных слоев и групп населения снижает их доступность для низкодоходных категорий. В то же время наблюдается сокращение объемов бесплатных медицинских услуг вследствие резкого ухудшения финансового состояния государственных ЛПУ и передачи их на балансы местных органов власти.

В свете изложенных проблем остро встает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечение свободного доступа, равенства в возможности приобретения медицинских услуг и лекарственных средств, товаров медицинского назначения гражданам и группам населения.

2. Наиболее полный учет потребностей и спроса населения на услуги и товары медицинского назначения, первоочередное обеспечение и удовлетворение потребностей в размерах не ниже гарантированного уровня.

 

3. Разумное сочетание предоставления массовых видов медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения на бесплатной, льготной и платной основе.

4. Дифференцированный подход к практике предоставления услуг, товаров различным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, лицам старшего возраста, молодежи и детям.

5. Максимально возможное достижение процессов комплексного медико-санитарного обслуживания.

6. Рационализация потребления и использования всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных, рекреационных), вовлекаемых в хозяйственный оборот в процессе производства услуг медико-социального назначения, лекарств и товаров.

В условиях перехода экономики на рыночные методы хозяйствования заметно возрастают роль и значение медико-экономических и правовых стандартов обеспеченности населения услугами и медико-санитарными благами. В частности, на основе государственных стандартов определяются финансовые нормативы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части финансирования расходов на содержание учреждений, организаций медико-производственной сферы. Размеры финансирования из федерального бюджета рассматриваются как минимально необходимый размер расходов на покрытие потребностей на уровне предельно допустимых значений и гарантированных государством социальных стандартов потребления.

В связи с этим задачами органов управления становятся обеспечение комплексного решения вопросов медицинского обслуживания населения, достижение социальной стабильности в регионах и поиск дополнительных источников средств на удовлетворение нужд и потребностей населения региона сверх минимально допустимых размеров потребления лечебнодиагностических и профилактических услуг.

Вопросы для повторения

 

1. Назовите основные проблемы и приоритеты функционирования российского МСК.

2. Каковы причины возникновения острых проблем в МСК?

3. Чем принципиально отличается современная российская система здравоохранения от советской?

4. Каковы неблагоприятные последствия рыночных реформ в российском МСК?

5. Каким образом возможно решить проблемы российского МСК?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.015 с.)