Малое предпринимательство в медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малое предпринимательство в медицине



Под малыми предприятиями в современном российском законодательстве понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в научно-технической сфере и в сельском хозяйстве - 60 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Коммерческие медицинские и медико-производственные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны. Государственная поддержка малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по следующим направлениям:

 

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определяются правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусматривающей замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам их хозяйственной деятельности за

отчетный период. Новая система применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, принадлежит субъектам малого предпринимательства.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

 

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера).

Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы, установленной законодательством РФ.

Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медикопроизводственная деятельность при всей своей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления - это обширное поле деятельности для малого бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства. Такие задачи медицинского обслуживания населения могут успешно решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого конкретного пациента.

Малое медицинское предпринимательство уже получило значительное распространение в стоматологии, продаже медицинских препаратов и средств лечения, в оказании специфических видов медицинских услуг.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения связано с созданием многоуровневой системы (на федеральном, региональном и местном уровнях) поддержки малого медико-производственного предпринимательства на основе рационального сочетания расширения полномочий региональных и местных органов власти в данной сфере с определением четкого круга общефедеральных гарантий и способов их обеспечения.

 

Политику поддержки и развития малого медико-производственного предпринимательства необходимо осуществлять на основе реализации программ, предусматривающих:

• развитие законодательной и информационной базы, формирование инфраструктуры по поддержке и развитию малого предпринимательства;

• совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения развития малого предпринимательства в здравоохранении;

• привлечение на конкурсной основе негосударственных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей к работе в системе ОМС и к выполнению муниципальных заказов (при условии обеспечения действенного контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью и объемом и качеством оказываемых ими медико-санитарных услуг);

• создание и активное использование конкурсно-договорных механизмов льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;

• развитие арендных отношений, связанных с предоставлением субъектам малого медицинского предпринимательства в аренду и в лизинг основных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Главная цель разработки программ развития и поддержки малого медикопроизводственного предпринимательства - своевременное выявление и устранение проблем функционирования субъектов малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. В соответствии с этим достижения множества подцелей (частных целей) главной цели программы способствуют количественным и качественным изменениям в эффективности, структуре и потенциале малого медикопроизводственного предпринимательства, направленным на устранение несоответствия между желаемым и фактическим значением характеризующих их параметров.

Вопросы для повторения

 

1. Какие коммерческие предприятия (организации) принято называть малыми?

2. Каковы направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в медицине?

3. В каких областях, сферах медицинской, медико-производственной деятельности находит свое приложение малое предпринимательство?

4. Каково содержание программ поддержки и развития малого медицинского и медико-производственного предпринимательства?

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИЗНЕС-ПЛАНЫ

В процессе предпринимательской деятельности предпринимателям приходится разрабатывать и осуществлять предпринимательские проекты, представляющие собой программу действий, мер по реализации предпринимательского замысла. В медицинской и медико-производственной деятельности это могут быть проекты организации предоставления медицинских услуг, оказания отдельных видов медицинской помощи, создания лечебных центров, производства и продажи лекарственных средств, медицинской техники, проведения медицинских консультаций, развития негосударственных форм образования.

Схема осуществления предпринимательского проекта изображена на рис. 54.

Основу каждого предпринимательского проекта всегда составляет коммерческая идея, которая в дальнейшем трансформируется в конкретный

Рис. 54. Этапы осуществления предпринимательского проекта

замысел. Обдумывая замысел проекта, предприниматель уточняет характеристики продукта проекта (медицинской услуги или товара медицинского назначения), оценивает, какое количество этого продукта он сможет произвести и продать, определяет связанные с этим затраты, сопоставляет их с ожидаемой прибылью и в итоге делает вывод о целесообразности или нецелесообразности его осуществления.

На следующем этапе замысел предпринимательского проекта продолжает конкретизироваться, превращаясь в подробный план действий - бизнес-план. Формирование замысла и бизнес-планирование являются последовательно-параллельными процедурами. Начинать планирование можно и до окончания формирования замысла, но при этом нужно учитывать, что любое изменение замысла может так или иначе отразиться на бизнес-плане, а отдельные результаты, полученные на этом этапе планирования, могут, в свою очередь, оказать существенное влияние на замысел проекта и даже заставить отказаться от его реализации.

 

Серьезная проверка замысла проекта и основных положений бизнесплана начинается уже на этапе заключения контрактов. Независимо от вида деятельности в процессе осуществления каждого проекта предпринимателю приходится подписывать множество разных договоров с обладателями необходимых ему факторов предпринимательства и покупателями производимых им товаров и услуг (договоры поставки, купли-продажи, аренды, подряда, трудовые договоры). Предварительные соглашения с поставщиками основных факторов предпринимательства и потребителями готовой продукции следует заключать как можно раньше, желательно еще до начала осуществления проекта, чтобы получить относительные гарантии того, что реализация проекта не сорвется вдруг из-за отсутствия, к примеру, какой-то весьма простой и дешевой, но крайне нужной детали, и вся произведенная предпринимателем продукция найдет своего покупателя. Проблемы, возникающие на этапе заключения контрактов, в дальнейшем, как правило, все более усугубляются и в результате могут стать причиной провала предпринимательского проекта.

Этапу производства продукта предпринимательского проекта предшествует начальная стадия этапа ресурсного обеспечения проекта. На этой стадии, в соответствии с технологией каждого конкретного производства, накапливается достаточное количество производственных запасов, которые затем, на следующем этапе осуществления проекта, преобразуются в готовую продукцию. Пополнение производственных запасов производится в сроки, установленные заключенными ранее контрактами, или по мере необходимости.

При планировании ресурсного обеспечения проекта важно правильно оценить потребность в производственных запасах. Недостаток производственных запасов может привести к простоям и даже полной остановке всего производственного процесса, а их избыток - к дополнительным непроизводительным расходам. Таким образом, своевременно заключенные и правильно составленные контракты, обеспечивающие планомерное поступление ресурсов, позволяют экономить и время, и деньги.

 

Рассмотренные этапы осуществления предпринимательской деятельности являются лишь прелюдией к главному - производству и реализации продукта предпринимательского проекта (товаров и услуг). Приоритет в рыночных условиях хозяйствования принадлежит отнюдь не производству, а реализации (продаже) произведенного продукта. От того, какое количество продукта и по какой цене удастся реализовать, а также в какие сроки это будет сделано, зависят в конечном счете судьба предпринимательского проекта, его эффективность и прибыль, которую он принесет предпринимателю.

Осуществление предпринимательских проектов проводится чаще всего на основе разрабатываемых с этой целью бизнес-планов.

Бизнес-план - это заранее намеченная, практически осуществимая система согласованных, взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.

Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные

задачи:

• помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта;

• способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.

Примерная структура бизнес-плана

1. Введение (обзорный раздел).

2. Историческая справка (описание участников проекта).

3. Описание предпринимательского проекта.

4. Описание продукта предпринимательского проекта.

5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.

6. Маркетинговая стратегия.

7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.

8. Управление проектом.

9. Кадровое обеспечение проекта.

10. Финансовый план.

Введение и историческая справка. Введение (обычно занимающее не более 2 страниц) - самый важный раздел бизнес-плана; в этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Как показывает предпринимательская практика, от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, пожелает ли кто-нибудь когда-нибудь его финансировать, принять участие в его осуществлении.

 

Второй раздел бизнес-плана - историческая справка - посвящен описанию инициаторов и основных участников проекта, которыми могут быть как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Главная цель этого раздела - убедить компаньонов и потенциальных инвесторов в том, что при таком составе участников данный проект будет успешно осуществлен. Поэтому полезно указать несколько экономических показателей, привести ряд фактов, положительно характеризующих участников проекта. В частности, для врачей частной практики большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикаций, предыдущем опыте работы, для коммерческих организаций - упоминание о проектах, в которых они принимали участие.

Описание предпринимательского проекта содержит самые общие сведения о проекте в целом, обоснование проектного замысла, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты, оценку эффективности, перечень основных видов ресурсов, требуемых для осуществления проекта, включая инвестиции, и источников их получения.

Описание продукта предпринимательской деятельности. Рассказывая о продукте проекта, особое внимание следует обратить на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые, с точки зрения потребителя; подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продуктами. В случае если продукт является объектом интеллектуальной собственности (например, изобретение, компьютерная программа или база данных, новое лекарство, ноу-хау), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта. Продукт в виде медицинской услуги должен быть представлен его содержанием, качеством, полезностью, преимуществами.

 

Исследование рынка сбыта продукта предпринимательского проекта. Главными задачами исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта являются:

• определение круга продавцов и потенциальных потребителей указанного продукта;

• проведение анализа спроса и предложения на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и определение факторов, влияющих на их соотношение.

В процессе исследования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения можно выделить следующие основные этапы:

1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.

2. Сбор информации.

3. Анализ собранной информации.

4. Использование полученных результатов.

Разработка маркетинговой стратегии. Определение маркетинговой стратегии сводится к выбору одного из следующих концептуальных подходов к организации предпринимательской деятельности:

• концепция совершенствования производства;

• концепция совершенствования товара;

• концепция интенсификации коммерческих усилий;

• концепция маркетинга;

• концепция социально-ориентированного маркетинга.

Возможен также подход, основанный на комбинации перечисленных стратегий.

К важнейшим элементам маркетинговой стратегии относится стратегия ценообразования.

Организация производства продукта, предусмотренного проектом. Этот раздел бизнес-плана необходим прежде всего при планировании производственного предпринимательства, однако если воспринимать производство широко, имея в виду выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, создание материального и духовного продукта, то элементы производственной деятельности встречаются в любом виде предпринимательства. В целом раздел содержит сведения о производственных площадях, основных средствах предпринимательства, производственных мощностях, обеспечивающих выпуск запланированного объема предпринимательского продукта заданного вида и качества.

 

В разделе содержатся следующие сведения:

1)каковы месторасположение объектов производства и преимущества выбора этих мест;

2) какое оборудование намечается применять для производства, транспортировки, хранения, доставки продукта;

3) данные о технологии производства и используемых материалах;

4) методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества;

5) источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием. Управление предпринимательским проектом требует предварительного

установления структуры органа управления, состава входящих в этот орган лиц, их функций, прав, полномочий. Одновременно осуществляется выбор методов управления реализацией проекта, способов, стимулирующих его эффективное осуществление, форм учета и контроля. Раздел «Управление проектом» включает также координационный план и план-график выполнения проектных работ. Управлять небольшими проектами может сам предприниматель, хозяин дела, но для реализации более сложных проектов приходится привлекать аппарат управления фирмой, менеджеров или создавать специальный орган управления, привлекая специалистов, консультантов, системных аналитиков.

Кадровое обеспечение проекта призвано удовлетворить потребности проекта в разных категориях работников, необходимых для выполнения круга работ, предусмотренных проектом. Производственный персонал проекта может формироваться из имеющихся работников предпринимательской организации, посредством найма новых сотрудников, посредством подготовки и переподготовки, обучения, повышения квалификации.

Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, расхода денежных средств.

 

Прежде всего определяется величина стартового денежного капитала, необходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки возвращения заимствованных денежных средств.

Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на предлагаемые предпринимателем товары и услуги определяется прогнозируемая выручка

от продаж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее устанавливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции. Сопоставление доходов и затрат отражает оборот и баланс денежных средств, что следует отразить в бизнес-плане. Обычно принято производить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы, предпринимателей в процессе всей бизнес-операции.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой предпринимательский проект? Каковы основные этапы его осуществления?

2. Зачем разрабатывается бизнес-план, какова его структура?

3. Какие данные содержит описание предпринимательского проекта и продукта в бизнес-плане?

4. Какие действия должен планировать предприниматель в части изучения рынка сбыта и разработки маркетинговой стратегии?

5. Какие меры по организации производства предусматриваются в бизнес-плане? Как организуется управление предпринимательским проектом?

6. Что означает кадровое обеспечение проекта?

7. Какие данные включает финансовый раздел бизнес-плана?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.055 с.)