Миссия и цели медицинской организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссия и цели медицинской организации



Медицинская организация создается и существует для осуществления миссии, достижения общей цели, направленной на удовлетворение потребностей пациентов в здоровье. Во имя этой миссии, ее предназначения объединяются специалисты и осуществляют свою деятельность. Наличие миссии и ее реализация придают организации индивидуальный профиль, определенность и специализацию.

Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

• представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

• создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

• помогает сосредоточить усилия персонала на выбранном направлении, объединяет их действия;

• создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (органов здравоохранения, государственных и ведомственных структур).

Миссия приобретает большее значение для профессионально-деловой среды организации. Ее имидж привлекает пациентов (потребителей), партнеров, акционеров. Имидж медицинского учреждения является основой для выработки его целей и стратегии, определяет его организационноуправленческую структуру и формирует этико-деонтологическую культуру. Всем сотрудникам организации надлежит разделять цели и задачи организации, осознавать их и вносить вклад в их достижение, равно как и разделять ценности и принципы предназначенной миссии.

 

Миссия организаций конкретно воплощается, выражается и проявляется в следующих признаках:

• потребности, которые организация призвана удовлетворять;

• главная цель, к которой она стремится;

• услуги и продукция, которые она производит; медико-производственные технологии, которые она использует;

• рынки, на которых организация реализует свои услуги и товары;

• ценности, которые она исповедует;

• этико-моральные (деонтологические) принципы ее деятельности.

На уровне организации (например, больничной), особенно крупной, миссия может быть сформулирована очень широко, диверсифицированно. На уровне ее подразделений миссия формулируется конкретнее, четче и, как правило, отражает лишь участок - фрагмент деятельности и производимых услуг (продуктов).

После определения миссии руководство официально формулирует смысл существования организации и доводит его до каждого сотрудника в доступной и понятной форме. В предпринимательском секторе услуг и товаров миссия организации (предприятия) отражается в средствах массовой информации, а также в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет и т.д.

Миссию организации можно трактовать в широком и узком понимании. В широком понимании миссия рассматривается как философия, видение и смысл существования и функционирования организации. Такая миссия характерна для организаций с длительным жизненным циклом и определяется ценностями, принципами, в соответствии с которыми организация существовала и намерена развиваться. Ясно, что организация, не меняя основное содержание такой миссии, будет менять формы ее реализации, реформироваться.

В узком понимании миссия рассматривается как сформулированная цель деятельности организации, в которой проявляются ее уникальность, главные отличия от подобных ей. Миссия отражает также сложившийся имидж организации.

 

Неоценима роль миссии для профессионально-деловой среды организаций здравоохранения. Влияя на имидж организации, миссия привлекает пациентов, страховые медицинские организации, инвесторов и др. Миссию организаций здравоохранения определяет учет совокупности внешних и внутренних факторов, к которым относятся:

• потребители (пациенты) услуг и продукции медицинского назначения;

• конъюнктура их рынка;

• руководители организаций здравоохранения и их персонал, собственники, заинтересованные в получении прибыли;

• поставщики ресурсов, заинтересованные в длительных связях с организацией и своевременных расчетах по приемлемым ценам: лекарств, оборудования, сырья, энергии, рабочей силы, знаний, опыта и навыков, информации;

• служащие профессионально-деловой среды различных органов, контролирующих выполнение организацией различных медико-правовых норм (налоги, санитарно-эпидемиологическая и пожарная безопасность и др.);

• местные сообщества: политические, общественные, религиозные и др., заинтересованные в активизации деятельности организаций здравоохранения;

• общество (в целом) и социальные группы, прямо и (или) косвенно заинтересованные в эффективной работе организаций здравоохранения.

В этом смысле миссия - свод основополагающих правил или принципов, в соответствии с которыми производятся услуги и товары, ведется бизнес. По характеру миссии организации сверяют свои решения или производят выбор между конкурирующими альтернативами. Миссия доводится до всех участников организации (предприятия) в лаконичной, сжатой и четкой формулировке, отражающей провозглашенные ее намерения. Подобная формулировка должна быть ясной и понятной, технологичной и определенной во времени, вызывать доверие. С другой стороны, она должна быть довольно общей (а не являться конкретной инструкцией), чтобы предоставить сотрудникам организации возможность для проявления инициативы.

 

Хорошо сформулированная миссия предусматривает обычно:

• историю развития организации и главную цель, к которой она стремится; общие ценности и установки;

• определение основной сферы деятельности, которая служит удовлетворению конкретных потребностей покупателей (пациентов) и клиентов в избранных сегментах рынка;

• возможности овладения соответствующими сегментами рынка с использованием методов продвижения продукции и их отличительных особенностей;

• отношение организации к расширению источников финансирования, инновациям, решению эколого-гигиенических вопросов и технологиям профессионального управления лечебно-профилактическим процессом и т.д. Характер миссии проявляется в ее стратегии и организационной структуре образования, а следовательно, и в более эффективном управлении.

Миссия является базой для установления целей организации и способствует обеспечению их непротиворечивости. Если миссия определяет основные ориентиры функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то желаемое состояние организации на определенный момент времени, исходящее из миссии, выражается в ее цели.

Цель как научная категория преломляется через все элементы, компоненты структуры системы управления. Как и управление, цель характеризуется структурным и процессуальным подходами, располагает собственными принципами и методами реализации. Если структурный подход определяется иерархией цели, то процессуальный подход к цели имеет

свою технологию установления. Цель организации (предприятия) определяется централизованно и децентрализованно, авторитарно и демократически. Цель выступает результатом управленческого решения.

Правильно поставленная цель - уже залог успеха, так как все элементы системы управления организацией (так или иначе) зависят от цели. Исходя из целей, строят соответствующие концепции управления, например программно-целевое управление, управление по результатам.

 

Цели лежат также в основе структурного и (или) процессуального подходов. Как научная категория цели имеют свои виды и типы, т.е. их можно классифицировать (табл. 3).

Цели достигаются, а следовательно, и ставятся на разные периоды времени. На самый длительный период ориентируются стратегические цели, из них выводятся конкретизирующие среднесрочные и краткосрочные цели.

Таблица 3. Классификация целей организации

 

 

Критерии Группы целей по видам и типам
Период установления Стратегические Тактические Оперативные
Содержание Экономические Организационные Научные Социальные Технические Политические
Функциональные Маркетинговые Инновационные Кадровые Производственные Финансовые Административные
Среда Внутренние Внешние Деловые
Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные Прочие
Измеримость Количественные Качественные Смешанные
Повторяемость Постоянные Разовые
Иерархия Организации Подразделения
Стадии жизненного цикла Проектирование и создание объекта Рост объекта Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта

Кроме указанной декомпозиции целей по времени, выделяют также их декомпозицию по иерархии, т.е. иерархию целей. Такая декомпозиция связана с иерархичностью структур органов и учреждений здравоохранения по ступеням или уровням управления. Иерархия целей играет очень важную роль в любой организации, так как первая обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на цели крупных больничнополиклинических структур, медико-промышленных предприятий.

Иерархия свойственна целям и по ряду других критериев классификации. Например, иерархию имеют цели по содержанию, функциям и среде. Приоритетность целей - уже есть иерархия. Исходя из критерия повторяемости, выделяют цели постоянные и разовые. Следует подчеркнуть, что большинство целей по форме и по времени повторяются. Поэтому сохранение технологий выработки и установки целей позволяет за счет стандартных технологий экономить время и усилия.

Большое значение имеет область установления целей, выявления их приоритетности и направленности. Определенные трудности связаны с формализацией цели, особенно в количественных показателях эффективности лечебно-диагностической, профилактической, экологопротивоэпидемической деятельности.

Существенное значение имеет этап жизненного цикла самой организации и (или) ее продукта деятельности, по которому определяется ее цель. Этапы цикла не являются навсегда заданными и требуют управления, исходя из тех или иных этапных целей. Так, анализ соотношения темпов объема реализации услуг (продукции) и эффективной работы организации с соответствующими показателями отрасли здравоохранения представляет вариантность целей дальнейшего роста: быстрого, стабильного или его сокращения.

Цель быстрого роста более предпочтительна, в то же время реализация такой цели наиболее сложна.

Цель стабильного роста предполагает, что организация примерно развивается в пределах таких же темпов, как и службы, звенья отрасли в целом, сохраняя свой сегмент рынка. Иногда организации (предприятия) медикофармацевтического производственного комплекса осознанно ставят цель сокращения, замедления темпов развития. Такая ситуация не всегда является следствием кризиса.

Все 3 указанные выше цели реализуются в разных сочетаниях и последовательности на различных этапах жизненного цикла организации.

Рассмотрение видов целей по разным критериям, их направленности на различных этапах развития организации позволяет сформулировать ряд основных требований к правильному установлению целей.

Цели бывают оптимистические и пессимистические, явные и неявные, определяемые в конечном счете степенью их достижения. Достижимость целей - одно из основных требований к установлению целей. Цели не могут быть легко достижимыми и в то же время должны быть реалистичными. Достижимость целей является показателем мотивированности и квалификации сотрудников. Так, нереальные цели приводят к потере ориентиров и негативно сказываются на результативности деятельности организации, объеме и качестве выполненной работы. Чтобы избежать несогласованности действий, самоудовлетворенности и пассивности персонала, руководству предстоит выбирать напряженные, но достижимые цели - объективные, количественно и качественно определенные.

 

Требование конкретности означает определенность цели, четкость ответов на вопросы: кто, что, как и когда, в пространстве и во времени должен выполнять, целенаправленно способствовать ее достижению, чтобы получить определенный результат. Конкретность цели требует ее стабильности, неизменности, несмотря на нестабильность внутренней и особенно внешней среды для профессионально-деловой части организации. В свою очередь, нестабильность выдвигает такое требование к цели, как ее гибкость.

Цели надлежит устанавливать таким образом, чтобы они предусматривали возможность для корректировки в случае значительных изменений факторов внешней среды. Степень гибкости цели зависит также от ее места в иерархии. Очевидно, что цели более высокого уровня являются одновременно и более стабильными, хотя и их желательно корректировать в соответствии с существенно меняющимися условиями окружающей сре-

ды. Коренная корректировка цели высокого уровня предполагает выполнение требования по совместимости целей по всей их цепи с широкой разъяснительной работой. Одна из основных задач руководителей - наилучшим образом обеспечить соответствие организационно-управленческой и правовой структур целям организации, а также правильно распределить кадровые возможности.

Совместимость целей означает соответствие стратегических и долгосрочных целей - миссии, а среднесрочных и краткосрочных - долгосрочным целям. Иными словами, вся иерархия целей должна быть совместима не только во времени, но и по их направленности и содержанию.

Таким образом, рассмотрение различных видов целей в зависимости от выбранных критериев, основных требований показывает, насколько сложно огромное пространство целей. В этом пространстве переплетаются многочисленные интересы участников рассматриваемых процессов: потребителей (пациентов), персонала, поставщиков лекарств и оборудования, покупателей, собственников, различных общественных и политических организаций, наконец, всего общества в целом. Поэтому столь важно управленцам эффективно координировать и направлять эти интересы.

 

Направления, по которым устанавливается вся совокупность целей (табл. 4), координация векторов интересов имеют не линейную, а гораздо более сложную зависимость, которую трудно формализовать. Каждая организация характеризуется множеством целей, ценностей и интересов. Все это требует от специалистов управления здравоохранением (менеджеров) не только знания современных технологий управления, но и интуиции, системного управленческого мышления, обладания искусством управления.

Таблица 4. Основные показатели цели по направлениям деятельности

 

 

Направления деятельности организации Показатели цели
Результативность Производительность, эффективность управления, фондоотдача и др.
Положение на рынке Объем реализации услуг и товаров, их доля на рынке в целом и по отдельным видам и профилям
Финансы Структура капитала, ликвидность, оборотный капитал и др.
Прибыльность Рентабельность, доход на акцию, прибыль и др.
Трудовые ресурсы Качество квалификации персонала, текучесть кадров, продвижение по должности
Лечебно-профилактические технологии Качество услуг и фармацевтической продукции, фондовооруженность, затраты на НИОКР, сроки введения инноваций, новых технологий управления и др.
Потребители (пациенты), покупатели, поставщики лекарств и оборудования Качество и комфортность обслуживания, число жалоб в динамике
Некоммерческие организации и сообщества Объем благотворительности, количество и виды общественных акций, расходы на медико-фармацевтическую рекламу

Примечание. НИОКР - научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.

При рассмотрении целей, которые реально ставят перед собой организации или предприятия, необходимо исходить из основного направления их деятельности: коммерческой или некоммерческой.

При всех прочих внешних целях коммерческая организация вынуждена преследовать единственную внутреннюю цель: получение прибыли. Если организация не делает прибыль, она не выживает - таковы требования рыночных отношений. Поэтому любые рассуждения руководителей коммерческих организаций, касающиеся заботы о потребителе (пациенте), гигиены окружающей среды, справедливых и доступных цен и т.д., имеют смысл, пока у организации есть прибыль. Тем не менее в отдельные моменты деятельности такой организации могут быть и другие, но временные цели, в отличие от цели получения прибыли. Речь идет, например, о периоде коренной реструктуризации, когда руководство организации стратегически предвидит в будущем еще большую прибыль.

Поскольку коммерческая организация создана и функционирует ради прибыли, другие цели в условиях конкуренции рассматриваются ее руководством с точки зрения их влияния на прибыльность. Осознание этого стимулирует работу всего персонала, повышая его инициативность и ответственность.

Совершенно иная ситуация с основной целью складывается в некоммерческих организациях. Эти организации существуют, по сути, за счет налогов, прибыли коммерческих организаций (благотворительных акций, спонсорства и др.). Такие организации прежде всего озабочены эффективным и выгодным для себя распределением бюджетных денег, многочисленных льгот (на услуги, лекарства и др.).

Так, основная миссия поликлиники определяется учредителем - государственным (муниципальным) органом исполнительной власти. Что, однако, не исключает и разработку ее индивидуальной (профильной) миссии.

Основная цель поликлиники как организации здравоохранения амбулаторного типа - оказывать населению общую и узкоспециализированную лечебно-профилактическую помощь по территориальному, ведомственному или другому предпочтительному принципу. Деятельность поликлиники направлена на оказание квалифицированной врачебной помощи гражданам в ходе приема у врачей в поликлинике, на дому, а также организацию профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и оздоровлению людей. Как оценить эффективность реализации этой цели: количеством и качеством обслуженных пациентов, состоянием их здоровья, частотой случаев повторных обращений и выдачи больничных листов и т.д.? Трудно оценить количественно неоценимое - здоровье.

Задачу по выбору основной цели можно усложнять с точки зрения самых различных целей участников процесса: охраны здоровья пациента, руководства, учредителя, различных страховых и финансирующих, а следовательно, и контролирующих органов, в том числе формирующегося гражданского общества. Многочисленные интересы участников процесса охраны здоровья усложняют руководителю задачу определять однозначные цели и формализовать их. Опытные руководители некоммерческих медицинских организаций стараются объединять общественные, профессиональные, межличностные и другие подходы с определенным набором ценностей, учитывать конфликтующие интересы конкретных групп.

 

Процесс установления целей, как и управления в целом, в каждой структуре организуется и реализуется по-разному.

Обычно участники, занимающие в системе иерархии более высокое положение, принимают решения с более крупными ценностными составляющими. В то же время нижестоящие по рангу участники принимают решения, имеющие большие фактические основания и непосредственное практическое значение. Те, кто находятся ближе к руководству, принимают решения о том, что предполагается делать организации. Те, кто занимают более низкие должности, оптимизируют пути для более эффективного выполнения задач организации. Поэтому считается, что в основе этих двух классов решений лежат совершенно разные критерии: выбор целей должен быть утвержден и декларирован; выбор средств может стать действенным эмпирическим путем.

Таким образом, управленческие решения по поводу целей, целеполагания являются наиболее существенными в деятельности любой организации (табл. 5).

Таблица 5. Классификация решений, принимаемых руководством организации (предприятия) при целеполагании

 

 

Критерии целей Классы решений
Степень структурированности Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные)
Содержание Медико-социальные. Медико-фармацевтические, производственные. Организационноэкономические. Учебно-научные
Количество целей Одноцелевые, многоцелевые
Длительность Стратегические (долгосрочные). Тактические (среднесрочные). Оперативные (краткосрочные)
Лицо, принимающее решение Индивидуальное Групповое
Уровень целеполагания Организация в целом. Ее структурные подразделения. Функциональные службы. Отдельные сотрудники
Глубина воздействия Одноуровневое, многоуровневое
Направления целеполагания Внутренние, внешние

Управленческие решения должны соответствовать общим требованиям, которые предъявляются к ним при их выработке, принятии и выполнении. Исходя из целеполагания, управленческим решениям надлежит быть:

• действенными и прагматичными, четко определенными - что, когда и как будет сделано по системе целей;

• выработанными в интересах достижения целей организации;

• осуществленными эффективно, т.е. приносящими организации определенную выгоду при реализации решения.

Процесс управления включает ряд стадий: цель, ситуация, проблема, решение. Процесс целеполагания как часть всего процесса управления также имеет свои стадии, этапы, операции и др., т.е. определенную технологию. Этой технологией предусматриваются следующие стадии:

1. Анализ факторов окружающей среды, влияющих на состояние организации, осмысление его результатов.

2. Выработка соответствующей миссии и (или) стратегической цели.

3. Процесс выработки системы целей (целеполагание).

Каждая стадия целеполагания имеет свои этапы. Стадия процесса выработки системы целей (целеполагание) предусматривает ряд этапов.

I этап - анализ и выявление факторов и тенденций, происходящих в окружающей среде (внутренней и внешней); установление целей организации; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей.

Окружающая организацию среда влияет не только на установление миссии. От состояния среды сильно зависят и цели организации. Поэтому своевременное выявление и учет тенденций - экономических, правовых, научно-медицинских и технологических, эколого-гигиенических - позволяет руководству организациями предвидеть состояние среды при реализации им соответствующих целей. Управленцам на стадии целеполагания надлежит учитывать ситуационные составляющие среды, особенно на стадии неопределенности развития организации.

На II этапе устанавливаются цели организации и из множества направлений ее деятельности выбираются основополагающие. Соответствующая технология целеполагания предусматривает инструментарий качественной и количественной формализации целей по определенным критериям. Критерии диктуются миссией организации, состоянием, тенденциями развития окружающей среды, ее факторов и условий. Процесс целеполагания зависит от положения организации в этой среде, особенно от ресурсообеспеченности.

 

III этап связан со структуризацией целей или построением их иерархии - по всем направлениям и видам целей.

На IV этапе структуризация приобретает логическую завершенность. Ее цели доводятся до каждого члена коллектива. При этом каждый исполнитель осознанно, через индивидуальные обязанности, интересы и цели включается в процесс совместного достижения конечных целей организации, реализации ее миссии. Наиболее важным и решающим фактором является переход исполнителя со своими ценностными ориентациями, профессиональными знаниями, опытом и навыками, эмоциями и желаниями к действиям и деятельности (рис. 5).

Процесс целеполагания характеризуется непрерывностью, дискретностью, цикличностью, динамичностью, эффективностью, мотивацией и приверженностью результативной деятельности как основой. Важно не только сформулировать миссию и поставить цель, но также вызвать у членов кол-

Рис. 5. Традиционный процесс целеполагания

лектива чувства сопричастности и приверженности, которые, кстати, не возникают по указанию и с трудом поддаются воздействию. Так, японский служащий, прежде чем представиться по фамилии и имени, представляет компанию, где он работает.

Определяющее звено между целью и личной приверженностью персонала организации - доверие, которое возникает не только при формальном общении, но и в процессе неформальных отношений.

Таким образом, определение миссии организации, видение ее коллективом стратегической перспективы, установление системы целей - все это наиболее важные факторы для достижения успеха в любой области деятельности, включая клинико-профилактическую. В противном случае следуют потеря ориентации, снижение результативности и производительности.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается значение миссии организации?

 

2. Назовите основные признаки миссии организации.

3. Перечислите факторы, определяющие миссию медицинской организации.

4. Назовите структуру содержания миссии.

5. Укажите цели деятельности организации.

6. Дайте определения достижимости конкретности и стабильности целей.

7. Назовите критерии целей.

8. Перечислите основные требования к принятию управленческого решения.

9. Дайте краткую характеристику этапов выработки целей организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 5480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.131.164 (0.055 с.)