Организация и управление охраной здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и управление охраной здоровья



Государственная политика в области охраны здоровья

Населения

Государственная политика в области охраны здоровья населения предполагает прежде всего необходимость разработки современной стратегии реформирования и развития здравоохранения в целом.

Под государственной стратегией реформирования и развития здравоохранения следует понимать сложную систему управляющих воздействий, осуществляемых на государственном, региональном и местном уровнях, на те или иные конкретные службы, звенья и сектора, на медико-социальные ситуации с целью эффективного функционирования всех структур этой

системы для достижения конкретных результатов улучшения здоровья населения.

В основе государственной стратегии и политики развития здравоохранения лежит общепризнанная необходимость концентрации усилий всех активных участников процессов охраны здоровья на одном общем направлении: повышение уровня здоровья, удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Каждый пациент вправе рассчитывать на получение такого комплекса медицинских услуг, лекарственных средств, других товаров медицинского назначения, который привел бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствие с современным уровнем мировой науки, возрастом и функциональным состоянием, основными и сопутствующими заболеваниями, реакцией на выбранное лечение.

 

Государственная политика в области здравоохранения, ориентированная на обеспечение осуществляемых в стране социально-экономических преобразований в среднесрочной и долгосрочной перспективе, развивает и конкретизирует соответствующие положения концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов России в области здравоохранения. В результате ее реализации должны быть созданы все необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности РФ в области охраны здоровья, улучшения демографической ситуации, поскольку без обеспечения безопасности страны в области охраны здоровья невозможно эффективно решить ни одну из стратегических задач развития России.

Главная цель государственной стратегии развития здравоохранения заключается в создании необходимых условий для защиты жизни и здоровья, максимального продления активной творческой жизни каждого гражданина Российской Федерации. В первую очередь необходимо обеспечить защиту гражданских прав населения страны на охрану здоровья и получение эффективной медицинской помощи, повышение качества жизни, связанного со здоровьем; гарантировать использование эффективных процедур решения политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов России в области здравоохранения.

Объектами безопасности Российской Федерации в области охраны здоровья являются личность, общество и государство, а также все основные структурные подразделения системы охраны здоровья.

Государственная стратегия в области охраны здоровья населения включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации в области охраны здоровья как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства;

 

2. Определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость национальной системы здравоохранения, на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

3. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области здравоохранения и отвечающих требованиям безопасности России;

4. Формирование государственной политики в области здравоохранения, медико-социальной защищенности; проведение соответствующих

институциональных преобразований; создание механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной системы здравоохранения и социальной защиты. Ярким примером является национальный проект по здравоохранению и улучшению демографической ситуации.

Реализация государственной стратегии развития здравоохранения должна осуществляться через систему конкретных мер, предпринимаемых на основе анализа качественных и количественных показателей: демографических, эколого-гигиенических, медико-правовых и производственных (технологических), макро- и микроэкономических, внешнеэкономических и др.

Первостепенное значение для обеспечения безопасности Российской Федерации в области охраны здоровья имеет выявление факторов и условий, сдерживающих ее реализацию. Наиболее вероятными угрозами безопасности России в области охраны здоровья, на локализацию, устранение и блокирование которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти и управления, являются:

1. Ограничение доступности в получении качественной медицинской помощи для большинства населения;

2. Деформация структуры здравоохранения страны, обусловленная такими факторами, как:

• низкое качество большинства медицинских услуг и товаров медицинского назначения;

• снижение результативности научного потенциала медицинской науки, и прежде всего в решении проблем профилактики заболеваний;

 

• засилье иностранных фирм на внутреннем рынке России по многим видам жизненно важных лекарственных средств и продукции медицинского назначения;

• существенные различия в здравоохранении в субъектах Российской Федерации.

Состояние здравоохранения, отвечающее требованиям безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемое для большинства населения России качество жизни, связанное со здоровьем и устойчивостью национальной системы здравоохранения, способной противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

При определении критериев и параметров, отвечающих требованиям безопасности Российской Федерации в области охраны здоровья, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Взаимосвязь уровня и качества жизни со здоровьем населения;

2. Способность здравоохранения функционировать в режиме стабильного экономического роста и успешных социальных преобразований;

3. Устойчивость финансово-бюджетной и кредитной систем страны, определяемую состоянием бюджетов всех уровней, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, стабильностью цен, надежностью национальной валюты, наличием условий для инвестиционной деятельности в здравоохранении;

4. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров медицинского назначения на мировой рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта (с учетом региональных особенностей);

5. Укрепление научного потенциала медицинской науки, ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях охраны здоровья населения;

6. Соблюдение баланса федеральных, региональных и местных интересов в области здравоохранения;

 

7. Сохранение на всей территории Российской Федерации деятельности единой системы здравоохранения;

8. Обеспечение эффективного функционирования национального и региональных рынков услуг и товаров медицинского назначения с учетом их производственно-профильной специализации.

Меры и механизмы государственной политики в области воспроизводства населения Российской Федерации, охраны и укрепления его здоровья, разрабатываемые и реализуемые на всех уровнях управления российским здравоохранением, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности страны в области охраны здоровья.

Важнейшими элементами механизма обеспечения такой безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих соответствующие угрозы и ухудшение состояния здоровья людей.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей эффективности функционирования здравоохранения имеет большое значение для переходного состояния российского здравоохранения при наличии серьезных внутренних диспропорций и острой недостаточности ресурсов, неустойчивости социальноэкономических и медико-демографических индикаторов. Это определяет возрастание требований к государственной медико-социальной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества, оперативности, непрерывности, преемственности и своевременной адаптации информационных потоков.

Объективный и всесторонний мониторинг процесса охраны здоровья с точки зрения безопасности страны должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений соответствующих индикаторов такой безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы здоровью населения России и устойчивость национальной системы здравоохранения, первоочередной задачей является создание глобальной организационно-информационной базы безопасности страны в области здравоохранения.

 

Для реализации государственной стратегии развития здравоохранения должны быть разработаны критерии и параметры состояния здоровья населения России и неразрывно связанные с ними показатели эффективности функционирования национальной системы здравоохранения, выход за пределы которых создает угрозу безопасности страны.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом как системы, но и для каждого ее региона и каждой отдельной службы, подразделения здравоохранения, т.е. подсистем и элементов. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности России по регионам и службам должен корреспондировать с соответствующим составом глобальных критериев и параметров в части, касающейся состояния здоровья населения и национальных интересов в целом.

На основе сформулированных в государственной стратегии развития здравоохранения критериев и параметров определяются меры и разрабатываются механизмы реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Эта деятельность государства осуществляется по следующим основным направлениям:

• выявление ситуаций, когда фактические или прогнозируемые параметры развития здравоохранения отклоняются от пороговых значений;

• разработка комплексных мер по выходу страны из зоны угрозы здоровью населения;

• организация работы по реализации мер по преодолению (недопущению возникновения) соответствующих угроз;

• экспертиза принимаемых стратегических решений по всем важнейшим вопросам жизнедеятельности общества с позиций охраны здоровья.

Реализация мер по обеспечению стабильности в здравоохранении требует постоянного, надежного и эффективного контроля за их исполнением со стороны государства и общественности. В соответствии с концепцией правового государства при осуществлении такого контроля должны в полной мере учитываться права и ответственность руководителей и собственников организаций здравоохранения.

 

Среди множества целей государственной политики в области охраны здоровья населения можно выделить как общие и стратегические цели, так и цели реформирования и развития отдельных хозяйствующих субъектов (табл. 1).

Таблица 1. Цели реформирования и развития здравоохранения

 

 

Общие цели реформирования и развития здравоохранения Стратегические цели развития здравоохранения Цели реформирования и развития хозяйствующих субъектов здравоохранения
Достижение реальных позитивных сдвигов в показателях индивидуального и общественного здоровья, сокращение прямых и косвенных потерь общества от заболеваемости и преждевременной смерти граждан Создание современной высокотехнологичной базы здравоохранения, обеспечивающей всеобщую доступность качественной и эффективной медико-социальной помощи населению при одновременном расширении возможностей инвестирования в собственное здоровье Формирование внутренних и внешних условий для эффективного функционирования и развития организаций здравоохранения в гармоничном взаимодействии с окружающей их социальноэкономической и экологогигиенической средой

Цели формируют определенные задачи. Основными задачами реформирования и развития отечественного здравоохранения являются:

1. Обеспечение адекватности размеров финансирования отрасли государственным гарантиям в сфере здравоохранения;

2. Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

3. Организация эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

4. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, новых медикопроизводственных, информационных и организационно-управленческих технологий;

5. Совершенствование медико-экономического и организационноправового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов здравоохранения;

6. Формирование и развитие регулируемого социально-ориентированного рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения;

7. Развитие негосударственного сектора здравоохранения;

8. Повышение уровня квалификации и степени социальной защищенности работников здравоохранения;

9. Актуализация участия профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций в реализации государственной политики в области здравоохранения;

10. Активизация участия населения в решении вопросов здравоохранения.

При формировании экономической политики в области здравоохранения следует исходить прежде всего из необходимости обеспечения преимущественного развития тех направлений охраны здоровья и видов медико-социальной помощи, которые способны в кратчайшие сроки дать наибольший эффект по показателям здоровья в пересчете на единицу потребляемых ресурсов.

Одним из важнейших направлений государственной стратегии реформирования и развития здравоохранения в России является повышение качества медицинской помощи. Прежде всего необходима интегральная оценка качества медицинского обслуживания населения. По нашему мнению, такая оценка должна строиться на основе совокупности комплексных многопараметрических медико-экономических показателей, которые представлены на рис. 4.

В последние годы в мировой экономической практике все большее значение приобретает идеология всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management). В рамках TQM под качеством услуг и товаров медицинского назначения понимается не столько достижение или превышение уровня каких-либо их частных или общих характеристик, сколько соответствие этих услуг и товаров нуждам и ожиданиям потребителей.

 

Рис. 4. Показатели интегральной оценки качества медицинской помощи населению

В масштабах Российской Федерации, а также в отдельных субъектах в качестве компонентов интегрального критерия качества медицинской помощи населению могут выступать следующие частные критерии, подлежащие количественной оценке:

• коэффициент медицинской эффективности (отношение числа случаев достигнутых медицинских результатов к общему числу случаев оказания медицинской помощи);

• коэффициент экономической эффективности (отношение получаемого обществом совокупного экономического эффекта от деятельности организаций здравоохранения к общим затратам на здравоохранение);

• коэффициент социально-экономической эффективности (отношение нормативных затрат на один случай медицинской помощи к фактически произведенным затратам и т.п.).

Крайне важно, чтобы деятельность здравоохранения удовлетворяла предъявляемым к ней населением требованиям как по совокупности соответствующих физических параметров, так и по цене, времени, месту и способу предложения. Все население в той или иной мере прямо (оплата услуг и товаров медицинского назначения) или косвенно (через систему обязательного медицинского страхования - ОМС) участвует в финансировании здравоохранения и поэтому вправе рассчитывать на получение максимально возможного удовлетворения от оказываемой медицинской помощи.

Конкретно сложившаяся практика стратегического развития здравоохранения в стране показывает, что она подлежит реформированию по всем направлениям деятельности ее служб, звеньев и секторов, по всем перспективным структурно-функциональным их подразделениям.

Проблемы обеспечения качества медицинской помощи и структурных преобразований в здравоохранении затрагивают следующие группы вопросов:

 

1. Повышение уровня преемственности всех видов служб и секторов медико-социальной помощи населению с ориентацией на преимущественное развитие амбулаторно-поликлинического звена. Предусмотрено перераспределение ресурсов (экономических, кадровых, материальнохозяйственных, информационных и др.) и объемов деятельности между структурными образованиями больничной, внебольничной и медикосоциальной помощи. Особое внимание обращается на опережающее развитие системы стационарозамещающих структур для оказания в них до 25% объемов госпитальной помощи. Среди этих структур - дневные стационары, стационары на дому, специализированные центры (подразделения) амбулаторной хирургии, способных осуществлять до 30% оперативных вмешательств, пока проводимых в стационарных условиях.

2. Активизация и развитие профилактического и эколого-гигиенического направлений деятельности учреждений здравоохранения и центров Госсанэпиднадзора, центров (подразделений) здоровья и профилактики болезней.

3. Структурные преобразования деятельности стационаров (ее интенсификация и повышение эффективности используемых ресурсов) предусматривают:

а) сокращение коечного фонда наряду с оптимизацией его мощности и структурных преобразований на всех уровнях - от федерального до отдельных учреждений и их подразделений;

б) дифференциацию коечного фонда с учетом особенностей и характера лечебно-диагностического процесса, а именно: интенсивного - до 20%, реабилитационно-оздоровительного - до 45%, лечения хронически, длительно текущих нозологий - до 20%, медико-социальной помощи - до 15%;

в) увеличение числа дней работы и оборота койки за счет сокращения времени ее простоя и продолжительности лечения, использования передовых информационно-управленческих технологий, более широкого внедрения ресурсо- и пациентосберегающих технологий диагностики и лечения.

 

4. Увеличение доли врачей первичного звена медико-санитарной помощи (ПМСП) до 45-50% от общей их численности, в том числе за счет расширения системы врачей общей практики; оптимизация численности как подготавливаемых и выпускаемых врачей, так и врачей различных специальностей путем более эффективного их распределения по различным типам и профилям служб, учреждений (подразделений).

В условиях социально ориентированной рыночной экономики государство, действуя в интересах всего общества, может весьма существенно ограничивать экономическую свободу и самостоятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении посредством административных и экономических средств.

Административные методы регулирования функционирования здравоохранения включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких-либо услуг и товаров медицинского назначения, а также их компонентов.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом.

Согласно Гражданскому кодексу (ГК) РФ (ст. 49), отдельными видами деятельности хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Отношения, возникающие между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования, регулируются Федеральным законом «О лицензировании» от 26.11.98 г.? 178-ФЗ. Если организация здравоохранения осуществляет деятельность, на которую требуется лицензия, без таковой ее деятельность может быть признана незаконной.

 

Система государственного лицензирования в такой социально значимой сфере деятельности, как здравоохранение, особенно важна. Она позволяет оценивать не только возможности той или иной медицинской организации, но и конкретные результаты клинико-диагностического процесса, степень и эффективность использования имеющихся ресурсов (оборудования, медицинского персонала, оборотных фондов).

Принуждение является методом управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

В современном обществе государственное регулирование деятельности в здравоохранении осуществляется также посредством экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, текущее регулирование экономики, государственное программирование.

Среди инструментов денежно-кредитной политики можно выделить такие, как регулирование учетной ставки. Эта мера оказывает активное влияние на инвестиционную и инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении.

Непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении оказывает бюджетно-финансовая политика государства. В здравоохранении она сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежной систем для реализации целей охраны и укрепления здоровья.

Бюджетно-финансовая политика в здравоохранении зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, от стратегии социальноэкономического развития страны, места и роли здоровья в системе общественных ценностей. В зависимости от этих факторов предусматривается разная степень приоритетности бюджетного финансирования здравоохранения. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику, она также тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

 

Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным по сравнению с действующими или средними ставкам. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет в последующем направлять указанные суммы в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей хозяйствующих субъектов для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру здравоохранения - может ускорить процесс развития отдельных сфер здравоохранения, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры здравоохранения, поддержки создания новых сфер и направлений медицинской деятельности.

В развитых странах применяются также текущее регулирование и государственное программирование здравоохранения.

Текущее регулирование здравоохранения осуществляется в основном посредством бюджетно-финансовой политики. Существенная роль в таком регулировании отводится государственным расходам: заказы и закупки услуг и товаров медицинского назначения; прямые затраты на содержание здравоохранения, различные субсидии и другие расходы.

 

Текущее регулирование здравоохранения нацелено прежде всего на поддержание определенного уровня охраны и укрепления здоровья.

Государственное программирование здравоохранения - это долговременное, целевое регулирование здравоохранения. Государственное программирование здравоохранения включает разработку и реализацию соответствующих программ; оно может охватывать здравоохранение в целом или его отдельные сферы и отрасли. Государственные программы могут распространяться на территорию всей страны, на отдельные регионы, конкретные группы населения и др. Можно выделить ряд видов государственных программ в здравоохранении (табл. 2).

Таблица 2. Классификация государственных программ в здравоохранении

Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет, среднесрочные охватывают период в 3-5 лет, долгосрочные составляют на срок от 5 лет и более.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры развития здравоохранения. В России к общегосударственной программе развития индустрии здоровья можно отнести Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997-2007 гг.).

Региональные программы охватывают развитие здравоохранения в отдельных регионах страны.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (разработка методики лечения той или иной болезни, создание конкретных лекарственных средств, медицинской техники и др.), охрану и поддержание здоровья отдельных групп населения (пенсионеров, детей, матерей и т.д.), оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи и т.д.

Отраслевые программы составляются и реализуются с учетом специфики отдельных подсистем здравоохранения (медицинская промышленность, санаторно-курортное дело и др.).

 

Чрезвычайная программа разрабатывается для ликвидации кризисного состояния, возникшего в сфере охраны и укрепления здоровья (последствия климатических, экологических катастроф, эпидемии).

Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных ученых, руководителей организаций здравоохранения, общественных организаций и т.д.

Государственное программирование в здравоохранении - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие охраны и укрепления здоровья в заданном направлении.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные положения государственной политики в области здравоохранения.

2. Что включает в себя государственная стратегия в области охраны здоровья населения?

3. Назовите наиболее вероятные угрозы безопасности России в области здравоохранения.

4. Перечислите факторы, обеспечивающие решение проблем безопасности России в области здравоохранения.

5. Укажите основные направления выработки государственной политики в области охраны здоровья населения.

6. Назовите основные задачи развития российского здравоохранения.

7. Перечислите основные составляющие интегральной оценки качества медицинской помощи.

8. Назовите критерии оценки эффективности деятельности системы здравоохранения.

9. Перечислите основные вопросы решения проблем обеспечения качества медицинской помощи и структурных преобразований в здравоохранении.

10. Перечислите методы регулирования функционирования здравоохранения.

11. В чем заключается сущность государственного регулирования в здравоохранении?

12. Охарактеризуйте основные виды государственных программ в сфере здравоохранения.

 

1.3.2. Сущность и содержание управления

Изучение дисциплины «Управление здравоохранением» предполагает формирование общего представления о сущности и содержании его как особого вида человеческой деятельности, общества.

Здоровье является объектом управления, или управляемой подсистемой для управляющей по достижению целей охраны здоровья людей, развития человеческого потенциала. Этот потенциал базируется на ресурсах, необходимых для развития наукоемких технологий, инновационной активности во всех сферах и отраслях общественной жизни.

Известно, что между управляющей и управляемой подсистемами действует закономерность оптимальной соотносительности (по качеству) и пропорциональности (по количеству). Данная закономерность требует количественных и качественных изменений в управлении при изменениях в объекте управления. Эффективность и качество любой системы управления обусловливаются тем, в какой степени они соответствуют требованиям функционирования управляемых объектов. Изменения же в функционировании органов и организаций здравоохранения на макро- и микроэкономических уровнях сегодня и в будущем являются концептуальными и

радикальными, что требует таких же изменений и в системе управления здравоохранением.

Уже не менее 200 лет известна парадигма, согласно которой первопричиной процветания или, напротив, упадка и предприятий, и государства является соответственно хорошее или дурное управление.

С момента зарождения человечества всегда наблюдалось определенное сочетание управления и самоуправления. Управление же как профессиональный вид деятельности, как наука сложилось только в последнее столетие. Неслучайно прошедший век называют веком управления. Управление в наступившем столетии еще более усложняется и ставит благополучие любой организации общества и в целом самого общества в зависимости от эффективности управления. Но управление уже сталкивается с серьезнейшими проблемами, связанными:

 

• с глобализацией экономики, а следовательно, и конкуренцией;

• дефицитом высококвалифицированной рабочей силы и качественного (психофизиологического) изменения ее содержания;

• информационным взрывом и революционными успехами в развитии знаний;

• новыми взглядами на качество продукции и оказываемых услуг.

Это лишь неполный перечень реалий, с которыми сталкивается и будет сталкиваться каждый, особенно руководители. Эти проблемы широко обсуждаются; предлагаются различные пути их решения, но все едины в одном: путь успеха лежит через самого человека - его знания и состояние здоровья.

Из этого следует, что уровень развития современного общества предъявляет к «человеческому потенциалу» все большие требования. Рыночные методы хозяйствования предполагают «производство и воспроизводство» повышенных психофизических качеств работника. Увеличивается спрос на здоровую рабочую силу с более развитыми, совершенными эмоциональнопсихическими и физическими свойствами. В рыночных условиях требуется не рабочая сила вообще, а только та, способности которой в наибольшей степени соответствуют потребностям производства. Поэтому приходится осмысливать и внедрять здоровый, гигиенически более обоснованный образ жизни. При этом необходимо по-новому подходить и к взаимосвязям всех отраслей и сфер жизнедеятельности общества, государства, от эффективности и состояния которых зависят физический и психоэмоциональный статус человека, его интеллектуальный потенциал в целом.

С учетом изложенного необходимо прежде всего комплексно и сбалансированно рассматривать отдельные формы и подотрасли здравоохранения, что недооценивалось в прошлом специалистами, а также медицинской и экономической наукой. При изучении здорового образа жизни и управления им со стороны индивидуума, семьи, государства, общества необходимо не только учитывать проявления образа жизни и жизнесберегающего поведения в разных областях человеческой деятельности (досуге, быте, социальных процессах), но и учитывать их взаимосвязи и взаимодействия. Словом, следует последовательно переходить к созданию целостной модели здорового образа жизни, соответствующей условиям и представлениям, «вызовам» XXI века.

 

Изложенные выше изменения в управлении стали реалиями, которые можно классифицировать как изменение парадигмы управления. Понятие

«парадигма» используется сегодня для обозначения образа мышления, концепции существующей реальности, создания обобщенных моделей. Парадигмальные сдвиги, происходящие в общей системе управления, вызывают ситуацию, обозначаемую «эффектом парадигмы», в которой те, кто живет в рамках старой парадигмы, могут не замечать или не хотят замечать происходящих изменений. «Находясь в рамках одной парадигмы, - метко заметил еще А. Смит, - трудно себе представить какую-либо другую парадигму». Этот эффект позволяет объяснить, почему многие оказывают серьезное сопротивление нововведениям (включая сферу здравоохранения) и почему так трудно перейти от постсоветской парадигмы организации и управления здравоохранением, его экономикой к новой - рыночной, социально ориентированной.

Любая система управления представляет собой взаимодействие объекта и субъекта, или управляемой и управляющей подсистем (состояния общественного здоровья и его охраны). Прежде всего нас интересуют вопросы управления столь сложной и социально значимой отраслью, социальным блоком, каким является здравоохранение.

Так, в классической пирамиде потребностей Ф. Маслоу у ее основания выделены потребности физиологические. В первую очередь они включают состояние здоровья индивидуума. Реально подниматься к высшей точке этой пирамиды можно, лишь сохраняя хорошее состояние здоровья. Иначе говоря, социальные потребности, возможности самореализации, самоуправления можно осуществить только при соответствующем уровне здоровья. Можно утверждать, что высшей ценностью на любом уровне указанной пирамиды является статус здоровья индивидуума.

 

Поэтому и управление здравоохранением должно быть высшим приоритетом любого из управлений - государственного, семейного или личностного (самоуправления). Особенно важна разновидность самоуправления: ведь до 80% потенциала здоровья зависят от самого человека, т.е. от его способности «управлять» собственным здоровьем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.086 с.)