ТОП 10:

Основы организации службы на судах



Устав службы на судах

Общие положения

1. Настоящий Устав службы на судах (далее - Устав) разработан в соответствии с подпунктом 26-24) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте» (далее - Закон) и определяет основные положения организации службы на судах внутреннего водного плавания Республики Казахстан.

2. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажа судна, как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных функций на берегу, а также для других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные функции и работы на судне.

3. Все члены судового экипажа назначаются на судно с письменного согласия капитана.

4. Должностные функции членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

5. Труд экипажа организуется капитаном судна в соответствии с действующим трудовым законодательством, Законом и настоящим Уставом.

6. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют функции всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

 

 

Экипаж судна

 

7. Члены судового экипажа:

1) сохраняют честь и достоинство работников водного транспорта;

2) хранят коммерческую тайну;

3) берегут государственную собственность;

4) выполняют требования законов Республики Казахстан, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций;

5) несут стояночные и ходовые вахты и выполняют судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;

6) вежливы, дисциплинированы, быстро и точно выполняют распоряжения старших по должности;

7) знают, добросовестно и инициативно выполняют свои служебные функции, экономно расходуют материалы, бережно относятся к судовому имуществу, активно участвуют в выполнении производственных планов и рейсовых заданий;

8) знают устройство судна, свою специальность, заведование и термины, относящиеся к ним;

9) постоянно совершенствуют свои профессиональные знания;

10) содержат в исправном состоянии и обеспечивают бесперебойную работу своего заведования;

11) знают и строго соблюдают требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

12) знают и четко выполняют свои функции по тревогам, умеют пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знают места их размещения, знают сигналы бедствия, умеют пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;

13) чисто и опрятно одеты, соблюдают правила ношения форменной одежды;

14) соблюдают чистоту и порядок на судне;

15) охраняют природную среду, не допуская ее загрязнения.

8. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику, одновременно приняв меры по ее устранению.

9. Лица, использующие судовую или бытовую технику (независимо от того, в чьем заведовании она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе немедленно сообщают лицу, в чьем заведовании находится эта техника.

10. Члены экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, следят, чтобы каждое средство имело инструкцию по обращению с ним.

11. Членам экипажа не допускается производить ремонтные работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного начальника.

12. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособления и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа при экипажном методе или членами бригад (бригады), одновременно находящихся (находящейся) на судне при работе бригадным методом.

13. Члены судового экипажа обеспечивают сохранность вверенных им ценностей.

14. На экипаж самоходного судна, работающего с несамоходными судами без экипажей, возлагаются дополнительные функции, по обеспечению безопасной эксплуатации этих судов.

15. Члены экипажа выполняют объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.

16. Взаимное обращение при исполнении служебных функций должно быть официальным.

17. Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание убеждается, что оно правильно понято. Получивший приказание по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, докладывает лицу, отдавшему приказание.

18. В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий докладывает об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действуют по его указанию.

19. Члены экипажа, работающие по методу совмещения должностей (профессий), выполняют функции, определенные настоящим Уставом для этих должностей (профессий).

 

 

Командный состав

 

Общие положения

 

41. На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации.

42. Командный состав:

1) правильно организовывает труд подчиненных, создает условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

2) своим трудом и поведением служит примером для всех членов экипажа, поддерживает на судне дисциплину;

3) всесторонне знает и изучает личные и деловые качества своих подчиненных, передает им свои профессиональные знания и опыт;

4) заботится о подчиненных и повседневно воспитывает в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;

5) при назначении на судно новых членов экипажа знакомит починенных лиц с их функциями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

6) знает функции подчиненных по судовым расписаниям;

7) требует от подчиненных точного выполнения законов Республики Казахстан, настоящего Устава, своих функций, действующих правил, наставлений, инструкций и распоряжений в части, их касающихся, и контролирует это выполнение;

8) информирует своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

9) проводит техническую учебу с членами экипажа;

10) составляет и представляет на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивает их выполнение;

11) изучает, обобщает опыт работы передовых экипажей и внедряет его на своем судне.

43. При смене лиц командного состава сдающий передает принимающему по акту документацию, делопроизводство, отчетность, заведование и числящиеся за ним материальные ценности. Акт утверждается капитаном.

 

 

Капитан

 

44. Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.

45. Осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются капитану, который отвечает за их выполнение.

46. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение своих функций.

47. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

48. Капитан участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне.

49. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

50. Капитан в необходимых случаях отстраняет от исполнения служебных функций любого члена экипажа, списывает его с судна и направляет в отдел по работе с кадрами.

51. Капитан обеспечивает:

1) соблюдение на судне законов и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных конвенций и соглашений, участником которых является Республика Казахстан;

2) выполнение мероприятий по охране окружающей среды;

3) соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники;

4) принятие необходимых мер по сохранности служебной и коммерческой тайны;

5) высокий уровень воспитательной работы и морального состояния экипажа;

6) выполнение производственного плана, графика движения (расписания) и заданных показателей работы судна;

7) выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов; своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям;

8) соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой и вахтенной служб;

9) своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса;

10) организацию и контроль за технической учебой экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава;

11) организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а также контроль за этой подготовкой;

12) режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Уставом;

13) внедрение на судне передового опыта работы и его совершенствование;

14) организацию коллективного питания судового экипажа;

15) общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся, и непосредственное руководство стажировкой лиц судоводительской специальности;

16) проверку и утверждение судовых расписаний;

17) руководство деятельностью командного состава;

18) своевременное и правильное ведение вахтенного (единого вахтенного, судового), машинного, и других установленных журналов, а также единой книги осмотров судна, делопроизводства, отчетной и другой документации;

19) своевременное и правильное ведение судовых журналов регистрации приема питьевой воды, сдачи хозяйственно-бытовых и фекальных стоков, сдачи контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых нефтесодержащих вод;

20) своевременность получения технической литературы, нормативных документов по безопасности плавания, безопасности труда, технической эксплуатации, лоцманских карт (схем), навигационных пособий и корректировок (изменений);

21) сохранность судовых документов, печати и штампов;

22) при несчастных случаях на судне принятие мер по оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим, сообщает о происшедшем несчастном случае судовладельцу и проводит расследование в установленном порядке;

23) при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, сообщает об этом судовладельцу и действует в соответствии с полученными указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;

24) в аварийном случае с судном, в случае порчи или повреждения груза, багажа, а также в других подобных случаях, сообщает соответствующим органам о случившемся, одновременно принимает меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечивает оформление необходимых документов в установленном порядке;

25) руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;

26) в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое судно, состав, плот запрашивает, не требуется ли помощь, и при необходимости оказывает ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам, затем запрашивает капитана судна, с которым произошло столкновение, о названии судна, пунктах приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений, а после этого сообщает аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение, и оформляет необходимые документы.

52. Капитан совместно с механиком в соответствии с требованиями заводских инструкций, руководств и других нормативных документов проводит осмотр судна, судовой техники и снабжения с целью контроля за их состоянием и содержанием.

53. В случае опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям, капитан может устанавливать режим работы главных двигателей или других механизмов судна с превышением установленных норм, сделав при этом запись в судовом журнале с указанием отданного приказа.

54. О каждом случае рождения или смерти человека на судне капитан составляет акт при участии двух свидетелей. О случае смерти, кроме того, капитан немедленно сообщает судовладельцу и действует по его указаниям.

55. Капитан изолирует в особом помещении лицо, подозреваемое в совершении преступления, или лицо, действия которого не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей или имущества, и при первой возможности передает его надлежащим властям.

56. При необходимости выполнении работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным судовладельцем.

57. В случае болезни капитан временно передает командование судном первому помощнику капитана независимо от наличия у последнего диплома капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу. В судовой журнал вписывается дата и время передачи командования, место нахождения судна и его состояние, другие необходимые сведения.

58. Капитан пользуется средствами диспетчерской связи.

59. Капитан вносит судовладельцу предложения о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий на членов судового экипажа которые оформляются приказами судовладельца в порту приписки судна.

60. При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан:

1) знакомится с экипажем;

2) принимает судовые документы, печать, штампы, денежные суммы и денежные документы;

3) получает от сдающего судна капитана необходимые данные о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и мореходных качествах, о ходе грузовых операций и готовности судна к предстоящему рейсу (о ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях;

4) ознакамливается с производственным планом судна и ходом его выполнения;

5) совместно с капитаном, сдающим судно, в сопровождении первого помощника капитана (сменного капитана) и механика осматривает судно, получает необходимые разъяснения и сведения;

6) проверяет отработку действий экипажа по судовым тревогам;

7) при необходимости требует у судовладельца произвести осмотр корпуса судна, движителей, рулевого органа и других забортных устройств. По результатам сдачи и приемки судна составляет акт, первый экземпляр которого направляется судовладельцу.

61. Сдача-приемка и время начала исполнения функций назначенного капитана фиксируются в судовом журнале за подписью сдающего и принимающего капитанов. О начале исполнения функций вновь назначенный капитан объявляет приказом по судну.

62. Когда сдачу и приемку судна производят в сжатые сроки, оба капитана составляют и подписывают акт о сдаче-приемке судна, денежных сумм, печатей, штампов и документов. В акте указываются объекты, не принятые при сдаче. Дата и время сдачи-приемки командования судном фиксируются в судовом журнале за подписью сдавшего судно и принявшего его капитанов, после чего вновь назначенный капитан знакомится с судном.

63. Действия капитана при приемке судна от завода-строителя, а также в эксплуатацию из отстоя, ремонта определяются соответствующими документами судовладельца.

64. С приходом в порт капитан готовит судно и необходимую документацию для предъявления администрации порта и контролирующим органам.

65. При стоянке судна в порту капитан принимает меры к обеспечению безопасной стоянки судна, подготовке к выполнению грузовых операций и работ по снабжению и ремонту судна; обеспечивает выполнение экипажем местных (портовых) правил.

66. При стоянке судна в порту капитан, по требованию портовой администрации (без ущерба для безопасности судна), предоставляет экипаж и судовые средства для тушения пожара или оказания помощи в случае бедствия, происшедшего в порту или прилегающей зоне.

67. Перед приемкой грузов на судно капитан намечает схему загрузки или рассматривает предварительный грузовой план (для судов, выходящих в море) и убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утверждает его. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит правилам перевозки грузов или угрожает безопасности судна или людей.

68. В ходе выполнения грузовых операций капитан, исходя из намеченной схемы загрузки (грузового плана) и сообразуясь с правилами перегрузочных работ, информацией об остойчивости, правилами перевозки грузов и другим правилам, обеспечивает контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубах, за размещением балласта и топлива, а также за тем, чтобы нагрузки на палубы не превышали допустимых норм. Капитан прекращает грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от требований вышеперечисленных документов.

69. Капитан, уходя на берег, оставляет первому помощнику или вахтенному начальнику устное или письменное распоряжение о выполнении необходимых работ и принятии мер, обеспечивающих безопасность судна, и сообщает свое место пребывания.

70. До выхода судна в рейс капитан:

1) при получении рейсового задания обсуждает с командным составом особенности предстоящего рейса;

2) ознакамливает командный состав с районом плавания по навигационным картам и пособиям;

3) рассматривает с командным составом возможные затруднения;

4) разъясняет командному составу необходимость тех или иных действий при различных условиях плавания;

5) дает командному составу указания о доведении до остальных членов экипажа основных задач и особенностей рейса;

6) руководит ходом подготовки судна к плаванию;

7) предоставляет отдых вахтенным, если они перед заступлением на вахту были заняты исполнением служебных функций или выполняли работу по судну;

8) на судах, выходящих в морские районы, выполняет предварительную прокладку пути судна (проверяет предварительную прокладку, если она по указанию капитана выполнена одним из его помощников).

71. Перед отходом судна капитан ознакамливается с прогнозами погоды и в назначенное время принимает от первого помощника, механика и начальника судовой радиостанции (радиооператора) рапорты о готовности судна к рейсу, о наличии на борту членов экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.

72. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, не входящих в штат экипажа, но следующих на судне (должностные лица, пассажиры), к назначенному для отхода времени капитан сообщает об этом администрации порта или судовладельцу, а за границей - консулу Республики Казахстан, с указанием фамилии, имени и отчества, должности и времени ухода с судна неявившихся лиц. Одновременно капитан принимает все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.

73. Капитан не выходит в рейс:

1) если срок действия судовых документов на годность к плаванию заканчивается ранее установленной даты окончания рейса, и он не может быть продлен в рейсе;

2) если снабжение, состояние судна, его загрузка, не удовлетворяют требованиям соответствующих документов и не обеспечивают безопасности плавания;

3) если на судне не обеспечены требования безопасности труда.

Обо всех указанных обстоятельствах капитан своевременно докладывает администрации порта, судовладельцу и соответствующим органам надзора.

74. В период плавания капитан:

1) следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания и заблаговременно принимать должные меры предосторожности, осуществлять постоянный контроль, за получением навигационной, гидрометеорологической и других видов установленной информации;

2) при движении по участкам внутренних судоходных путей с особо сложными или опасными для судовождения условиями по вызову вахтенного начальника немедленно выходить на мостик и находиться там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства;

3) изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от штурманов;

4) в случае подъема кабеля якорем немедленно сообщать об этом в ближайший пункт инспекции транспортного контроля и судовладельцу с указанием места и времени его подъема и действовать в соответствии с полученными указаниями.

75. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки капитан должен взять лоцмана. При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан может взять лоцмана, если найдет это необходимым. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана функций по управлению судном во время лоцманской проводки.

76. При лоцманской проводке судна капитан:

1) обеспечивает встречу, безопасный прием лоцмана на борт и его безопасную высадку с борта судна, предоставляет лоцману помещение и питание;

2) сообщает лоцману данные судна, необходимые для проводки, ознакомить с особенностями управления судном;

3) уходя с мостика указать лоцману лицо, ответственное за управление судном во время отсутствия на мостике капитана;

4) следит за безопасностью плавания во время проводки судна. В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан сообщает об отказе от его услуг, при этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной лоцманской проводки вызывает другого лоцмана.

77. Капитан оказывает помощь любому судну и обнаруженному на воде лицу, которому угрожает гибель, не создавая опасности для своего судна, экипажа и пассажиров. Следует со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие.

78. Если, по мнению капитана, его судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры к спасению находящихся на судне людей. После принятия мер к спасению пассажиров капитан дает приказание экипажу оставить судно.

79. При спасении людей капитан обеспечивает спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых. Капитан оставляет судно последним, приняв все возможные меры к спасению судового, машинного журналов, лоцманских карт (схем), документов и ценностей.

80. По окончании рейса капитан отчитывается перед судовладельцем в установленном судовладельцем порядке.

81. Перед постановкой судна на ремонт капитан уточняет объем ремонтных работ и обеспечивает выполнение мероприятий по подготовке и производству ремонта, предусмотренных нормативными документами.

82. В период технического обслуживания береговыми службами, ремонта в навигационный период и ремонта судна без приемки на ответственное хранение капитан обеспечивает постоянное наблюдение и контроль за ходом ремонтных работ и пожарную безопасность судна.

83. При подъеме судна на слип (постановке в док) и спуске его со слипа (выходе из дока) капитан лично руководит работой экипажа. При стоянке на слипе (в доке) капитан оказывает всемерное содействие администрации слипа (дока), а также соблюдает правила стоянки судов на слипе (в доке).

84. После установки судна на слипе (в доке) капитан совместно с механиком и другими специалистами производит наружный осмотр корпуса, донно-бортовой арматуры, движительно-рулевого комплекса и об их состоянии составляет акт. Перед спуском судна со слипа (выходом из дока) аналогичный осмотр производить вновь.

85. Приемка выполненных работ и окончание ремонта оформляются актами в установленном порядке.

86. В отсутствие капитана пользуется статусом капитана и выполняет его функции, сменный капитан.

87. При одновременном нахождении на судне капитана и сменного капитана последний выполняет функции лица, которое он заменяет, и пользуются его полномочиями.

 

 

Шкипер

 

117. Шкипер несамоходного судна является руководителем судового экипажа и доверенным лицом судовладельца, шкипер непосредственно подчиняется судовладельцу и принимает все необходимые меры для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящийся на нем людям и грузу.

118. Шкипер:

1) обеспечивает правильное техническое использование и обслуживание судна, судовой техники и сохранность судового снабжения и перевозимого груза;

2) осуществляет прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

3) выполняет указания капитана буксировщика по управлению несамоходным судном;

4) проверяет перед каждой перегрузочной работой грузоподъемные и приемные устройства;

5) обеспечивает работу энергетической и котельной установок;

6) обеспечивает получение и правильное использование инвентаря, материалов, топлива и воды для судовых нужд;

7) ведет учет рабочего времени членов экипажа;

8) ведет судовую документацию и отчетность.

 

 

Помощник шкипера

 

119. Помощник шкипера подчиняется непосредственно шкиперу. При отсутствии на судне шкипера помощник шкипера пользуется полномочиями и выполняет его функции.

120. Помощник шкипера:

1) помогает шкиперу выполнять функции;

2) обеспечивает правильную загрузку-разгрузку судна и размещение грузов на судне;

3) выполняет такелажные, плотницкие, малярные и якорно-швартовые работы;

4) обеспечивает правильное техническое использование и содержание судовой техники, закрепленной за ним расписанием по заведованию.

 

 

Механик

 

121. Механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна и прямым начальником членов экипажа, выполняющих работу по механической и электротехнической частям.

122. Указания и распоряжения механика по вопросам технической эксплуатации судна выполняются всеми членами экипажа судна.

123. В ведении механика находятся главные двигатели, валопроводы и движительно-рулевой комплекс, вспомогательные механизмы, системы, электрооборудование, машинные помещения, механическая и электротехнические части палубных механизмов, устройств и бытовой техники.

124. Механик является материально-ответственным лицом за запасные части, инвентарь, материалы и другое имущество, относящееся к машинной части, и ведет по ним учет и инвентарные книги.

125. Механик обеспечивает:

1) техническую эксплуатацию и содержание закрепленной судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами;

2) техническое обслуживание палубных механизмов и устройств и корпусных конструкций;

3) надежную организацию несения вахт, выполнение работ и соблюдение трудовой дисциплины подчиненных ему членов экипажа;

4) изучение членами экипажа, подчиненных ему, правил, положений, инструкций, руководств и других документов по технической эксплуатации судовой техники;

5) планирование и проведение технической учебы по заведованию;

6) составление календарных графиков проведения технического обслуживания судовой техники;

7) руководство техническим обслуживанием и надзор за его выполнением;

8) проведение теплотехнического контроля и выполнение нормативных технико-экономических показателей по машинной части;

9) своевременное устранение неисправностей судовой техники и организацию ее ремонта силами экипажа без вывода судна из эксплуатации, а в случае обнаружения неисправностей, которые не могут быть устранены силами экипажа, докладывать об этом капитану для принятия мер в установленном порядке;

10) внедрение передовых методов технической эксплуатации;

11) своевременное предъявление с ведома капитана судовой техники освидетельствованию Регистр судоходства и другими органами технического надзора;

12) своевременное составление ремонтных ведомостей, контроль за качеством и полнотой объема ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию закрепленной судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

13) соблюдение правил пожарной безопасности и безопасности труда в машинных помещениях и в помещениях своего заведования, постоянную готовность к действию пожарных и водоотливных насосов, систем и устройств;

14) контроль за составлением заявок, снабжением, приемом, учетом и хранением запасных частей, инвентаря, материалов, топлива и смазочных масел по своему заведованию;

15) ведение и хранение судовой технической документации, делопроизводства и отчетности по своему заведованию;

16) по указанию капитана руководство управлением энергетической установкой при плавании в сложных условиях;

17) выполнение всех распоряжений капитана, связанных с режимом работы энергетической установки. В случаях, когда исполнение распоряжения может вызвать выход их строя судовой техники, механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана. О распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном журнале.

126. Механик участвует в организации и подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна и руководить борьбой за живучесть в машинно-котельных помещениях.

127. Механик самостоятельно выводит из действия отдельные элементы судовой техники, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.

128. При постановке судна на ремонт, длительной стоянке, а также во время производства грузовых операций при низкой температуре наружного воздуха механик обеспечивает проведение мероприятий и предупредительных мер с целью предотвращения размораживания судовой техники.

129. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя судовой техники, механик отстраняет данное лицо от выполнения функций, доложив об этом капитану.

130. При работе судна с закрепленными несамоходными судами без экипажа механик обеспечивает техническую эксплуатацию судовой техники на этих судах.

131. Механик обеспечивает подготовку своего заведования к рейсу и о готовности в назначенное время докладывает капитану.

132. Механик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке судовую технику, топливо, смазочные материалы, инвентарь, запасные части и приспособления, нормативную техническую документацию, рапорта ответственных лиц командного состава, находящихся в подчинении у механика, а также делопроизводство и отчетность по своему заведованию. О приемке-сдаче составляется акт, утверждаемый капитаном. Один экземпляр акта остается на судне, а другой направляется судовладельцу. Дата и время приемки-сдачи фиксируются в машинном журнале.

 

Сменный механик

 

133. Сменный механик в отсутствие механика при бригадном методе работы пользуется его полномочиями и выполняет его функции.

134. При одновременном нахождении на судне механика и сменного механика последний выполняет функции лица, которое он заменяет, и пользуется его правами.

 

 

Первый помощник механика

 

135. Первый помощник механика непосредственно подчиняется механику. В случае невозможности выполнения механиком своих функций при нахождении судна в рейсе его функции выполняет первый помощник механика на период (не более 10 суток) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного настоящим Уставом).

136. В ведении первого помощника механика находятся:

1) главные двигатели со всеми обслуживающими их техническими средствами, валопроводы, дейдвудные устройства, движители, механическая часть рулевого устройства, природоохранного оборудования;

2) судовые балластная, осушительная и противопожарная системы; топливные и масляные танки и цистерны; системы топлива и масла; аварийное оборудование и снабжение машинных помещений;

3) грузоподъемные механизмы и приспособления машинных помещений;

4) средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы своего заведования;

5) устройства и механизмы приготовления питьевой и мытьевой воды.

137. Первый помощник механика по своему заведованию:

1) обеспечивает техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами;

2) устраняет лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники;

3) руководит работами выделенных ему специалистов, обеспечивает выполнение правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;

4) составляет календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролирует полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судовой техники, выполняемых береговыми службами;

5) при выполнении технических обслуживаний членам экипажа лично руководит подъемом тяжеловесных механизмов в машинном отделении;

6) присутствует при проворачивании и пробных пусках двигателей после выполнения технических обслуживаний и ремонта;

7) перед погрузкой совместно со вторым помощником капитана осматривает и проверяет исправность оборудования грузовых помещений;

8) проверяет наличие материально-технического снабжения и составляет заявки на него, обеспечивает его получение и хранение, ведет его учет;

9) при приеме топлива, масла принимает меры по предупреждению попадания нефтепродуктов за борт;

10) ведет установленную техническую документацию;

11) обеспечивает подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное время докладывает механику.

 

 

Второй помощник механика

 

138. Второй помощник механика непосредственно подчиняется механику.

139. В ведении второго помощника механика находятся:

1) вспомогательные двигатели, в том числе аварийные дизельгенераторы, воздушные компрессоры, воздухохранители с обслуживающими их техническими средствами;

2) все системы (исключая электрическую их часть) на судне, кроме систем, закрепленных за первым и третьим помощниками механика;

3) средства автоматизации (кроме их электрической части) и контрольно-измерительные приборы своего заведования.

140. Второй помощник по своему заведованию:

1) обеспечивает техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами;

2) устраняет лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники;

3) руководит работами выделенных ему специалистов, обеспечивает выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.031 с.)