ТОП 10:

Транспортно-заготовительные расходы и их учет



 

Согласно п. 70 Методических указаний транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)– это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

- расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;

- расходы на транспортировку;

- командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);

- расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;

- плата за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

- недостача и порча в пределах норм естественной убыли;

- наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывают одним из следующих способов:

1.Непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Пример 1.

В марте ООО «Вояж» приобрело 1000 кг цемента на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.) Расходы по доставке цемента на склад организации составили 1770 руб. (в том числе НДС -270 руб.). В апреле 500 кг цемента было отпущено в основное производство.

Бухгалтер составил следующие проводки:

в марте:

Дебет 10.1 Кредит 60– 10 000 руб. – оприходован цемент;

Дебет 19 Кредит 60– 1800 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;

Дебет 10.1 Кредит 60– 1500 руб. – учтены ТЗР по оприходованному цементу;

Дебет 19 Кредит 60– 270 руб. – учтен НДС по ТЗР;

в апреле:

Дебет 20 Кредит 10.1– 5750 руб. [(10 000+1500) х 500 кг: 1000 кг)]– списана стоимость цемента, переданного в производство (с учетом ТЗР).

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов = Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде :
: Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) × 100% (5.1.)

 

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

 

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода = Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов × Учетная стоимость израсходованных материалов (5.2.)

2.Обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

Второй способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

Пример 2: отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16.

ООО «Производственная фирма «Мастер» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

На 1 февраля в учете организации числилось:

- на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;

- на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В течение месяца «Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:

2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов,

составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16– 11 956 руб. – списаны ТЗР за февраль.

3.Обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Третий способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет.

Пример 3.

По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 «Материалы» (субсчет 10-12).

На начало месяца в учете компании числится 1400 ед. материалов. Их договорная стоимость составляет 1 120 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 134 400 руб. (без НДС).

В течение месяца приобретено 8000 ед. материалов. Стоимость всей партии, установленная поставщиком, — 8 024 000 руб. (в том числе НДС — 1 224 000 руб.).

Для приобретения материалов организация воспользовалась информационно-консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.). Материалы покупались через посредника. Расходы на оплату его услуг равны 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией. Расходы на оплату услуг по доставке составили 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 5 654 000 руб.

Расходы на покупку материалов отражают записями:

Дебет 10-1 Кредит 60 - 6 800 000 руб. (8 024 000 – 1 224 000) — отражена фактическая себестоимость материалов;

Дебет 19 Кредит 60 - 1 224 000 руб. — учтен «входной» НДС по материалам;

Дебет 10-12 Кредит 60 - 30 000 руб. (35 400 – 5400) — расходы на оплату информационно-консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 - 5400 руб. — учтен «входной» НДС по информационно-консультационным услугам, связанным с покупкой материалов;

Дебет 10-12 Кредит 60 - 20 000 руб. (23 600 – 3600) — расходы на оплату услуг посредника учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 -36 000 руб. — отражен «входной» НДС по услугам посредника;

Дебет 10-12 Кредит 60- 500 000 руб. (590 000 – 90 000) — расходы на доставку материалов учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 - 90 000 руб. — учтен «входной» НДС по расходам на доставку материалов;

Дебет 68 Кредит 19 - 1 323 000 руб. (1 224 000 + 5400 + 3600 + 90 000) — принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.

Общая сумма ТЗР по материалам, поступившим в течение месяца, равна:
30 000 + 20 000 + 500 000 = 550 000 руб.

Процент ТЗР, приходящийся на списанные материалы, составит:
((134 400 руб. + 550 000 руб.) : (1 120 000 + 6 800 000 руб.)) × 100% = 8,641%

Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:

5 654 000 руб. х 8,641% = 488 562 руб.

При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:

Дебет 20 Кредит 10-1 - 5 654 000 руб. — списаны материалы в производство;

Дебет 20 Кредит 10-12 - 488 562 руб. — списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство.

В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

 

5.4.8. Типовая корреспонденция по учету производственных запасов

Счет 10 «Материалы»

По дебету счета

Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
Отражено перемещение материалов внутри организации (со склада на склад)
Оприходованы материалы по учетным ценам
Оприходованы материальные ценности собственного производства (например, тара)
В стоимость материалов включена сумма общепроизводственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
В стоимость материалов включена сумма общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
Потери от брака уменьшены на стоимость возвратных отходов
Оприходована часть выпущенной готовой продукции для ее использования в качестве материалов (сырья) (при использовании счета 40)
Готовая продукция, необходимая для собственных нужд организации, переведена в состав материалов
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков
Получены материалы по договору краткосрочного займа
Получены материалы по договору долгосрочного займа
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материалов
75-1 Оприходованы материалы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал
Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов
91-1 Оприходованы материалы, выявленные при инвентаризации и ранее не учтенные на счетах бухгалтерского учета
91-1 Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств или другого имущества организации

По кредиту счета







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.61.235 (0.01 с.)