Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные моменты при интерпретации детского рисунка
Незащищённость: - ребёнок помещает весь рисунок в центре листа - непропорциональны части тела человека - длинные руки, широко расставленные ноги - много второстепенных деталей
Тревожность: - большое количество облаков - сильное выделение отдельных деталей - ограничение пространства рамкой - штриховка, линии с сильным нажимом, стирания - толстая линия фундамента дома - интенсивное закрашивание волос у человека
Недоверие: - слабая линия рисунка - расположение дома на краю листа - слабая линия ствола дерева - очень маленькая дверь дома - прикрывание рисунка рукой в самом процессе
Чувство неполноценности: - узкие плечи - очень маленький размер рисунка - отсутствие рук и ног - очень маленькие руки человека
Враждебность: - отсутствие окон дома - пустые глазницы у человека - острые пальцы - очень большие деревья - агрессивная позиция человека
Конфликтность: - отказ рисовать заданные объекты - прорисовывание другого объекта - отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома
Трудность общения: - отсутствие дверей или очень маленькая дверь - дверь дома без ручки - излишне закрытые окна - отсутствие основных деталей лица - человек нарисован схематично, палочками - оборонительная позиция рук
Депрессивность: - расположение рисунка в самом низу листа - присутствие линии основания, идущей вниз - очень маленький размер рисунка - расположение дерева и дома сверху
При обследовании детей дошкольного возраста рекомендуется использовать варианты проективной методики «Дом-дерево-человек» Р.Бернса и К.Коха.
РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Рисунок – это послание человека. Эти методики информированы, эмоциональны, помогают установить контакт. Выявляем состояние ребёнка, его мотивацию, потребности. Рисование облегчает «демонстрацию» внутреннего мира ребёнка. Рисование – не предмет сам по себе, а представление о предмете. Нельзя по рисунку делать однозначные выводы. Материалы: листы бумаги формата А 4, А 3, ватман, ½ листа, ¼ листа. Цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски,
«волшебные краски», мелки.
Коррекционная деятельность психолога заключается больше не в исправлении ребёнка, а в его развитии.
Виды коррекции Симптоматическая коррекция – кратковременная с целью убрать симптом / агрессия, энурез / Каузальная коррекция – причинная, убираем причину отклонений. Более длительный по времени процесс, требует больше усилий, но более эффективный. Различают коррекцию по содержанию: -- коррекция познавательной сферы, оптимизация психических процессов -- коррекция личностного развития, самооценки -- коррекция эмоционально-волевой сферы, эмоционального состояния -- коммуникативных функций: детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстниками.
По форме коррекция бывает: индивидуальная, групповая, подгрупповая По длительности: сверхкороткая / разовая / - короткая коррекция, быстрая /10-15 занятий / - длительная коррекция / до 1года / - сверхдлительная коррекция /больше года / Направления коррекции: -развитие различных видов деятельности - формирование возрастных психологических новообразований - социальная сфера - поведенческое направление коррекции: приобретение ребёнком новых установок, формирование адаптированных форм поведения или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения.
Материал:
Акварель: плохо держит форму / расплывчато, неясно, легко меняется, течёт / Акварель хорошо использовать в работе с детьми с повышенной тревожностью.
Гуашь: всё чётко, ясно, понятно, имеет чёткие границы. Можно изменить работу, гуашь перекрывается, когда высохнет, но требуется время.
Пастель: очень удобный материал, не надо воды, кисточек; очень много оттенков, полутонов, красок.
Пастель: смысл рисунка пастелью таков: у меня много информации и много возможностей.
Пальчиковые краски: - это сенсорное развитие, закрашивание в рамках контура, отпечатки ладошек.
Бумага используется разная. Большие листы у тревожных детей вызывают страх. Если ребёнок выбирает большой лист, хочет предъявить что-то в большей степени. Выход за границы листа – невротизм, импульсивность.
Невротикам лучше использовать листы от большого размера к маленькому. Психотикам – от маленького размера листа к большому. Неуверенный ребёнок чувствует себя увереннее при работе с материалами, которые легче контролируются. Использование палитры: Выделяются 3 палитры: Палитра «Земноводных» - зелёные, синие тона и охра. Палитра «Млекопитающих» -яркие цвета, чистые, насыщенные, без полутонов. Палитра «Человека» - все цвета с огромным количеством оттенков, полутонов.
«Земноводные» - неопределённость страха, проблемы. «Млекопитающие» - есть определённость, есть конкретный страх, ярко выраженный. «Человек» - информация нарастает, много вопросов, которые надо решить, и снова 1.
Методики «Совместное рисование» Цель: Методика в детском саду направлена на выявление взаимодействия детей в группе детского сада. Тактики, лидерства, роли, коммуникации между детьми. В семье: Потребность в семье, потребность в собственном пространстве, отдыхе, в уединении. Тип взаимоотношений в семье. В коллективе педагогов: роли, лидерство, сотрудничество, взаимодействие, для оптимизации, для снятия агрессии, на совместимость воспитателей.
Инструкция: На одном листе нарисуйте, пожалуйста, общую картинку, одну на двоих. Рисовать можно только карандашом одного цвета. Во время рисования разговаривать и общаться не разрешается.
Два ребёнка без слов рисуют одну картину всего 2 цветами. Наблюдаем: - было ли сотрудничество -- даёт ли взрослый пространство ребёнку / если ребёнок рисует с родителем / -- даёт ли один ребёнок пространство другому -- кто лидер, кто подстраивается -- какого цвета в рисунке больше -- получилась ли общая картина
Эту методику можно выполнять рисованием, лепить в песке, лепить из пластилина.
Методика «Рисование линий» Цель: Выявление взаимодействия детей, сотрудничество, лидерство, совместимость. Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.
Инструкция: Вы будете рисовать линии каждый своим цветом. Один из вас начинает первым, рисует линию любой формы. Второй обводит её как можно точнее по контуру.
Беседа после рисования: Что ощущали, что чувствовали во время рисования? Удобно ли было рисовать первому, а тому, кто был второй?
Анализируем, кто ориентируется на партнёра, кто, чтобы было интересно, кто, чтобы была качественной линия и т.д.
Методика «Точки»
Цель: Взаимодействие, оптимизация, снятие агрессии, совместимость. Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.
Инструкция: Поставить как можно больше точек на общем листе. Начинаем одновременно и заканчиваем по сигналу «стоп».
Техники: как дети конкурировали: - тактичность, работа на своей территории - было состояние конкуренции, тактика: «хочу победить» - тактика «просто хочу заполнить пространство» - что за человек со мной конкурирует? - честно ли ставит точки или нечестно /штрихи / - техника «показать себя» - техника не обидеть другого, не нарушать границ другого - желание обхитрить, сделать шаг вперёд - методика активизирует, бодрит - важно, чтобы меня заметили
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.023 с.) |