Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика « дом, дерево, человек »
Цель: Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности, взаимоотношений с окружающим миром.
Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево», «Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать обычный лист бумаги и цветные карандаши.
Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть любым: тот, в котором ты живёшь, или, который ты видел где-то, может быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того, как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.
В протоколе зафиксировать: -- время с момента предоставления инструкции до начала рисования -- длительность любых пауз -- общее время, использованное для рисования Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их. -- Все комментарии ребёнка по возможности дословно -- любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста
Вопросы для беседы: Для рисунка человека: -- это мужчина или женщина, мальчик или девочка? -- кто он, сколько ему лет? -- это твой родственник, друг или кто-нибудь другой? -- о ком ты думал, когда рисовал? -- что он делает, где он находится? -- о чём думает, какое у него настроение? -- кого тебе напоминает нарисованный человек: -- что ты чувствуешь по отношению к этому человеку? -- какая погода на рисунке? -- чего больше всего хочет этот человек, почему? -- как одет этот человек?
Для рисунка дерева: -- что это за дерево? -- где находится это дерево? -- сколько лет этому дереву? -- это дерево растёт одно или среди других деревьев? -- оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера? -- какая погода на этом рисунке? -- есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует? -- что тебе напоминает это дерево? -- это дерево сильное, оно здоровое или больное? -- кого тебе напоминает это дерево, почему? -- чего больше всего хочется этому дереву, почему? -- если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?
Для рисунка дома: -- сколько этажей у этого дома?
-- этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь? -- это твой дом / если нет, то чей он /? -- когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином? -- тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему? -- если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме? -- когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя? -- этот дом выше, ниже или одного размера с тобой? -- о чём напоминает тебе этот домик? -- этот дом приветливый, дружелюбный или …? -- как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …? -- какая погода на этом рисунке? -- о ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему? -- чего больше всего хочется этому дому? -- для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…? -- если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был человек, то кто бы это мог быть?
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, самокритичность, отношение к заданию, комментарии.
Интерпретация: На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба или что-то для обогрева дома. На рисунке дерева обязательны: ствол, хотя бы одна ветка. На рисунке человека обязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень интеллекта, говорит о снижении этого уровня. Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и перспективы, это может означать,что ребёнку свойственны: -- склонность к замкнутости -- аномальное игнорирование традиционных вещей Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы, то можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение. При чрезмерном количестве деталей - беспокойство, связанное с окружающим. Анализ рисунка дома: Окна: - это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со ставнями, занавесками, закрашенные – это замкнутый, ушедший в себя ребёнок.
Много окон, украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку. Двери: -возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка. Труба: наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым – благоприятная атмосфера в семье.
Анализ рисунка дерева: Дерево символизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности. Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебные импульсы. Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей. Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего. Сломанные, поникшие, мёртвые ветки, рубцы: символизируют психические травмы. Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины. Образ мёртвого дерева – плохая приспособленность, адаптация. Гибкость ветвей, большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности. Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности. Внешние силы: погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру. Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил. Ветер, дующий снизу вверх, - желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер сверху вниз: левый угол - прошлое, правый – будущее. Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение. Солнце за облаком: - тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /
Анализ рисунка человека Руки: прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали. Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность. Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться. Линия земли / лишниедетали / - признак незащищённости вообще. Облака: - т ревожность, связанная с окружающей действительностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 4302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.013 с.) |