Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов



Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

УО администрации Первомайского района г. Минска

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ

(консультация для педагогов)

Материал подготовила:

педагог-психолог Д\У № 162

II кв. категории

Белинская Е.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ.

В семьях, где родители (один родитель) или некоторые другие родственники страдают алкоголизмом, ребёнок с самого начала пребывает в неблагоприятной, социально неполноценной обстановке. Такие родители не могут обеспечить не только нормальное воспитание, но и правильный уход за ребёнком.

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий.

Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга. Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д.., и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей.

Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции.

Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» - берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» - хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» - пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» - ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях.

Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать. Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере.

Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п.

Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам.

Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми.

Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны. Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее.

Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п. Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер. При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Литература: Богословская В.С.

Дети алкоголиков

20% детей, обращающихся за помощью в психопедиатрические учреждения, растут в семьях, где мать или отец алкоголики. Часто встречаются ситуации, когда пьют оба родителя. Когда в семье господствуют скандалы, грубость и страх, личности детей деформируются, что расшатывает психологическое и физического здоровье, а отдаленные последствия способствуют плохой адаптации в обществе выросших детей алкоголиков, пытающихся наладить собственную семейную жизнь.

Воспоминания о детстве в доме с пьющей мамой или отцом может сказаться при обустройстве собственного семейного очага. В этом контексте можно говорить о том, что алкоголизм с большой степенью вероятности передается детям.

Дети алкоголиков часто повторяют семейную ситуацию, в которой росли, и если их самих не настигла алкогольная зависимость, то они часто выбирают в мужья или жены алкоголь зависимых партнеров. Взять себя в руки и что-то делать, чтобы исправить сложившиеся обстоятельства, для них проблематично, потому что нет четкой картины, как наладить жизнь по-другому. А представления об окружающем мире сформировались в специфическом виде.

Жить в семье, где пью, а в особенности, если мать или отец крутого нрава, все равно, что в доме с диким зверем. Дом сотрясают скандалы и драки, пьяные истерики и выяснение отношений с собутыльниками, и приходится заделывать трещины и разломы как психологическом, так и в физическом плане.

Жить в таком доме опасно, но деваться некуда, и приходится просто все время быть начеку, чтобы тебя не зашибли. Алкоголики отрицают зависимость, а их супруги, если остаются, то либо сами становятся пьющими людьми, либо находятся в со-зависимом состоянии, пытаются лечить или спасать деградирующего человека.

Дети пытаются адаптироваться и приобретают ряд качеств, которые в последствии будут влиять на их собственное видение мира.

  • Испуганный ребенок стыдится и боится говорить кому-либо о реалиях семейной жизни, так как рассказ посторонним о пьяном укладе жизни воспринимается мамой или папой как предательство.
  • Дети в пьющей семье, и в особенности если мать алкоголичка, рано начинаю заботится о себе сами, так как у родителей своя иллюзорная жизнь, и для детей там часто просто нет места. Личность ребенка остается либо совсем невидимой, либо воспринимается как предмет для манипуляций.
  • Подросток может рано начать пить и в случае, если он обладает генетической предрасположенностью и в том случае, если хочет объединиться с родителями, испытывая те же чувства. Не зная, что такое нормальная семья, трудно построить отношения правильным образом. Родительский образец довлеет над последующей жизнью взрослого человека.
  • Многие просто считают, что без психологического или физического давления, отношения не построить. Выросшие дети не понимают, что делать с домочадцами в свободное время, как следует проявлять чувства любви и сопереживания. Они нечего не делают для нормализации семейной жизни, не только потому, что в их собственной семье все зависело от настроения и капризов взрослых, но просто не представляют, как можно планировать и добиваться желаемого.
  • Строить планы и что-либо предпринимать они считают пустой тратой времени и лучше ничего не делать, чем в последствии наблюдать как все рушится. Если сознание ребенка пронизано осознанием своей ненужности, то в последствии человек будет подвергать себя безжалостной критики.
  • Быть слишком близко к матери алкоголичке и проявлять интимность опасно, так как доверять пьющему человеку даже самому близкому себе дороже. Сегодня он добр и щедр, а завтра будет агрессивен и раздражен. Это чувство боязни расслабленности, которые вызывают нежные чувства, будет мешать в дальнейшем наладить жизнь собственной семьи.
  • Так как одни и те же действия могли вызвать как поощрения, так и наказание по прихоти пьяной матери или отца, то выросшие дети алкоголиков постоянно находятся в напряжении и нуждаются в неоднократном подтверждении, что они все делают правильно.
  • В жизни детей всегда могло произойти, что-то позорное не по их вине. Иногда они не имели возможности делать домашнее задание, так как мать или отец алкоголики воспитывали их нотациями до поздней ночи. И объяснить это учителям не было возможности, так как позорная тайна выскользнула бы наружу. Также приходилось сторонится сверстников, ведь пригласить их к себе в гости в неблагополучную семью было стыдно.

Мешкова Т.Н.

РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ

 

Рисунок рассматривается как диагностический материал довольно давно.

Выполненный ребёнком он отражает степень овладения им ключевых понятий

и свидетельствует об уровне развития интеллекта.

Детский рисунок – это великолепный способ узнать ребёнка «изнутри», его душу.

В детском рисунке доминирует бессознательный фактор. Рисунок - не предмет сам

по себе, а представления ребёнка о предмете.

Рисуночные тесты очень удобны в практической работе педагога-психолога.

Они широко и эффективно используются в качестве компонента комплексного

психологического обследования детей.

 

ТЕСТ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Материал: лист белой бумаги стандартного формата А-4 и простой карандаш

 

Инструкция: «Как можно лучше нарисуй человека (мужчину, дяденьку)»

 

Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему дают новый лист и

предлагают нарисовать новый рисунок.

 

 

Оценка результатов:

Рисунок оценивается по 73 пунктам. За выполнение каждого пункта – даётся 1 балл.

За несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

 

Критерии анализа рисунка разработаны создателями теста. Качество обработки

тестового материала возрастает с опытом.

 

На основе лишь данного теста делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

Необходимо более детальное изучение интеллектуальной сферы ребёнка.

 

Значения коэффициента интеллектуальной нормы(JQ) колеблются от 70 до 100%.

70% J Q -это минимальное значение нормы интеллекта.

 

В 3 года 100% JQ соответствует 7 баллов, 70% - 1балл

В 4года 100% JQ соответствует 10 баллов, 70%- 3 балла

В 5лет 100% JQ соответствует 16 баллов, 70%- 6 баллов

В 6 лет 100% JQ соответствует 18 баллов, 70% - 7 баллов

В 7 лет 100% JQ соответствует 22 балла, 70% - 9 баллов

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА:

 

Голова. Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а

также волевого управления телесными побуждениями. Ребёнок считает голову очень

важной частью тела. Он чувствует, что ум взрослые связывают с головой, поэтому

наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей

интеллектуальной неадекватности.

Голова: Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо

отформы. Не засчитываются черты лица без контура головы – 1 балл.

1. Если голова большая, ребёнок считает и воспринимает себя умным.

2. Если голова «квадрат», то ребёнок: или не умеет рисовать круг, или часто болит

голова, или воспринимает себя роботом.

3. Голова, в профиль, а тело в анфас – это свидетельство тревожности, порождённой

социальным окружением, потребность в общении.

4. Нечёткое изображение – показатель робости, застенчивости, нерешительности.

5. Несколько линий вокруг головы – боюсь, что я неумный и меня осуждают за это.

6. Не прорисовано лицо – есть проблемы в общении, уход в себя / безликий /, я не

личность, я внутри себя, я их не понимаю.

7. Пропорции головы: площадь головы = не более 0,5 и не менее 0,1 площади туловища 1б.

8. Пропорции лица: длина головы больше её ширины. Лицо овальной формы – 1 балл.

9. Голова изображается в последнюю очередь - это подозрение на то, что у ребёнка

межличностный конфликт.

10. Если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности

порождённой социальным окружением, и потребности в общении.

 

 

Волосы: Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос – 1 балл.

1. Лысый человек – инфантильность

2. Если волосы вверх – агрессия в адрес кого-то наверху / родители, воспитатель/.

3. Если волосы чёлкой – необщительность, уход в себя.

4. Волосы красивые - это признак женственности, принадлежность к женскому полу.

 

 

Нос: Любой способ изображения носа – засчитывается 1 очко.

1. Нет носа – нос не болит, нет проблем с носом.

2. Нос – мужественность, мужская сила.

3. Стереотипный нос – если у всех носы одинаковые, значит, так научили рисовать.

4. Дополнительное очко, если нос нарисован двумерным /длина носа больше ширины /

 

 

Рот: символ агрессивности, он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться.

Любой способ изображения рта – засчитывается 1 очко.

1. Даётся дополнительное очко, если чётко изображены 2 губы.

2. Яркие губы у мальчиков – это демонстративность, у девочек – женственность.

3. Особый признак агрессивности: открытый рот, чётко нарисованные зубы.

4. Рот заштрихован – агрессия усиливается со стороны этого человека.

5. Рот чёрточкой или точкой нарисован – замкнутость этого человека.

6. Если рот дугой – доброжелательность, / весёлый - грустный /.

7. Рот как у клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

8. Персонаж безо рта – не имеет возможности словесно влиять на других людей.

 

 

Глаза: Любой способ изображения признаётся удовлетворительным /контур/ - 1 балл.

Засчитывается, если на рисунке есть хотя бы 1 глаз или чёрточка / у малышей /.

1. Нарисованы брови, ресницы, или то и другое одновременно – 1 балл.

2 Зрачок: любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура.

3. Пропорции: Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали.

4. Детали глаза: Взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят», зрачки посередине глаза – 1 балл.

Профиль: засчитывается любая треугольная форма, зрачок в передней части глаза,

а не в центре. Оценка должна быть строгой.

5.Глаза изображены «точечками или чёрточками» – внутренний «запрет на плач»,

выражение потребности в зависимости.

6.Большие, широко раскрытые глаза с заштрихованной серединкой – тревожность,

страх, беспокойство, потребность в защите.

 

 

Подбородок: Подчёркнутый подбородок – потребность в доминировании.

Слишком крупный подбородок – стремление компенсировать слабость, нерешительность.

Подбородок: его форма выделена линией или всем контуром лица – 1балл.

 

Румянец: страх быть пристыженным, испытать стыд / кроме, ели ребёнок рисует

деда Мороза, матрёшку /.

 

 

Уши: это «орган» восприятия критики и любого мнения других людей о себе.

1. Любое изображение ушей – даётся 1 балл.

2. Отсутствие ушей или маленькие уши - «заткнул уши», стремление не принимать

никакой критики, заглушить её, не желает, чтобы о нём говорили.

3. Нет ушей и открытый рот - только и делает, что командует. Никого не слышит.

4. Большие уши – ребёнок подвержен влиянию, прислушивается, что о нём говорят.

5. Уши крупные или слишком выделенные – возможны слуховые галлюцинации.

Встречаются у детей чувствительных к критике, а также озабоченных послушанием.

 

Лицо: глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов – сенсорный контакт

с действительностью. Тщательно выделенное, проработанное лицо – свидетельствует

об озабоченности отношениями с другими или своим внешним видом.

 

Шея: Это орган, символизирующий связь между головой и телом, связь между сферой

рационального контроля /головы / и сферой эмоционального контроля / телом /.

Ответственность за соединение разума с чувствами. Шея – это способность

к самоконтролю. Шея появляется в детских рисунках не сразу.

Есть шея – есть контроль, нет шеи – нет контроля.

1. Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов и желание их контролировать.

2. Длинная тонкая шея – свидетельство торможения, регрессии, конфликт разума

и чувств, разрешается самоустранением от мира собственных эмоций.

3. Толстая короткая шея – уступки своим желаниям и слабостям, импульсивность.

4. Засчитывается любое изображение данной части тела – 1 балл.

Прямое соединение головы и туловища не засчитывается.

5. Шея должна иметь два измерения: длину и ширину, и плавно переходить в линию

головы или туловища. Шея в виде одной линии или столбика не засчитывается -1балл.

 

Плечи и их размер – признак физической силы и потребности во власти.

1. Чрезмерно крупные плечи - отражают ощущение большой силы.

2. Мелкие плечи – наоборот отражают ощущение своей малой значимости, ничтожности,

причём не только в физическом плане.

3. Угловатые плечи – отражают чрезмерную осторожность, повышенную тревожность.

4. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние,

отчаяние, иногда – чувство вины.

5. Большие плечи – признак мужественности, маленькие – женственности -1 балл.

/ модные, кокетливые платья, рукава «фонарики» /

6. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, не должны быть свисающими.

 

Туловище: это сосредоточение жизненных сил.

1. Ненормально маленькое туловище – симптом униженности.

2. Угловатое или квадратное туловище – свидетельствует о мужественности.

3. Слишком крупное – наличие неудовлетворённых, осознаваемых потребностей.

4. Любое чёткое изображение туловища в одном или двух измерениях -1 балл

Или любая фигура между головой и ногами засчитывается как туловище.

Или единая фигура головы и туловища, в верхней части которой есть черты лица.

5. Пропорциональность туловища: длина превышает ширину -1 очко.

Если длина туловища и его ширина одинаковы – оценка ноль баллов.

6. Если человек изображён до пояса, без ног, то это обозначает: верхняя часть –

интеллект, нижняя часть /ноги / - физические проявления. Если у ребёнка есть сексуальные проблемы или острые клинические проблемы, например, тяжёлая физическая болезнь, он может нарисовать даже одну голову, без туловища и ног.

 

 

Руки: появляются на рисунке ребёнка достаточно рано в виде палочек или «сосисок».

Основная функция руки: установление контакта с близким человеком, желание

прицепиться к телу матери, хватательный рефлекс.

Вторая функция руки: взаимодействие с миром предметов и воздействие, влияние

на этот окружающий мир, манипуляции, действия с предметами.

Руки длинные и мускулистые – ребёнок ощущает потребность в физической силе.

Слишком длинные руки – свидетельствуют об амбициях, подобных стремлениях.

Очень короткие руки – ограниченность стремлений, ощущение неадекватности.

Руки, изображённые близко к телу, свидетельствуют о напряжении.

Руки за спиной или в карманах – неуверенность в себе, чувство вины – 1 балл.

Неясно очерченные руки – неуверенность в себе, в деятельности, в общении. – 1балл.

1. Широкий размах рук – интенсивное стремление к действию.

Если пальцы при этом сжаты в кулаки – это означает открытый протест.

2. Любой способ изображения двух рук, за исключением рисунка в профиль- 1 балл.

3. Очко засчитывается, если руки заняты работой или руки подняты – 1 балл.

4. Обе руки присоединены к туловищу в любой точке или к шее 1 балл.

5. Если присутствуют плечи, то руки должны присоединяться точно на плечи -1 балл.

6. Пропорции рук: Длина рук равна длине туловища или до середины бедра – 1 балл.

7. Засчитывается любая попытка постепенного сужения рук - 1 балл.

8. Если обе руки показаны в двух измерениях, засчитывается 1 очко.

9. Свободное движение рук в плечах и локтях -1 очко / в карманах и в бок не зачёт /.

Локоть: в середине руки или рукава не плавный, а резкий изгиб -1 балл.

 

Кисть: Появление кисти руки – это ощущение самостоятельности. Ребёнок чувствует,

что он способен влиять на окружающую среду /кисть в виде варежки /.

1. Любое изображение кисти, не считая пальцев - засчитывается 1 очко.

 

 

Пальцы: 1. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти – 1 очко.

2. Показано правильное количество пальцев на обеих руках + ещё 1 очко.

3. Пальцы правильной формы и длина пальцев превышает их ширину +ещё 1 очко.

Пальцы «виноградины или «палочки» не засчитываются в этом пункте.

4. Противопоставление большого пальца от остальных – 1 балл.

Очко засчитывается если большой палец явно короче всех остальных, либо точка

его прикрепления к кисти находится ближе к запястью, чем у других пальцев.

5. Если пальцев больше 5, то ребёнок чувствует себя более оснащённым, сильным.

Если на левой руке, то в сфере семейных отношений. Если на правой руке, то

в мире за пределами семьи – школа, сад, двор и друзья.

Если пальцев меньше чем 5, то чувствует себя более слабым, чем окружающие.

 

Ноги: символизируют опору в реальной жизни и свободу передвижения в пространстве,

а также свободу вообще.

Непропорционально длинные ноги – сильное стремление к независимости.

Чем больше площадь опоры у ног, тем твёрже ощущение надёжности.

Если рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.

Бегущий человек – стремление убежать, уклониться, скрыться.

Легко и размеренно шагающий человек – уравновешенность характера.

Любой способ изображения ног. Правильное число ног – 1 балл.

Одна нога, с двумя ступнями – очко засчитывается.

Ноги могут присоединяться к любой точки туловища – засчитывается ещё 1 очко.

 

Точное изображение бёдер и промежности /внутренняя линия ног / - 1 балл.

 

Коленный сустав: должен иметь место резкий изгиб в середине ноги или брюк -1б.

 

 

Ступни: Засчитывается изображение ступни любым способом – 1 очко.

Пропорции ступни: Ступни должны быть показаны в двух измерениях. Длина

ступни должна превышать её высоту до подъёма – 1 балл.

1. Любой способ изображения пятки - засчитывается 1 очко.

2. Пропорции ног: Длина ног не должна быть меньше туловища по высоте – 1 балл.

3. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

4. Ноги должны быть в двух измерениях, даже если ступни - линии – 1 очко.

 

 

Одежда: Любые признаки изображения одежды – даже за что- либо одно / пуговицы,

шляпа, карман, манжеты, воротник / - засчитывается 1 очко.

1. Наличие 2 закрашенных элементов одежды, скрывающих тело + 1 очко.

2. Нарисовано 4 и более предметов одежды с деталями - дополнительно + 1 очко.

3. Человек полностью одет или костюм безупречно нарисован – дополнительное 1 очко.

 

Рисование линий: 1. Линии точные, твёрдые, уверенные и без изгибов – 1 балл.

5. Точность соединения линий без наложений и промежутков между ними – 1 балл.

6. За умелое владение карандашом в рисовании «поощрительный» - 1 балл.

7. Качество линий головы / круг, эллипс / без стираний и попыток + 1 балл.

8. Качество линий туловища сложной формы / не примитивной / дополнительно 1 балл.

9. Качество линий рук и ног без нарушения формы, двумерные – дополнительно 1 балл.

10. Качество линий в рисовании черт лица: «человеческое», симметричность + 1 очко.

11. «Эскизная» техника, линии изображены короткими штрихами – дети с 11 лет + 1 очко.

12. Особая прорисовка деталей /складки, морщинки, фалды, причёска / + 1 балл.

13. Свобода движений в коленях и бёдрах - дополнительное 1 очко.

 

Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста.

Возможны субъективные интерпретации. Ещё раз подчёркиваю, что на основе лишь

одного данного теста недопустимо делать выводы об умственной отсталости детей.

Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта

тестирования и обсчёта результатов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование – это один

из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют не предмет,

а обобщённое знание о нём. Рисование способствует развитию важнейших функций: зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышления.

Рисование связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить знания о мире.

 

 

Стадии детского рисунка

Самой ранней стадией развития детского рисунка в 2 года – является стадия штрихов.

Движения неловкие, карандаш не слушается, главное – след на бумаге, «каракули».

 

На 3-4 году следует стадия бесформенных изображений. Ребёнок стремится выразить

на бумаге какой-то образ, но определить смысл нарисованного без помощи самого

«художника» взрослому очень сложно.

 

На 4-5 году ребёнок вступает в стадию схематического изображения. 1. Рисунки

представляют собой контур предметов, 2 - не соблюдается пропорциональность и

3- характерная особенность детского рисунка – его прозрачность /деньги в кармане /.

 

 

Следующая стадия – стадия правильных изображений. Рисунки утрачивают

«детскость», имеют различную степень совершенства, но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей, а не имеет в своей основе какую-

либо общую закономерность, как на стадии «схематического рисунка».

 

Отражение в рисунке особенностей личности и межличностных отношений.

Считается, что изображая человека, ребёнок неосознанно идентифицируется с ним и

наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы

его собственных свойств.

Природа становления изобразительной деятельности наглядно прослеживается

при нормальном психическом развитии ребёнка. При этом со всей очевидностью

выступает диагностическая ценность графического рисунка как показателя уровня

интеллектуального развития. Рисунок в совокупности с другими методиками можно

использовать как средство диагностики задержки и отклонений умственного развития.

 

 

Развитие изобразительной деятельности у детей с тяжёлой интеллектуальной

недостаточностью имеют свои особенности:

--- Стадия каракулей, черкание по бумаге в большинстве случаев невозможно, к этому

нет ни потребности, ни физических возможностей. Ребёнок берётся за карандаш

лишь при внешнем побуждении, подражает и быстро бросает это занятие.

--- Они не в состоянии сразу повторить простые движения, нарисовать линию.

--- Сложное изображение, требующее нескольких движений, им вообще недоступно.

--- Ребёнок производит заученные, неосознанные движения, не понимая, что рисует.

У детей с более лёгкими отклонениями в развитии тоже отмечаются

существенные отличия в изобразительной деятельности:

 

--- Многие предметы круглой формы они изображают в виде простой окружности.

--- Характерные особенности предметов опускают.

--- Усвоив определённые графические шаблоны, они следуют им неизменно.

--- Нередко обнаруживается тенденция разрушения графического образа.

--- В ряде случаев они не в состоянии удерживать в памяти изобразительную функцию.

--- Ребёнок долго остаётся привязанным к стереотипному изображению предмета.

--- Изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не

развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она и

возникает, и развивается спонтанно.

 

 

Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется

с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как

индикаторы его собственных черт и свойств личности.

 

 

 

ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ»

Модификация М.А. Панфиловой.

 

У детей наблюдается от 6 до 12 типов страхов. У городских современных детей эта

норма доходит до 15. Диагностику страхов по методу А.И.Захарова целесообразно

использовать в соединении с тестом «Страхи в домиках» Панфиловой М.А.

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребёнком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок

/ нарисовать его /, а ключ выбросить или потерять, это несколько успокаивает

актуализированные страхи. Страхи в чёрном доме подсчитываются и соотносятся

с возрастными нормами.

Цель: Диагностика страхов у детей дошкольного возраста.

Материал: белый лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш.

 

Инструкция:В красный и чёрный дом надо расселить страхи. В каком доме будут

жить страшные страхи? А в каком – не страшные?

 

Страхи:

1. когда остаёшься дома один

2. нападение бандитов

3. страх заболеть, заразиться

4. умереть, страх того, что умрут твои родители

5. боязнь каких-то людей

6. страх мамы или папы

7. страх того, что они тебя накажут

8. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ

9. страх опоздать в детский сад

10. страх перед тем, как заснуть

11. страх страшных снов

12. страх темноты

13. страхи животных: собаки, пауков, змей, волка, медведя

14. страхи транспорта: машин, поездов, самолётов

15. страхи стихии: бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения

16. страх высоты: когда очень высоко

17. когда очень глубоко / страх глубины /

18. страх замкнутого пространства: в метро, лифте, переполненном автобусе,

в помещении, маленькой тесной комнате

19. страх воды

20. страх огня, пожара

21. страх войны

 

 

22. больших улиц, площадей

23. врачей /кроме зубных /

24. страх вида крови, когда идёт кровь

25. страх уколов

26. страх болевых ощущений, /когда больно /

27. неожиданных резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет.

 

 

Таблица среднего числа страхов у детей по Захарову А.И.

Возраст мальчики девочки

Года 9 7

Года 7 9

Лет 8 11

Лет 9 11

Лет 9 12

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев: боязнь незнакомых людей

1 год: страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины

1,5 года: беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки

в семье, боязнь врачей, боли, уколов

 

2 года: страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта,

боязнь животных /волка /, уколов

 

3-5 лет: боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты,

неожиданных звуков, страх одиночества, темноты, замкнутого

пространства

 

5-7 лет: страх смерти, смерти родителей, сказочных персонажей, животных,

глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, войны

У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием,

боязнь сказочных персонажей.

 

Самооценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.324 с.)