Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности.



Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

 

Костанай 2016 г.

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен:

Абилевой Зайрой Танибергеновной, кандидатом химических наук, профессором кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

 

 


Краткий конспект лекций

Тема 2: Социально-опасные заболевания

Цель занятия: познакомить студентов с социально-опасными заболеваниями, показать влияние пагубных привычек на состояние здоровья, научить профилактике по всем видам социально-опасных заболеваний

План

Социально-опасные заболевания.

Влияние пагубных пристрастий на здоровье человека.

Алкоголизм, наркомания. Воздействие этилового спирта на клетки головного мозга, профилактика, лечение.

Лудомания-игровая зависимость. Фазы заболевания. Воздействие на ЦНС.

По соматической патологии:

1) часто и длительно болеющие дети, дети с многочисленной патологией со стороны различных органов и систем направляются к фтизиатру для исключения инфицирования и скрытопротекающей туберкулезной инфекции,

2) больные сахарным диабетом туберкулинодиагностика 2 раза в год, при наличии тубинфицирования и посттуберкулезных изменений - снимок один раз в год. При появлении симптоматики со стороны органов дыхания - проба Манту с 2ТЕ, снимок легких, мокрота на микобактерии, консультация фтизиатра,

3) больные язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки - туберкулинодиагностика два раза в год, при наличии тубинфицирования и посттуберкулезных изменений - снимок один раз в год, при появлении симптоматики со стороны органов дыхания - проба Манту с 2ТЕ, снимок легких, мокрота на МБТ, консультации фтизиатра,

4) лица, длительно получающие гормонотерапию, иммунодепрессанты, после лучевой терапии - консультация фтизиатра

для согласования вопроса о проведении химиопрофилактики,

5) лица с хроническими неспецифическими заболеваниями легких - консультация фтизиатра при постановке на учет и обострении заболевания, при инфицировании - снимок, анализ мокроты на МБТ один раз в год,

6) переломы крупных костей, травмы,

7) ВИЧ-инфекция,

8) асоциальные семьи, мигранты,

9) не привитые (обследование - проба Манту с 2ТЕ, у инфицированных - снимок легких, при наличии мокроты - анализ на микобактерии).

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. Э.А. Арустамова. - 18-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 448 С.

2. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 360 С.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч. 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Н. Приешкина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. – 111 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277323

4.Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 496 С.

5.Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие / под ред. А. И. Сидорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - 552 С.

6. Почекаева, Е.И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие/ Почекаева, Е.И.; Под ред. Ю.В. Новикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 556 c.- (Высшее образование).

7.Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Дмитриев, В. Г. Однолько, Е. А. Сергеева, Л. А. Харкевич. – Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – Ч. 2. – 89 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277660

8.Цуркин, А. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб-практ. пособие / А. П. Цуркин, Ю. Н. Сычев. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 320 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90807

Патогенез

Тема № 4: Травматизм.

Цель занятия: Изучение травм и повреждений различной локализации. Приобретение навыков оказания неотложной помощи при травмах различного вида.

План:

1. Травматология. Травма.Пределы прочности тканей.

2. Виды травм (боевая, спортивная, бытовая, производственная, полученная при ЧС и т.д.).

Виды и причины производственного травматизма.
3. Повреждения, патогенез, симптомы, ПМП:

− Раны, виды;

− Ушиб;

− Вывих;

− Переломы, открытый и закрытый, их отли­чия;

− Синдром длительного сдавливания.

4.Десмургия, виды повязок, их назначение.

Ключевые слова: Травматизм, повреждение, рана, вывих, перелом, десмургия, повязки, транспортная иммобилизация.

 

Травматология – наука, изучающая повреждения, вызванные механическим, химическим, термическим, физическим воздействием. Раной называется повреждение тканей вследствие механического воздействия, характеризующееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей и сопровождаются болью, кровотечением, зиянием. Раны бывают: резаными, колотыми, рублеными, огнестрельными, рваными, размозженными, ушибленными, укушенными.

Резаная и колотые раны характеризуются малой зоной повреждения, края раны ровные. При подобных ранениях сохраняется жизнеспособность стенок ран, которые сильно кровоточат. Колотые проникающие раны имеют значительную глубину, но повреждения кожных покровов и слизистых по площади. Такие раны опасны из – за возможных повреждений внутренних органов и возникновения сепсиса. Рубленные раны характеризуются различной глубиной, ушибом и размозжением мягких тканей. Огнестрельные раны являются следствием пулевого ранения. Они могут быть:

1. слепыми – если пуля остаётся в мягких тканях;

2. сквозными – если у раны имеется входное и выходное отверстие;

3. касательными – если пуля наносит повреждение кожным покровам и мягким тканям, не застревая в них, а пролетая по касательной.

Рваные, ушибленные и ушибленные раны имеют сложную форму, края ран не ровные. Раны пропитаны кровью, ткани некротизированы. В таких ранах создаются условия для возникновения и развития инфекции.

В зависимости от глубины раны могут быть поверхностными и проникающими. Проникающие ранения грудной полости (ножевые или огнестрельные) сопровождаются пневмотораксом (поступление воздуха в плевральную полость) и гемотораксом (излиянием крови в плевральную полость). Проникающие ранения грудной клетки могут сопровождаться повреждением диафрагмы и органов брюшной полости. При проникающих ранениях брюшной полости внутренние органы (желудок, почки, печень, кишечник и т. д.) могут быть повреждены, при этом возможно их выпадение их из живота. Кроме раны, признаками проникающих ранений брюшной полости могут быть: наличие в нем различных болей, напряжение мышц брюшной стенки, вздутие живота, ощущение жажды и сухости во рту. Если же произошла закрытая травма живота, то повреждение внутренних органов может быть и при отсутствии раны.

Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает при ударе тупым предметом или при падении. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница). Особенно страдают при сильном ударе мягкие ткани, придавливаемые в момент травмы к костям.

Первая помощь. При нарушении целостности кожи накладывают стерильную повязку, холод, требуется консультация врача. Если нет – то давящая повязка, покой, через 2-3 дня теплые грелки.

Вывих – стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает функции сустава. Основные признаки вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.

Первая помощь. Нельзя пытаться исправить вывих на месте происшествия!! Необходимо обеспечить покой поврежденному суставу путем обездвиживания, приложить холод. Вправить вывих должен врач в первые часы после травмы.

Растяжения, разрывы тканей, сухожилий, мышц относятся к часто встречающимся повреждениям ОДА. Характерным признаком является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой, или мышцы, если повреждается она сама либо ее сухожилие.

Первая помощь. Обеспечить покой, наложить давящую повязку, прикладывать холод, через 12-24 часа перейти на тепло и согревающие компрессы.

Переломы- повреждения костей, которые сопровождаются нарушением ее целостности. При переломах одновременно с повреждением кости нарушается целостность окружающих тканей, могут травмироваться расположенные рядом мышцы, сосуды, нервы и т. д. При сопутствующем перелому повреждении кожи и наличии раны перелом называют открытым, а если кожа цела - закрытым. Признаки перелома: крепитация, деформация конечности, укорочение или удлинение ее, отек, сильная боль, нарушение функции.

Первая помощь. Ни в коем случае не следует пытаться сопоставить обломки кости. Пострадавшего необходимо быстрее доставить в ЛПУ. Предварительно необходимо обеспечить транспортную иммобилизацию, а при открытом переломе наложить стерильную повязку. В случае сильного кровотечения наложить жгут.

Длительное сдавливание тела человека в целом и в особенности мягких тканей случается при обвалах земляных массивов, зданий при землетрясениях, при взрывах бомб, террористических актах и др. Вскоре после освобождения человека, возникают тяжелые функциональные и морфологические изменения, так называемый «синдром длительного сдавливания». В тканях накапливаются: миоглобин, креатин, гистамин, ионы калия, гормоны, развивается почечная недостаточность (уремия), уменьшается мочеотделение. Снижается АД, нарастают отеки, ослабляется работа сердца.

Первая помощь. Пострадавшему обеспечивают покой, жгут выше места повреждения, экстренная госпитализация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Пределы прочности тканей и костей человеческого организма, их возрастные особенности.

2. Тяжелые виды повреждений: синдром длительного сдавливания, черепно- мозговые травмы. Осложнения: травматический (болевой) шок. Первая помощь.

3. Виды транспортной иммобилизации.

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. Э.А. Арустамова. - 18-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 448 С.

2. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 360 С.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч. 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Н. Приешкина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. – 111 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277323

4.Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 496 С.

5.Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие / под ред. А. И. Сидорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - 552 С.

6. Почекаева, Е.И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие/ Почекаева, Е.И.; Под ред. Ю.В. Новикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 556 c.- (Высшее образование).

7.Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Дмитриев, В. Г. Однолько, Е. А. Сергеева, Л. А. Харкевич. – Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – Ч. 2. – 89 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277660

8.Цуркин, А. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб-практ. пособие / А. П. Цуркин, Ю. Н. Сычев. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 320 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90807

Тема № 4: Травматизм.

Цель занятия: Изучение травм и повреждений различной локализации. Приобретение навыков оказания неотложной помощи при травмах различного вида.

План:

1. Поражение молнией, электрическим током.

2. Воздействие высоких и низких температур.

3. Радиация. Острая и хроническая лучевая болезнь.

4. Кинетозы. Кессонная болезнь.

 

Глубокое переохлаждение.

Многие микроорганизмы (вирусы, грибы, спирохеты, простейшие), а также сперматозоиды млекопитающих способны переносить температуру, приближающуюся к абсолютному нулю, При этом происходит быстрое замерзание воды в клетках с образованием аморфного (не кристаллического) льда, так, что протоплазма становится стекловидной. При оттаивании возможно оживление этих организмов с полным восстановлением их функций.

Глубокое замораживание более крупных организмов удается не всегда. Ему поддаются только некоторые виды, например: черви, улитки. Глубокое замораживание находит применение в медицине для сохранения штаммов некоторых микроорганизмов, приготовления и сохранения вакцин, тканей для трансплантации и др.

Простуда.

Общее охлаждение тела или его отдельных частей, нередко является одним из важных условий возникновения простудных заболеваний: катары ВДП, пневмония, грипп, ангина и др. Наиболее часто простуда возникает у людей с нетренированным аппаратом и не устойчивым аппаратом терморегуляции.

Характер охлаждения играет при простуде второстепенную роль.

Например: возникновение ангины, фарингита и бронхита стоит в прямой зависимости от местного охлаждения миндалин и дыхательных путей, по возможно и при охлаждении отдельных участков тела, таких как ноги. Пусковым механизмом простуды являются сосудо-двигательные рефлексы: вначале сужение, а затем расширение кровеносных сосудов.

Например: охлаждение нижних конечностей или живота вызывает сначала спазм на месте охлаждения, а затем внезапное расширение сосудов слизистых оболочек дыхательных путей. При этом возникает повышение проницаемости капилляров, в том числе для бактерий и их токсинов. Угнетение активности мерцательного эпителия, уменьшение образования слизи (сухость в горле, першение), в результате чего микроорганизмы, находящиеся на слизистых оболочках проникают в кровь и проявляют свои патогенные свойства.

Коллапс

Коллапс, наблюдающийся при кровотечениях, сердечных, инфекционных и других заболеваниях, в отличие от обморока, всегда представляет непосредственную угрозу жизни больного и требует немедленной энергичной терапии.
Разграничить эти понятия не всегда просто. В приведенном примере обморок был лишь первым проявлением тотальной сосудистой недостаточности, обусловленной кровопотерей. Наступает коллапс внезапно. При инфекционных болезнях (пищевые токсикоинфекции, крупозная пневмония и др.) ему обычно предшествует критическое падение температуры, иногда до субнормальных цифр. Лицо больного, находящегося в состоянии выраженного коллапса, очень характерно и описано еще Гиппократом (гиппократова маска): «...Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый».

Наряду с отмеченными признаками (осунувшееся лицо, запавшие глаза, бледность или цианоз) обращает внимание низкое положение больного в постели, неподвижность и безучастность к окружающему, едва слышные, «неохотные» ответы на вопросы, жалобы на сильную слабость, зябкость. Часто на коже выступают капли холодного пота, конечности холодные на ощупь, с цианотичным оттенком кожи. Дыхание обычно учащенное, поверхностное. Наибольшие изменения наблюдаются, естественно, со стороны сердечно-сосудистой системы: пульс очень частый, слабого наполнения и напряжения («нитевидный»). В тяжелых случаях прощупать его не удается, В отличие от сердечной недостаточности нет набухших, пульсирующих шейных вен. Наоборот, вены пустые, спавшиеся, получить кровь при пункции локтевой вены трудно, а иногда невозможно. Если поднять руку больного, видно, как сразу опадают подкожные вены. Если потом опустить руку так, чтобы она свешивалась с постели вниз, вены заполняются очень медленно.

Важнейший диагностический признак коллапса и наиболее точный показатель его тяжести — падение артериального давления. Снижается и максимальное, и минимальное, и пульсовое давление. О коллапсе можно говорить при снижении максимального давления до 80 мм рт. ст. Лечение острой сосудистой недостаточности (коллапс) должно соответствовать требованиям экстренной терапии, т. е. должны немедленно применяться средства, дающие эффект сразу же после их введения. Промедление в лечении такого больного может привести к переходу коллапса в стадию глубоких, необратимых изменений и явиться непосредственной причиной смерти больного. Поскольку в механизме развития коллапса важнейшую роль играют понижение тонуса сосудов и уменьшение притока крови к сердцу, терапевтические мероприятия должны быть направлены прежде всего на повышение венозного и артериального тонуса и увеличение объема жидкости в кровяном русле.

7.ОБМОРОК- внезапная потеря сознания, обусловленная преходящей ишемией мозга..

Лечение. Необходимо уложить больного на спину и слегка приподнять ноги, освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Не следует усаживать больных, так как при этом затрудняется купирование ишемии мозга, лежащей в основе обморока.

 

6.Признаки клинической смерти:

1.Отсутствие дыхательных движений;

2.Отсутствие пульса на магистральных артериях;

3.Расширенные зрачки.

4.Отсутствие рефлексов;

Признаками биологической смерти являются:

1.трупные пятна (иссиня-красная окраска частей тела в отлогих местах; участки тела, находящиеся сверху, остаются светлыми). Они появляются через 30—60 мин после смерти;

2.трупное окоченение. Начинается с лица и рук и переходит на туловище и нижние конечности,отчетливо выражено через 6 ч после смерти. Расслабление этого состояния наблюдается через 24 ч в той же последовательности;

3.разложение — специфический запах, зеленая окраска кожи, вспучивание и распад.

Техника проведения

Ø А. Разместите плотно маску на лице больного, придав голове больного среднее положение и фиксируя подбородок пальцем. Маска не должна лежать на глазах.

Ø Б. Частота дыханий - обычно 30-50 в минуту.

Ø В. Давление вдоха - обычно 20-30 см водного столба.

Ø Г. Большее давление - 30-60 см водного столба может использоваться иногда для первичной реанимации в родовой.

7.Непрямой массаж сердца — техника его проведения должны быть изучены каждым взрослым человеком, поскольку он является эффективным реанимационным действием, проводимым без какого-либо оборудования.

Для проведения этого действия больного или пострадавшего надо положить спиной на ровную и твёрдую поверхность и освободить от верхней одежды. Одну ладонь кладут на грудину в нижней её трети. Поверх одной руки располагают вторую. Причём руки должны быть выпрямлены в локтях и находиться в вертикально положении.

Надавливание на грудину происходит быстрыми толчками с частотой примерно 60 нажатий в минуту. Необходимо продавливать грудину на 4-5 см. Для этого надавливание надо проводить не столько силой рук, сколько массой своего тела. Поэтому удобнее проводить непрямой массаж сердца, когда больной располагается на полу или на земле. Чтобы грудная клетка расправлялась, руки от неё надо отнимать после каждого надавливания. Не реже одного раза в минуту надо проверять, не появился ли пульс у больного.

В случае, если не помогает вышеописанный способ проведения непрямого массажа сердца, техника может быть изменена. Восстановление работы сердца порой удаётся достичь резким ударом кулака в центр грудины.

Дезинфекция вентиляции.

По заключению ВОЗ - качество воздуха, характерное для внутренней среды различных построек и сооружений, оказывается более важным для здоровья человека и его благополучия, чем качество воздуха вне помещения.
Очистка вентиляции и дезинфекция вентиляции.

Чтобы избежать долговременного и трудоемкого процесса ручной очистки вентиляции, загрязнения помещения и воздушной среды при демонтаже вентиляции, более разумно применение метода механической очистки вентиляции.

Дезинфекция вентиляции проводится после завершения процесса очистки вентиляции, путем орошения внутренней поверхности воздуховодов, сетевого и вентиляционного оборудования, дезинфицирующим средством.

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

 

Костанай 2016 г.

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен:

Абилевой Зайрой Танибергеновной, кандидатом химических наук, профессором кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

 

 


Краткий конспект лекций

Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности.

Цель занятия: Ознакомление с основными понятиями курса, идентификация опасностей.

 

1. Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей.

2. Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности.

3. Характеристика ЧС и их генезис, классификация.

4. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС.

 

Ключевые слова: Опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.

 

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего

экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера. Одной из важных проблем безопасности является защита от аварий, катастроф и других неблагоприятных воздействий, приводящих к большому материальному ущербу и людским потерям, строительными методами. Цель курса БЖД - это обеспечение общей грамотности в области безопасности, достижение безопасности человека в среде обитания. Основными задачами курса БЖД являются:1) идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;2) защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;4) создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экологическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет. Вторгаясь в природу, законы которой ещё далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстаёт от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Безопасность человека определяется отсутствием ситуаций, способных вызвать травмы, ухудшение здоровья или смерть. Предметом изучения являются психологические и физиологические возможности человека в различных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· войны;

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· голод;

· крупные забастовки;

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

ЧС одного типа могут вызывать, в свою очередь, ЧС других типов. Также ЧС классифицируются по скорости распространения опасности, которая является важной составляющей факторов воздействия на человека и окружающую среду. В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 500 тыс рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

· Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

· Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

· Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

· Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним причинам относятся:

· сложность технологий;

· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

· физический и моральный износ оборудования и механизмов;

· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

К внешним причинам относятся:

· стихийные бедствия;

· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

· терроризм;

· войны.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Республики Казахстан), органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели и задачи курса БЖ. Предмет изучения.

2. Чрезвычайные ситуации определение, их классификация.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее задачи.

 

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. Э.А. Арустамова. - 18-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 448 С.

2. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 360 С.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч. 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Н. Приешкина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. – 111 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277323

4.Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 496 С.

5.Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебное пособие / под ред. А. И. Сидорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - 552 С.

6. Почекаева, Е.И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие/ Почекаева, Е.И.; Под ред. Ю.В. Новикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 556 c.- (Высшее образование).

7.Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Дмитриев, В. Г. Однолько, Е. А. Сергеева, Л. А. Харкевич. – Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – Ч. 2. – 89 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=277660

8.Цуркин, А. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб-практ. пособие / А. П. Цуркин, Ю. Н. Сычев. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 320 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90807



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.111 с.)