Начало сражения и поочередное командование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало сражения и поочередное командование



После того, как два войска сошлись при Муте, начался жестокий бой, во время которого три тысячи человек отражали нападения двухсот тысяч. Это был необычный бой, который и ныне вызывает изумление всего мира, однако когда начинает дуть ветер веры, он приносит с собой чудеса.

Сначала знамя взял любимец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах, который сражался так яростно и проявил такую отвагу, подобной которой не проявлял никто, кроме некоторых других героев ислама, выйдя из боя только после того, как он упал замертво, пронзенный копьями врагов.

После этого знамя взял Джа‘фар бин Абу Талиб, который сражался с беспримерной отвагой, пока ему не отрубили правую руку. Тогда он взял знамя левой рукой и держал его так до тех пор, пока не отрубили и ее, а после этого он прижал знамя к своему телу предплечьями, не опустив его до самой смерти. Сообщается, что какой-то византиец ударом меча разрубил его на две части, а Аллах даровал ему в раю два крыла в награду за его отрубленные руки, с помощью которых он может летать, куда пожелает. Вот почему его называют “летучим Джа‘фаром” или же “двукрылым Джа‘фаром”.

Аль-Бухари приводит слова Нафи‘а, передавшего, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил ему, что в тот день он был у тела убитого Джа‘фара, да будет доволен им Аллах, насчитав на нем пятьдесят ран от копий и мечей, ни одной из которых не было у него на спине.[1046]

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Во время этой битвы я находился среди них, и мы стали искать Джа‘фара бин Абу Талиба, обнаружив его среди убитых и насчитав на его (теле) более девяноста ран, нанесенных мечами, копьями и стрелами”.[1047] В той версии этого хадиса, которую аль-‘Умри передает со слов Нафи‘а есть следующее добавление: “ … и все эти раны были на его теле спереди”.[1048]

После того как отважно сражавшийся Джа‘фар был убит, знамя взял Абдуллах бин Раваха, да будет доволен Аллах ими обоими, который выехал с ним вперед на своем коне. Когда он попытался заставить себя спешиться, то сначала испытал некоторые колебания и свернул немного в сторону, но потом сказал:

Поклялся я, о душа, что ты обязательно спустишься

по своей воле или против нее,

даже если все люди соберутся и бросятся в бой,

так почему же вижу я, что ты не желаешь рая?!

После этого он спустился на землю, и к нему подошел его двоюродный брат, который принес ему кусок мяса и сказал: “Подкрепись этим, ибо за последние дни тебе пришлось пережить немало”. И он взял этот кусок из его рук, откусил немного, а потом выбросил мясо, схватил свой меч, бросился вперед и сражался, пока не погиб.

Знамя переходит к одному из мечей Аллаха [1049]

Тогда вперед вышел человек из рода бану ‘аджлян по имени Сабит бин Аркам, да будет доволен им Аллах, который взял знамя и сказал: “О мусульмане, выберите себе командира!” Они сказали: “Ты!” – однако он заявил, что не справится с этим, и тогда люди выбрали командиром Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, который взял знамя в свои руки и принялся яростно сражаться. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал: “В день битвы при Муте в моей руке сломалось девять мечей, и не осталось у меня ничего, кроме йеменского клинка”.[1050] В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “В день битвы при Муте в моей руке раскрошилось девять мечей, а выдержал все только мой йеменский клинок”.[1051]

Сообщается, что в день битвы при Муте посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который получил откровение еще до того, как люди принесли ему известия с поля боя, сказал: “Взял знамя Зайд, и был сражен, потом взял (его) Джа‘фар, и был сражен, потом взял (его) Ибн Раваха, и был сражен, и тут из глаз его полились слезы – (и так продолжалось) до тех пор, пока не взял знамя человек, заслуживший прозвище “сайфу-Ллах” (меч Аллаха), и Аллах даровал им победу”.[1052]

Завершение боя

Несмотря на беспримерную отвагу и упорство, которые проявила в этом бою мусульманская армия, она, конечно же, не могла устоять перед натиском войск византийцев, и в этот момент Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, проявил свое воинское искусство и одаренность, благодаря чему ему удалось вызволить мусульман из того труднейшего положения, в котором они оказались.

В различных сообщениях конец этого боя описывается по-разному, но суть всех их сводится к тому, что Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен им Аллах, удалось выстоять под ударами византийцев до конца первого дня сражения. Вместе с тем он понимал, что для того, чтобы внушить сердцам врагов страх, крайне необходимо применить какую-нибудь военную хитрость, которая, с одной стороны, позволила бы мусульманам отойти, а, с другой, помешала бы византийцам броситься за ними в погоню. Ни на минуту не забывал он и о том, что если мусульмане станут отходить, а византийцы будут преследовать их, вырваться из их когтей будет трудно.

Утром второго дня сражения Халид, да будет доволен им Аллах, поменял боевые порядки, перестроив свои войска по-новому: он поменял местами авангард с арьегардом, а правое крыло – с левым. Когда это увидели враги, подобные изменения пришлись им не по душе, и они стали говорить: “К ним пришло подкрепление!” – а в сердца их закрался страх. Что же касается Халида, да будет доволен им Аллах, то после того как две армии встретились и сражались некоторое время, он начал понемногу отводить силы мусульман, не нарушая боевых порядков своего войска, и византийцы не стали их преследовать, думая, что мусульмане прибегают к какой-то военной хитрости и пытаются заманить их в пустыню.

В конце концов византийцы отступили вглубь своей страны, даже не думая преследовать мусульман, а мусульманам удалось благополучно отойти и вернуться в Медину.[1053]

Потери сторон убитыми

Во время этого сражения погибло двенадцать мусульман, что же касается византийцев, то количество их убитых неизвестно, однако, судя по сообщениям о ходе боя, их было много.

Значение этого сражения

Несмотря на то, что в этой битве мусульмане не смогли отомстить за своего погибшего товарища аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, ради чего они и претерпевали трудности этого похода, она в значительной мере способствовала повышению их авторитета. Узнав об этом сражении, все арабы были повергнуты в изумление и замешательство, поскольку в те времена Византия представляла собой самую могущественную силу на земле, и все жители Аравии считали борьбу с ней равносильной самоубийству. Таким образом, сражение маленького войска, состоявшего всего лишь из трех тысяч человек, с огромной двухсоттысячной армией и последующее благополучное возвращение этого войска, которое даже не понесло ощутимых потерь, воспринималось не иначе как чудо и доказывало, что мусульмане были людьми нового, неизвестного арабам типа и что помощь и поддержку им оказывал Сам Аллах, а направлял их действительно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему мы видим, что даже наиболее упорные племена, которые до этого непрестанно нападали на мусульман, после битвы при Муте склонились к исламу. Так, например, ислам приняли такие племена как бану салим, ашджа‘, гатафан, зубйан, фазара и некоторые другие.

Поход на Зат ас-Салясиль

Узнав о том, какую позицию во время битвы при Муте заняли населявшие Шам арабские племена, которые выступили против мусульман на стороне византийцев, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осознал крайнюю необходимость предпринять что-то такое, что вбило бы клин между этими племенами и Византией, привело бы их к объединению с мусульманами и в дальнейшем исключило бы возможность концентрации столь крупных военных сил.

Для осуществления этого плана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, бабка которого со стороны отца была родом из племени бали и которого он направил к предводителям этого племени в месяце джумада аль-ахыра восьмого года хиджры для того, чтобы установить с ними дружественные отношения. По другим сообщениям, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало известно о концентрации сил племени куда‘а, намеревавшегося приблизиться к Медине, после чего он и направил туда Амра, однако, возможно, что это было сделано в силу обоих вышеупомянутых причин.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил Амру бин аль-Асу, да будет доволен им Аллах, белое знамя, дав ему также и черное, и отправил его в этот поход во главе отряда из трехсот лучших ансаров и мухаджиров в сопровождении тридцати всадников. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Амру привлекать себе на помощь людей из племен бали, ‘узра и балькайн. Мусульмане двигались ночью и прятались днем, а когда отряд был уже близок к месту своего назначения, Амру стало известно о многочисленности врагов, и он отправил Рафи‘а бин Микайаса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подкреплении. В ответ на его просьбу пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к нему отряд из двухсот человек под командованием Абу Убайды бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, которому он вручил знамя. С этим отрядом в поход пошли такие выдающиеся сподвижники как Абу Бакр и Умар, а Абу Убайде, да будет доволен всеми ими Аллах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел присоединиться к Амру и действовать с ним заодно и ни в коем случае не противоречить друг другу. Встретившись с Амром, Абу Убайда хотел проводить молитву с людьми в качестве имама, однако Амр сказал: “Ты только пришел мне на помощь, а командую здесь я!” – и Абу Убайда подчинился ему, после чего имамом на общей молитве был только Амр.

После встречи объединенный отряд продолжал свое движение, а когда достиг мест обитания племени куда‘а, опустошил все вокруг. Достигнув крайних пределов их территории, мусульмане встретили большое скопление врагов, напали на них, обратили их в бегство и они рассеялись.

После этого Ауф бин Малик аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, направил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гонца, известив его о том, что они благополучно возвращаются обратно, и сообщив обо всех обстоятельствах этого похода.

Место, именуемое Зат ас-Салясиль (или же Зат ас-Сулясиль) находится за Вади аль-Кура на расстоянии десяти дней пути от Медины. Ибн Исхак сообщает, что на территории племени джузам мусульмане остановились у источника воды под названием Сильсиль, который называли также ас-Сальсаль.[1054]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.008 с.)