Система государственного прогнозирования и программирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного прогнозирования и программирования.



Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижение устойчивого экономического роста, высо­кой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития – это деятельность государствен­ных органов по разработке прогнозов и программ социаль­но-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также система научно обоснован­ных представлений о целях, критериях, принципах, направле­ниях и приоритетах социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу — Национальную страте­гию устойчивого социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 15 лет и Основные направления социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

среднесрочную перспективу — Программу социально-эко­номического развития Республики Беларусь на 5 лет;

краткосрочную перспективу — годовой прогноз социаль­но-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического разви­тия включают количественные показатели и качественные ха­рактеристики состояния и развития экономической и социаль­ной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельно­сти, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обста­новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производствен­ного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, сос­тояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ соци­ально-экономического развития Республики Беларусь прово­дится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития Республики Беларусь на долгосрочную перспекти­ву определяет социально-экономическую и научно-техничес­кую политику государства на длительный период. Так, Нацио­нальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнози­руемого периода. В этом документе с учетом состояния и необ­ходимости сохранения окружающей среды для будущих поко­лений определяются стратегические направления эффективно­го использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достиже­ния. Материалы НСУР и Основных направлений с целью обес­печения преемственности экономической политики государ­ства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:

• оценка итогов социально-экономического развития за пре­дыдущий период;

• концепция Программы социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

• макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало­говую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику;

• социальная политика;

• институциональные преобразования;

• инновационная, инвестиционная и структурная политики;

• внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

• основные показатели социально-экономического разви­тия, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;

• характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;

• перечень республиканских государственных нужд, а так­же государственных заказчиков по поставкам, закупкам това­ров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

• государственную инвестиционную программу;

• целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и про­грамм по народнохозяйственным комплексам и отраслям эко­номики, по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республи­канского и местных бюджетов и разработки основных направ­лений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономи­ческого развития на краткосрочную перспективу утверждают­ся Президентом Республики Беларусь.

На основании этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, ад­министративно-территориальным единицам. Разработка про­гнозов обеспечивается республиканскими органами государ­ственного управления, местными исполнительными и распоря­дительными органами. Законом предусматривается также от­ветственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

ЛЕКЦИЯ 14. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.)