Глава 6. Размышление, заигрывание и сигналы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Размышление, заигрывание и сигналы



 

Как то раз мне, Чжуан Цзы, приснилось, что я — бабочка, которая весело порхает, наслаждаясь жизнью, и не знает, кто она.

Внезапно я проснулся и, конечно же, я был Чжуан Цзы. Снилось ли Чжуан Цзы, что он — бабочка, или же бабочке снилось, что она — Чжуан Цзы?

 

 

Чжуан Цзы задумывался о том, кто он — человек или бабочка. Основываясь на том, что мы до сих пор узнали, можно было бы сказать, что она был Чжуан Цзы в реальности консенсуса и бабочкой в стране грез. Иными словами, в ОР его называют человеком, но в ночных снах и дневных фантазиях он — бабочка. В Сновидении он — сущность этой бабочки, быть может, ее ощущение свободы.

В этой главе мы исследуем взаимодействия между ОР, страной грез и Сновидением. До сих пор вы, вероятно, думали об образах и проекциях сновидения, как об отделившихся частях вас самих. Иными словами, вы отождествляли себя с маленьким «я» как центром, вокруг которого собираются и с которым должны соединяться все вещи.

Когда вы учите свое осознание замечать Сновидение, то достигаете осознаваемости чувственного опыта и, подобно Чжуан Цзы, можете начать отождествляться со Сновидением, или своим Большим «Я». С этой новой точки зрения, у вас создается впечатление, что вам нечего включать в свою старую самотождественность; есть только растущее осознание вашего Большого «Я».

Когда вы обладаете осознаваемостью и чувственно замечаете вспышки восприятия и заигрывания, которые все время привлекают ваше внимание, то начинаете чувствовать, что вы — сущность вещей, которые вы замечаете. Ваше маленькое «я» перестает быть центром всего сущего — ваш центр перемещается на ваши взаимоотношения с тем, что вы воспринимаете. С точки зрения Сновидения, «вы» — своего рода заигрывание или любовная связь с окружающими вас объектами.

Это похоже на конец психологии; и это так и есть, коль скоро речь идет о сознании частей. Теперь личностное развитие состоит в повышении осознания восприятия. Ваша новая самотождественность основывается на обнаружении чувственных и наблюдаемых аспектов вашего Большого «Я». С этой новой точки зрения, «вы» становитесь всем, что вас окружает, всеми процессами в окружающей вас среде.

Все это кажется вашему маленькому «я» таким странным, что вы, возможно, захотите проверить эти идеи. Если вам хочется поэкспериментировать, вспомните объекты, которые вы помещаете в свою комнату, объекты, на которые вам нравится смотреть. Подумайте о том, что вы могли бы быть окружающими вас вещами, которые вы любите больше всего.

Например, на моем письменном столе стоит старый медный чайник. Я завариваю в нем чай. Мое маленькое «я» замечает чайник и считает, что на него приятно смотреть. Моему маленькому «я» просто нравится этот чайник, и оно не слишком заинтересовано в том, чтобы позволять себе переживать заигрывание чайника со мной. В том, что касается моего маленького «я», чайник — это чайник, а я — Арни.

(подпись под рисунком: чайник)

Однако с точки зрения моего Большого «Я», этот чайник в той же мере составляет часть Арни, как и человек, которого называют Арни. Большое «Я» глубоко демократично, и потому важны и Арни, и чайник! Этот чайник — аспект моей б о льшей Сущности, слегка потускневший, дружелюбный, стареющий, просто присутствующий.

(подпись под рисунком: Большое «Я»)

Маленький Арни более озабочен, испытывая давление, стараясь быть более блестящим и полезным в мире! Большое «Я» другое. Понятие, которое я называю моим (или вашим) Большим «Я» присутствует в дзенском представлении об «Уме Будды», который в дзенской литературе часто изображают в виде круга, центр которого находится везде, а окружность не имеет границ. Ум Будды, или Большое «Я» — это открытое осознание.

 

 

УМ БУДДЫ: Круг, центр которого находится везде, а окружность не имеет границ

 

Метод 24-часового Осознаваемого Сновидения предназначен для обретения доступа к этому Уму Будды. Когда у вас есть доступ к вашему Уму Будды, его временным центром служит тонкое взаимоотношение с тем, что захватывает ваше внимание в данный момент.

Вы можете проверить это самостоятельно. Если хотите, поэкспериментируйте с возможностью того, что вы — все, что угодно, захватывающее ваше внимание прямо сейчас. На мгновенье осмотритесь вокруг, замечая, на чем останавливается ваше внимание. Что привлекает (или беспокоит) вас больше всего? Оставайтесь со своим маленьким «я» и его наблюдениями. Отметьте, что ваше маленькое «я» предполагает возможность маргинализации чувств, касающихся всего, что оно наблюдает.

Теперь попробуйте быть своим Большим «Я». Рассматривайте и свое маленькое «я», и все вещи, захватывающие ваше внимание, как потенциально ценные. Можете ли вы почувствовать, каким образом вы, в некотором смысле, представляете собой то, что захватывает ваше внимание? Можете ли вы интуитивно ощущать, как вы могли бы быть всем во вселенной? Можете ли вы воспринимать окружающую среду как аспект своей большей Самости? На что это похоже? Если вы способны это делать, значит вы попеременно переходите от повседневного ума маленького «я» к Уму Будды, или Большому Уму, и обратно.

В дзенских историях УМ Будды иногда изображается как зеркало, которое не содержит образов, но просто отражает их. Иными словами, Ум Будды представляет собой рефлексивное, осознаваемое отношение, но не является ничем, из того, что он отражает. Если я нахожусь в модусе осознаваемости, то обладаю Умом Будды, и тогда я — ни чайник, ни Арни. Скорее, я — это отношение к чайнику и ко всему остальному, что захватывает мое внимание в проходящем через меня текущем потоке опыта.

 

 

Юнг и Чжуан Цзы

 

В истории китайского мудреца Чжуан Цзы, который спрашивал себя, не бабочка ли он, Ум Будды на мгновение состоял в ясном видении маленького Чжуан Цзы и бабочки одновременно в качестве отдельных и взаимосвязанных.

Возможно, история Чжуан Цзы напоминает вам о моментах, когда вы тоже раздумывали над тем, кто вы. Мне она напоминает одну из историй, рассказанных Юнгом в его автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления». Когда К.Г. Юнгу было восемь лет, он как-то, сидя на камне, задумался о том, кто же он — Юнг, сидящий на камне, или камень, на котором сидит маленький Юнг. Он так и не сумел ответить на этот вопрос, но говорил, что он не давал ему покоя многие годы.

Я не помнил, чтобы у меня когда-либо были подобные вопросы до тех пор, пока не начал заново изучать физику, чтобы написать «Квантовый Ум». Математика квантовой физики сталкивала меня с вопросами, наподобие: «Кто я? Кто наблюдатель? Я человек, сидящий на своем кресле и работающий на своем компьютере, или же я кресло, на котором сидят?»

Можете ли вы ощутить состояние сознания, в котором у вас вообще мог бы возникнуть подобный вопрос? Попробуйте на мгновенье поэкспериментировать с состоянием сознания, которое необходимо для того, чтобы спросить себя, являетесь ли вы самим собой, или же тем — креслом, кушеткой или землей — на чем вы сейчас сидите, лежите или стоите?

Обычно вы думаете: «Я сижу на этом стуле, либо я нахожусь здесь и смотрю на цветок». Но это всего лишь одна из ваших возможных точек зрения. Это точка зрения обусловленной реальности консенсуса. Если бы вы чувствовали и думали как австралийский абориген и не маргинализировали свой чувственный опыт, вы бы поняли, что ваш стул обладает силой и заигрывает с вами, или пытается заставить вас обратить на него внимание.

В чувствительном состоянии вы ощущаете свой вес, качество земли, кушетки или стула, на которых вы находитесь, взаимоотношение между стулом и собой. Если я чувствую, что я — стул, то могу пойти еще дальше и увидеть себя глазами стула. Попробуйте это сделать. Посмотрите на себя глазами своего кресла или кушетки! Что думает о вас кресло или кушетка? Поэкспериментируйте с видением себя их глазами. Вы пользуетесь своим креслом, но, возможно, вы не достаточно с ним связаны.

Вы можете проделывать этот эксперимент в состоянии осознаваемости со всем, что захватывает ваше внимание. Например, если я сосредоточиваюсь на цветке, который сейчас захватывает мое внимание, мое осознания переходит с меня, как наблюдателя, на цветок и затем на цветок, как живое существо, как наблюдателя. Достигая осознаваемости я начинаю ощущать Сновидение, связывающее меня с этим цветком; я замечаю тенденцию быть цветком. Теперь моя самотождественность находится между цветком и мной. Я могу видеть цветок и себя как отдельные части и одновременно переживать слияние частей. Я вижу цветок. Внезапно, на какие-то мгновенья, я могу смотреть на себя с точки зрения цветка!

Это, безусловно, необычное переживание. Когда я снова думаю с точки зрения частей, ОР вступает в свои права и я смотрю на цветок, который больше не является мной.

С наиболее чувственной точки зрения необусловленной реальности, с точки зрения Сновидения, ни цветок, ни я не существуем. Взамен существует поле опыта, в котором нет частей. И в то же время, единственный способ, каким я могу передать словами свое чувственное переживание этого поля, состоит в том, чтобы говорить о частях, которые захватывают мое внимание. Я могу говорить об окружающем меня поле как о «сновидении цветка-меня». Нет никакой обособленности, есть только этот процесс цветка-меня, от которого никто не отделен. Цветок и я вместе погружены в Сновидение цветка. Основа всех частей меня заключена в этом «Сновидении цветка-меня».

Традиционная психология ОР остается в обыденном мире и говорит, что цветок — это проекция. Вы находитесь там, а я — здесь, и этот цветок становится, в лучшем случае, аспектом психологии моего маленького «я». Я проецирую цветок на цветок. Камень Юнга — это часть Юнга, а бабочка Чжуан Цзы — часть Чжуан Цзы. С точки зрения психологии ОР, эти люди замечают части самих себя, которые подобны камню и подобны бабочке. С этой точки зрения, вы можете воздерживаться от проекций и становиться более «цельным».

Отказ от проекции означает, что я знаю о своем подобии цветку. Но отказ от проекций также отрицает Сновидение, нелокальные силы цветка. Если вы забираете назад свои проекции, ваше маленькое «я» кое-что получает. Но если вы невнимательны, вы маргинализируете Сновидение и непреднамеренно раните окружающую среду, игнорируя ее. Вы принижаете ее, обесценивая Сновидение.

Например, я люблю цветы, но если я сосредоточиваюсь только на «своей» природе, подобной цветку, возникает опасность, что я игнорирую разделяемую и нелокальную силу цветка, в которой соучаствую я сам, равно как и все остальное. С чувственной точки зрения вашего Большого «Я», все объекты и чувства, захватывающие ваше внимание, представляют собой аспекты поля. Не так легко объяснить словами глубинные чувственные переживания частям вашего ума, принадлежащим к реальности консенсуса. Картинки помогают в этом, но, в конечном счете, опыт объясняет сам себя.

Посмотрите на приведенные ниже картинки и еще немного подумайте о цветке, как о всепроникающей реальности, и также о цветке, как отдельном от меня.

(подписи к рисункам: Проекция. При заигрывании происходит рефлексия — вы и объекты, захватывающие ваше внимание налагаетесь друг на друга).

В состояниях сознания, принадлежащих ОР, вы маргинализируете реальность единого мира, реальность мира цветка-меня. «Реальность» означает, что цветок — это не вы. Но рано утром или в сфере НОР чувственного сновидения вы, Чжуан Цзы, Юнг и я представляем собой все, что мы замечаем. Вы — это мир, Сновидение. Это Ум Будды.

(подписи к рисунку. Сбоку: Сущность Сновидения находится повсюду. Внизу: Ум Будды обладает осознаваемостью Сновидения цветка-меня)

 

 

Переход между сферами

 

Давайте теперь сосредоточимся на том, как именно мы осуществляем переход между разными состояниями ума, между повседневной реальностью, страной грез и Сновидением. Чтобы рассмотреть эти удивительные переходы, я вернусь к аналогии, о которой говорил в первой главе — аналогии между квантовой волновой функцией и Сновидением.

Чтобы упростить задачу, представьте себе волновую функцию момента как своего рода жужжащий звук, не такой, который можно услышать, а едва заметное жужжание на заднем плане повседневной реальности. По аналогии, Сновидение тоже представляет собой своеобразное жужжание. Сновидение, связанное с цветком в нашем примере — это своего рода жужжание.

Теперь давайте дадим свободу своему воображению. Вообразим, будто все, что вы видите — это своеобразное устройство связи, посылающее сигналы — быть может, что-то наподобие факсимильного аппарата, который сигнализирует другим аппаратам, когда хочет послать факс.[50]

Будем считать, что мой цветок — это своеобразный факсимильный аппарат, и вообразим, что я — это другой факсимильный аппарат. Эта необычная фантазия поможет нам понять, как мы заигрываем друг с другом, обмениваясь вспышками восприятия.

Слышали ли вы когда-нибудь, как один факсимильный аппарат разговаривает с другим. Ваш факсимильный аппарат (или факс в вашем компьютере) звонит аппарату вашего приятеля и они обмениваются сигналами. Первый аппарат гудит «бип, бип», говоря: «Алло, вы слушаете?». Второй аппарат отвечает: «бип, бип, да, я слушаю». Этот обмен называют «электронным рукопожатием». После этого первоначального рукопожатия, которое гарантирует, что оба аппарата настроены друг на друга, они могут общаться и посылать друг другу факсы.

Согласно физической интерпретации волновых функций и моему пониманию основ квантовой механики, то же происходит со мной и цветком. В Сфере НОР мы заигрываем друг с другом; мы «гудим и сигналим» друг другу. Эти сигналы нельзя видеть или слышать. Их невозможно измерить в ОР; их можно только переживать.

(подписи под рисунками: мой факсимильный аппарат посылает гудки. Цветок или ваш факс гудит в ответ)

Картинка слева призвана символизировать сущность цветка в мире, которая «посылает мне факс», а картинка справа — сущность цветка во мне.

Опять же, перед тем как два аппарата могут посылать друг другу факсы, то есть, перед тем, как участвовать в том, что мы могли бы назвать обменом сообщениями или взаимным наблюдением, они должны «обменяться рукопожатием». Они сигналят друг другу.

Это рукопожатие с помощью сигналов служит аналогией не только того, что происходит с компьютерами и факсимильными аппаратами, когда сообщаются друг с другом; это аналогия не только того, что происходит на квантовом уровне в физике во время процесса наблюдения, но и того, что происходит перед наблюдением между всеми объектами!

Вспомните, что австралийские аборигены, равно как и учителя Абхидхаммы говорят о способности объектов захватывать наше внимание перед тем, как происходит обыденное наблюдение этих объектов! Помните, что говорится в Абхидхамме о самых ранних стадиях восприятия? В главе 4 я цитировал «Труды по Абхидхамме» Ньянапоники Тхера, где он рассказывает о том, как чистое внимание замечает эти вспышки или заигрывания, предшествующие наблюдению. Короче говоря, и традиция аборигенов, и буддизм, и современная физика согласны в том, что наблюдение в ОР требует обмена сигналами в необусловленной реальности.

Цветок посылает сигналы, чтобы захватить мое внимание, пробудить меня к своему существованию. После того, как он захватит мое чувственное внимание, я чувствую влечение к нему, и он начинает пробуждать некоторую часть меня. Часть меня посылает в ответ другой сигнал, говоря: «Я здесь, давай общаться». В действительности, при такого рода общении нельзя четко определить, кто что сделал первым, поскольку в Сновидении невозможно отслеживать время и пространство. Если этот обмен сигналами достаточно силен, у моего маленького «я» в ОР возникает впечатление, что «я» смотрю на цветок, и оно считает, что «я» увидел «его».

Но когда я обладаю осознаваемостью, я больше не маргинализирую чувственные события и потому замечаю цветок, заигрывающий со мной, еще до того, как я поворачиваюсь, чтобы взглянуть на него. Я замечаю его силу, его сигналы в необусловленной сфере. Затем я замечаю нечто в себе, откликающееся и посылающее ответный сигнал, чтобы показать цветку, что я принял его сигнал. Между цветком и мной в необусловленной сфере происходит отражение сигналов.

Когда я обладаю осознаваемостью, то не могу сказать, что «я» замечаю и делаю эти вещи. «Я замечаю» принято говорить в ОР, то этот способ высказывания маргинализирует чувственный опыт поля меня-цветка.

Пока что мы увидели, что Сновидение предстает Уму Будды или осознаваемому вниманию как фундаментальное ощущение единства, а повседневному уму — как быстрые вспышки или заигрывания между вами и объектами, захватывающими ваше внимание, которые вы, в конечном итоге, наблюдаете. По мере достижения больше осознаваемости, вы сможете прослеживать переходы между Сновидением и повседневной реальностью.

 

 

Мифическая точка зрения

 

Это основное объяснение опыта, предшествующего наблюдению, характерно не только для Сновидения австралийских аборигенов, учения буддизма и квантовой физики, но и для мифов всех народов мира.[51]Фундаментальное понятие обмена сигналами, или зеркального отражения, присутствующее в современном и древнем понимании мира, можно найти в традициях американских индейцев, китайских и индийских мифах, а также историях из Персии и Африки.

Ощущение, что природа сновидит себя существующей, чтобы смотреть на себя, присутствует и в мистической иудейской Каббале.[52]Мифы со всех концов света говорят о сновидении, как о силе великих вселенских существ, которые сотворили Землю, либо являются ей. Туземные племена верят, что когда эти существа сновидели, был создан мир, чтобы боги могли взглянуть на самих себя.[53]Во всех этих историях мы находим различные варианты того, как бог или Великий Дух создавал мир посредством Само-отражения.

Современный и шутливый пересказ этого явно универсального принципа содержится в книге американского автора, пишущего о даосизме, Алана Уотса «Книга о табу на знание о том, кто ты есть».[54]

Бог также любит играть в прятки, но поскольку вне Бога ничего нет, ему не с кем играть, кроме как с самим собой. Но он преодолевает это затруднение, притворяясь, что он — это не он. Это его способ прятаться от самого себя. Он притворяется, будто он — это вы и я и все люди в мире, все животные, все растения, все камни и все звезды. Так он переживает странные и удивительные приключения, некоторые из которых бывают ужасными и пугающими. Но они подобны просто дурным снам, ибо когда он просыпается, они исчезают.

Но когда Бог играет в прятки и притворяется, что он — это вы и я, он делает это настолько хорошо, что ему приходится долго вспоминать, где и как он спрятался. Но в этом и состоит все развлечение — как раз то, чего он хотел. Он не хочет находить себя слишком быстро, ибо это бы испортило всю игру. Именно поэтому вам и мне так трудно обнаружить, что мы — это прячущийся Бог, который притворяется, что он — это не он. Но когда игра продлится достаточно долго, все мы проснемся, перестанем притворяться и вспомним, что представляем собой одну единую Сущность — Бога, который заключает в себе все сущее и живет вечно.[55]

Мифы об Антропосе и история, рассказанная Уотсом, несут сходное послание, которое состоит в том, что повседневная реальность представляет собой проявление Cновидения, то есть, тенденций, рефлексирующих над самими собой.[56]Повседневная реальность — не само божество, а проявление Сновидения. Вспоминая свою способность осуществлять 24-часовое Осознаваемое Сновидение, возможно вспомнить свое Большое «Я».

Понятия отражения и рефлексии заигрывания занимают центральное место не только в мистицизме, традициях аборигенов и учении буддизма, но и в математике физики. Без такого отражения не могли бы существовать современная теория квантовой физики и ее объяснение реальности.

 

 

Маргинализация

 

Когда вы не обладаете осознаваемостью, вы маргинализируете мимолетные заигрывания и вспышки переживаний, оттесняя их на периферию своего внимания. Эти переживания кажутся не имеющими смысла и слишком быстрыми или смутными, чтобы быть важными. Возможно, вы сумеете поймать себя на маргинализации Сновидения утром, когда вы склонны уделять больше внимания тому, что вы должны делать днем, чем иррациональному опыту сна и пробуждения.

Маргинализация не просто «плоха»; она — часть природы. Например, вы должны делать какие-то вещи в течение дня. Просыпаясь, вы чувствуете себя усталым; порой, для того, чтобы делать эти вещи, вам нужно маргинализировать свою усталость. И наоборот, если вы слишком маргинализируете свои переживания, то они становятся симптомами. Маргинализация не уничтожает события — она просто помещает их вне вашего осознания.

С точки зрения 24-часового Осознаваемого Сновидения, с точки зрения Ума Будды, с помощью чистого внимания вы заметите, что с виду отдельные люди и объекты, животные и растения повседневного мира являются не только отдельными. Это поле пронизано Сновидением, в котором каждый объект заигрывает с другими в цельном переплетенном единстве.

В традициях коренных народов о всех событиях говорится как о части семьи. Все сущее вместе участвует в создании реальности, и все деревья и камни, солнце и луна — это наши братья и сестры. С точки зрения НОР, повседневный мир представляет собой огромное, получеловеческое поле взаимоотношений, заигрываний и вспышек!

(подпись к рисунку: Чувственное поле на заднем плане реальности консенсуса)

Приведенный выше рисунок, на котором показаны заигрывания и вспышки между объектами повседневной реальности, напоминает мне группу сновидящих, выть может, стадо овец, которые вместе спят и видят сны. Когда сновидящее поле, так сказать, пробуждается, группа «распутывается», и мир становится собранием разделимых индивидуумов и объектов.[57]

С точки зрения Сновидения, когда мир пробуждается, чувственный опыт развертывается и создает сферу двойственности реальности консенсуса. Поскольку вы маргинализируете Сновидение, вам только кажется, что мир распутывает перекрывание, единство вас-меня-цветка на заднем плане ОР. Однако в принципе, и при наличии осознаваемости, вы можете заметить, что это переплетение по прежнему остается на заднем плане. Вы думаете, что вещи становятся более ясными и отдельными, но это происходит лишь потому, что вы сосредоточиваетесь на их отдельности и маргинализируете переплетение.[58]

Вы могли бы сказать, что когда поле Сновидения начинает пробуждаться, оно рефлексирует над самим собой. Оно развертывается в отдельные части, и каждая часть, в свою очередь, думают, что другая заигрывает с ней и пытается захватить ее внимание. В этот момент рефлексии становится возможным разделение, и создается мир частей, включая наблюдателя и наблюдаемое.

Какие слова мы можем использовать для этого процесса? Все зависит от того, из чего вы исходите. Мифы говорят о великих божествах, пробуждающихся от сна. Физик мог бы сказать, что начинает развертываться поле единой целостности. Медитирующий, возможно, скажет, что Ум Будды смотрится в чистое зеркало.

Я предполагаю, что у вселенной есть свой собственный спонтанный процесс осознания, который пробуждается к самому себе. Если мы рассматриваем факты физики, психологии и медитации, традиции туземных культур и шаманизм, оказывается, что тенденция к саморефлексии и сознанию представляет собой закон природы. Когда Сновидение рефлексирует над самим собой, мы имеем повседневную жизнь. Почему это происходит — дело личных убеждений. Независимо от того, каких убеждений мы придерживаемся, представляется, что сама жизнь происходит от принципа симметрии, тенденции к Само-отражению.

С точки зрения чистого внимания и Сновидения, вы просыпаетесь сознательным потому, что мир хочет рефлексировать над собой и создавать части, одна из которых называется «вы», а другая — «я». Иными словами, с точки зрения сновидения, никто ничего не делает; осознаваемость и сознание просто случаются. По мнению шаманизма, буддизма и традиций аборигенов, люди не играют центральной роли в создании мира; мир создается всем сущим вследствие его чувственной природы.

 

 

Эксперимент в развертывании

 

С точки зрения Сновидения, объекты и люди равны. Не одна вещь не имеет большего значения, чем другие объекты. Каждый раз, когда вы что-либо наблюдаете, оно прореагировало с вами отчасти, благодаря своей силе. В последующем эксперименте по внутренней работе, вы сможете исследовать чувственную силу объектов.

Первые алхимики из Африки, Китая, Европы и других мест считали, что материя обладает душой. Они говорили о внутренней силе и способности захватывать ваше внимание, как о его душе или «Ignis Innaturalis» (что означает «скрытый неизмеримый огонь»). Этот природный огонь был необходим для того, чтобы происходило превращение. Алхимики медитировали на этом огне, помещая объект с его ignis в сосуд, на котором они сосредоточивались. Благодаря ignis, происходило превращение объекта.[59]

Ignis — это еще один термин для заигрывания, буддийской дхаммы, корня, искры, души и источника жизни. Теперь мне бы хотелось дать вам время поэкспериментировать с природой, ее заигрываниями и ее ignis.

Я предлагаю вам использовать в этом эксперименте свое осознание и обращать внимание на заигрывание. Для этого вам требуется распространять свое внимание на иррациональные явления. Вы будете замечать вещи, которые обычно маргинализируете, и сосредоточиваться на них. Держите их в центре внимания и наблюдайте за их стряпней.

В нижеследующем упражнении я предложу вам для того, чтобы расширить свое внимание, позволить своему повседневному уму расслабиться, стать «затуманенным». Эта идея исходит от Чжуан Цзы, который говорит в Дао Де Цзин: «Только я затуманен, все остальные чисты». Затуманенность позволяет действовать вашей способности к осознаваемости. Затуманенность будет препятствовать вашей привычной склонности понимать смысл событий до того, как они полностью предстанут перед вами.

 

Часть I: Повседневный ум и Сновидение

Сперва нам следует попросить ваш повседневный ум дать нам разрешение исследовать Сновидение.[60]Как вы смотрите на такое исследование? Возможно, вы захотите знать, что не произойдет ничего такого, что бы уже в определенном смысле с вами не происходило. Для начала, примите достаточно удобную позу и сосредоточьтесь на себе.

Сперва давайте попросим ваш повседневный ум сформулировать вопросы, которые у вас могут быть относительно своей жизни. Что озадачивало вас в последнее время? Запишите один из своих главных вопросов.

Теперь, если ваш ум позволяет себе расслабиться, потратьте минутку, чтобы уговорить себя «освободиться», пустить все на самотек. Если сможете, приглушите все мысли. Пусть ваш повседневный ум становится затуманенным, незнающим и пустым. Попробуйте закрыть глаза и на несколько минут сосредоточиться на своем дыхании. Если вы по прежнему хотите следить за чтением этой книги, просто оставьте один из своих пальцев на том мете, которое вы читали последним.

Когда вы почувствуете, что готовы, начните медленно открывать глаза. Приоткройте их и медленно оглядитесь вокруг. Пусть ваш ум Сновидения замечает, какие вещи с вами заигрывают. Если ваше внимание захватывают несколько вещей, позвольте своему уму Сновидения выбрать одну из них, чтобы сосредоточиться на ней. Используйте свое внимание, чтобы уловить это заигрывание и удерживать его.

Будьте терпеливым и нежным: замечайте, что захватывает ваше внимание и оставайтесь с этим. Просто будьте с ним. Используйте чистое внимание; продолжайте сосредоточиваться на этом объекте, даже если он кажется бессмысленным.

 

Часть II: Смена формы

Теперь посмотрите, можете ли вы ощущать сущность объекта, который захватил ваше внимание, его основу или фундаментальную тенденцию или качество. Это может быть иррациональным ощущением, но просто почувствуйте его. Затем поэкспериментируйте, позволяя этому качеству развертываться. Иными словами, позвольте ему расширяться и уточняться. Следуйте его энергии, его ignis, его способности развертываться. Поначалу это может быть непонятным. Не беспокойтесь об этом. Просто удерживайте свое внимание на силе этого объекта и наблюдайте, как она развертывается в виде чувств, образов и звуков.

Когда вы будете готовы, поэкспериментируйте, позволив сущности этого зрительного представления иметь форму или голос человека. Это может быть очень иррационально. Уговорите себя позволить появиться лицу.

Теперь попытайтесь быть этим представлением; позвольте своим человеческим формам меняться. Чувствуйте это лицо, видьте его, будьте им. Войти в его природу, его ум.

Когда вы будете готовы, взгляните на себя его глазами и увидьте свое маленькое «я», смотрящее на него в ответ. Оставайтесь в воображаемой сфере. Проверьте, чувствуете ли вы себя им или маргинализируете его. Как в его глазах выглядит ваше повседневное «я». Если сможете, поболтайте с этим своим маленьким «я».

Позвольте сущности этого представления выражать себя, используя ваши руки. Пусть движения вашей руки выражают его сущность. Дайте ему время. Пусть оно описывает себя с помощью движения вашей руки, или пусть оно рисует себя или создает музыку, поэзию, либо что-нибудь еще. Не спешите. Пусть оно произносит слова; запишите некоторые из них.

 

Часть III: Предсказание

Теперь пора подумать о смысле и медленно возвращаться к вашей повседневной жизни. Для начала, задайте себе следующие вопросы: Как, где и почему вы маргинализируете или склонны маргинализировать этот аспект самого себя? Как вы помещаете это Сновидение на край своего осознания? Когда вы это делаете? Подумайте о том, чтобы уделять этому опыту более центральное место в своей жизни.

Взгляните на основной вопрос, который вы записали на первом шаге этого упражнения, вопрос, который был у вашего повседневного ума относительно вашей жизни. Как текущий опыт и лицо отвечают на этот вопрос?

Что значит опыт этого заигрывания для вашей повседневной жизни?

Наконец, посмотрите, можете ли вы в своем теперешнем модусе подумать о следующем: что ваше повседневное маленькое «я» значит для события, которое с вами заигрывало?

Возможно, что чувственная сущность того, что захватило ваше внимание, всегда была важнейшей частью того, кто вы есть. Исследуйте и ощутите чувственную сущность объекта, который заигрывал с вами, и испытайте по опыту, как она пытается реализовать себя в вашей жизни. Рассмотрите и посмакуйте идею, что ваше Большое «я» — это сочетание вашего повседневного лица и лица объекта, который с вами заигрывал.

Запомните ответы на свои вопросы и, самое главное, запомните то лицо и силу Сновидения, стоявшую за объектом, который захватил ваше внимание.

Возможно, в этом эксперименте вы открыли для себя общность, связывающую вас с вещами, которые с вами заигрывают. В прошлом вы, быть может, думали, что испытываете влечение или любовь к своей противоположности. Это верно с точки зрения ОР. Но с чувственной точки зрения, вас влечет не к вашей противоположности. Скорее, вы постоянно влюбляетесь в самого себя.

 

 

Узелки на память

 

С точки зрения чувственного опыта, у вас любовный роман с окружающими вас объектами.

Уму Будды сновидение предстает как фундаментальное чувство единства. Повседневному уму Сновидение сначала предстает как быстрые вспышки и заигрывания между вами и объектами, захватывающие ваше внимание.

Когда Сновидение заигрывает и рефлексирует над собой, появляется повседневная жизнь. Почему Сновидение это делает — вопрос личных убеждений. Независимо от того, каковы эти убеждения, представляется, что сама жизнь происходит от принципа симметрии, Само-отражения. Сновидение — источник реальности.

С чувственной точки зрения, вас влечет не к вашим противоположностям, Скорее, вы постоянно влюбляетесь в самого себя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.136.84 (0.075 с.)