Занятие 7. Физиология сенсорных систем. Сенсорная система зрения. Обонятельная сенсорная система. Болевая сенсорная система. Проблемы боли и обезболивания в стоматологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Физиология сенсорных систем. Сенсорная система зрения. Обонятельная сенсорная система. Болевая сенсорная система. Проблемы боли и обезболивания в стоматологии



ЗАНЯТИЕ 7. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ. СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА ЗРЕНИЯ. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. БОЛЕВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. ПРОБЛЕМЫ БОЛИ И ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Цель: Анализ принципов работы сенсорных систем, частные механизмы зрительной, обонятельной, болевой сенсорных систем.

Задачи: рассмотреть морфофункциональную организацию сенсорных систем, обучить студентов методам оценки функционального статуса сенсорных систем, изучить частныемеханизмы их работы.

Основные понятия

Система зрения. Аккомодация. Острота зрения. Поле зрения. Цветовая слепота. Обонятельный анализатор. Ольфактометрия. Ноцицепторы. Виды боли. Ноцицептивная система. Антиноцицептивная система. Обезболивание.

Вопросы к занятию

1. Дайте определение понятия сенсорной системы. Из каких отделов состоит сенсорная система?

2. Охарактеризуйте основные функции и свойства сенсорных систем.

3. Что такое острота зрения и как она определяется?

4. Что такое сферическая аберрация и каков физиологический механизм устранения этого явления в человеческом глазу?

5. Что такое аккомодация, каков ее механизм?

6. Нарисуйте схему рефракции в близоруком глазу. Какие линзы используют для коррекции этой аномалии рефракции?

7. Нарисуйте схему рефракции в дальнозорком глазу. Какие линзы используют для коррекции этой аномалии рефракции?

8. Как называется место наилучшего видения на сетчатке и каковы особенности его гистологического строения?

9. Чем обусловлен астигматизм? Какими линзами он исправляется?

10. Что называется полем зрения, как его определяют?

11. Оха­рактеризуйте трех­ком­понентную теорию цветового зрения?

12. Какие разновидности цветовой слепоты Вы знаете?

13. Какие нарушения обоняния Вы знаете?

14. Чем представлен периферический отдел обонятельной сенсорной системы?

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Что такое боль? Что включает в себя система боли?

2. Компоненты боли. Раздражители, вызывающие боль.

3. Классификация боли.

4. Чем представлены ноцицепторы?

5. Топография болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта.

6. Механизм возникновения боли при воспалении. Виды алгогенов.

7. Морфофункциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

8. Зоны проекции боли в коре.

9. Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии.

10. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС).

11. Уровни организации АНЦС (система нисходящего тормозно­го контроля, лимбико-гипоталамический уровень, кора больших полушарий) и ее функции.

12. Нейрофизиологические механизмы АНЦС.

Рекомендуемая литература -

Нормальная физиология человека/ Под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова, М: МЕдпресс-информ. – 2009. – С. 631-664, 682-685, 687-704.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Ак

 

Практические работы

 

 

РАБОТА 1. Определение остроты зрения. Руководство – С. 232. Работа 6.1.

Цель – объективная оценка остроты зрения.

Для работы необходима – таблица Сивцева.

Результат – определение остроты зрения у испытуемых.

Острота зрения определяется с помощью таблицы Сивцева. Рас­стояние от таблицы до испытуемого - 5 м. Испытуемый закрывает один глаз щитком. Экспериментатор указкой показывает на буквы, начиная с самой верхней строки и, постепенно спускаясь вниз, находит ту строку, отдельные буквы которой не могут быть правильно названы испытуемым. Предыдущая строка, буквы которой называются без ошибок, характеризует остроту зрения для данного глаза - она обозначена справа от строки в диоптриях. Напротив каждой строки слева указано то расстояние (D), с которого крайние точки каждой буквы данной строки будут видны нормальному глазу под углом 1‘.

Указания к оформлению протокола

Результат измерений для левого - и правого – глаза.

Ответьте на вопрос – Что такое острота зрения?

 

РАБОТА 2. Определение ближайшей точки ясного видения.

Цель – определение ближайшей точки ясного видения.

Результат – Ближайшая точка ясного видения в норме находится на расстоянии 10 см от глаза.

 

Положение ближайшей точки ясного видения соответствует максимальному напряжению аккомодации. Определить это расстояние от глаза можно, если приближать к нему мелкий шрифт до того момента, как будет заметна его нечеткость. Ближайшая точка ясного видения в норме находится на расстоянии 10 см.

Указания к оформлению протокола

1. Определите расстояние до ближайшей точки ясного видения Ваших глаз, результат сравните с нормой –

СДР - Ответьте на вопрос – как изменится величина расстояния до ближайшей точки ясного видения при миопии – при гиперметропии –

 

СДР - Ответьте на вопрос – почему изменяется величина расстояния до ближайшей точки ясного видения при миопии и при гиперметропии –

РАБОТА 3. Реакции зрачка на свет и аккомодацию. Руководство – с. 239, работа 6.9.

Цель – визуальная регистрация феномена реакции зрачка на свет.

Работа выполняется на человеке

Результат – содружественная реакция сужения зрачка на световой раздражитель.

Исследуемый становится лицом к дневному свету. Исследователь замечает ширину его зрачков. Она одинакова для обоих глаз. Один глаз закрывают рукой и отмечают изменение ширины зрачка открытого глаза - зрачок расширяется. Открыв закрытый глаз, замечают, как происходит сужение обоих расши­ренных зрачков - содружественная зрачковая реакция. Попросите испы­туемого фиксировать взглядом дальний угол комнаты. Затем предлагают испытуемому перевести взгляд на кончик карандаша в руке экспе­риментатора (расстояние карандаша от лица испытуемого должно составить 10-20 см). При этом наблюдается конвергенция глаз, зрачки суживаются (аккомодационная зрачковая реакция).

Ответьте на вопросы

1. Что такое зрачковый рефлекс –

2. СДР - Какое практическое значение имеет оценка у человека реакции зрачка на свет –

 

 

РАБОТА 4. СДР - Рефракция глаза и ее аномалия.

Цель – уяснить принципиальные отличия аномалий рефракции глаз разного типа.

Результат – понимание принципов коррекции аномалий рефракции разного типа.

Указания к оформлению протокола

Нарисуйте схему глаза с нормальной рефракцией - эмметропией.

Нарисуйте ход лучей отдаленного предмета и положение главного фоку­са в миопическом глазу –

Нарисуйте ход лучей отдаленного предмета и положение главного фоку­са в гиперметропическом глазу –

Ответьте на вопрос – Какими линзами корригируется близорукость –

 

РАБОТА 5. Определение цветоощущения.

Цель – констатация возможности различения цветов испытуемым в норме.

Работа выполняется на человеке.

Результат – правильная идентификация человека с нормальным цветоощущением на демонстрацию контрольных полихроматических таблиц.

 

Способность к анализу цветов определяют при помощи полихроматических таблиц, представляющих собой пятна разного размера, цвета и насыщенности, сгруппированные по цвету или по насыщенности в виде цифр или фигур на фоне пятен одного цвета. При нарушении цветоразличения человек не в состоянии отличить цвет пятен цифр и фигур от цвета фона. Испытуемый с нормальным цвето­ощу­щением должен ответить, какие цифры и фигуры он видит, реагируя прежде всего на их цвет (время экспозиции одной таблицы 5 с). Люди с рас­стройством цвето­ощущения не различают цифры и фигуры, реагируя в первую очередь на насыщенность цвета.

СДР - Ответьте на вопрос – назовите основные виды нарушения цветоощущения у человека –

 

РАБОТА 6. Определение поля зрения (периметрия). Руководство – с. 233, работа 6.3.

Цель – определение границ поля зрения.

Результат – см. рис.

 

Определите у каждого испытуемого поле зрения на белую, зеленую и красную метку отдельно. В последних случаях специально проверьте, что испытуемый видит цвет, а не передвигаемый пробник. Исследование проводится для каждого глаза отдельно.

 

 

Указания к оформлению протокола

Сравните полученные поля зрения с нормальными границами –

СДР - Объясните – почему поля зрения на зеленый и красный цвет меньше поля зрения на белый цвет –

 

СДР - Ответьте на вопрос – Что такое поле зрения –

 

РАБОТА 7. Определение порога чувствительности обонятельного анали­затора (ольфактометрия). Руководство – с. 249, работа – 6.20.

Цель – оценка чувствительности обонятельного анализатора.

Для работы необходим – ольфактометр, пахучие вещества.

Результат – определение порога восприятия пахучего вещества.

Чувствительность обонятельного анали­затора опре­де­ляется по минимальной концентрации паров пахучего вещества, вызы­вающих обонятельное ощущение.

Указания к оформлению протокола

Что называется порогом обонятельной чувствительности –

Зарисуйт е ольфактометр –

 

*РАБОТА 8. Определение роли обонятельной сенсорной системы в возникновении вкусовых ощущений

Цель – убедиться в том, что обонятельная сенсорная система участвует в возникновении чувства вкуса.

Результат – различные ощущения вкуса у испытуемого в зависимости от степени активности во время жевания обонятельной сенсорной системы.

 

Цель работы: Вкусовое ощущение является сложной суммой возбуждений, идущих в кору большого мозга от вкусовых, обонятельных, тактильных, температурных рецепторов. При этом в ЦНС возникает комплекс возбуждений, от которых зависят различные оттенки вкусовых ощущений.

Исследователь жует кусочек лука, вначале при закрытых носовых путях, а затем при открытых, и сравнивает ощущения.

Указания к оформлению протокола

 

1. Опишите результаты исследования.

 

 

2. Укажите, почему при насморке частично утрачивается чувство вкуса –

Тема зачтена:

РАЗДЕЛ: «ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА» Дата:

Основные понятия

Острота слуха. Аудиометрия клиническая. Возбудимость вестибулорецепторов. Эстезиометрия. Термоэстезиометрия.

Вопросы к занятию

1. Каков диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека?

2. В области каких частот слух человека обладает максимальной чувствительностью?

3. Что относится к периферическому отделу слухового анализатора?

4. Охарактеризуйте физиологическое значение среднего уха.

5. Как осуществляется проведение звуковых колебаний к слуховым рецепторам?

6. Каковы современные пред­ставления о механизмах восприятия звуковых колебаний различной частоты (низких, средних, высоких тонов)? Как кодируется сила звука?

7. Ка­­кие физиологические механизмы позволяют определить направление источника звука в пространстве?

8. Что является адекватными раздражителями волосковых клеток преддверия, полукружных каналов?

9. Опишите реакции, возникающие при раздражении вестибулярного аппарата

10. Какое физиологическое значение имеет проприорецепция?

11. Что является адекватным раздражителем мышечных веретен?

12. Где расположены тельца Гольджи и когда они возбуждаются?

13. Какова физиологическая роль терморецепторов? Топография температурной чувствительности в полости рта.

14. Перечислите рецепторные образования тактильной сенсорной системы.

 

Рекомендуемая литература -

Нормальная физиология человека/ Под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова, М: МЕдпресс-информ. – 2009. – С. 664-679, 685-687.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Ак

 

Практические работы

РАБОТА 1. Руководство – с. 241, работа 6.12. Оценка воздушной проводимости и ее сопоставление с костной (проба Ринне).

Цель – сравнительная оценка воздушной и костной проводимости.

Результат – см. описание опыта

 

Ударьте по бранше камертона резиновым мо­лоточком. Приложите ножку камертона к сосцевидному отростку испы­туемого. Испытуемый слышит постепенно ослабевающий звук. При исчезновении звука камертон переносят непосредственно к уху. Отметьте, слышит ли он звук снова. Проба Ринне считается положительной (воздушная проводимость в норме), если испытуемый слышит некоторое время камертон после его перемещения с сосцевидного отростка к ушной раковине. Если не слышит - воздушная проводимость ниже костной - проба Ринне отри­цательная.

Указания к оформлению протокола

1. Какая проводимость у испытуемого лучше -

2. СДР - Ответьте на вопрос – какой отдел слухового анализатора поражен, если у испытуемого проба Ринне отрицательная –

РАБОТА 2. Опыт Вебера.

Цель – определение нарушений воздушной проводимости.

Результат – усиленное восприятие звука со стороны уха с нарушенной воздушной проводимостью.

 

Опыт позволяет определить нарушение воздушной проводимости. Приложите ножку звучащего камертона на сере­дину темени испытуемого. Сравните силу звукового ощущения в правом и левом ухе. Если сила звука оценивается одинаково, воздушная проводимость звука не нарушена или нарушена в одинаковой степени для правого и левого уха. Если сила звука оценивается по-разному, то воздушная проводимость звука нарушена в том ухе, в котором звук оценивается с большей силой. Чтобы оценить это, смоделируйте эту ситуацию. Для этого, закройте слухо­вой проход с одной стороны ватным тампоном. Одинаково ли вос­при­нимается звук? Со стороны уха, заложенного тампоном, звук будет казать­ся более сильным. Это объясняется тем, что звук камертона достигает слуховых рецепторов по костным тканям черепа при уменьшенных потерях звуковой энергии через закрытое наружное ухо.

Указания к оформлению протокола

1. Опишите результаты эксперимента –

 

РАБОТА 3. Исследование бинаурального слуха. Руководство – с. 242, работа 6.13.

Цель – исследование функциональной значимости бинаурального слуха.

Результат – бинауральный слух позволяет точно локализовать источник звук в пространстве.

 

а) Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами. Расположите звучащий предмет (камертон, часы) в разных пунктах вблизи испытуемого, при этом он должен локализовать источник звучащего предмета в пространстве.

б) Испытуемому вставляют в слуховые проходы наконечники резиновой трубки. На середине трубки имеется отметка, а слева и справа от нее нанесены сантиметровые деления. Экспериментатор карандашом наносит легкие удары по срединной метке. Где испытуемый локализует звук в этом опыте?

в) Наносите удары слева или справа от срединной метки и определите, на каком минимальном расстоянии от нее испытуемый отмечает, что ощущение звука возникает справа или слева.

Указания к оформлению протокола

1.Какой физиологический механизм обеспечивает процесс локализации источника звука в пространстве –

 

 

2. СДР - Ответьте на вопрос – В какой плоскости перемещений источника звука в пространстве допускается наибольшее количество ошибок по локализации пространственного источника звука, почему?

РАБОТА 4. Исследование остроты слуха.

Цель – освоение методов оценки остроты слуха.

Результат – см. описание опыта.

 

а) Тест на шепотную речь. Испытуемый закрывает одно ухо и поворачивается к экспериментатору открытым ухом. Экспериментатор с расстояния 5 м шепотом называет числа - 26, 78, 39 и т. д. Если испытуемый правильно их воспринимает, повторите опыт, увеличивая расстояние на 1 шаг и так до тех пор, пока испытуемый не начнет ошибаться. Определите расстояние, характеризующее остроту слуха испытуемого - норма 5-6 м.

 

Указания к оформлению протокола

Результат проведения теста –

 

 

б) Оценка слышимости тонов разной частоты. Подключите динамик к генератору звуковых частот. Установите некоторую среднюю громкость зву­ча­ния. Оцените степень ощущения громкости звука при изменении частоты звука в диапазоне от 200 до 10000 гц. Установите наивысшую частоту звуковых колебаний, которая все еще вызывает звуковое ощущение - у молодых людей норма - 16000-20000 гц.

 

Указания к оформлению протокола

1. Отметьте, какой диапазон частот воспринимается нормальным человеком наилучшим образом –

 

 

2. Оцените нижний и верхний предел воспринимаемых человеком звуковых колебаний –

 

в) Аудиометрия. Чувствительность слухового анализатора оценивают по минимальной величине звукового давления на барабанную перепонку (воздушная проводимость), достаточной для возникновения слухового ощущения. Для этого используют аудиометр. Для того, чтобы охарактеризовать состояние слухового ана­лизатора у испытуемого, находят пороги слышимости для каждой фиксированной частоты звуковых колебаний (125, 250, 500, 1000, 2000, 3000, 4000, 60000, 8000 гц) и вычерчивают аудиограмму. Аудиограмма выражает зависимость слуховых порогов от высоты подаваемых в ухо тонов. Для выявления потери слуха сравнивают полученную аудиограмму с аудио­метрическим нулевым уровнем - порогами слышимости для различных тонов у людей с нормальным слухом. Слух считается нормальным, если кривая аудиограммы проходит в пределах отличий от нормы порядка 0-10 дБ. Степени снижения остроты звука: слабая - аудиограмма в пределах 10-30 дБ, средняя - 30-50 дБ, сильная - более 50 дБ.

 

Указания к оформлению протокола

 

1. Что отражает аудиограмма –

2. Оцените аудиограмму испытуемого А –

3. Оцените аудиограмму испытуемого Б –

 

 

 

Рис. Клинические аудиограммы двух испытуемых (А, Б). Сплошная линия – аудиограммы правого уха; пунктирная линия – аудиограммы левого уха

РАБОТА 5. Оценка возбудимости рецепторов полукружных каналов.

 

Руководство – с. 252. Работа – Изучение состояния вестибулярной сенсорной системы.

Цель – оценка возбудимости вестибулорецепторов.

Результат – при нормальной возбудимости – нистагм в течение 20-30 с.

 

А) Вращательная проба. Испытуемый садится в кресло Барани, закрыв глаза и наклонив голову вниз на 15 градусов для преимущественного раздражения горизонтальных полукружных каналов. После вращения (10 оборотов за 20 сек) у испытуемого наблюдается нистагм глазных яблок – медленное дви­жение глазных яблок в сторону, противоположную вращению с последующим их быстрым возвратом в первоначальное положение. При нормальной возбу­димости вестибулорецепторов нистагм продолжается 20-30 секунд.

 

 

Указания к оформлению протокола

1.Укажите продолжительность нистагма у разных испытуемых –

2. СДР - Какое состояние может возникнуть у человека при повышенной возбуди­мости вестибуло­рецепторов?

 

 

б) Проба с промахиванием. Положите перед испытуемым кусочек мела. Предложите ему закрыть глаза и пальцем коснуться мела. Повторите это же задание после стандартного вращения в кресле Барани. Обычно выполнить тест не удается, так как рука испытуемого после вращения непроизвольно отклоняется в сторону вращения.

 

 

в) Послевращательное нарушение походки. После стандартного вращения предложите испытуемому пройти по указанному направлению с открытыми глазами. Как правило, наблюдается нарушение походки и отклонение движения испытуемого в сторону вращения. Чем выше возбудимость полукружных каналов, тем сильнее и длительнее выражены наблюдаемые изменения походки.

 

 

г) Проба вертикального и горизонтального письма. Руководство – с. 256, Работа «Пишущие тесты».

Протокол выполнения теста вложить в тетрадь.

 

РАБОТА 6. Эстезиометрия (исследование тактильной чувствительности). Руководство – с. 243, работа 6.14.

Для работы необходимы – трафарет, волосок Фрея.

Результат – см. описание опыта.

 

а) Определение количества тактильных точек. Испытуемому на кожу ладони, предплечья, щеки, верхней губы накладывают трафарет с окошком площадью 1 кв. см. Испытуемый закрывает глаза. Экспериментатор волоском Фрея, не допуская его прогибания, последовательно касается всех участков очерченной поверхности и ведет счет точек, воздействие на которые сопровождается ощущением прикосновения.

б) Локализация прикосновения. К кожной поверхности участка верней конечности исследуемого, глаза которого закрыты, прикасаются карандашом и предлагают ему другим карандашом как можно точнее локализовать точку прикосновения. Проведите тест, нанося раздражение на кожу предплечья и ладони. Для оценки результатов тестирования каждый раз измеряйте линейкой расстояние между точками воздействия и локализации.

 

в) Пространственный порог тактильной чувствительности - минимальное расстояние между двумя точками на коже, при котором ощущается их раздельное раздражение. Испытуемый закрывает глаза. Ножки циркуля одновременно и без нажима опускают на кожу или слизистую оболочку. Определяют то минимальное расстояние между ножками циркуля, при котором при­кос­новение начинает вызывать у испытуемого ощущение двух изо­лиро­ванных раздражений. Это расстояние является мерой простран­ственного по­рога чувствительности. Пространственный порог тактильной чувстви­тель­ности неодинаков для различных участков. Сравните результаты по определению пространственного порога на ладони, на щеке, на коже и красной кайме верхней губы, на слизистой кончика языка и центрального десневого сосочка верхней челюсти.

г) Эстезиометрия кожи лица и слизистой оболочки полости рта.

 

Тупой иглой прикасайтесь последовательно – к красной кайме верхней губы, к слизистой кончика языка и центрального десневого сосочка верхней челюсти. Здоровый человек чувствует прикосновение иглы во всех участках.

Указания к оформлению протокола

 

1. Локализация прикосновения является наилучшей на участках кожи ___________________________________

 

 

2. Пространственные пороги тактильной чувствительности минимальные на участках _______________ ________________________________________

 

 

Пространственные пороги тактильной чувствительности максимальные на участках _________________ _______________________

 

 

 

РАБОТА 7.Определение порога различения веса. Даны две серии буты­лочек. В одной серии - бутылочки весом от 100 до 150 граммов (разница в весе 10 граммов); в другой серии - от 400-500 граммов (разница в весе 20 граммов). Перемешайте бутылочки каждой серии отдельно на столе и расставьте их с закрытыми глазами по возрастающему весу.

 

Указания к оформлению протокола - Отметьте, какую серию бутылочек легче расставить, объясните полученный результат с точки зрения физио­логических особенностей различения сигналов.

РАБОТА 8.Определение формы, размера и поверхности предмета в процессе осязания предметов. Испытуемый закрывает глаза. Экспериментатор кладет ему на ладонь предмет. Испытуемый ощупывает предмет и старается его узнать. Проследите за движениями пальцев испытуемого.

Указания к оформлению протокола - Объясните, какие рецепторы и механизмы участвуют в осязании предмета.

 

 

РАБОТА 9. Опыт Аристотеля. Руководство – с. 251, работа 6.22. Закройте глаза, зажмите маленький шарик между указательным и средним пальцами. При этом ощущается один шарик. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между лучевой стороной указательного и локтевой стороной среднего пальца. В этом случае создается ощущение восприятия двух шариков. Это связано с тем, что обращенные друг к другу поверхности пальцев в обычных условиях могут одновременно раздражаться только двумя предметами, что приводит к образованию соответствующей условной связи.

Протокол -

 

РАБОТА 10. Термоэстезиометрия.

Цель – определение локализации тепловых и холодовых точек в разных местах кожной поверхности.

Результат – констатация факта преобладания холодовых точек над тепловыми.

 

Руководство – с. 247, работа Термоэстезиометрия кожи лица и слизистой оболочки полости рта. В эксперименте используется термоэстезиометр - пробирка с впаянным медным стержнем. При заполнении пробирки водой со льдом - стержень охлаждается до 0 градусов; при наполнении пробирки горячей водой - стержень нагревается.

Испытуемому последовательно на кожу, красную кайму верхней губы, на слизистую кончика языка, центрального десневого сосочка верхней челюсти накладывают трафарет с окошком площадью 1 кв. см. Испытуемый закрывает глаза. Термоэстезиометром с интервалом 1-2 с производят 15 последовательных прикосновений на площади трафарета, экспериментатор считает точки, прикосновения к которым сопровождается ощущением холода. Аналогичным образом подсчитываются тепловые точки.

 

Указания к оформлению протокола

 

1. Каких точек на исследованных участках кожи больше тепловых или холодовых –

 

2. Что понимают под функциональной мобильностью терморецепторов? –

 

 

3. Опишите путь, который проходит возбуждение от температурных рецепторов до коры головного мозга –

 

 

Тема зачтена:

РАЗДЕЛ: «ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА» Дата:

Основные понятия

Безусловный рефлекс, условный рефлекс, функциональная система поведенческого акта, афферентный синтез и его составляющие – мотивация, память, афферентация пусковая и обстановочная.

Вопросы к занятию

1. Нарисуйте схему функциональной системы поведенческого акта.

2. Что такое мотивация? Каков механизм формирования доминирующей мотивации? Классификация мотиваций.

3. Охарактеризуйте стадию афферентного синтеза.

4. Каково значение стадии принятия решения?

5. Что такое акцептор результатов действия?

6. Охарактеризуйте варианты оценки результатов поведенческого акта. В чем проявляется адаптивный смысл отрицательных эмоций.

7. Каков механизм кратковременной памяти?

8. Как формируется долговременная память?

9. Какие рефлексы называются условными?

10. Охарактеризуйте правила образования условных рефлексов?

11. В чем сходство и различие условных и безусловных рефлексов.

12. Механизм образования условных рефлексов по И.П.Павлову.

13. Классификация условных рефлексов.

14. Как выработать условный рефлекс на время?

15. Как можно выработать условный рефлекс на действие фармакологического агента?

16. Что такое следовой условный рефлекс?

17. Что такое условный рефлекс 2 порядка?

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Что такое адаптация?

2. Классификация адаптивных реакций по скорости их возникновения и длительности действия.

3. Каковы механизмы повышения резистентности организма?

4. Приведите примеры компенсаторных реакций в полости рта.

5. Этапы компенсаторных процессов.

6. Фазы адаптации к зубным процессам.

7. От каких факторов и свойств нервных центров зависит скорость и устойчивость адаптации к зубным протезам?

Рекомендуемая литература -

Нормальная физиология человека/ Под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова, М: МЕдпресс-информ. – 2009. – С. 704-729, 793-802.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – С. 329.

Практические работы

РАБОТА 1. Выработка оборонительного избегательного условного рефлекса у мышей (демон­страция).

Цель – оценить динамику выработки оборонительного избегательного условного рефлекса у мышей.

Результат – избегательная двигательная реакция животного при включении условного звукового сигнала.

 

В опыте применяется камера, стеклянный колпак которой ограничивает передвижение мыши. Основанием камеры является электродный пол - через него можно подавать электрический ток (безусловный раздражитель). В центре стеклянного колпака укреплен изолирующий стержень, цепляясь за который мышь может избегать электрораздражения лапок. В качестве условного сигнала исполь­зуется звонок. В ходе выработки условного рефлекса проводят сочета­ние условного и безусловного раздражителей. Результаты заносятся в таблицу.

 

Указания к оформлению протокола

1. Заполните таблицу.

 

---------------------------------------------------------------

Тема зачтена

РАЗДЕЛ: «ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА» Дата:

ЗАНЯТИЕ 10. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТОРМОЖЕНИЕ В ВНД. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛОСТИ РТА. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

 

 

Цель: Анализ физиологических механизмов механизмов внешнего и внутреннего торможения условных рефлексов.

Задачи: изучить классификацию видов внешнего и внутреннего торможения условнорефлекторной деятельности человека, физиологические механизмы внешнего и внутреннего торможения условнорефлекторной деятельности, обучить определять тип ВНД у человека, изучить особенности развития невротических состояний человека, механизмы сна, эмоций.

Основные понятия

Торможение условных рефлексов безусловное. Торможение условных рефлексов условное. Тип ВНД. Невроз. Сон. Эмоции.

Вопросы к занятию

1. Что такое внешнее торможение? Приведите пример гаснущего и постоянного тормоза?

2. Что такое запредельное торможение, его механизм и значение?

3. Каков механизм внешнего торможения?

4. Перечислите виды условного (внутреннего) торможения, как вырабатывается каждый вид?

5. Приведите пример дина­мического стереотипа, условно-рефлекторного переключения.

6. Какие критерии легли в основу опре­деления типов высшей нервной деятельности?

7. Как объективно оценивается сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов?

8. Как классифицируются типы ВНД по Павлову и по Гиппократу

9. Охарактеризуйте фазы сна. Как изменяется ЭЭГ во время сна?

10. Где располагаются центры сна? Охарактеризуйте теории сна. Значение сна.

11. Что такое эмоции, каковы их функции? Охарактеризуйте компоненты эмоций.

12. Какие структуры мозга являются нервным субстратом эмоций?

13. Охарактеризуйте теории эмоций.

14. Что Вы понимаете под первой сигнальной системой? Что такое вторая сигнальная система? Приведите пример условного рефлекса на слово.

15. Органы, участвующие в речеобразовании.

16. Механизм фонации.

17. Функциональная система речеобразования.

18. Нарушения речи.

Рекомендуемая литература -

Нормальная физиология человека/ Под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова, М: МЕдпресс-информ. – 2009. – С. 729-772.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – С. 329.

Практическая работа

РАБОТА 1. Выработка дифференцировочного торможения у мышей (демон­стра­ция).

Цель – продемонстрировать технику выработки дифференцировочного торможения у животного.

Для работы необходимы – камера с электродным полом и деревянным шестом, генератор звуковых сигналов разной частоты.

Результат – избегательная двигательная реакция животного при включении условного звукового сигнала сторого определенного качества.

В опыте используется специальная камера для выработки услов­ного оборо­нительного рефлекса у мышей, описанная выше. В качестве условного сиг­нала используется звонок. В качестве дифференцировочного раздражителя - звук тре­щетки.

Указания к оформлению протокола

 

1. Запол­ни­те таблицу.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ошибочная

(-)

-------------------------------------------------------------

Первая серия -

Звук (положит.)

зв+св.(диффер.)

-------------------------------------------------------------

Вторая серия -

зв+св.(положит.)

Звук (диффер.)

Ответьте на вопрос Испытуемые с каким темпераментом (типом ВНД) легче всего обнаруживают признаки невроза при проведении настоящего эксперимента. Ответ – обоснуйте.

 

РАБОТА 3. СДР – Центральные механизмы аудиоаналгезии в стоматологии

Цель – анализ центральных механизмов аудиоаналгезии.

Результат – понимание возможностей метода для работы в стоматологическом кабинете с пациентом.

Метод аудиоаналгезии основан на торможении ноцицептивных центров ствола мозга, обеспечивающих активацию эмоциональных и соматических компонентов болевой реакции человека. Торможение соответствующих центров возможно при возникновении в ЦНС доминантного очага, возникающего при воздействии на пациента стоматологического кабинета белого шума – смеси звуковых сигналов всего звукового диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Как известно, одно из свойств доминантного очага – торможение мозговых центров иной природы и происхождения. Частный механизм феномена связан с угнетением ноцицептивных нейронов тригеминального комплекса ядер во время сильного возбуждения нейронов кохлеарных ядер и слуховой области коры.

 

Указания к оформлению протокола

1. Ответьте на вопрос – Что такое доминанта?

 

 

2. Укажите основные свойства доминанты –

 

 

3. Нарисуйте принципиальную схему, иллюстрирующую возможный механизм торможения доминантным центров центров-конкурентов в составе ЦНС –

 

РАБОТА 4. Условно-рефлекторное переключение.

Цель – продемонстрировать значимость обстановочной афферентации для процесса принятия решения.

Результат – различные поведенческие реакции человека в зависимости от качества обстановочной афферентации.

 

 

Заготовьте таблицу - А О Е У

1 2 О 9

и т. д.

Испытуемый вслух последовательно идентифицирует представленные на спе­циаль­ной таблице знаки.

 

Указания к оформлению протокола

1. Объясните, почему один и тот же символ (О) в одних случаях воспринимается как буква, в других - как цифра?

 

2. Приведите свой пример условно-рефлекторного переключения.

 

РАБОТА 5. Выработка двигательного стереотипа у человека. Руководство – с. 284, работа 7.23.

Цель – отработка методики выработки динамического стереотипа у человека.

Результат – двигательные реакции на разные раздражители в стереотипном режиме.

 

Фиксированный комплекс условных рефлексов, объединенных в единую систему, образованную под влиянием предъявляемых условных сигна­лов в заданной последовательности, получил название дина­мичес­кого стереотипа. Понятие “ динамический” - подчеркивает возмож­ность изменения, пере­стройки стереотипа при изменении последова­тельности предъявления условных сигналов и безусловного подкреп­ления.

 

Кимограмма опыта

 

Указания к оформлению протокола

1. Приведите свой пример реагирования человека в соответствии с динамическим стереотипом.

 

 

2. СДР - Дайте определение понятия «динамический стереотип» –

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.267 с.)