Анализ данных по методу рисуночной диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ данных по методу рисуночной диагностики



Рисуночные методы широко применяются в психологических исследованиях. Наиболее информативным методом, отображающим содержание и развитие материнской сферы, является метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок». Использование этой методики позволяет говорить о ее большой диагностической и прогностической ценности. Методика рисуночной диагностики выявляет идентификацию испытуемых себя в качестве матери, эмоциональную связь с ребенком, уверенность в своих силах, настрой на материнство

В отдельных случаях, анализируя результаты, полученные с помощью данной методики, можно говорить о скрытом внутреннем конфликте с беременностью и ситуацией материнства. А в сочетании с другими примененными в данном исследовании методиками (анкетирование и методика неоконченных предложений) позволяет говорить о степени психологической готовности испытуемой женщины к материнству и в тоже время позволяет выявить характерные признаки женщин психологически готовых стать матерью.

В рисуночном тесте учитывалось наличие на рисунке себя и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери и ребенка, психологическая дистанция, формальные признаки, принятые в психодиагностике, такие как качество линий, наличие штриховки, расположение на листе, размер рисунка, детали рисунка.

Следует также отметить то, что данная диагностика предполагает исследование беременных женщин или же женщин, уже имеющих детей. Мы же использовали данный психодиагностический метод с целью исследования женщин, небеременных и не имеющих детей, из которых 93,3% не замужем, а также с целью определить, возможно ли использование данного метода для исследования женщин, не находящихся в состоянии беременности.

По вышеизложенным показателям были выделены четыре группы женщин, характеризующихся:

1) наличием благоприятной ситуации,

2) наличием незначительных симптомов тревоги, неуверенности, конфликтности,

3) наличием тревоги и неуверенности в себе,

4) наличием конфликта с представлениями о будущем материнстве.

Итак, 60% опрошенных женщин (18 человек) характеризуются наличием благоприятной ситуации. Рисунки этих женщин расположены в центральной части листа, линии хорошего качества, штриховка отсутствует, рисунки занимают большую часть листа. Также на рисунках женщин этой группы отсутствуют стирания, зачеркивания, перерисовки, рисование на обратной стороне листа. На рисунке присутствуют мать и ребенок. Отсутствуют замены себя и ребенка на образы животных или растений. Отсутствуют другие люди. На всех рисунках данной группы женщин наличествует телесный контакт матери и ребенка. Ребенок на этих рисунках не спрятан в коляску, пеленки кроватку или животе матери. Лицо ребенка прорисовано, фигуры матери и ребенка обращены лицом к зрителю.

20% опрошенных женщин (6 человек) были отнесены ко второй группе. То есть у этих женщин присутствуют незначительные симптомы тревоги, неуверенности в себе, конфликтности. Линии рисунка в основном хорошего качества, редко прерывистые. Рисунок недостаточно крупный, расположен не в центре листа, наличествует линия основания, штриховка – в небольшом количестве. На рисунках изображены мать и ребенок. Фигура ребенка обычно слишком маленькая. На некоторых рисунка присутствует муж, отец ребенка. Совместная деятельность матери и ребенка отсутствует. Лица матери и ребенка прорисованы.

10% исследуемых (3 человека) характеризуются тревогой и неуверенностью в себе. На рисунках этих женщин фигуры матери или ребенка расположены в углу листа, присутствует линия основания. Качество линий плохое, линии прерывисты. На этих рисунках присутствует большое количество объектов, тщательно прорисованы второстепенные детали. Лица недостаточно прорисованы.

И, наконец, 10% женщин (3 человека) были отнесены к четвертой группе. Эти женщины имеют конфликт с представлением о будущем материнстве. На рисунках этих женщин наблюдается большое количество стираний, рисунки слишком мелкие. Ребенок спрятан в коляску. Между фигурами большое расстояние, мать и ребенок не касаются друг друга. У некоторых фигур отсутствует лицо.

Рис.7

Итак, судя по результатам, полученным после проведения данной диагностики, более половины опрошенных женщин (60%, 18 из 30 испытуемых женщин) имею благоприятную ситуацию, то есть высокий уровень психологической готовности к материнству.

Нас интересовало также, корректно ли использовать данный метод рисуночной диагностики по отношению к небеременным женщинам. (Метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой предполагает исследование беременных женщин). Анализ данных по методу рисуночной диагностики подтверждает корректность и валидность использования данной диагностики по отношению к небеременным женщинам, о чем свидетельствует схожесть результатов, полученных по итогам метода неоконченных предложений и анкеты на этой же выборке. По итогам анкетирования и метода неоконченных высказываний, в среднем, 65 % женщин обладают высоким уровнем психологической готовности к материнству, в свою очередь, метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой показывает, что 60% исследуемых женщин имеют благоприятную ситуацию материнства, что свидетельствует о высоком уровне психологической готовности к материнству.

Выводы к главе 2

1) Экспериментальные исследования доказали, что на психологическую готовность женщины к материнству влияют следующие факторы:

· личностный фактор,

· «материнская грамотность»,

· положительный опыт общения женщины с матерью в детстве.

2) Проведенные методы диагностики показали, что 65% участвовавших в исследовании женщин обладают высоким уровнем психологической готовности к материнству.

3) Проведенное нами экспериментальное исследование доказывает корректность и валидность использования метода рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок» по отношению к небеременным женщинам.

 

 

Заключение

Итак, во все времена считалось, что главное предназначение женщины – это материнство. Известно, что появление в семье ребенка – это событие, которое навсегда изменит жизнь его родителей. Поэтому, женщине очень важно быть психологически готовой к таким серьезным переменам.

Подготовленное нами исследование напрямую связано с одной из актуальных проблем современности, с проблемой психологической готовности женщины к материнству.

В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить факторы, влияющие на психологическую готовность к материнству. Для получения эмпирических данных были использованы как уже известная методика рисуночной Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок», так и специально разработанные для данного исследования анкета и методика неоконченных предложений.

Цель, поставленная в начале нашей работы, достигнута. Были выявлены факторы, влияющие на психологическую готовность женщин к материнству.

Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено исследование женщин по вопросу их психологической готовности к материнству. Гипотеза подтвердилась: психологическая готовность к материнству зависит от личностного фактора, который включает в себя совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью, «материнской грамотности» (осведомленности о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а также положительного опыта общения с матерью в детстве.

Нами было установлено, что около 65% женщин, принимавших участие в исследовании, обладают весьма высоким уровнем психологической готовности к материнству. Однако, большая часть опрошенных (около 80%) не обладают достаточной осведомленностью о том, как осуществлять уход за малышом, а также знаниями о физиологических процессах, происходящих в организме ребенка в первые несколько лет жизни. Так, например, на вопрос о том, в каком возрасте малыш может самостоятельно сидеть, был получен ответ: «в два года шесть месяцев», что свидетельствует об отсутствии должных знаний о физиологии ребенка.

Также, в ходе данного исследования была доказана корректность и валидность использования метода рисуночной диагностики «Я и мой ребенок», изначально разработанного для беременных женщин, по отношению к небеременным женщинам

Практическое значение полученных в исследовании данных мы видим в возможности дальнейшего использования их при изучении психологической готовности к материнству.

 

Список литературы

1. Бойко В.В. Если ты жена и мать. М.:1985.

2. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-1994.-№5.-с.24-27.

3. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС.2002.

5. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. – 2000. -.№ 11.

6. Кон, И.С. Ребёнок и общество Текст./ И.С. Кон. М.: 1998.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика. 1986.

8. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2004.

9. Менегетти А. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии. СПб.: ИПЦ "Паллада", ФМБ "Пирал" и ИКА "Тайм-аут".1992.

10. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27.

11. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству Текст. / C.B. Мещерякова // Вопросы психологии. — 2002. № 5.

12. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2002.-№5.-с.63-75.

13. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд–во Института психотерапии, 2003.

14. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия. 2005.

15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: 2006.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1984.

17. Перну Л. Я жду ребенка. М.: Медицина. 1986.

18. Семья в психологической консультации: Опыт и С 30 проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: 1989.

19. Спиваковская A.C. Как быть родителями? Текст. / A.C. Спиваковская. -М.:1991.

20. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-2001.-№3.-с.14-17.

21. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-1996.-с..36-38.

22. Фромм Э. Искусство любви Текст. / Э. Фромм. Минск. 1990.

23. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее./ Ф. Хорват. – М.: Прогресс. 1982.

24. Суррогатное материнство. http://www.estetmedicina.ru/

25. Что нужно приготовить к рождению малыша? http://detstvovmeste.ru

26. Как начинается жизнь? http://babiesboom.narod2.ru/

 

Приложение №1

Анкета.

Милые девушки!!! Каждая из нас когда-нибудь станет мамой. И перед таким ответственным и волнительным этапом в жизни каждой женщины, как рождение ребенка, важно узнать, чем же для Вас лично является материнство. Вам предлагается заполнить небольшую анкету, которая поможет ответить на этот вопрос.

1)Как вы думаете, все ли люди хотят иметь детей?

Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-никто не хочет иметь детей, 5-все хотят быть родителями)

1 2 3 4 5

2)Представьте, что вы видите незнакомую беременную женщину. Ваша реакция:

А)Я радуюсь за нее.

Б) Я сочувствую ей

В) Я понимаю ее

Г) я мысленно пытаюсь просчитать срок ее беременности.

Д)

3)Вы хотите иметь детей?

А) да

Б) нет, не хочу

В) я еще не поняла, хочу ли я родить ребенка

Г)

4)В каком возрасте у малышей как правило начинают резаться первые молочные зубы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5)В каком возрасте вы хотите родить ребенка?

А) Сразу после окончания института – в 22-23 года

Б) После того, как найду и устроюсь на работу, сделаю успешную карьеру

В) Через несколько лет после свадьбы: в …

Г) Я не планирую рождение малыша: «когда родится, тогда и родится»

Д)

6)Представляете ли вы себе, каким будет ваш будущий ребенок?

А) представляю

Б) редко думаю об этом

В)Даже не представляю, какого пола будет мой ребенок

Г)

7)Какими соками можно начинать поить малыша, после начала прикорма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8)По какой причине вы хотите иметь детей?

А) Я люблю детей

Б) я хочу родить ребенка для своего любимого человека

В) я хочу родить ребенка, чтобы в старости не остаться одной

Г)…чтобы чувствовать себя полноценной женщиной

Д)я хочу дать жизнь новому человеку

9)Есть мнение, что говорить с малышом во время беременности полезно. Что Вы думаете об этом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10)Можете ли вы сказать, что в детстве вы были с вашей мамой подругами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11)Как вы думаете, чувствует ли малыш до родов ваше настроение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12)Зачем нужно поддерживать малышу голову, когда его держат на руках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13)Играли ли вы в детстве в куклы, дочки-матери?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14)Как вы относитесь к суррогатному материнству?

А) я резко против, Как можно отдать своего малыша чужой женщине, ведь связь, полученная за 9 мес. Беременности неразрывна.

Б) Я не против, но вряд ли сама поступила так же

В)Я «ЗА», ведь мать не та, которая родила, а та, которая воспитала

15)Знаете ли вы, как обрабатывать пуповину малыша?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16)Часто ли в детстве вы чувствовали себя одинокой?

17)Как вы думаете, доставляло ли вашей маме удовольствие играть с вами, когда вы были маленькой? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-нет, не доставляло, 5-ей очень нравилось)

1 2 3 4 5

18)С какого возраста малыши начинают сидеть?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

19)Скорее всего, после родов вы столкнетесь с различными проблемами. Как вы думаете, что это будут за проблемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

20)Можете ли Вы сказать, что у Вас было счастливое детство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

21)Как вы думаете, что изменится в вашей жизни с рождением малыша?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

22)Как вы думаете, почему новорожденных малышей нужно одевать в распашонки с закрытыми рукавами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

23)Как вы будете воспитывать своего малыша?

А) как пишут в энциклопедиях для родителей

Б) так, как воспитывала меня моя мама

В) как воспитывает ребенка, моя подруга

Г) я попытаюсь избежать ошибок моей мамы в воспитании

Д)

24)Хотелось ли Вам в детстве быть мамой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

25)Как Вы думаете, чего больше всего боятся беременные женщины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

26)С какими словами у Вас ассоциируется слово «беременность»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

27)Знаете ли вы, зачем нужно держать маленького ребенка в вертикальном положении после приема пищи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

28)Будете ли Вы готовы родить ребенка, если узнаете, что будете растить его в одиночестве?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

29)Как Вы думаете, было ли Вашей маме трудно с вами в детстве?

Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-было трудно, 5-было легко).

1 2 3 4 5

30)Существует мнение, что бабушки – это такие же мамы, только добрее. Как вы относитесь к этому? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-абсолютно не согласна, 5-абсолбтно согласна).

1 2 3 4 5

31)Часто ли Вы думаете о своей маме?? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1- нет, очень редко, 5-очень часто, практически постоянно).

1 2 3 4 5

 

Приложение №2

Метод неоконченных предложений

Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1. Быть матерью …

2. Женщина рождена для того, чтобы…

3. С рождением малыша в моей жизни…

4. Я хочу/не хочу иметь детей, так как…

5. Больше всего во время беременности я буду бояться …

6. Главное в жизни любой женщины…

7. Главное качество матери –…

8. Ребенок для женщины – это…

9. Беременность – это…

10. Моя мать для меня – …

11. О детях я …

12. С мамой я …

13. Маму я ….

 

Приложение №3

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.108 с.)