Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальное исследование
Методы и организация исследования Цель нашего исследования – выявить основные факторы, влияющие на психологическую готовность материнству, что предполагает решение ниже изложенных задач: • Определить уровень психологической готовности испытуемых к материнству. • Определить и изучить уровень «материнской грамотности» у испытуемых девушек. • Проанализировать опыт общения испытуемых с матерями в детстве. • Изучить личностное отношение испытуемых девушек к беременности и материнству. Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству. Объект исследования: личность женщин. Гипотеза: на психологическую готовность женщины к первому материнству влияют следующие факторы: личностный фактор(совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью), «материнская грамотность» (осведомленность о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а так же положительный опыт общения с матерью в детстве Психологическая готовность к первому материнству – это специфическое личностное образование, которое включает в себя: • Личностные качества, необходимые для адекватного материнства, способность к самопожертвованию, компетентность, интерес к другому человеку, любовь к детям… • Позитивное отношение к предстоящим трудностям беременности и материнства. • Ценностное отношение к будущему ребенку, когда ребенок представляет ценность для девушки именно как ребенок. • мотивация рождения ребенка, при которой ребенок не является средством реализации девушки в обществе, средством удержания любимого человека, средством достижения определенного социального статуса. • Наличие представления о будущей стратегии воспитания и ухода за ребенком. • Наличие необходимых базовых знаний о беременности и уходе за ребенком – «материнская грамотность». Таким образом, можно выделить следующие уровни психологической готовности к материнству: • Низкий уровень – характеризуется присутствием колебаний в принятии решения иметь ребенка, часто нежеланием рожать, негативных представлений о беременности и материнстве. Такие девушки не могут ответить, хотят ли они иметь детей, не задумываются о поле малыша, о том, как они назовут его. Они преимущественно хотят избежать ошибок матери в воспитании, воспитывать ребенка строго. Такие девушки в детстве не были с матерью «подругами», редко или вообще не играли в куклы.
• Средний уровень – колебаний при решении иметь детей почти не наблюдается, наблюдается противоречивая установка на воспитание, у таких девушек отмечается отсутствие привязанности к матери, их ранний опыт общения с матерью был противоречивым. • Высокий уровень – эти девушки хотят иметь детей, знают, как ухаживать за малышом, в детстве были очень близки с матерями, ориентируются на стратегию воспитания, использованную их матерью. Методический инструментарий 1) Для изучения данной проблемы нами была разработана анкета. Данная анкета включает в себя три блока: · Вопросы об опыте общения девушки с ее матерью в детстве. · Вопросы, выявляющие уровень материнской грамотности – об уходе, физиологии, кормлении, безопасности ребенка. · Вопросы о личном отношении девушки к беременности, материнстве, детям. Соответственно, данная анкета состоит из вопросов различных типов. В большинстве случаев испытуемые могли не только выбрать ответ, но и предложить свой, если они хотели каким-либо образом дополнить предложенные варианты ответов. Некоторые вопросы предполагали открытый ответ (в основном, вопросы, касающиеся «материнской грамотности»). Вопросы анкеты выявляют следующее: I Личностный фактор: • Желание иметь детей: вопрос № 1, 3, 5, 6 • Личностные ценности: вопросы № 9,11, 14, 21 • Отношение к беременности: вопросы № 2, 26 • Мотив материнства: вопрос № 8 • Положительно отношение к предстоящим трудностям: вопрос № 19 • Способность к самопожертвованию: вопрос № 28 • Установка на стратегию воспитания: вопрос № 23 II Положительный опыт общения с матерью в детстве: вопросы №10, 16, 17, 20, 24, 29, 30, 31 III «Материнская грамотность», представления о: • уходе: вопрос № 15 • обеспечении безопасности: вопросы № 12, 22 • кормлении: вопросы № 7, 27 • физиологическом развитии ребенка: вопросы № 4, 18
Ответы респондентов на предложенные вопросы были подвергнуты качественному анализу: систематизировались, интерпретировались под углом зрения изучаемой проблемы. Текст анкеты представлен в Приложении №1. 2)Методика неоконченных предложений. Данная методика предполагает быстрое завершение небольших начатых высказываний. Предложенные высказывания представлены в Приложении №2. Методика выявляет следующее: • Личностные ценности: вопросы №1, 2, 3, 6, 7, 8, 11 • Мотив: вопрос № 4 • Отношение к беременности: вопросы № 9, 5 • Отношение с матерью на данный момент: вопросы № 10, 12, 13
3) Для диагностики психологической готовности испытуемых к материнству был использован метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок». (Рисунки, полученные после проведения диагностики - приложение №3) По рисуночному тесту учитывалось: • Наличие матери и ребенка • Содержание возраста ребенка и его возраст • Наличие совместной деятельности матери с ребенком • Психологическая дистанция • Характеристика общего состояния по формальным признакам рисунка: качество линии, расположение рисунка на листе, детали рисунка. По этому показателю выделены типы рисунков, характеризующие отношение к будущей беременности: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; нежелание иметь детей, рожать — 4. Благоприятная ситуация Формальные признаки Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе; при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования. Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.01 с.) |