Глава 2. Экспериментальное исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование



Методы и организация исследования

Цель нашего исследования – выявить основные факторы, влияющие на психологическую готовность материнству, что предполагает решение ниже изложенных задач:

• Определить уровень психологической готовности испытуемых к материнству.

• Определить и изучить уровень «материнской грамотности» у испытуемых девушек.

• Проанализировать опыт общения испытуемых с матерями в детстве.

• Изучить личностное отношение испытуемых девушек к беременности и материнству.

Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству.

Объект исследования: личность женщин.

Гипотеза: на психологическую готовность женщины к первому материнству влияют следующие факторы: личностный фактор(совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью), «материнская грамотность» (осведомленность о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а так же положительный опыт общения с матерью в детстве

Психологическая готовность к первому материнству – это специфическое личностное образование, которое включает в себя:

• Личностные качества, необходимые для адекватного материнства, способность к самопожертвованию, компетентность, интерес к другому человеку, любовь к детям…

• Позитивное отношение к предстоящим трудностям беременности и материнства.

• Ценностное отношение к будущему ребенку, когда ребенок представляет ценность для девушки именно как ребенок.

• мотивация рождения ребенка, при которой ребенок не является средством реализации девушки в обществе, средством удержания любимого человека, средством достижения определенного социального статуса.

• Наличие представления о будущей стратегии воспитания и ухода за ребенком.

• Наличие необходимых базовых знаний о беременности и уходе за ребенком – «материнская грамотность».

Таким образом, можно выделить следующие уровни психологической готовности к материнству:

Низкий уровень – характеризуется присутствием колебаний в принятии решения иметь ребенка, часто нежеланием рожать, негативных представлений о беременности и материнстве. Такие девушки не могут ответить, хотят ли они иметь детей, не задумываются о поле малыша, о том, как они назовут его. Они преимущественно хотят избежать ошибок матери в воспитании, воспитывать ребенка строго. Такие девушки в детстве не были с матерью «подругами», редко или вообще не играли в куклы.

Средний уровень – колебаний при решении иметь детей почти не наблюдается, наблюдается противоречивая установка на воспитание, у таких девушек отмечается отсутствие привязанности к матери, их ранний опыт общения с матерью был противоречивым.

Высокий уровень – эти девушки хотят иметь детей, знают, как ухаживать за малышом, в детстве были очень близки с матерями, ориентируются на стратегию воспитания, использованную их матерью.

Методический инструментарий

1) Для изучения данной проблемы нами была разработана анкета.

Данная анкета включает в себя три блока:

· Вопросы об опыте общения девушки с ее матерью в детстве.

· Вопросы, выявляющие уровень материнской грамотности – об уходе, физиологии, кормлении, безопасности ребенка.

· Вопросы о личном отношении девушки к беременности, материнстве, детям.

Соответственно, данная анкета состоит из вопросов различных типов.

В большинстве случаев испытуемые могли не только выбрать ответ, но и предложить свой, если они хотели каким-либо образом дополнить предложенные варианты ответов. Некоторые вопросы предполагали открытый ответ (в основном, вопросы, касающиеся «материнской грамотности»).

Вопросы анкеты выявляют следующее:

I Личностный фактор:

• Желание иметь детей: вопрос № 1, 3, 5, 6

• Личностные ценности: вопросы № 9,11, 14, 21

• Отношение к беременности: вопросы № 2, 26

• Мотив материнства: вопрос № 8

• Положительно отношение к предстоящим трудностям: вопрос № 19

• Способность к самопожертвованию: вопрос № 28

• Установка на стратегию воспитания: вопрос № 23

II Положительный опыт общения с матерью в детстве: вопросы №10, 16, 17, 20, 24, 29, 30, 31

III «Материнская грамотность», представления о:

• уходе: вопрос № 15

• обеспечении безопасности: вопросы № 12, 22

• кормлении: вопросы № 7, 27

• физиологическом развитии ребенка: вопросы № 4, 18

Ответы респондентов на предложенные вопросы были подвергнуты качественному анализу: систематизировались, интерпретировались под углом зрения изучаемой проблемы. Текст анкеты представлен в Приложении №1.

2)Методика неоконченных предложений. Данная методика предполагает быстрое завершение небольших начатых высказываний. Предложенные высказывания представлены в Приложении №2.

Методика выявляет следующее:

• Личностные ценности: вопросы №1, 2, 3, 6, 7, 8, 11

• Мотив: вопрос № 4

• Отношение к беременности: вопросы № 9, 5

• Отношение с матерью на данный момент: вопросы № 10, 12, 13

 

3) Для диагностики психологической готовности испытуемых к материнству был использован метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок». (Рисунки, полученные после проведения диагностики - приложение №3)

По рисуночному тесту учитывалось:

• Наличие матери и ребенка

• Содержание возраста ребенка и его возраст

• Наличие совместной деятельности матери с ребенком

• Психологическая дистанция

• Характеристика общего состояния по формальным признакам рисунка: качество линии, расположение рисунка на листе, детали рисунка.

По этому показателю выделены типы рисунков, характеризующие отношение к будущей беременности: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; нежелание иметь детей, рожать — 4.

Благоприятная ситуация

Формальные признаки

Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе; при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.01 с.)