Три уровня готовности к материнству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три уровня готовности к материнству



По результатам исследований, проведенных С. Ю. Мещеряковой, были выделены три основных уровня психологической готовности к материнству. Критериями оценки послужили ответы испытуемых, их поведение во время ответов на предложенные вопросы, а также их представления о режиме дня и кормлении ребенка.

Низкий уровень готовности к материнству (23%опрошенных женщин) характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Они преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого» воспитания.

Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

Младенцы этой группы имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.

Высокий уровень (наблюдался у 27% испытуемых). Такие женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.

Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью.

Средний уровень (50% матерей) их ответы были частично сходны с ответами в первой группе и частично — во второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам). Половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные – старше года.

У младенцев из этой группы отмечался более низкий уровень общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.

По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение. (Филиппова Г.Г. 1996).

 

 

Выводы к главе 1

1)Психологическая готовность к материнству – это специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация на отношение к будущему ребенку.

2) На психологическую готовность к материнству влияют следующие факторы:

§ Особенность коммуникативного опыта, полученного в детстве.

§ Мотивационная готовность женщины к родам и появлению ребенка.

§ Переживание беременности и предстоящих родов.

§ Ориентация на стратегию воспитания ребенка.

3) Структура изучаемого понятия может быть выражена через следующие аспекты:

§ Когнитивный (знание, «материнская грамотность»)

§ Эмоциональный (доминирующий эмоциональный фон относительно реализации материнских ожиданий и установок).

§ Поведенческий (направленность на реализацию ценностных ориентаций).

§ Личностный (совокупность целей, мотивов, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.004 с.)