Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные аспекты, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству
Помимо основных компонентов материнства на психологическую готовность женщины к материнству влияют следующие аспекты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и личностный. Когнитивный аспект («Я знаю») заключается в приоритетности каких-либо целей, форм и типов поведения. Основой когнитивного аспекта являются в первую очередь знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении ролей матери и отца в семье. Немало важным пунктом когнитивного аспекта является идеальный и реальный образ ребенка, то есть ожидания и реальность. Многие женщины еще во время беременности идеализируют роды и своего будущего ребёнка. Как правило, женщина ожидает от первых родов всплеска положительных эмоций и восторженных ощущений. Как показывают исследования, большинство женщин не испытывают положительных ощущений ни во время родов, ни сразу после них. Причиной этому часто служит боль, которую женщина испытывает во время родов, а также страх за собственную жизнь и за жизнь ребенка, особенно, если роды проходят не в самых лучших условиях. Так как во время родов мать испытывает серьезную психологическую и физическую нагрузку, её любовь к новорожденному может появиться не сразу. По мнению психологов, это не патология, а абсолютно нормальное явление. Говоря об ожиданиях и реальности, необходимо отметить, что появление ребенка полностью меняет прежний ритм жизни его родителей. С момента рождения ребенка жена не может уделять мужу столько времени, сколько уделяла раньше. Это может послужить причиной серьезных конфликтов между супругами, и, как следствие, повлиять на общее психологическое состояние жены и матери. К когнитивному аспекту также относятся представления о родительских позициях, наличие собственной родительской позиции, знания об уходе за ребенком, представления об ответственном и безответственном поведении матери, установки и ожидания относительно распределения ответственности в своей семье. В рамках разговора о когнитивном аспекте, не лишним будет отметить изменение социального и семейного статуса женщины, ставшей матерью. В период беременности женщина чаще всего думает о здоровье её будущего ребенка, нежели о своем статусе. Важно помнить и знать, что материнство возлагает на женщину-мать огромную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие ребенка.
Женщина, готовая к материнству должна знать о функциях женщины матери. Осведомленность и ознакомленность с ними свидетельствует о психологической (в частности когнитивной) готовности женщины к материнству. Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности. Знание функций женщины-матери является частью когнитивного аспекта материнства, но выполнение данных функций – часть поведенческого аспекта. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации материнских ожиданий и установок. Эмоциональный аспект включает также оценки и суждения о различных типах материнского отношения и доминирующий эмоциональный фон, который сопровождает поведенческие проявления материнского отношения. Данный аспект представлен всей гаммой чувств и, как уже упоминалось ранее, доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки ребенка и себя как матери. Эмоциональный аспект касается также отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний, которые связаны с этим и оценки себя как матери с точки зрения ответственности. Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют материнские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства женщины к ее брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье и, опять же, оценка женщиной себя как матери. Эмоциональный аспект реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно данный аспект, определяющий переживания и чувства женщины-матери, показывает значимость какой-либо ценности. Это своеобразный маркер определения приоритетов. Поведенческая составляющая (поведенческий аспект) может быть рациональной или иррациональной. Главное в этом аспекте – направленность на реализацию ценностных ориентаций, на достижение значимой цели и на защиту какой-либо субъективной ценности. Поведенческий аспект материнских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях женщины с супругом, в материнском отношении и стиле семейного воспитания.
Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Различают три основных типа репродуктивного поведения: 1. Многодетное (потребность в 5 и более детях); 2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях); 3. Малодетное (потребность в 1-2 детях). Поведенческий аспект представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, типы контроля, воспитания взаимоотношениями – путем определения дистанции общения. Данный аспект включает доверительность, эмоциональную близость, эффективные стереотипы контактирования с ребенком и заботу о нем. (Овчарова Р.В, 2005) Поведенческий аспект содержит также коммуникативный позиции матери, планирование дальнейшего взаимодействия с ребенком. Контроль своего поведения и происходящих событий также связаны с обсуждаемым аспектом, а так же выполнение функций матери. Психологами выделяются две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную.(Филиппова Г.Г., 2002) К видотипичным функциям матери относятся следующие. 1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов. 2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности. 3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности. 4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения. 5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов. Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций относятся следующие. 1. Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики. 2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности. 3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды. 4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения. 5. Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.(Филиппова Г.Г.,2001). Личностный аспект – это совокупность целей, мотивов, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.007 с.) |