Схема онтогенеза головного мозга ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема онтогенеза головного мозга ребенка



ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкине­тическими, страдающими минимальной мозговой дисфунк­цией.

В последнее время вследствие широкой распространен­ности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ лите­ратуры выявил широкую вариабельность данных по распро­страненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания - - неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.


Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопут­ствуют запаздывание процессов созревания высших психи­ческих функций и, как следствие, специфические трудно­сти обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности пла­нирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведен­ческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка форми­руется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и пси­хических функций, то в подростковом возрасте проявляют­ся нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики под­ростковой преступности, алкоголизма, наркомании необ­ходимо своевременно выявлять и коррегировать развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетер­пеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них


часто меняется настроение. Трудность планирования дея­тельности и неорганизованность мешают им в продвиже­нии по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зре­лом возрасте смениться рядом аффективных и личностных ра'сстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Непосредственной опорой для создания книги послу­жили научные труды Б. А. Архипова, Т. В. Ахутиной, Е. Ю. Ба­лашовой, И. П. Брязгунова, П. Деннисон, В. Д. Еремеевой, Н. Н. Заваденко, Е. В. Касатиковой, Ю. А. Клейберга, Н. К. Корсаковой, А. Р. Лурии, Ю. В. Микадзе, Н. М. Пы-лаевой, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкой, О. Н. Уса-новой, К. Ханнафорд, Е. Д. Хомской, Т. П. Хризман, Л. С. Цветковой, Д. А. Фарбер, Ю. С. Шевченко и многих других.

Особую благодарность выражаю моей дочери Анастасии Сиротюк за техническую помощь, оказанную при создании книги и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.


Глава 1

Глава 2

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения вни­мания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваден-

коидр.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочис­ленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характер­ны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформирован-ности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножни­цы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мо­тивации, направленной активности.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного заня­тия на другое. Такие дети характеризуются непоследователь­ностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вешей. Они ста­раются избежать заданий, требующих длительных умствен­ных усилий. Однако показатели внимания таких детей под-


вержены существенным колебаниям. Если деятельность ре­бенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удо­вольствием, то они способны удерживать внимание часа­ми.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разре­шения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (ча­сто меняется настроение).

К подростковому возрасту повышенная двигательная ак­тивность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследо­вания Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперак­тивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, на­капливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем ум­ственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мер­цающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо дви­гаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оста­ваться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентра­цию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигатель­ной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требу­ет, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались».' Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны,, снижается уровень ак­тивности мозга.


В результате коррекции при помощи реципрокных1 дви­гательных упражнений поврежденная ткань в вестибуляр­ном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата де­тей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, само­контроля и саморегуляции.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению
трудностей восвоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко
отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны
дислекция1 и дисграфия3, для 61% детей — признаки дис-
калькулии4. В психическом развитии наблюдаются задерж­
ки на 1,5— 1,7 года.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем-адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неорди­нарными способностями в разных областях, сообразитель­ны и проявляют живой интерес к окружающему. Результа­ты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особен-

1 Реципрокние — перекрестные, разнонаправленные.

2 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения чтением,
проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого
характера и обусловленное несформированностью психических функций,
участвующих в процессе овладения чтением.

3 Дисграфия - частичное нарушение навыков письма вследствие очагового

прражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

4 Дискалькулия —нарушение формирования навыков счета вследствие

очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного

мозга


ности их статуса не способствуют его развитию. Среди гипе­
рактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и
У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались
трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплес-ка проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче­ния, второй — в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой раз­вития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9— 10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внима­ние, память. Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происхо­дит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произ­вольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12— 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормо­нальный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

По современным научным данным, среди мальчиков 7— 12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение со­ставляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек ва­рьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

Результаты исследования, проведенные автором в 1999 г. в ходе работы психологического клуба для девиантных под­ростков, приведены в таблице.

Высокая частота распространенности синдрома у маль­чиков обусловлена более высокой уязвимостью плода муж­ского пола к патогенетическим воздействиям во время бе­ременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества меж-полушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.


Особенности психофизиологической литерализации полушарий девиантных подростков (%)

 

Девиантные подростки Левопо-лушарные Правопо-лушарные Равнопо-лушарные
Девочки Мальчики   9 66 3 14

В связи с вышесказанным следует отметить, что механиз­мы формирования девиаций мальчиков и девочек различ­ны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «зас­треванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчи­ков. Коррекция девиантных мальчиков может быть постро­ена на элиминации дисфункций правого полушария: кине-зиологические упражнения1, артгерапия и т.д. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддается коррекции и компенсации. Так как де-виантное поведение часто является проявлением определен­ного синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиа­ции проявляются в любой ситуации.

Таким образом, синдром гиперактивности нередко вклю­чает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интел-лектуально-мнестические нарушения, а также такие психо-патоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессив­ность.

1 Кинезиологическис упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий


Глава 3

ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены^ несмотря на большое количество исследований. В настоя­щее время существуют нейроморфологические, генетичес­кие, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развер­нутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуля-ции О. В. Халецкой и В. М. Трошина, генераторная теория Г. Н. Крыжановского, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.

Однако на современном этапе исследования СДВГ счи­таются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

—генетические факторы;

—повреждение центральной нервной системы во время
беременности и родов;

—негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н. Н. Заваденко возник­новение СДВГ из-за раннего повреждения центральной не­рвной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев, не­гативное действие внутрисемейных факторов — в 63% слу­чаев.

Характерные проявления генетического фактора просле­живаются в нескольких поколениях одной семьи, значитель­но чаще среди родственников мужского пола. Влияние био­логических факторов и грает существе иную роль в младшем


возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений. Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить не­достаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотичес­кое отравление плода (например, кокаином) во время пре-. катального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симп­томами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти сим­птомы обычны. По результатам многочисленных исследова­ний одной т самыхраспространенных причин отклонений в обу­чении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе. В настоящее время специалистами многих стран ведут­ся нейрофизиологические, нейропсихологические и био­логические исследования детей с СДВГ. Проводимые элек­троэнцефалографические исследования выявляют измене­ния биоэлектрической активности головного мозга, нару­шения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость системы регуляции внимания, не­зрелость системы коркового торможения и т. д. Нейропси­хологические исследования гиперактивных детей выявля­ют их низкий психический статус, повышенную истощае-мость, трудности в освоении чтения и письма.,, Исследования, проведенные A. J. Zametkin и J. L. Rapoport в Институте умственного здоровья (США), продемонстри­ровали связь между дисфункцией лобной доли и гиперак­тивностью: уровень активности мозга у гиперактивных де­тей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обычных детей в контрольной. Следовательно, у гиперак­тивных детей снижена активность мозга в зоне лобных до-

25.


R. A. Baikley отмечает, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6—8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствуют возник­новению психопатологических расстройств и асоциальных состояний. В результате проведенных R.A. Barkley нейро­физиологических исследований у детей с СДВГ также вы­явлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полушарий, базальных ганглиев и мозжечка. Дан­ные нарушения приводят к задержке созревания функцио­нальных систем мозга, ответ лвенных за моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения.

Среди всевозможных причин возникновения синдрома на нейропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение процессов метаболической активнос­ти в определенных участках мозга, дефицитарность нейро-медиаторных сетей, обеспечивающих функциональные вза­имосвязи на уровне среднего мозга и лимбической систе­мы, а также дисфункцию неспецифических активационных механизмов.

Кроме того, у детей, состояние которых диагностируют как дефицит внимания и гиперактивность, наблюдается дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибу­лярного аппарата. Функциональные нарушения ретикуляр­ной формации и стволовых отделов мозга приводят к из­менениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным. Они могут ударить, толкнуть, укусить, другим способом проявить агрессию. Кроме того, они способны совершать агрессивные действия и по отно­шению к себе.

В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой моторики входят премоторные и темен­ные ассоциативные области коры, базальные ганглии, моз­жечок, ретикулярная формация. У детей с СДВГ наруше-


ния двигательного контроля связано с дисфункцией пре-фронтальной области лобных отделов головного мозга. Для детей с этим диагнозом характерны не только недостаточ­ность в координаторной сфере, но и нарушения динамичес­кого и кинестетического праксиса.

Большое разнообразие причин возникновения СДВГ связано, прежде всего, с разнообразием клинической кар­тины синдрома. Наряду с основными характеристиками данного расстройства — повышенной двигательной актив­ностью, импульсивностью и дефицитом внимания — отме­чается широкий спектр эмоциональных и когнитивных на­рушений.

Е. А. Осиновой и Н. В. Панкратовой проведено л онгитюд-ное исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте от 5 до 9 лет и предпринята попытка определения их нейропсихологического статуса. Нейропсихологическое обследование строилось на методи­ке А.Р. Лурия с включением ряда дополнительных тестов. Авторы выделили четыре варианта отклонений высших пси­хических функций у детей с СДВГ.

Первый вариант встречался в 42% случаев и был связан с дефицитарностью базал ьных структур мозга, задержкой ста­новления функциональной левополушарной доминантно­сти и недостаточностью корково-подкорковой регуляции. В процессе взросления для детей с таким типом СДВГ ха­рактерны уменьшение симптомов и нормализация поведе­ния. В онтогенезе отмечалось запаздывание латерал изации мануального предпочтения (определения ведущей руки). Выявлялись полимодальные нарушения мнестической де­ятельности (памяти) в звене избирательности и первичная недостаточность базальных структур, обеспечивающих со­ставляющие выполнения двигательных программ. При ре-ципрокных (перекрестных) движениях дети демонстриро­вали дефицит тонической регуляции (тонус мышц), но в про­цессе специального обучения разнонаправленным движе­ниям результат достигался быстро. Однако успешное выпол-


нение простейших двигательных программ опиралось на механизмы вербального (речевого) программирования и контроля. При исключении последнего (прикусывание язы­ка) автоматизация движений происходила с большим тру­дом. Сохранялись ошибки зеркальности в написании отдель­ных букв и поисках правых и левых частей тела, в то время как копирование целостных геометрических фигур проис­ходило успешно. Это свидетельствует об опережающем раз­витии структурно-топологического компонента по отноше­нию к координатной составляющей. При хорошей сформи­рованности простых квазипространственных представлений дети показывали недостаточную сформированность функ­ций произвольной регуляции и контроля, что проявлялось в большом количестве ошибок из-за невнимательности и импульсивности; ускорение темпа работы и трудность воз­врата к первоначальному темпу после ускорения. Включе­ние мотивационных факторов (ответственность за что-либо, назначение старшим в группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т. д.) способно существенно мобилизовать ресурсы произвольной регуляции поведения.

Второй тип возникновения СДВГ в онтогенезе, выявлен­ный у 20% обследованных, характеризуется дисфункцией правого полушария в сочетании с дефицитарностью базаль-ных (подкорковых) структур мозга. Этот вариант онтогенеза отличается выраженной неустойчивостью возрастной дина­мики. Развитие детей и овладение когнитивными и соци­альными навыками сопровождается периодическими сбоя­ми и усилением гиперактивности. Пик гиперактивности и нарушение взаимодействия со сверстниками у этой группы детей приходится на 5-летний возраст. В возрасте 7—8 лет от­мечается положительная динамика, в 9 лет — нарастание симптомов. У детей прослеживается полимодальные наруше­ния мнестической деятельности. При выполнении двигатель­ных проб нарушения чаще отмечаются в левой руке. При ко­пировании графических фигур правой и левой рукой сохра­няются выраженные различия, при этом стратегия копиро-


вания девой рукой запаздывает в развитии. Фрагментарность восприятия проявляется при составлении рассказа по. кар­тинкам: отсутствует целостное описание; главная сюжетная линия вытесняется второстепенными деталями. В отличие от первого варианта онтогенеза СДВГ сформирована произволь­ная регуляция и самоконтроль в структурированных ситуа­циях. Внимание при повторяющихся действиях не снижает­ся. Однако в ситуации без установленных правил происхо­дит провокация возникновения гиперактивности с элемен­тами импульсивности. Включение мотивационных факторов (ответственность за что-либо, назначение старшим в группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т.. д.) мало влияет на поведение и мобилизацию ресурсов произвольной регуляции.

Третий вариант онтогенетического развития СДВГ отме­чался у 29% обследованных, характеризуется первичной функциональной дефицитарностью базальных структур мозга, что замедлило формирование пространственных функций (задние отделы правого полушария) и функций блока программирования и контроля (лобные доли левого полушария). Снижены интеллектуальные показатели. Од­нако у детей этого типа часто отмечается замедленная, но положительная возрастная динамика. Кроме того, у них прослеживаются первичная недостаточность фоновых со­ставляющих обеспечения системы.праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности, недо­статочное развитие структурно-топологической и коорди­натной составляющих пространственных представлений, целостное восприятие при составлении рассказа по сюжет­ной картинке, выражены нарушения функции регуляции и контроля. Для успешного выполнения последовательных серийных действий таким детям требуется речевой контроль. -Недостаточно сформирована мелкая моторика.

Четвертый вариант онтогенетического развития СДВГ выявлен в 9% случаев и характеризуется сохранностью,ба-зальных структур мозга при выраженной несформирован-ности регуляторных структур (лобные доли левого полуша-


рия). Выражены нарушения регуляторных механизмов тре­тьего (по А. Р. Лурии) структурно-функционального блока мозга. Отмечена недостаточность речевого программирова­ния и контроля (левая височная область) в обеспечении пос­ледовательного выполнения серийных действий. Кроме того, у детей проявляется инертность при воспроизведении зау­чиваемого материала, персеверации, неустойчивость соци­альных контактов, агрессия, слабая управляемость поведе­нием. Ускорение темпа при серийных движениях не отме­чалось. В возрасте 7—8 лет прослеживается положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне дефи-цитарности мотиваций. Достаточный словарный запас и сохранные процессы непроизвольного запоминания.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения кото­рых должны соблюдаться определенные условия:

— обеспечение родителями и учителями эмоционально-
нейтрального развития и обучения;

— соблюдение режима, достаточное время для сна;

— обучение по личностно-ориентированной программе
без интеллектуальных перегрузок;

— соответствующая медикаментозная поддержка;

— разработка индивидуальной помощи ребенку со сто­
роны невролога, психолога, педагога, родителей;

— своевременная нейропсихологическая коррекция.
Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь

внешним проявлением нарушений его нейропсихологичес-кого развития и может возникнуть по причине несформи-рованности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зре­лостью лобных отделов коры головного юзга, особенно левого полушария. Изучение механизмов формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью — акту­альная задача, которая требуе дальнейших междисципли­нарных исследований.


Глава 4

Дефицит внимания

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за
небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении зада­ний или во время игры.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает
обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предла­гаемых инструкций и справиться до конца с выполнением
уроков или домашней работы (что никак не связано с нега­тивным или протестным поведением, неспособностью по­нять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятель­ного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется
выполнению заданий, которые требуют длительного сохра­нения внимания.

7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принад­лежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.


2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настоль­ко, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несо­ответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и сто­
пах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бе­гает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких си­туациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-
либо на досуге.

5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.

 

Импульсивность

7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их
до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство окружа­ющих в возрасте ребенка до 7 лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптома­
ми, возникают в двух или более видах окружающей обста­новки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых на­рушениях в социальных контактах или школьном обучении.


удач в самом герое и предлагает потренироваться, подра­сти, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причи­ны неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуа­ции.

Тест устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуются стандартный бланк и секундомер. На бланке в случайном порядке необ­ходимо напечатать буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего должно быть 2000 знаков: 40 строчек по 50 букв.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаме­нуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор вы­дает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напе­чатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассмат­ривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачер­кивай их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментато­ра. Через десять минут отмечается последняя рассмотрен­ная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школь­ника вносятся следующие данные: общее количество про­смотренных букв за 10 минут, количество правильно вычер­кнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.


Тест переключения внимания

Для проведения исследования потребуются таблицы Гор­бова—Шульте размером 49x49 см с цифрами от 1 до 25 чер­ного и от I до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обя­зательно заранее подготовить протокол с целью регистра­ции в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе ус­танавливается черно-красная таблица, дается указка и со-


Тест Тулуз—Пьерона

Одной из психофизиологических методик для исследо­вания свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуля­ции, динамики работоспособности во времени является тест Тулуз—Пьерона, который позволяет быстро обследовать детей от 6 лет и старше. Он является одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был раз­работан Бурдоном в 1895 г. Суть задания состоит в диффе­ренцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. При­менительно к рассматриваемой проблеме детей с СДВГ воз­можно использование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.

Для учащихся 1—3-х классов применяется упрощенный вариант методики — 10 строчек на тестовом бланке. Строч­ки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необ­ходимо находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадрати­ков-образцов (они изображены в левом верхнем углу блан­ка). Время работы с одной строкой — 1 минута.

Обследование может проводиться как групповым спосо­бом, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую демонстра­цией квадратиков-образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратиков.

Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С



ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисо­ванные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образ­цами и не имеющая номера, — тренировочная строчка (чер­новик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том слу­чае, если квадратик тренировочной строки совпадает с ка­ким либо из образцов, его следует зачеркнуть одной верти­кальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструк­ции необходимо сопровождать демонстрацией соответству­ющих действий). Сейчас вы будете последовательно обра­батывать все квадратики тренировочной строчки, зачерки­вая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадаю­щие. Работать необходимо строго по инструкции. Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с
образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встре­чаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпа­дающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квад­ратики».

Только после того, как дети все поняли, они могут при­ступить к самостоятельной обработке тренировочных стро­чек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо инди­видуально на бланке показать, как надо работать. К таким детям обычно относятся кинестетики, которым недостаточ­но словесно-визуальной инструкции, а также дети с легкой теменной или лобной органикой. Для понимания им необ­ходимо практически опробовать работу под контролем взрос­лого. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в со­стоянии выполнить инвертированные действия, поэтому они зачеркивают несовпадающие с образцами квадратики и под­черкивают совпадающие, т. е. действуют по логике «удалить


непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушением зри­тельно-двигательной координации, для диагностики которой можно использовать графический тест Бендер.

При выполнении теста необходимо проследить, чтобы у всех детей во время подчеркиваний и зачеркиваний проис­ходила смена ориентации движений с горизонтальных на вертикальные. Для упрощения работы дети могут неосоз­нанно приближать друг к другу горизонтальные и вертикаль­ные линии.

Продолжение инструкции: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде «Стоп!» необходимо перейти к об­работке следующей строчки. В каком бы месте вас ни зас­тал сигнал, надо сразу перенести руку на сл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.213 с.)