Прошедших обучение в рцпо при пу № 27 томской области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прошедших обучение в рцпо при пу № 27 томской области.



 

 

Имеющийся сегодня опыт создания РЦПО ограничивается четырьмя вариантами организационно-правового оформления ресурсных функций:

· создание РЦПО как структурного подразделения учреждения начального / среднего профессионального образования,

· исполнение функций РЦПО учреждением начального / среднего профессионального образования без организационно-правого оформления (учебное заведение решением регионального органа управления образованием «наделяется» статусом ресурсного центра),

· создание РЦПО как структурного подразделения учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов,

· формирование автономных некоммерческих организаций, специализирующихся на реализации ресурсных по отношению к системе образования функций, но не ограничивающихся региональным масштабом деятельности.

При реализации идеи ресурсного центра в организационно-правовой форме учреждения начального или среднего профессионального образования учебное заведение вынуждено осуществлять одновременно две функции: образовательную функцию в отношении собственных учащихся/студентов и функцию аутсорсинга в отношении других образовательных учреждений.

При этом объективно возникают следующие риски некачественного исполнения одной (или обеих) функций:

· создание режима приоритета для своих учащихся/студентов в ущерб качеству выполнения РЦ организационной функции в отношении клиентов из других учреждений сети,

· минимизация внешних связей, пассивность в продвижении своих услуг в силу гарантированных финансовых обязательств учредителя,

· снижение качества производственного обучения за счет стремления обеспечить нагрузкой работников данного учреждения без принятия во внимание уровня их квалификации, обусловленное также существующими ограничениями возможностей увольнения работника по инициативе администрации;

· низкое качество программно-методического ресурса за счет стремления администрации учебного заведения обеспечить нагрузкой работников (методистов) данного учреждения без принятия во внимание уровня их квалификации, обусловленное также существующими ограничениями возможностей увольнения работника по инициативе администрации.

Анализ практики деятельности ресурсных центров показал, что в последние годы проявилась тенденция расширения целевых групп потребителей образовательных услуг. К таким традиционным группам клиентов РЦПО относятся: учащиеся и студенты учебных заведений начального и среднего профессионального образования, безработные граждане и действующие кадры предприятий, учащиеся средних обшеобразовательных школ (профильная и предпрофильная подготовка) и студенты высших учебных заведений, осваивающие рабочую профессию. Указанный факт свидетельствует об усилении интеграции и целостности региональных образовательных систем, формировании системы непрерывного профессионального образования, повышении устойчивости функционирования ресурсных центров за счет диверсификации ассортимента их предложений, «захвата» новых сегментов рынка образовательных услуг.

 

 

Глава 4. Опыт и оценка инновационных процессов в системах начального и среднего профессионального образования

4.1. Характеристика нововведений в системах начального и среднего профессионального образования

Рассматривая в этой работе основные типы нововведений, внедряемых в учреждениях НПО и СПО, мы дадим им характеристику по следующим параметрам: по предмету изменений, по глубине преобразований (степени радикальности предусматриваемых новшеством изменений), по степени новизны, по масштабу распространения и др.

Различие новшеств по сектору образования. В своем исследовании мы рассматриваем новшества, происходящие в системе профессионального образования. Конкретнее – в системах начального и среднего профессионального образования.

Различие новшеств по предмету изменений. Всякое новшество предполагает изменение каких-то частей образовательного учреждения. По крупным областям обновления выделяют изменения в педагогической системе образовательного учреждения и во внутриучебном управлении. Внутри каждой из этих областей предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации соответствующих процессов.

Одни новшества могут предусматривать изменения в одном-двух названных компонентах, а другие – быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов.

Например, созданный новый мультимедиа комплекс (электронное пособие) для обучения по профессиям сельскохозяйственного профиля «Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур» при внедрении его в образовательные учреждения потребует обновления материально-технической базы образовательного учреждения (наличие компьютерного класса и т.п.) и обновления методов и форм организации образовательного процесса. При этом цели обучения могут не изменяться.

Внедряемые в профессиональных образовательных учреждениях формы развивающего обучения – учебная фирма, учебный проект, научно-исследовательская работа студентов - предусматривают постановку качественно новых целей образования, ориентированных на формирование общих и профессиональных компетенций, и требуют изменений в компонентах образовательного процесса.

Применяемый во многих образовательных учреждениях кейсовый метод позволяет преподавателю внедрять индивидуальный подход к каждому студенту, учитывать его потребности и формировать у студентов навыки самоменеджмента, умения работать с информацией, развивая тем самым сильные стороны студента. Ярким примером творческого поиска совершенствования педагогического мастерства является применение метода модерации, заключающегося в установлении правил и отслеживании их при работе с аудиторией при решении проблемы «Какими качествами должен обладать современный преподаватель».

Особое место в подготовке конкурентоспособного специалиста образовательными учреждениями отводится организационно-деятельностным играм, в процессе которых моделируется профессиональная деятельность по решению сложных комплексных проблем функционирования и управления социально – экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии.

Также требуют изменений компонентов обучения разработанные в ПУ№52 г.Татарска совместно со специалистами службы занятости и представителями работодателей дополнительно к государственным стандартам учебные модули, ориентированные на формирование навыков поведения на рынке труда.

Различие новшеств по степени их радикальности. По степени радикальности новшества можно разделить на модифицирующие и радикальные. Введение модифицирующих новшеств направлено на усовершенствование, частичное изменение того, что уже используется (программы, методики, алгоритмы и т. п.). Модифицирующее новшество может быть связано либо с усовершенствованием отдельных компонентов образовательного процесса либо с новым конструктивным соединением ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались.

В ряде профессиональных образовательных учреждений реализуются технологии модульного обучения, возникшие как альтернатива традиционному обучению. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей уче­ния в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в ко­тором объединены учебное содержание и технология ов­ладения им. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю­щихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль.

Агролицей №92 «Медвежьи озера» Московской области разработал новое содержание и практикоориентированные формы проведения лабораторно-практических работ и производственной практики, что позволило развить активность, самостоятельность и ответственность у учащихся.

Новшества различают также по масштабу преобразований. Масштаб новшества определяется числом охватываемых преобразованием частей образовательной системы, а также степенью вовлеченности в его осуществление членов педагогического коллектива.

Для организации и управления инновационной деятельностью в ОУ создаются различные структурные подразделения (Ученый совет, методический совет, кафедры и др.) и механизмы.

Например, в Тверском государственном индустриально-экономическом колледже им. А.Н. Коняева была создана лаборатория инновационных технологий (три преподавателя и шесть студентов), задачей которой является внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий для подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа, востребованного на рынке труда. Поставленная задача реализуется посредством создания организационно - педагогических условий преподавателю для практической методической работы при внедрении имитационных методов обучения. С этой целью были разработаны: банк информации; система экспертных услуг; различные способы консультативной помощи и координационного взаимодействия педагогов. Одним из таких способов научно-методической помощи в колледже является «Школа педагогического мастерства», где преподаватель, мастер производственного обучения высшей категории транслирует накопленный опыт по изучению и внедрению в практику работы новых технологий.

Ряд образовательных учреждений г.Челябинска (промышленно-гуманитарный и политехнический колледжи, колледж промышленной автоматики, агроинженерный и государственный университеты на основе компетентностного подхода разработали содержание, методику применения и оценку качества содержания наглядных пособий по специальным дисциплинам.

По масштабу предполагаемых изменений различают локальные, модульные и системные новшества.

Локальные новшества предусматривают небольшие изменения модифицирующего характера на узком участке. Примерами локальных нововведений являются разработка и использование обучающих компьютерных программ по отдельным дисциплинам, разработка и использование компьютерных тестов для оценки результатов образовательного процесса и др.

Так, Мосальский профессиональный лицей №31совместнно с Московским технологическим колледжем №9 разработали структуру и содержание компьютерной обучающей программы дистанционного обучения автомехаников.

В качестве основных типов информационных образовательных технологий используемых сегодня в профессиональных образовательных учреждениях можно выделить следующие:

Технология электронной почты используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Различаются моделируемые и немоделируемые, открытые и закрытые почтовые конференции. Причем к закрытым компьютерным конференциям (т.е. конференциям, участие в которых не является общедоступным) относятся не только платные, но и бесплатные конференции, предназначенные для специалистов определенного профиля или уровня. Необходимо отметить, что в боль­шинстве учебных почтовых конферен­ций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большин­ство из них моделируемые. Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего учебную конференцию), его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени.

Компьютерные обучающие программы бывают гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обучения в двух основных режимах информационно-справочном и контрольно-обучающем.

Web-технологии служат для разработки и до­ставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:

Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web технологии. Среди них можно отметить такие, как пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Learning Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant (нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие.

Асинхронные компьютерные конференции. В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.

Синхронные учебные конференции. Инструментальные средства Cоnference Room, HoneyCom, PowWow, PeopleLink и другие позволяют организовать интерактивное обучение на основе синхронных взаимодействий обучающихся, т.е. использовать в учебном процессе системы интерактивного диалога в реальном времени.

Дистанционная совместная групповая работа. В последнее время особую актуальность имеет применение специального программного обеспечения - «группвера» («groupware») - для организации дистанционной совместной групповой работы обучающихся. Использование таких стандартных возможностей систем групп вера, как хра­нение информации, управление и поиск в базах данных, позволяет разрабатывать совместные проекты в ходе инновационного обучения. Среди популярных инструментальных средств можно отметить такие, как SuperTCPSuite (совместная работа над документом, поиск и управление информацией, дискуссионные группы), TeamWARE Office (составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов), TEAMate (сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи), WebShare (дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков) и другие.

Требованием времени было продиктовано решение администрации и преподавательского коллектива Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна изучить возможность получения студентами дополнительных образовательных услуг в области предпринимательской деятельности. На кафедре экономики и предпринимательства Института молодежи преподаватели колледжа прошли интенсивный курс обучения и приобрели необходимые для этого знания. В числе активных методов и форм обучения, применяемых ими в учебном процессе - экономико - управленческая деловоя игра "Рыночная экономика. Менеджмент. Предпринимательство". На протяжении ряда лет при изучении дисциплин "Основы экономики", "Экономика предприятия", "Менеджмент" в колледже используется эта деловая игра. Достоинства ее несомненны: от теоретизирования по поводу рынка и предпринимательства студенты переходят к активной, самостоятельной, связанной с имуществен­ным (конечно, виртуальным) риском и нацеленной на получение прибыли деятельностипо созданию и управлению собственным биз­несом.

Преподаватели также использовали такую инновационную технологию, являющуюся практическим элементом образовательного процесса, особенно в бизнес - образовании, как создание учебных виртуальных фирм. Однако настоящим прорывом в решении этой проблемы стало для колледжа участие в международном проекте «Быть компетентным в предпринимательстве», или СтуРа (студенческая работа). Для реализации технологии СтуРа была подготовлена вся необходимая документация:

· годовой план для каждого преподавателя;

· учебное пособие для каждого преподавателя;

· адаптированное учебное пособие для каждого студента;

· адаптированный дневник студента;

· расписание занятий.

Преподаватели, имеющие опыт создания лишь виртуальных фирм, прошли вместе со студентами все этапы построения собственного реального предприятия - от первоначальных идей до реализации продукции и получения прибыли. Для развития проекта определены перспективные направления деятельности: работа с выпускниками колледжа для продолжения образования по проекту СтуРа; работа с выпускниками других колледжей для продолжения образования по проекту СтуРа; переработка учебных пособий; внедрение бизнес-плана на этапе дипломного проектирования.

Модульные новшества предусматривают целостные изменения какой-то подсистемы образовательного учреждения (ОУ). Примером модульного нововведения может быть модифицированная (возможно авторская) программа по какой-либо дисциплине и специально разработанная под нее новая технология.

В в Тверском государственном индустриально-экономическом колледже им. А.Н. Коняева разработан и экспериментально на практике проверен метод обучения «Учебная Фирма - имитационная модель реальной фирмы. Учебная фирма работает подобно настоящему предприятию и выполняет все свойственные ему функции, однако деятельность предприятия имитируется образовательными целями. Работа идет в подгруппах по 4-6 человек (отделах предприятия). Участники этого процесса фактически должны выполнить все действия, которые выполняют менеджеры и сотрудники реальных фирм, но подстрахованы от ошибки тем, что ценности, которыми они распоряжаются, существуют только на бумаге. Учебная фирма существует не сама по себе - она может вступать в деловые отношения с другими учебными фирмами (созданными на базе других учебных заведений) и с организациями внешней среды (налоговой инспекцией, банками и т. д.), которые создаются образовательными организациями на уровне города или страны. Этот метод позволяет учащимся понять документооборот предприятия, довести до автоматизма умение оформлять большинство реальных документов, закупки и продажи, вести складскую документацию, оформлять бухгалтерские документы, в том числе и баланс, осуществлять анализ хозяйственной деятельности, составлять приказы, вести личные дела сотрудников, коммерческую переписку.

Имитационный метод обучения «Учебная Фирма» можно рассматривать как систематизированную совокупность имитационных методов со всеми характерными этим методам признаками: определенные форма и управление познавательной деятельностью студентов; специфическое усвоение знаний студентами; управление и обмен познавательной информацией между студентами и преподавателем; стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности студентов; контроль за эффективностью учебного процесса. Этот метод предоставляет преподавателю следующие возможности:

· в организации образовательного процесса - спроектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте; создать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности студента; совместить цели обучения с коммерческими задачами; показать студентам на практике межличностные отношения в рыночных условиях и др.;

· в постановке педагогических целей обучения - существенно сократить разрыв между процессом образования и требованиями рынка труда; установить новые взаимоотношения между студентами и преподавателями; сформировать и развить личностные качества студентов в профессиональном, управленческом и этическом планах; повысить мотивацию студентов на выбранную специальность; приобрести опыт работы в команде и др.;

· в решении педагогических задач -совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста; повышать его способность адаптироваться к новым видам и условиям профессиональной деятельности; мотивировать студентов на постоянное повышение своего профессионального мастерства; привить навыки быстрой ориентации в потоке информации и др.

В некоторых учебных заведениях, овладев опытом создания виртуальных фирм, педагоги совместно со студентами решаются создать реальные учебные фирмы, пройдя все этапы построения собственного реального предприятия - от первоначальных идей до реализации продукции и получения прибыли.

Новую модель учебника спецтехнологии разработали в Московском колледже №5, в которой выделены целевой, содержательный и деятельностный блоки. Такое построение учебника позволяет реализовать в образовательном процессе комплексную методику организации самостоятельной работы студентов.

К системным новшествам относят те, которые предполагают либо перестройку всей педагогической системы ОУ под какую-то общую идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего.

Примером системного новшества может служить процесс объединения ОУ, создание укрупненных колледжей и ресурсных центров. Такие программы инновационной деятельности имеются во многих регионах и субъектах России: республики - Коми, Чувашия, Марий-Эл; области – Самарская, Кемеровская, Новгородская и др.; города – Москва, С-Петербург.

Ресурсные центры профессионального образования (РЦПО) созданы во многих регионах РФ как учреждения (структурные подразделения учреждений) профессионального образования или без правового оформления с целью концентрации дорогостоящих и/или эксклюзивных образовательных ресурсов (в том числе – оборудования), оплаченных за счет бюджетов различных уровней, средств международных проектов (ДЕЛФИ-1, фонда Сороса, Британского Совета и др.), спонсорских и благотворительных средств. Можно выделить три обобщенные группы ресурсных центров, которые выполняют соответствующие функции по отношению к региональной сети учреждений образования и предприятиям реального сектора экономики:

- образовательная направлена на предоставление услуг по овладению отдельными модулями профессионального обучения по конкретным профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования, связанными с ознакомлением и освоением современных профессиональных (производственных) технологий, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли (профиля). Потребителями образовательных услуг являются следующие целевые группы: учащиеся и студенты региональной системы общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; преподаватели дисциплин профессионального цикла и мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования всех уровней; персонал предприятий и организаций экономики региона (квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена) и др.;

- учебно-методическая направлена на подготовку по определенной группе профессий и специальностей и включает:

· профессионально-педагогическую поддержку педагогов и мастеров производственного обучения, инструкторов и специалистов учебных центров внутрифирменной подготовки (консалтинг, тьюторское сопровождение и т.д.);

· учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных программ соответствующего профиля (разработка содержания региональной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования третьего поколения, контрольно-измерительных материалов для текущей и итоговой аттестации учащихся/студентов, методических рекомендаций; участие в разработке корпоративных профессиональных стандартов по заказу предприятий и т.д.);

· организационно-методическое и материально-техническое обеспечение сертификации профессиональных квалификаций выпускников, конкурсов профессионального мастерства; профориентационных меро-приятий в интересах отраслевой группы профессий начального и специальностей среднего профессионального образования и т.п.;

- научно-методическая и информационно-аналитическая заключается в информационном, информационно-аналитическом, маркетинговом, сервисном сопровождении деятельности образовательных учреждений региона и обеспечении функционирования механизмов внешних связей учреждений и сети в целом.

Как уже отмечалось, концентрация дорогостоящих и/или уникальных образовательных ресурсов в ресурсном центре является первым сущностным признаком этой единицы сети профессионального образования. К основным типам ресурсов ресурсных центров можно отнести следующие:

1. Материально-технические ресурсы - учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы: реальное производственное оборудование и инструменты, используемые в образовательных целях; учебные аналоги дорогостоящего оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, проэмуляторы и т.д.); расходные материалы и предметы учебно-производственной деятельности (они могут быть уникальными и дорогостоящими); учебные и специальные информационные источники на различных носителях (мультимедийные программы, компьютерные базы данных и т.д.).

2. Кадровые ресурсы - высококвалифицированные мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям (в том числе – образования взрослых), методикам обучения в системе профессионального образования, частным методикам в подготовке кадров определенных групп профессий и специальностей, в области оценки профессиональных квалификаций, в области маркетинга, аналитики и управления.

3. Методические ресурсы - модульные программы, учебные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т.д.), а также контрольно-измерительные материалы для оценки уровня освоения учебного материала. научно-методический и информационно-аналитический

4. Информационные ресурсы - аккумуляция информации о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в определенной области производства товаров или услуг; рынках труда и тенденциях их развития; изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в соответствующем сегменте рынка труда; данные о сети учреждений общего и профессионального образования всех уровней; информационные базы данных, электронные библиотеки, депозитарии мультимедийных продуктов и т.п.

5. Социальные связи как ресурс - наличие системы горизонтальных связей в профессионально-педагогическом сообществе региона (территории); система связей с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и особых групп обучающихся (например, лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Различные варианты сочетаний функций и образовательных ресурсов позволяют выделить три модели ресурсных центров.

Ресурсный центркак образовательный центр является учебным полигоном для освоения современных профессиональных (производственных) технологий, где сконцентрированы материально-технические и кадровые ресурсы для внешних пользователей. Потребителями его услуг являются учебные заведения региональной системы образования (общеобразовательные школы, учреждения непрерывного профессионального образования), а также учебные центры внутрифирменной подготовки и персонал предприятий/организаций региона.

Анализ существующей отечественной практики создания и деятельности ресурсных центров свидетельствует о том, что на современном этапе подавляющее большинство ресурсных центров де-факто реализуют именно такую модель.

Отраслевой ресурсный центр реализует образовательную и учебно-методическую функции и является учебно-методической базой и базой производственного обучения для группы учреждений непрерывного профессионального образования, готовящих кадры родственных профессий и специальностей. Центр концентрирует, преобразует и формирует три типа ресурсов: материально-технические, учебно-методические и кадровые, предназначенные для освоения современных профессиональных (производственных) технологий.

В настоящее время в России, только 25-30% существующих ресурсных центров в полной мере реализуют эту модель, работая при этом в рамках определенного профиля (отрасли).

Региональный ресурсный центр является сервисным элементом инфраструктуры в региональной или территориальной (межмуниципальной) системе образования, осуществляя образовательную, научно-методическую и информационно-аналитическую функции.

Данная модель предполагает достаточно высокий уровень развития образовательных ресурсов центра. В существующей практике России примеры деятельности таких РЦПО единичны. С определенной долей условности можно отнести к такой модели действующий в Самарской области Центр профессионального образования (учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Однако рамки реализации образовательной функции указанного центра ограничены такими целевыми группами как руководители, педагоги и мастера производственного обучения региональной системы профессионального образования, а также отдельные категории педагогов и специалистов общеобразовательных школ, и не охватывают учащихся/студентов системы образования.

Следует отметить, что в образовательном пространстве региональных систем должны присутствовать все три модели ресурсных центров. Их соотношение и территориальное размещение зависят от конкретных социально-экономических условий, традиций, особенностей систем образования и приоритетов образовательной политики субъекта РФ.

Согласно теории менеджмента, организационная структура и структура управления образовательной организации выбираются, исходя из функций и задач, решаемых ею. Перед руководителем РЦПО (или руководителем образовательного учреждения, которое наделено статусом ресурсного центра) возникают нетрадиционные, специфические задачи, связанные с реализацией услуг аутсорсинга. Среди них:

§ техническое обслуживание и поддержание актуальности образовательных ресурсов;

§ логистическое обеспечение сетевых образовательных программ;

§ реализация маркетинговой функции в отношении широкого круга субъектов (работодатели, учреждения образования, службы занятости, граждане);

§ формирование экономически эффективной деятельности РЦПО, постепенный вывод его на самоокупаемость и т.д.

Возможно несколько вариантов оформления внутренней организационной структуры РЦПО.

Линейно-функциональная организационная структура. Такая структура в набольшей степени подходит для модели «РЦПО – образовательный центр». Верхний уровень обеспечивает общее управление деятельностью РЦПО и ориентирует его во внешней среде, нижний уровень направлен на непосредственное управление основной деятельностью. По такому варианту построена организационная структура РЦПО в профессиональном училище № 27 г. Томска (рис.4). Когда государственное учреждение начального/среднего профессионального образования имеет статус ресурсного центра, организационная структура РЦПО оказывается невыделенной из организационной структуры учреждения.

Матричная организационная структура. Верхний уровень, обеспечивает общее управление деятельностью РЦПО и ориентируюет его во внешней среде. Средний уровень согласует управление частными действиями и общей деятельностью, связан с верхним по линейно-функциональному принципу с выделением условных функций. Нижний уровень обеспечивает непосредственное управление основной деятельностью через руководителей проектных групп и администраторов образовательного аутсорсинга. Проектные группы организованы по принципу дивизиональной оргструктуры. Их состав формируется из сотрудников РЦПО под решение определенной задачи и на срок, необходимый для ее решения, причем сотрудники центра могут являться членами нескольких проектных групп. Коммунально-хозяйственные службы и бухгалтерия могут быть общими, если РЦПО является структурными подразделением учреждения.

 

ис. 4. Организационно-управленческая структура

Р Рис. 4. Организационно-управленческая структура

РЦПО ЦПО на базе ПУ № 27 г. Томска.

 

 

Организационные структуры ресурсных центров существенно различаются. Существуют РЦПО, в которых ресурсные функции распределены по различным подразделениям центра. Например, Отраслевой ресурсный центр строительного профиля Курганского архитектурно-строительного колледжа представлен следующими службами:

· Учебно-методическая служба: разработка модульных учебных программ, учебно-методического обеспечения, развитие новых педагогических, информационных технологий, профессиональное обучения, Интернет-образование.

· Информационно-консалтинговая служба: создание и развитие WEB-сайта для достижения прозрачности деятельности ресурсного центра и маркетингового продвижения образовательных услуг. Развитие технологии мультимедийного обучения, библиотечного фонда. Обеспечение потребителей статистическими и информационными материалами

· Маркетинговая служба: проведение маркетинговых исследований регионального рынка труда и образовательных услуг.

· Служба дополнительного профессионального образования: расширение возможностей для профессионального обучения различных возрастных групп населения (профессиональная ориентация и профконсультирование, профильное и предпрофильное обучение учащихся общеобразовательных школ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, населения региона).

· Служба содействия социальной и профессиональной адаптации выпускников: профконсультирование, организация конкурсов профессионального мастерства для обучающихся и мастеров производственного обучения и т.д.

Организационно-управленческая структура РЦПО должна соответствовать виртуально-реальной среде обучения, предназначенной для освоения соответствующих практико-ориентированных умений и навыков. РЦПО, таким образом, выступают как полигон или макет для овладения учащимися/студентами конкретным набором ключевых (надпредметных) и/или профессиональных компетенций. Например, в рамках РЦПО может имитироваться:

· деятельность производственной фирмы (производство и реализация какой-либо продукции, строительные работы, автосервис, швейное производство и т.д.);

· оптовая торговля (производственными или продовольственными товарами, автомобилями, запасными частями и др.);

· розничная торговля (хозяйственными, парфюмерными, продовольственными товарами, обувью, одеждой, бытовой техникой и др.);

· транспортные услуги (обслуживание легковым и грузовым транспортом, специальной техникой, грузоперевозки, аренда, лизинг и др.);

· деятельность коммерческого банка (расчетно-кассовое обслуживание, кредитные и депозитные операции, работа с ценными бумагами и др.);

· деятельность гостиницы (обслуживание клиентов на этапе регистрации в гостинице, подготовка гостиничных номеров и т.д.);

· деятельность туристического агентства (презентация услуг, информирование клиентов, оформление сопровождающей документации и т.д.).

Очевидно, что это далеко не полный список возможных в рамках РЦ модельных ситуаций.

В г. Казани создан Ресурсный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.074 с.)