Типы педагогических новшеств и их характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы педагогических новшеств и их характеристики



У всех новшеств имеется одно общее свойство – они представляют собой потенциальное средство повышения эффективности педагогических систем. Как только они теряют это свое свойство, они перестают быть новшествами. Но как у каждого человека есть своя индивидуальность, делающая его не похожим на других людей, так и у каждого новшества есть что-то особенное, что отличает это новшество от других.

Вместе с тем, по каким-то признакам одни новшества могут быть сходными с другими. Новшества, обладающие каким-то значимым общим признаком, одновременно отличающиеся по этому признаку от других новшеств, образуют группы. Принадлежность новшества к той или иной группе определяет его тип. Одно и то же новшество может одновременно относиться к разным типам. Принадлежность новшества к тому или иному типу – важная его характеристика. Она многое говорит о новшестве, например, так же как принадлежность человека по полу к группе мужчин или женщин, по уровню образования к группе с основным общим образованием, с полным общим образованием, с высшим профессиональным образованием, по политическим взглядам – к той или иной партии.

Различают новшества по многим признакам, но наиболее важные их различения – по сектору образования, для которого предназначено данное новшество,по предмету изменений, по глубине преобразований (степени радикальности предусматриваемых новшеством изменений), по масштабу преобразований.

А.В.Хуторской предлагает систематику педагогических нововведений из 10 блоков, каждый из которых формируется по отдельному основанию и дифференцируется на собственный набор подтипов. Перечень оснований выбран с учетом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений и относящихся к: структуре науки, субъектам образования, условиям реализации и характеристикам нововведений.

Получается следующая классификация нововведений:

- структурные элементы образовательных систем – нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагностики, контроле, оценке результатов и т.д.;

- личностное становление субъектов образования – развитие определенных способностей педагогов и учащихся, развитие их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;

- педагогическое применение – в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения и системы образования, в управлении образованием;

- взаимодействие участников педагогического процесса – в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении и т.д.;

- функциональные возможности – нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);

- способы осуществления - плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;

- масштабность распространения – в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, учебного заведения, группе учебных заведений, на уровне региона, федеральном, международном и т.п.;

- социально-педагогическая значимость – в образовательных учреждениях одного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов;

- объем новаторских мероприятий – локальные, массовые, глобальные и т.п.;

- степень предполагаемых преобразований – корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной классификации одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, на разных образовательных уровнях, локальным, радикальным нововведением.

Рассматривая в этой работе основные типы нововведений внедряемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования, мы дадим им характеристику по следующим параметрам: по предмету изменений, по глубине преобразований (степени радикальности предусматриваемых новшеством изменений), по степени новизны, по масштабу распространения и др.

Различие новшеств по предмету изменений предполагает изменение каких-то частей образовательного учреждения. По крупным областям обновления выделяют изменения в педагогической системе ОУ и в его внутреннем управлении. Внутри каждой из этих областей предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации соответствующих процессов.

Различая новшества по степени их радикальности ихможно разделить на модифицирующие и радикальные. Введение модифицирующих новшеств направлено на усовершенствование, частичное изменение того, что уже используется (программы, методики, алгоритмы и т. п.). Модифицирующее новшество может быть связано либо с усовершенствованием отдельных компонентов образовательного процесса (примером такого новшества могут служить такие технологии как модульное обучение, технология портфолио, технология проекта и др.)), либо с новым конструктивным соединением ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались.

Радикальные нововведения связаны с использованием принципиально новых идей и технологий, не имевших ранее аналогов. Примерами радикальных новшеств могут служить новые формы обучения в профессиональном образовании: открытое обучение, экстернат, создание учебных фирм и др.

Чем радикальнее новшество, тем более сложен и трудоемок процесс его освоения, тем сложнее спрогнозировать его возможные последствия и более высока цена неудачи. Радикальность новшеств относительна: изменения, которые для одних ОУ имеют характер радикальных, для других могут и не быть таковыми.

Третий тип новшеств – комбинаторные, которые соединяют ранее известные элементы в новое (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов).

Новшества различают также по масштабу преобразований. Масштаб новшества определяется числом охватываемых преобразованием частей образовательной системы, а также степенью вовлеченности в его осуществление членов педагогического коллектива. По масштабу предполагаемых изменений различают локальные, модульные и системные новшества.

Локальные новшества предусматривают небольшие изменения модифицирующего характера на узком участке. Примерами локальных нововведений являются разработка и использование обучающих компьютерных программ по отдельным дисциплинам, разработка и использование компьютерных тестов для оценки результатов образовательного процесса и др.

Модульные новшества предусматривают целостные изменения какой-то подсистемы образовательного учреждения. Примером модульного нововведения может быть модифицированная (возможно авторская) программа по какой-либо дисциплине и специально разработанная под нее новая технология.

К системным новшествам относят те, которые предполагают либо перестройку всей педагогической системы ОУ под какую-то общую идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего. Примером системного новшества в профессиональном образовании может служить процесс объединения ОУ и создание укрупненных колледжей.

При этом инновационный процесс может быть организован как в самом образовательном учреждении, так и на уровне региона.С целью организации инновационной деятельности на уровне регионабыл разработан алгоритм составления программ развития системы начального и среднего образования (приложение 1), который включает две составляющие. Первая составляющая характеризует существующую образовательную систему: описываются основания для реформирования образовательной системы, цели и задачи реформирования; указываются основные показатели развития системы и качество подготовки профессиональных кадров; раскрывается роль системы начального и среднего профессионального образования в экономическом развитии региона и социальные функции системы; оцениваются перспективы системы начального и среднего профессионального образования в новых условиях (перехода в ведение субъектов РФ). Для характеристики каждого направления указана совокупность показателей и индикаторов, по которым можно оценить состояние образовательной системы. Вторая составляющая алгоритма предлагает структуру инновационной деятельности по обеспечению устойчивого развития системы на ближайшие несколько лет и формулирует стратегические задачи, соответствующие видам деятельности и предлагает способы их оперативного решения.

Выделенные в алгоритме стратегические задачи перекликаются с основными направлениями развития профессионального образования[13] и предусматривают:

- обеспечение равного доступа к образованию и обучению;

- реорганизацию системы профессионального образования;

- совершенствование содержания, качества образования и обучения;

- повышение экономической эффективности региональной системы профессионального образования.

Каждая стратегическая задача разбивается на оперативные, которые предусматривают определённые виды деятельности. Так, например, стратегическая задача – реорганизация региональной системы профессионального образования включает такие оперативные задачи, как разработка регионального законодательства и политики о типах образовательных учреждений, совершенствование структуры управления на уровне региона и на уровне образовательного учреждения, разработка механизмов поддержки профессионального образования и другие. Оперативная задача – совершенствование региональной структуры управлением профессионального образования – предусматривает следующие виды деятельности: определение функций управления образованием, внесение изменений в структуру управления, обучение персонала и т.д.

Такие программы инновационной деятельности имеются во многих регионах и субъектах России: республики - Коми, Чувашия, Марий-Эл; области – Самарская, Кемеровская, Новгородская и др.; города – Москва, С-Петербург и др.

Алгоритм программы реформирования региональной системы профессионального образования выстроен в соответствии с теоретическими положениями моделирования инновационного процесса. Каждая стадия этого процесса предусматривает несколько этапов: стадия создания новшеств включает выявление потребности в изменениях на основе ответствующего анализа, проектирование новшеств, экспериментальное апробирование, экспертная оценка новшества.

В российской системе профессионального образования распространяются многие десятки новшеств. Помимо объективной необходимости развития, которая побуждает проводить изменения в профессиональном образовании, нужны еще и возможности осуществлять такие изменения. Объем возможностей развития определяется многими составляющими: уровнем финансирования образовательного учреждения, кадровым потенциалом, состоянием материально-технической базы, уровнем информационного обеспечения, наличием служб, способных оказывать эффективную консультативную помощь учебному заведению в проектировании своего будущего, выборе и внедрении новшеств. Но главный компонент пространства возможностей развития образовательного учреждения – новшества, которые можно использовать для улучшения своей педагогической системы и повышения эффективности ее деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)