Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет и задачи педагогической инноватики
Общую задачу педагогической инноватики можно определить как изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности. Тогда предмет педагогической инноватики – это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений. Для решения общей задачи необходимо интегрировать знания из разных областей, т.к. один и тот же фактор в разных условиях может влиять на характеристики процессов изменений и положительно и отрицательно. Например, очевидно, что высокая квалификация преподавателей, участвующих в освоении новшеств, позитивно влияет на скорость и качество его освоения. Однако, если осваиваемое новшество будет приводить преподавателей к отказу от многих своих прежних взглядов, или столкновению амбиций, то высокая квалификация, соответствующая старой практике, может стать негативным фактором для становления новой. Таким образом, одни и те же психологические факторы при разных сочетаниях экономических, организационных и других условий могут влиять на эффективность внедрения новшеств по-разному. Задачи педагогической инноватики можно разделить на три группы. Первую группу составляют задачи описательно-объяснительного типа. Их решение призвано дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения. Примерами такого рода задач могут служить: изучение влияния различных факторов на скорость распространения новшеств или эффективность их освоения, задачи мониторинга изменений на различных ступенях образования, задачи изучения факторов, определяющих восприимчивость образовательных систем к новшествам, задачи изучения причин сопротивления изменениям и механизмов его возникновения и т.п. Во вторую группу входят задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Решение этих задач отвечает на вопрос: какой должна быть инновационная деятельность, чтобы быть более эффективной, чем существующая?
Педагогика разрабатывает общие модели и частные средства совершенствования образовательной деятельности, в том числе и инновационной. Когда, например, Ю.К. Бабанский создал свою теорию оптимизации, он тем самым предложил и новую модель совершенствования педагогической практики. Он не создавал новую модель образовательной деятельности, а исходя из некоего представления о том, какой она должна быть, разработал средства и методы перехода от существующей практики к желаемой. Наряду с этой моделью существуют и другие, с тем же назначением. Помимо моделей развития образовательных систем как целого, могут разрабатываться более совершенные методы инновационной деятельности, например, методы анализа образовательных систем, методы оценки и выбора новшеств, методы организации внедрения новшеств, методы мотивации инновационной активности педагогических коллективов, методы преодоления сопротивления изменениям и др. Задачи третьего группы связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них. Если решение задач второй группы расширяет пространство возможных изменений самой инновационной деятельности, то решение задач третьей группы улучшает способы ориентировки и движения в этом пространстве. Задачи педагогической инноватики могут быть также разделены по признаку их отнесения к той или иной стадии инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств. На каждой из этих стадий могут решаться самостоятельные задачи изучения инновационной деятельности и разработки научного обеспечения ее совершенствования. Создание новшеств расширяет пространство возможностей для повышения качества и эффективности практики образования на различных его ступенях. Педагогическая инноватика призвана представить общую картину процессов создания новшеств для практики образования: их интенсивность, направленность, тенденции изменений, существующие здесь проблемы. При построении этой картины нужно, проводя специальные исследования, получать ответы на следующие вопросы:
· какова интенсивность создания новшеств, и в какой мере она соответствует объективным требованиям развития образования; · как распределяются создаваемые новшества по степени их актуальности, новизны, радикальности, готовности к внедрению; · какие тенденции существуют в процессах создания новшеств; · насколько эффективно выполняются различные этапы создания новшеств; · какие факторы и как влияют на эффективность процессов создания новшеств; · как можно воздействовать на эффективность создания новшеств? Если новшество создано и потенциально полезно, но не распространяется, то это означает, что возможность повысить эффективность образовательной деятельности не используется. Изучая процессы диффузии (распространения) новшеств, педагогическая инноватика призвана давать ответы на следующие вопросы: · какова скорость и масштаб распространения различных новшеств, и в какой мере они соответствуют объективным требованиям развития образования; · что определяет различия в характеристиках процессов распространения новшеств в современных условиях; · какие барьеры сдерживают сегодня распространение новшеств; · какой должна быть инфраструктура поддержки распространения новшеств; · каковы недостатки существующей инфраструктуры поддержки инновационных процессов; · как можно воздействовать на эффективность различных этапов распространения новшеств? Освоение новшеств в образовательных учреждениях в конечном итоге определяет его общую эффективность. Необходимо иметь картину того, как образовательные учреждения воспринимают и осваивают новшества. Построение такой картины требует ответа на множество вопросов: · какова восприимчивость образовательных учреждений к новшествам, и какие факторы ее определяют; · какова способность образовательных учреждений эффективно внедрять новшества и что определяет различия в ней; · как осуществляется выбор новшеств для внедрения в образовательных учреждениях; · какие формы организации инновационной деятельности педагогических коллективов используются в образовательных учреждениях, и что определяет их эффективность; · какие различия существуют у педагогов в ценностном отношении к инновационной деятельности, и что определяет эти различия; · какие формы мотивации инновационной активности педагогов используются в образовательных учреждениях, и что определяет их эффективность; · какие формы сопротивления нововведениям существуют в образовательных учреждениях, и почему оно возникает? Различая задачи педагогической инноватики по двум признакам: по принадлежности к группе и по отношению к фазе инновационного процесса, получим девять их типов (см. таблицу 1). В результате такой типологизации предмет педагогической инноватики оказывается структурированным.
Таблица 1.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.006 с.) |