Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности молодежного рынка труда и его характеристикиСтр 1 из 18Следующая ⇒
Современный рынок труда продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы и характеризуется следующими проблемными факторами. Первый фактор определен сокращением спроса на рабочую силу. Сокращение спроса на рабочую силу и, как следствие – сокращение занятости в экономике и ростом безработицы в 1990-е годы было вызвано спадом производства валового внутреннего продукта (ВВП). Инвестиционный кризис предопределил также глубокое падение спроса на рабочую силу в строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. На рынке труда Российской Федерации и сегодня доминируют проблемы недостаточного спроса на рабочую силу, чем предопределяется скрытая и открытая (в том числе регистрируемая) безработица. На спрос и предложение на рынке труда оказывают влияние ряд социально-экономических условий: - демографические. Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется повышенной смертностью граждан трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения, лишь 58% россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет. Демографический фактор в 1990-е годы способствовал повышению предложения рабочей силы (численность населения трудоспособного возраста увеличивалась). В 2004-2006 годах в трудоспособный возраст начали входить поколения родившихся в период низкой рождаемости 1990–х годов, поэтому происходит не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение – начало старения экономически активной части населения; - миграционные. В условиях неблагоприятной демографической ситуации в России миграция играет положительную роль. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста. Легальная трудовая миграция не оказывает существенного влияния на численность населения в трудоспособном возрасте и в незначительной степени компенсирует общее сокращение населения, что не оказывают существенного воздействия на рынок труда в России. Более существенно присутствие на нем нелегальных мигрантов. Накопленная за годы реформ нелегальная трудовая миграции составляет значительный объем экономически активного населения, оказывающего на рынок труда неоднозначное воздействие. С одной стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности, с другой – заполнение неконкурентных рабочих мест, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе;
- социально-психологические. Значительная часть экономически активного населения в 1990-е годы, столкнувшись с сокращением спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики, стала искать выход в различных формах производства в рамках домохозяйства, что явилось своеобразным социальным буфером в переходный период. Это привело к снижению экономической активности населения в 1990-е годы. Второй фактор характеризует качественный состав рабочей силы. В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. Проблемой в России в 1980 - начале 1990-х годов была повышенная доля инженерно-технических специалистов среди выпускников высших учебных заведений. В 1990-е структура выпуска существенно изменилась. Государственные ВУЗы за период 1990-2002 годов резко сократили с 40,2% до 22,0% выпуск инженерно-технических специальностей. В структуре выпуска негосударственных высших учебных заведений в 2002 году также доминировали гуманитарно-социальные специальности (28,9% от общего выпуска), экономика и управление (25,9%). Кроме того, сократилась доля естественнонаучных специальностей, составляющих основу международной конкурентоспособности российской науки с 9,0% до 6,6%. Увеличились в выпуске доли гуманитарно-социальных специальностей с 12,2% до 17,7%, экономики и управления с 13,8% до 24,3%, что привело к проблеме «перепроизводства» юристов и экономистов на рынке труда России. Начиная с 1999 года, в экономике начался подъем, вызванный адаптацией предприятий к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции, благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.
Проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров в настоящее время приобрела особую остроту, т.к. за 10 лет реформ большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих (периодичность повышения квалификации составляет 13-15 лет, в то время как в развитых странах –3-5 лет). В настоящее время средний возраст высококвалифицированных рабочих в разных отраслях промышленности составляет 53-57 лет. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень квалификации рабочих. В результате численность рабочих высшей квалификации в России составляет около 5%, в то время как в США- 43%, ФРГ-56%. В условиях коренной модернизации производства работодателям требуются профессионально мобильные работники широкого профиля. Это обстоятельство ставит более 60% состоящих на учете безработных граждан перед необходимостью пройти профессиональное обучение, без которого трудоустройство является практически невозможным. Практика показывает, что большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства, нуждается либо в повышении своей квалификации, либо в получении новой специальности. Вместе с тем, за годы реформ (1990-2003 годы) резко снизился как общий уровень квалификации рабочих, так доля рабочих высшей квалификации. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса в результате позитивных сдвигов в экономике, что не позволило решить проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров, и диспропорций спроса и предложения на локальных рынках труда. Третий фактор - цена труда. Относительный уровень цены труда в экономике России, заниженный на протяжении десятилетий существования планово-централизованной экономики, остается таковым и в настоящее время. Доля доходов населения, в том числе заработной платы, в валовом внутреннем продукте, в Российской Федерации ниже, чем в развитых странах. Отрицательные экономические последствия низкой цены труда - пониженный спрос на товары и услуги, дефицит реальных доходов по сравнению с потребностями населения, консервация отсталых технологий и методов управления экономикой в целом и персоналом на предприятиях, упадок трудовой мотивации и производительности, уменьшение в структуре доходов заработной платы. В 1990-е годы произошло увеличение нерациональной межотраслевой, межпрофессиональной дифференциации уровней оплаты труда. Различия в отраслевых уровнях заработной платы достигают нескольких раз. Минимальная заработная плата в развитых странах играет роль регулятора рынка труда. В России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) многократно занижен и в силу этого утратил значение стимулятора эффективности труда. Уровень цены труда, оцениваемый по доле фонда оплаты труда в ВВП, остается заниженным. Занижение уровня оплаты труда с одной стороны способствует расширению спроса на труд, с другой стороны снижает предложение на рынке труда: одни категории населения в данной ситуации стремятся к поиску новых рабочих мест, другие отказываются от работы, по крайней мере, в формальном секторе экономики.
Следующий фактор - недостаточное развитие малого предпринимательства. Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, число предприятий малого бизнеса в России по-прежнему относительно мало. Развитие самозанятости и малого предпринимательства является значительным резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и сократить безработицу. Неформальный сектор экономики, который составляет существенную долю российского рынка труда, существует за счет неформальной занятости: индивидуально занятых, работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников в зарегистрированных предприятиях. Неформальная деятельность может составлять предмет как основной, так и вторичной занятости человека. Безработица и скрытая безработица влияют на рынок труда, создавая определенные напряжения. Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу вызвали массовую безработицу, которая достигла максимума после финансового кризиса 1998 года (наивысший уровень в 10,4 млн. человек или 14,6% от экономически активного населения был отмечен в феврале 1999 года). Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является видимая неполная занятость. Скрытая безработица характеризует: - меру отставания России от развитых стран в производительности труда, - безработицу, скрытую от официального наблюдения (когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению), - несоответствие развития или спада производства и занятости. Вместе с тем, задачи сокращения излишней рабочей силы на предприятиях и повышения производительности труда могут быть решены при условии реструктуризации и модернизации отраслей экономики, внедрении современных технологий. Проблемы региональных рынков труда заключаются в значительной дифференциации экономического развития территорий и низкой трудовой мобильности населения. Значительные различия в показателях рынков труда территорий, характерные для 1990-х годов, сохраняются и в настоящее время. Повышенный уровень общей и регистрируемой безработицы отмечается в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также в республиках Северного Кавказа. Минимальный уровень – в Центральном, Южном, Уральском федеральных округах. Разница по уровню общей безработицы достигает 16-18 раз.
Сохраняющаяся напряженность в сфере занятости на селе предопределила значительные различия в городском и сельском сегментах рынка труда. Активность городского населения заметно выше и более устойчива во времени. Сельское население оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. Трансформация российской экономики из планово-административной в рыночную обусловила сдвиги практически во всех составляющих рынка труда. Появились глубокие противоречия, которые не удается разрешить: - между возрастающей потребностью работодателей в квалифицированных работниках и неспособностью удовлетворить эту потребность; - между современными профессиональными стандартами и устаревшими образовательными стандартами; - между обвальным старением квалифицированной рабочей силы и отсутствием эффективных механизмов ее обновления. Эти противоречия больше всего отражаются на молодежном сегменте рынка труда. Уровень молодежной безработицы выше, чем в других возрастных группах населения. По прогнозам, эта ситуация не изменится и сохранится на ближайшую перспективу. Проблема усугубляется негативными тенденциями в демографической ситуации. Это усложняет задачу, стоящую перед обществом: необходимо не просто обеспечить условия для оказания помощи в выборе профессии и трудоустройстве, а создать реальную рабочую силу, способную экономически поддержать возрастающую армию пенсионеров. Необходимыми условиями формирования спроса рабочей силы являются следующие элементы экономической среды: - свободный выбор при осуществлении покупки и продажи. Это выражается в свободном выборе между занятостью и незанятостью, наймом и увольнением, а также в свободном выборе профессии, вида деятельности, места работы и в выборе между возможностью работать и не работать по найму; - возможность получить полную стоимость рабочей силы. Условия, существовавшие в нашем хозяйстве, предполагали получение работниками лишь частичной оплаты его труда, та как значительная часть поступала к нему из общественных фондов потребления, через которые удовлетворялись различные социальные потребности; - наличие конкуренции. Важно, чтобы она действовала не только между работниками, но и между работодателями; - определенная избыточность предлагаемых к обмен услуг и товаров. Необходим резерв, определенная избыточность работоспособного населения, которая при определенных условиях труда и оплате может включаться или нет в общественное производство. Избыточность должна распространяться и на средства производства, которые могут быть введены в действие при экономически благоприятных для их владельцев условиях;
- деформированность структуры рынка труда, которая вызвана глубоким расхождение, когда одновременно уживаются неудовлетворенный спрос и избыточное предложение. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы характерно для любой ступени развития рыночной экономики. Рассматривая проблемы занятости молодежи, необходимо отметить, что работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие критерии оценки к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда. Именно отсутствие у молодежи необходимых навыков практического использования полученных знаний делает молодежь уязвимой на рынке труда. Возникает проблема так называемого «порочного круга»: предприятия требуют от молодого кандидата на вакантное рабочее место практического опыта, который он может приобрести только в процессе работы. Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Происходит падение социальной ценности производительного труда и изменение трудовой мотивации: приоритет отдается не интенсивному, содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному в первую очередь на получение значительной материальной выгоды любым путем. В то же время, молодежь имеет ряд особенностей, которые с точки зрения оценки трудовых ресурсов являются достоинствами: нестандартность мышления, желание быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, мобильность, восприимчивость к инновациям. Исследователи молодежного рынка труда, наблюдая на протяжении последних лет за обращающимися в центры занятости населения выпускниками учебных заведений и анализируя их психологический настрой, отмечают, что современная молодежь существенно отличается от предыдущей. Она изначально настроена на перспективу роста. Если в середине 90-х годов основным был вопрос о размере заработной платы и льготах, то сейчас ключевыми становятся карьерные устремления. Таким образом, рынок труда молодежи в настоящее время характеризуется следующими основными признаками: · несформированностью профессиональных интересов у молодежи; · деформацией профессиональных намерений подрастающего поколения, инфантилизм позиции, завышенные притязания у части молодых людей; · отсутствием механизма корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития регионов; · отсутствием на большинстве предприятий и организаций программ трудовой адаптации молодых специалистов и рабочих; · ограниченными финансовыми возможностями молодежи для трудовой мобильности на региональных и межрегиональных рынках труда и для занятости в сфере предпринимательства; · возрастающими масштабами платности за образование; · дисбалансом спроса и предложения (количественного и качественного); · несоответствием уровня квалификации требованиям работодателей; · отсутствием госзаказа на выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; · низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда, низким качество рабочих мест в большей части государственного сектора.
1.3. Структурирование образовательных услуг в условиях рынка В настоящее время образование, оставаясь преимущественно общественным благом вследствие абсолютного преобладания бесплатных форм обучения, становится товаром по своей сути. Поэтому происходит четкое разделение образовательных услуг по категориям спроса и потребности. Носителем потребности является человек (личность). Финансирование этой потребности может осуществлять государство, семья, предприятие, оплачивающее обучение своих работников. Поэтому можно говорить о том, что спрос на услуги образования лишь в определенной и сравнительно небольшой части выступает как действительный платежеспособный спрос носителя потребности. Рыночная составляющая в формировании спроса существенно увеличивается в сфере профессионального образования, выпускающего рабочую силу на рынок труда. Спрос на образовательные услуги складывается под воздействием требований работодателей и общей ситуации на рынке труда. С точки зрения потребностей общественного воспроизводства система образования решает следующие задачи: - общая и профессиональная подготовка рабочей силы, вновь вступающей в народное хозяйство (обучение молодежи). За счет этого притока идет заполнение новых рабочих мест и замена выбывающих работников; - повышение квалификации и переобучение действующих кадров. Благодаря интенсивному научно-техническому развитию потребность в постоянном пополнении знаний стала настолько актуальной, что возникла концепция непрерывного образования. Из данной структуры потребностей общества в услугах системы образования вытекает набор факторов, определяющих спрос на эти услуги со стороны государства, населения и самостоятельных субъектов хозяйствования. К числу таких факторов можно отнести: - текущую и перспективную потребность отраслей народного хозяйства в специалистах; - уровень оплаты труда; - возможность получения работы по данной специальности на родине (за рубежом); - творческий потенциал профессии, ее перспективность, возможность адаптации к меняющейся ситуации на рынке труда. Действие этих факторов существенно различается применительно к различным субъектам спроса на образовательные услуги. Так текущая потребность отрасли в специалистах определенного профиля лучше всего проявляется на уровне предприятия, возможности которого в оценке перспектив довольно ограничены. Эти возможности определяются инвестиционными проектами фирмы, которые редко выходят за рамки трех-пяти лет. Общая ситуация с подготовкой кадров специалистов, включая отраслевые перекосы и перспективу, может быть оценена реально только на макроуровне. Возможности же конкретного человека в определении своего профессионального будущего ограничены достаточно скудными сведениями о ситуации на рынке труда, в отношении заработной платы и возможности найти работу в перспективе, а также образовательным уровнем соискателя и качеством образования. В любом развитом, цивилизованном обществе каждый его член, каждый молодой гражданин должен иметь возможности получения образования – как общего, так и профессионального на любом доступном для него уровне. Однако это вовсе не предполагает, что все люди могут достигнуть одинаково высокого уровня образованности и квалификации. И, тем не менее, общество может и должно предоставить примерно равные условия, возможности для получения образования каждому его члену.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.047 с.) |