Производство в КС РФ по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство в КС РФ по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.



В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., продублировав данное положение в п. 3 ч. 1 ст. 3, в ст. 101 устанавливает, что суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его конституционности.

Данный вид производства отрегулирован нормами, содержащимися в гл. XIII ФКЗ. В них содержится указание на право обращения в Конституционный Суд РФ, условия допустимости запроса, последствия внесения запроса, пределы проверки и виды итоговых решений (ст. 101 — 104). Отдельные аспекты данного вида производства дополнительно регулируются другими процессуальными кодексами (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

С запросом о проверке конституционности закона в Конституционный Суд РФ может обратиться любой федеральный суд (суд общей юрисдикции, арбитражный суд и др.) при рассмотрении дела в любой инстанции, т. е. при вынесении судебного решения по делу в первой инстанции, а также при рассмотрении дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Понятие «суд» охватывает как судью, единолично рассматривающего дело или решающего его отдельные вопросы на разных стадиях процесса, так и коллегиально действующие составы судов. Соответственно и запрос суда может быть оформлен судебным решением, вынесенным единолично или коллегиально.

Правом обращения в Конституционный Суд РФ с запросом обладают также суды субъекта Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи

Предметом проверки по запросам судов являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

Это требование является обязательным, учитывая убежденность суда в неконституционности нормы закона. Возражения участников процесса не могут приниматься во внимание. Приостановление производства по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения не должно наносить ущерб законным интересам и правам граждан. В связи с этим в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» содержится рекомендация судам в каждом случае приостановления производства по делу в связи с обращением в Конституционный Суд РФ, когда подсудимый по делу содержится под стражей, обсуждать вопрос об изменении меры пресечения.

Последствия внесения запроса. В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации являются общими устанавливаются статьей 86 ФКЗ, которая закрепляет, что Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта или договора;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации толькопо содержанию норм.

Федерации толькопо содержанию норм.

По итогам рассмотрения жалобыКонституционный Судпринимает одно из следующих постановлений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.006 с.)