Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационный лист «Социальные роли»
Роль — это совокупность нормированных способов поведения, которые ожидаются от человека определенного статуса. Из всего поведения человека роль охватывает ту часть, которая повторяется, которая безлична, стандартизирована. Роль — это набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых тому, кто занимает данную позицию в социальном образовании. Восприятие роли — это точка зрения индивидуума в отношении своей роли в данной ситуации. Ролевые ожидания — это то, как другие думают, как должен вести себя человек в данной ситуации. Роль задается человеку в форме ожиданий от окружающих людей. Часть ожиданий нам хорошо известна, поскольку они изложены письменно (законы, инструкции, постановления и т. п.). Остальные ролевые ожидания воспринимаются интуитивно и недостаточно осознанно — это различные неписаные правила и законы. Выполнение своей роли регулируется одинаково как писаными, так и неписаными правилами. Ролевое поведение составляет значительную часть поведения человека в целом. Роль как поведенческий паттерн формируется под влиянием социума: общества, семьи, поэтому она детерминирована исторически, культурально. Обычно задается приемлемый разброс вариаций в ролевом поведении, но существуют определенные границы, или рамки, роли. Эти границы и обусловливают нормы ролевого поведения, за пределы которого заходить никому нельзя. Любое нарушение, выход за рамки ролевого паттерна может вызвать отрицательную реакцию социума с последующим наказанием. Итак, ролевое поведение интернализуется человеком в процессе его развития в конкретном окружении: семьи, страны в кон- Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров кретное время: век, год. На этот процесс накладывается индивидуальное восприятие, понимание роли, индивидуальная структура ценностей, потребностей, мотивов, которые определяют собственное отношение к роли. В результате ролевое поведение приобретает индивидуальный стиль, рисунок. «Реальное поведение человека является результатом преломления требований общества в индивидуальной специфичности каждого отдельного человека, в его психической организации и его биографии. Это так называемая интернализованная роль, то есть "внутреннее" определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (Журавлев, 1976).
Ролевой конфликт — ситуация, когда индивидуум сталкивается с разнонаправленными ролевыми ожиданиями. Поскольку в нашей стране люди живут в достаточно разнообразных условиях, ролевые ожидания могут существенно отличаться у людей в зависимости от возраста, пола, национальности, окружающей социальной среды и т. д. В организации обычно выделяют три типа ролей: институциональные, групповые и индивидуальные. Понятие роли в ролевой теории понимается как символы, как «оболочки», в которые «входят» конкретные люди. В связи с этим в стандартной ситуации поведение человека сводится к символическому, а не к реальному поведению. Но в нестандартных, тем более в критических ситуациях поведение человека является настоящим, взаимодействие между людьми — реальным, а не символическим. С этим и связаны сложности в управлении поведением персонала в организации. Поэтому понятие ролевого поведения достаточно условно, но вместе с тем дает определенное понимание того, почему человек ведет себя так, а не иначе. В любом действии и поступке есть доля ролевого поведения. Кроме роли в выборе конкретного способа поведения участвуют еще обстановка (ситуация) и индивидуальность человека, его интересы и цели. Мы не можем психологическими средствами повлиять на обстановку (это область экономической политики), на индивидуальность (это область воспитания) и на интересы и цели (зависят от экономических рычагов, от иерархии ценностей и потребностей, воспитания). Психологии подвластна только роль. Видеотренинг—одна из немногих возможностей (наряду с многолетней практикой) усвоения неосознанных компонентов роли. Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта» Как правило, у человека множество ролей, которые он меняет согласно обстановке. Каждый тип ситуации выдвигает на первый план одну из ролей (муж, отец, спортсмен, менеджер, покупатель, пассажир, водитель и т. д.), оттесняя остальные на задний план. Это и есть актуализированная роль. Выбор роли, то есть способа поведения и правил игры, обычно определяется в момент встречи партнеров. Иногда в акте выбора содержится и момент борьбы между партнерами.
Роли партнеров взаимосвязаны: изменение роли одного из партнеров заставляет менять роль другого. Искусство общения требует: □ усвоения своих основных социальных ролей; О умения плавно войти в роль и выйти из нее при изменении обстановки; □ умения вообразить себя в роли партнера; □ умения четко разграничивать, как в собственном поведении, так и в поведении других, ролевое поведение от сугубо индивидуального.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.008 с.) |