Первый уровень СПТ: «Психические процессы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый уровень СПТ: «Психические процессы»



Этот уровень, или вид, тренинга направлен на развитие когнитивных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, представления, воображения, мышления, а также эмоций.

На низшем подуровне можно осуществлять:

□ психодиагностику;

П некоторое развитие элементарных сенсорных, перцептивных процессов и сенсомоторных реакций;

□ теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств;

□ раскрытие индивидуальных потенциалов в освоении новых приемов получения сенсорной информации из окружающей среды и из собственного тела;

□ изучение мнемических приемов запоминания информации и т. д.

На высшем подуровне нам представляется целесообразным развитие представления, воображения, мышления. К этому уровню можно отнести и развитие креативности, хотя, строго говоря, на способность к творчеству влияют и личностные особенности. Поэтому развитие креативности включает и внутриличностныи уровень тренинга. Если креативность личности руководителя блоки-

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..

руется межличностными проблемами, то программа должна включать межличностный уровень тренинга.

По нашему мнению, обучение должно охватывать три основные сферы психики человека:

О когнитивную: получение знаний на теоретическом уровне; О эмоциональную: человек лучше запоминает ту информацию, которая переживается эмоционально, пропускается через себя, что невозможно без затрагивания мотивационной сферы человека;

□ поведенческую: освоение новых поведенческих паттернов, реакций.

Деление процесса обучения на три компонента, хотя и довольно условное, применялось в разрабатываемых нами программах. В качестве методик обучения на первом уровне могут быть использованы различные психотехнические упражнения (Цзен, Пахомов, 1985). Этот уровень подготовки руководителей представляется нам очень важным для управленческой деятельности. Здесь открываются колоссальные резервы человеческой психики, не использованные ранее возможности.

Обучение на первом уровне должно проходить с преобладанием активных методов на основе психологического тренинга в небольшой группе (10—12 человек) в течение 3—5 дней интенсивной работы (6—8 часов) в расчете на каждую программу. Исходя из целей обучения, программы могут быть комбинированными, включать низший и высший уровни.

На успешность тренинга когнитивной сферы руководителей будет влиять эмоциональный фон. Это, во-первых, атмосфера в группе, позволяющая чувствовать себя в безопасности. Во-вторых, внутриличностное эмоциональное состояние участников. Известно, что зависимость между интеллектом (который измерялся с помощью IQ) и тревожностью носит характер инвентированной U-образной кривой. Это означает, что для высокой эффективности интеллектуальной деятельности достаточно среднего уровня тревоги или напряжения. Слишком слабое или избыточное напряжение будет блокировать деятельность интеллекта. Вот почему так важно создавать комфортные условия для тренинга, снимать излишнее внутреннее напряжение у участников. Развитие когнитивной сферы, таким образом, не может идти в отрыве от развития эмоциональной сферы.

Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга

В связи с этим добавляются такие задачи развития эмоциональной сферы, как:

□ осознание переживаемых актуальных чувств, эмоций,

□ снятие излишнего эмоционального напряжения,

□ изменение собственного эмоционального состояния и др.

Для достижения перечисленных задач можно использовать элементы аутогенной тренировки; функциональную музыку; упражнения, базирующиеся на гештальт-психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.054 с.)