Упражнение на чувственную работу с симптомом 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение на чувственную работу с симптомом



Выберите телесный симптом для сосредоточения, предпочтительно такой, который вы можете чувствовать. Если в данный момент у вас нет симптомов, вспомните симптом, который у вас когда-то был, и о котором вы хотите знать больше. Вам хватит одного симптома.

Затем начните сосредоточиваться на симптоме. Сосредоточивайтесь не на том, как он на вас действует, а на элементе, который, по-видимому создает симптом. Например, если вы работаете с головной болью, не описывайте только то, как она на вас действует, а именно, что вы от нее устаете, но попытайтесь описать элемент, создающий саму головную боль. Тогда вы, возможно, ощутите вспыльчивость, которая, судя по всему, создает головную боль.

Даже если вы уже много размышляли о себе или работали над собой, вы можете столкнуться с сопротивлением при сосредоточении на первопричине симптома. Будьте терпеливы с собой. Желание маргинализировать что-то, беспокоящее вас, вполне естественно. Однако от маргинализации мало пользы, а потому прочувствуйте симптом и попытайтесь пережить то, что, по вашему ощущению, его создает. Попробуйте заново почувствовать этот симптом так полно, что вы сумели бы реально воссоздать или описать его достаточно точно, чтобы другой человек, при желании, мог его почти ощутить.

Теперь развертывайте это описание. Например, если вы ощущаете слабость, сосредоточивайтесь на этом ощущении и следуйте ему. Представьте себе эту слабость, почувствуйте ее. Если вы ощущаете давление, представьте себе что-то, что могло бы его создавать. Если у вас острая боль, позвольте этой остроте развертываться, воображайте ее, например, в виде ножа. Если у вас ощущение, что внутри вас нечто растет, позвольте этому растущему нечто отразиться в виде картинки в вашем уме. Быть может, вы увидите этот рост в виде растения. Используйте ощущения своего тела и позвольте им создавать образы.

Образы, описывающие ваши телесные ощущения – это части вашей страны грез, вашей психологии. Ваше тело создает сновидения. Но мы не хотим останавливаться на этом. Мы хотим идти глубже, к первопричине симптома еще до того, как он становится симптомом.

Ощутите чувственную суть заигрывающего симптома. Найдите корни переживания симптома, его сущность, саму первопричину переживания симптома до того, как оно стало симптомом. Представьте себе чувственную сущность, скрытую за симптомом, тенденцию, которой она была до того, как стать симптомом.

Чтобы найти чувственный опыт, ищите первые тенденции, которые имеют место еще до того, как ваш симптом становится симптомом. Чувствуйте симптом и двигайтесь к его истокам, к сущности, лежавшей в основе симптома до его появления. Это требует определенного времени.

Например, быть может симптому предшествовало чувство покровительства или материнской заботы, которое кажется острым из-за того, что острота была реакцией против чего-то, что вас беспокоит. Вы нуждались в защите. Или, возможно, сущностью симптома давления оказалось ощущение свободы, которое становилось мощным давлением вовне, когда на свободу посягали. Чувственная сущность очень проста. Используйте свое медитативное осознание, чтобы исследовать чувственные корни своего симптома.

Теперь сосредоточьтесь на этой сущности, используя свое осознаваемое внимание; изучайте это чувственное Сновидение, составляющее глубочайшее ядро симптома. На что похож этот мир? Каковы время и пространство этого мира? Вместо того, чтобы маргинализировать этот опыт Сновидения, освободитесь от своей самотождественности. Ощутите себя в этом чувственном мире. Живите в его времени и его пространстве, будьте там, оставайтесь там. Какова природа времени и пространства покровительства, свободы, чуткости, силы или чего-то другого, что вы переживаете в качестве сущности?

Сохраняйте осознаваемость и, меняя форму, переходите во времена и пространства чувственной сущности этого симптома. Замечайте, маргинализируете ли вы опыт. Старайтесь быть великодушным и допускать возможность, что повседневный мир не более или даже менее значим, чем мир, который вы исследуете. Попробуйте воспринимать оба мира как одинаково важные. Попробуйте жить в пространстве и времени чувственной сущности своего симптома.

Развертывайте эту сущность. Какого рода жизнь стремится порождать этот чувственный опыт? Какие картины и какие части развертываются из него? Можете ли вы видеть образы? Изобразите этот мир в живописи или музыке. Позвольте атмосфере усиливать себя в Сновидении. Поэкспериментируйте с этой чувственной сущностью, используя движение, драму, истории или любой метод, которого требует сущность. Оставайтесь в этой драме, этой живописи, этом бытии.

Подумайте о возможности того, что вы сами – живое искусство, создаваемое в сновидении. Побудьте этим чувственным опытом. Пусть его мир создает жизнь! Живя в мире этой сущности, отмечайте, как меняется ваше ощущение времени и пространства? Есть ли в вас что-то, стремящееся маргинализировать этот опыт? Почему вы его маргинализируете? Что бы понадобилось для того, чтобы перестать маргинализировать? Подумайте о том, как эти переживания могли бы влиять на вашу повседневную жизнь. Как они влияют на вас сейчас? Подумайте, как использовать эти переживания в вашей работе. Что, быть может, пришлось бы менять в вашей жизни, ваших позициях и вашем поведении?

Сейчас, когда вы являетесь этой сущностью, почувствуйте или узнайте, что необходимо, чтобы позаботиться о вашем теле, чтобы устранить ваш симптом.

Это упражнение – разновидность осознаваемого сновидения. Благодаря выявлению тенденций и источника симптомов до того, как они проявляются, проделанная вами работа представляет собой своего рода профилактическую терапию. Подобная «терапия» – это изменение образа жизни, при котором вы замечаете чувственный опыт и позволяете ему создавать жизнь.

Зажим, который был цветком

Метод 24-часового Осознаваемого Сновидения с телесными симптомами требует подготовки, внимательности и сосредоточения. Однако ему может научиться каждый. Я вспоминаю участницу одного из наших европейских семинаров по работе с симптомами, у которой не было никакой предварительной подготовки в психологии или медитации. Она жаловалась на боль в верхней части спины, не поддававшуюся медицинскому или альтернативному лечению. Что бы она ни делала, боль не проходила.

Когда мы с Эми спросили ее, на что похожа ее боль, она ответила, что это что-то вроде спазма. Она представляла себе этот спазм похожим на металлический зажим, который, будучи туго закручен, не отпускает. Услышав об этом зажиме, мы, естественно, спросили ее, что она отпустила, полагая, что для зажима должна быть причина. И действительно, она рассказала нам, что хочет быть сильной и независимой и не любит «цепляться»; даже когда ее интимный партнер объявил, что он уходит, она не захотела его удерживать и предпочла дать ему уйти. Желая приободрить ее, мы предположили, что держать (подобно зажиму), возможно, было бы полезно, а она заплакала и сказала, что не хочет цепляться и быть чувствительной. Но, поплакав о его уходе, она уже чувствовала себя лучше.

Пока что мы поработали с ней на уровне страны грез. Она прочувствовала свой симптом, описала его образ, как зажим, и поняла, что хотя она не любит цепляться, ей это необходимо, по крайней мере, в той степени, чтобы она могла открыть для себя и выразить свои чувства.

Затем пришло время осознаваемой телесной работы. Когда мы просили ее рассказать, чем был этот зажим до того, как стать зажимом, она долго не могла этого понять. Эми предложила ей чувствовать зажим и идти к его началу, к его истокам, ко времени, когда он был только тенденцией. Какого рода тенденцией был этот зажим? К своему немалому удивлению, эта женщина обнаружила, что чувственной сущностью этого зажима был цветок! Она сказала, что до того, как ее тело «зажалось», еще до того, как она отказалась показывать эмоции или цепляться за распадающиеся отношения, зажим был цветком.

(подпись к рисунку: Цветы, сущность зажима)

Иными словами, перед тем, как она зажималась, фоновая тенденция состояла в том, чтобы быть утонченно чувственной, подобно цветку. Цветок был первопричиной зажима. Она объяснила нам, что всякий раз, когда цветок игнорировали (маргинализировали), когда ее крайняя чувственность проходила незамеченной и неощутимой, ее тело сводило судорога.

Мы с Эми предложили ей сменить облик и немного пожить в мире этого цветка, его времени и пространства, его аромата и чувственности. Ей очень понравилось это Сновидение-цветок. Тогда мы посоветовали ей оставаться в контакте с этим Сновидением-цветком, даже находясь во взаимоотношениях с другими. Мы разыгрывали разные проблемы взаимоотношений в ее жизни. К нашему удивлению, она смогла оставаться в мире этого чувственного цветка и относиться к людям, как это мог бы делать цветок. В зависимости от ситуации, она «склонялась», «вяла» или «распускалась».

Познание себя – это познание Сновидения, из которого возникают симптомы. В том мире меньше давление от человеческого или общественного поведения; вы ближе к природе, к бытию, как оно есть. Осознаваемость изменяет вашу жизнь. Познание Сновидения, скрытого за вашим телом и его симптомами, способно воздействовать на вас; оно работает над вашими «болезнями» и психологией без действительной работы над ними.

Узелки на память

Симптомы – это дорога к просветлению. Они пробуждают вас к тайне, создающей вашу жизнь, равно как и к новым аспектам химии и психологии вашего тела, о которых вы в ином случае, возможно, никогда бы не подумали.

Осознаваемость может уменьшать распространенность таких заболеваний, как рассеянный склероз.

Главный вопрос таков: «Чем был симптомом до того, как он стал симптомом?» Почувствуйте тот мир и живите там.


Глава 10

Прикосновение и вовлечение

 

Я, ты, он, она, мы…

В саду влюбленных в мистику

Эти различия не настоящие [73]

Знаменитый исламский мистик Джелалуддин Руми написал эти слова в XIII в. Руми знал, что наши самоопределения переплетены друг с другом и отчасти создаются взаимодействиями со всеми и всем на свете.

С точки зрения необусловленной реальности, то есть, когда вы обладаете осознаваемостью в отношении Сновидения, вы переживаете себя не только как личность, но и как нелокальную сущность, как взаимоотношения.

Всякий раз, когда вы думаете о себе, как о взаимоотношении, а не личности, ваше повседневное маленькое «я» доказывает, что это всего лишь вечная философия, а не реальная жизнь. Но затем опыт сновидения создает у вас другие впечатления. С точки зрения глубокого медитативного опыта, вы знаете, что ваши мысли и чувства, по существу, ваша самость и ваша энергия, возникают в связи со всем окружающим, со всем, что захватывает ваше внимание.

В этой и следующей главах исследуется опыт нелокальной взаимосвязи с другим человеком или объектом. Для начала, мы будем исследовать переживание себя как части тела другого человека и изучать, как чувственные переживания соединяют индивидуальные процессы.

Обзор работы с отношениями

Чтобы составить представление о смысле чувственной работы с отношениями, возможно, будет полезно сперва рассмотреть другие методы разрешения проблем взаимоотношений. Ради краткости, я ограничусь в своем обзоре обобщением процессуально-ориентированных методов работы с отношениями. Читатели, нуждающиеся в дополнительной информации по любому из аспектов, например, переносу, придумыванию или работе с сигналами, могут обращаться к источникам, указанным в сносках.

И 2 Проекция и перенос

Проекцией называется одностороннее приписывание ваших собственных чувств, идей и отношений другим людям или объектам – в особенности, в том, что касается порицания, вины или ответственности. Проекция основывается на допущении, что то, кем вы являетесь, отделимо от другого человека.

Перенос – это технический термин для обозначение проекции в контексте терапии. Идея переноса, сформулированная Фрейдом, включает в себя «перенесение» чувств или желаний, которые относятся к детству и родителям человека, на учителя или авторитетную фигуру в настоящем. Проекция отличается от простых мыслей о ком-либо тем, что сопровождается сильными эмоциями. Вы не только полагаете, что нечто справедливо только в отношении другого человека или объекта, но также беспокоитесь, восхищаетесь или приходите в ярость по этому поводу.

Существуют различные методы работы с переносом. Некоторые психотерапевты используют его как основной процесс, допуская возникновение назойливых проекций или переноса. Считается, что клиенту нужно переносить чувства на терапевта, который остается нейтральным, предоставляя клиенту возможность обнаруживать и выражать родительские проекции. Например, если бы вы были моим терапевтом, и я бы воспринимал вас как свою мать или своего отца, то вы бы просто позволяли мне сосредоточиваться на различных чувствах, которые я испытываю к вам, пока они не разрешались бы сами собой.

Другие терапевты не работают непосредственно с переносом, и вступают в процессы взаимоотношений не как нейтральные существа или объекты переноса, а оставаясь самими собой. Каждая пара терапевт – клиент обладает уникальными особенностями. Даже в рамках одной и той же школы терапии никто не работает с переносом одинаковым образом с каждым человеком.

Контрперенос

Это явление возникает, когда помощник, учитель или терапевт испытывает сильные чувства к ученику или клиенту, в особенности, касающиеся их отношений переноса. Поскольку чувства целителя к клиенту отчасти определяют успех прохождения терапии, чувства контрпереноса имеют решающее значение для происходящего. Если вы испытываете к своему клиенту добрые чувства, этот человек более склонен принимать ваше лечение или вашу помощь, чем бы они ни были. Когда контрперенос оказывается отрицательным, или вы не можете отделить свои переживания от переживаний своих клиентов, результаты бывают непредсказуемыми и зависят от осознания со стороны всех участников.

(подпись к рисунку: Положение: начальник и подчиненный)

Власть и положение

Любые взаимоотношения связаны с различиями во власти и общественном положении, хотя мы редко сосредоточиваемся на них, если только в отношениях не возникают затруднения. У одной стороны всегда больше, а у другой меньше областей опыта, образования, финансовых возможностей и так далее. Пол, раса, религия, финансовое положение, образование, сексуальная ориентация, разница в возрасте и здоровье в определенные моменты дают одному человеку больше власти над другим. Осознание этого различия имеет решающее значение в использовании власти так, чтобы она помогала людям, а не разъединяла их.[74]

На рисунке выше показано, как женщина (как правило, занимающая более низкое общественное положение) унижает белого мужчину (обычно занимающего более высокое общественное положение, по крайней мере, на Западе). Один смысл рисунка состоит в том, что она, будучи начальником, злоупотребляет своей властью. Но с другой точки зрения, рисунок показывает, что она стремится отомстить за оскорбления, которым подвергается сама.

Тонкий и запутанный баланс власти в каждом событии взаимоотношений представляет собой сложный и важный фон общения, которые меняется от момента к моменту. Как показывает рисунок, положение может быть серьезной проблемой, и злоупотребление им бывает болезненным. По этой причине злоупотребление всегда бывает потенциальной проблемой во взаимоотношениях с различиями положения. Для защиты человека, занимающего более низкое положение от тех, у кого более высокое общественное или экономическое положение, создаются нормы, законы и гражданские права. В терапии эти права защищают клиента от злоупотребления положением со стороны работающих с ним специалистов.

Однако, правил и законов недостаточно для того, чтобы защитить нас от проекции, контрпроекции, любви и злоупотребления положением. В лучшем случае, правила и законы в терапии служат для того, чтобы обращать внимание людей на бессознательное использование власти. Но без постоянного, от момента к моменту, осознания в индивидуальных ситуациях, от общих правил мало толку.

Придумывание

Придумывание* отличается от проекции и контрпереноса. Придумывание происходит, когда мои сновидения невольно провоцируют ваши чувства – причем ни вы, ни я, не отдаем себе отчета в том, что ваши чувства связаны с моими сновидениями. Иными словами, ваши чувства создаются не одной лишь вашей психологией, а временно вызываются или придумываются тем, что я делаю бессознательно, и что вы можете увидеть в моих сновидениях.

Например, клиент, которому снится нищий ребенок, может придумать, что терапевт испытывает к нему положительные чувства. Терапевт может установить происхождение этих положительных чувств, исследуя сновидения клиента. В этом случае можно сказать, что «нищий ребенок» клиента провоцирует положительные чувства терапевта.

И наоборот, клиент может быть спровоцирован на определенное поведение фантазиями терапевта. Представьте себе женщину-терапевта, которая не нравится самой себе. Будучи ее клиентом, вы можете обнаружить, что компенсируете ее недостаток любви к самой себе, постоянно чувствуя необходимость говорить ей что-нибудь ободряющее или приятное.[75] Не всегда возможно точно разобраться, что является проекцией, контрпереносом или придумыванием. Эти процессы «перепутаны» из-за фона Сновидения.

Работа с вовлечением – огромное испытание для осознания. Я вспоминаю поразительный пример вовлечения, происходившего со мной несколько лет назад, когда я проходил психоаналитическое обучение в Цюрихе. Одна из моих клиенток сама была психоаналитиком. Она пришла ко мне на прием потому, что ощущала необычную подавленность. Поработав со мной над своими собственными проблемами, она, в конце концов, рассказала мне о случае, с которым столкнулась в своей аналитической практике. Один из ее клиентов хотел совершить самоубийство, однако не испытывал подобного побуждения до встречи с ней. Она рассказала мне, что пыталась помочь ему, но ей было трудно это сделать из-за собственной депрессии.

Будучи его терапевтом, она не хотела обсуждать с ним свою собственную депрессию. Но однажды, когда клиент сказал ей, что его расстраивает ее настроение, она собрала все свое мужество и решилась говорить о себе. В явно драматической беседе она поведала ему о своей собственной депрессии. К ее огромному удивлению, он обрадовался, что и у нее тоже эти проблемы, и решил помочь ей.

Эти двое поменялись ролями! Его терапевт – моя подавленная клиентка – стала его клиенткой. Вы понимаете, что я имею в виду? Она стала клиенткой своего «клиента», испытывавшего тягу к самоубийству, и платила ему за шесть сеансов, в которых они поменялись ролями.

Он помогал ей бесконечно больше, чем когда-либо удавалось мне! Более того, то, что он помогал ей, помогало ему самому. После шести сеансов они вернулись к своим первоначальным ролям, и она снова стала терапевтом. Его самоубийственные побуждения исчезли, и позднее он тоже решил стать психотерапевтом.

Не все ситуации вовлечения столь драматичны или заканчиваются так благополучно, как в этом примере. Тем не менее, всегда бывают такие моменты, когда взаимоотношение меняет полярность, когда нуждающийся в помощи становится помощником, ученик учит учителя и так далее. Смена ролей играет решающую роль в любом взаимоотношении, даже хотя большинство людей игнорируют чувства, которые могли бы заставить их поменяться ролями.

К тому времени, когда вы становитесь учителем, вы рискуете привязаться к власти и привилегиям в обществе, которые с этим связаны. Поскольку всем нам нравится обладать властью и чувствовать свое могущество, нам следует стараться не маргинализировать осознание вовлечения и смены ролей. Менее привилегированному клиенту, ученику или революционеру легче – по крайней мере, в некоторых отношениях – не осознавать привязанность к власти, нежели учителю не осознавать своего положения. Всем необходимы осознание и беспристрастность.

Проекция, придумывание, перенос, контрперенос и положение – это термины, которые применяются к людям так, как если бы они были никак не связаны или лишь умеренно связаны друг с другом. Однако на самом деле, некоторая степень вовлечения всегда налицо; вы не всегда можете сказать, кто есть кто. Чтобы разобраться в замешательстве, путанице и смене ролей, возникающих в результате этого, необходимо много осознания и гибкости со стороны всех участвующих.

Поскольку подобное непостоянство во взаимоотношениях встречает мало поддержки, налицо недостаточное осознание сложностей вовлечения. Тем не менее, когда такие ситуации прорабатываются с осознаваемостью и сознанием, они могут быть чрезвычайно поучительными и целительными. В случае, о котором я упоминал выше, улучшение наступило и у моей клиентки, и у ее клиента. Однако при отсутствии осознания, вовлечение может приводить к менее положительным результатам.

Я использую термин «вовлечение» отчасти потому, что он применяется в квантовой физике. Вовлечение (или взаимосвязанность) в физике относится к трудности разграничения квантовых процессов, то есть, проведения различия между состоянием одной частицы и состоянием другой. Для описания этой нераздельности также используются термины «нелокальность» и «отсутствие независимости». Нелокальность относится к пространственно разделенным процессам, которые выглядят сцепленными друг с другом, как если бы они происходили рядом.

В случае человеческих сигналов, вовлечение возникает из-за того, что во время обмена сигналами преобладает чувственное состояние. Вовлечение описывает трудность определения того, кто что сделал первым. Например, была ли ваша улыбка реакцией на мою позу? Или же моя поза была чувственной реакцией на что-то происходившее между нами до того, как вы улыбнулись? Поскольку все сигналы имеют чувственное происхождение, ярлыки «первый» или «второй» могут присваиваться только их внешним проявлениям.

С одной точки зрения, в том, что происходит между нами, следует винить каждого из нас; с другой точки зрения, единственной причины не существует и винить некого. Наши взаимоотношения и входящий в них обмен сигналами – это просто часть Сновидения. Достигая осознаваемости и сознания, мы можем наилучшим образом развертывать это Сновидение с пользой для всех.

Обмен сигналами

В добавок к переносу, контрпереносу, придумыванию и взаимосвязанности всех этих процессов, сам обмен сигналами представляет собой специфический способ работы с взаимоотношениями. Работая с обменом сигналами, вы сперва стараетесь обнаружить источник сигналов во времени и пространстве, зная, что их привязка к пространству и времени маргинализирует чувственный фон.

Работа с сигналами определяет, кто что сделал. В частности, вы отслеживаете неумышленные или двойные сигналы. Неумышленные или двойные сигналы, вроде улыбки, когда вы сердиты, почти всегда происходят от культуры отношений, от подразумеваемого отсутствия свободы или от договоренности, что определенные вещи нельзя показывать или обсуждать. Работа с сигналами выявляет значение двойного сигнала, в данном случае, гнева, и причину, по которой сигнализирующему оказывается невозможно ясно чувствовать и выражать двойной сигнал.[76]

 

Работа с бровками

Если бы вы чувствовали себя свободно, если бы не было никаких «бровок», то испытывая гнев, вы бы просто гневались, а не улыбались. Бровки ни хороши, ни плохи; они просто служат причиной, по которой сигналы изгоняются в подсознание. Вместо того, чтобы работать над сигналами, отношения можно обогащать, задавая вопрос о чувстве свободы во взаимоотношении. Недостаток свободы создает бровки или энергетические барьеры. Эти барьеры затрудняют посылку определенных сигналов или отождествление с ними.

Например, если вы меня боитесь, вы не будете способны выражать определенные вещи и будете вынуждены хранить их в тайне. Но процессы не исчезают; они просто становятся менее явными. «Тайные» чувства проявляются в неумышленных сигналах, наподобие страха или гнева. На этом этапе вы можете работать либо с сигналами (и поощрять их выход наружу), либо с лежащей в основе более крупной проблемой, а именно, тем, что создает страх во взаимоотношении. Сосредоточение на этой более крупной проблеме составляет суть работы с бровками.

Работа с сигналами зависит от способности ясно видеть и слышать, тогда как работа с бровками в значительной степени зависит от способности ощущать имеющееся чувство свободы или скованности.

Большие сновидения

За исключением явно не выраженной фоновой взаимосвязанности, работа с взаимоотношениями, о которой я рассказал до сих пор, основывается на проведении различий и разграничений между вами и вашими друзьями. Однако, когда мы говорим о сновидениях или мифе, скрывающимися за взаимоотношением, проводить различия между людьми оказывается невозможно.

Зачастую пожизненные шаблоны, определяющие взаимоотношения в любой данный момент, можно понять из воспоминаний о первом большом опыте или сновидении, связывающем двух людей. Эти воспоминания и сновидении показывают общую структуру того, что может происходить позднее.

Шаблон, просматривающийся в больших сновидениях или воспоминаниях имеет более решающее значение, чем я думал, когда впервые его обнаружил.[77] Первый опыт, который у вас был с кем-либо, «время, когда мы только встретились», имеет мифический характер, особенно, когда другой человек говорит: «я это тоже помню». Первая история подобна сну о детстве, корню или семени, вокруг которого строится все остальное взаимоотношение.

Мне вспоминается многодетная супружеская пара, обратившаяся ко мне потому, что они оба ощущали разделяющую их стену или барьер. Когда я спросил о первом воспоминании, связанном с их отношениями, оба вспомнили первую ночь, когда они спали вместе. Они были на вечеринке в мотеле и постарались улизнуть в другой номер, поскольку не хотели, чтобы их друзья знали, где они.

Однако, когда они захотели выйти из комнаты, дверь случайно захлопнулась и ее было нельзя отрыть изнутри. Они не могли выбраться! Они оказались заперты вместе на много часов, пока управляющий не взломал дверь, чтобы их выпустить. Более того, вопреки их попыткам держать все в секрете, из-за волнения в мотеле, вызванного их захлопнувшейся дверью, все участники вечеринки обнаружили, что они переспали вместе!

Через много лет, когда я работал с ними, оба ощущали, что их разделяют непреодолимые барьеры. После того, как они рассказали мне приведенную выше историю о том, как они оказались запертыми в том номере мотеля, я решил помочь им снова соприкоснуться с этим мифом, с ощущением того, что они заперты. Все мы смеялись до слез, когда они изображали захлопнувшуюся дверь, а я изображал друзей, которые обнаружили их вместе. Я полагал, что в этом опыте пребывания в запертой комнате должно быть что-то важное, и потому предложил им отправиться вдвоем на две недели на отдаленный остров. Я думал, что, возможно, будет полезно снова запереть их вместе. Более того, они должны были сообщить своим детям и всем друзьям, что уезжают из города!

Когда пара отправилась на остров, их проблемы исчезли. Барьер между ними растаял. Барьер возникал, когда они утрачивали контакт со Сновидением, проявлявшимся в их «мифе», и становились нормальными, деловыми специалистами. Мораль этой истории состоит в том, что полезно устанавливать связь с нашим первым сновидением или воспоминанием во взаимоотношении. Эти мифические образцы помогают нам соприкасаться с более глубоким сновидением между нами. Такие сны и воспоминания принадлежат не одному или другому человеку, а «взаимосвязанности» в отношениях.

Приводимый ниже чертеж обобщает различные методы работы с взаимоотношениями. Он включает в себя метод No 9 – Чувственное Вовлечение, которое я буду обсуждать следующим. Существует и много других методов работы с взаимоотношениями, в том числе, теория коммуникации, структурный семейный анализ и теория поля, и все они достаточно полезны в определенные моменты и в определенных ситуациях. Описанные выше методы представляют собой лишь самый краткий очерк некоторых из основных процессуально-ориентированных подходов.

Чувственное Вовлечение

Возможно, вы заметили, что в первых семи методах людей и сигналы можно разграничивать друг от друга, несмотря на взаимосвязанную основу взаимоотношений. В двух последних методах разделение индивидов становится невозможным.

Теперь давайте сосредоточимся на чувственной работе с взаимоотношением. Чувственная работа включает в себя улавливание едва заметной атмосферы между людьми до того, как она проявляется в виде сигнала от одного человека другому. В то время, как первые семь методов полезны для разрешения проблем, чувственная работа сосредоточивается на объединяющем элементе взаимоотношений; этот метод представляет собой разновидность тренировки осознания.

Чувственная работа исследует Сновидение, связывающее людей ниже области «проблем». Есть много способов чувственной работы. Можно просто ощущать атмосферу; можно работать с привязывающими тенденциями, или зрительными заигрываниями, о чем речь пойдет в 11 и 12 главах. Или можно использовать свое осязание, что мы обсудим сейчас.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ
1. Проекция – интеграция того, что вы помещали вне себя
2. Перенос – выяснение, что именно клиент проецирует на терапевта
3. Контрперенос – выяснение, что вы проецируете на клиента
4. Положение – выяснение того, кто и как использует власть
5. Придумывание – обнаружение своих сигналов в сновидениях другого
6. Обмен сигналами – выявление неумышленных сигналов
7. Работа с бровками – выявление, где люди чувствуют себя скованными и освобождение всех
8. Первые сновидения – выявление мифа пары
9. Вовлечение – чувственная работа с телесными и зрительными сигналами

(подписи к рисунку: 1. Проекция. 2. Перенос. 3. Контрперенос. 4. Работа с положением. 5. Придумывание. 6. Обмен сигналами. 7. Работа с бровками. 8. Большие Сновидения. 9. Чувственное вовлечение. Подписи под фигурками: слева – клиент; справа – терапевт. Подписи под фигурками в кружках: 8. Первые сновидения. 9. Чувственное вовлечение)

 

Легкий способ начать чувственную работу состоит в том, чтобы научиться осознаваемому осязанию. Я собираюсь предложить вам использовать особый вид прикосновения для того, чтобы ощущать дословесные, доматериальные переживания, которые пытаются произойти или происходят между вами и ваши другом.

(подпись под рисунком: чувственное прикосновение пробуждает осознаваемость в руках)

Чувственное взаимодействие происходит в необусловленной сфере, где вы легко проникаете сквозь границы другого человека, над ними или под ними. Поэтому прежде чем работать с кем-либо способом, который я буду описывать, следует спросить разрешения.

Пожалуйста помните, что некоторые люди стесняются своего тела; они не привыкли к тому, чтобы на них смотрели или к ним прикасались, не говоря уже о сосредоточении с помощью чувственного прикосновения. Спросите, в каком месте вам можно к ним прикоснуться. Как правило, обычно хорошо начинать с области спины.

Например, представим, что вы начинаете с того, что кладете свои руки кому-то на спину. Вообразим, что сканируя или осязая спину этого человека, вы, в какой-то момент внезапно ощущаете нечто костное, что вы не вполне можете выразить словами. Если вы ощущаете нечто костное, следующим шагом должна быть попытка установить связь с этой костной вещью, которую вы ощущаете, путем исследования ее сущности, ее тенденции или корня. Возможно, сущность этой костной вещи ощущается вами как тенденция что-то указать, подчеркнуть, объяснить.

Ваш повседневный ум будет подсказывать вам, что вы нечто проецируете на другого человека, когда внимательно сосредоточиваетесь на ощущениях, воспринимаемых вами от его тела. В чувственной работе не боритесь со своим повседневным умом. Просто замечайте его. Помните о своих волнениях по поводу проекции, переноса, контрпереноса, сигналов, бровок, мифов или телепатии, но прямо сейчас больше не сосредоточивайтесь на них.

С разрешения человека, с которым вы работаете, отстранитесь от своего повседневного ума и погрузитесь в то, что вы переживаете. Ваша цель – чувственная сущность, обнаруживаемая вашим осязанием.

Ознакомившись со своим чувственным опытом, попытайтесь описать его словами другому человеку. Здесь неизбежна и даже полезна неопределенность. Скажите что-нибудь вроде: «Я ощущаю что-то костное, похожее на кость. Возможно это кусочек металла или заноза?» Выскажите догадку относительно своего чувственного опыта; сформулируйте ее обыденным языком: «Нет ли там чего-либо, что хочет что-то указать? Что это, ясность, резкость?»

По мере того, как вы ощущаете чувственную сущность своего прикосновения и рассказываете о ней другому человеку, его тело будет реагировать. Возможно вы почувствуете исходящие от него новые ощущения; быть может, вы почувствуете изменение температуры его тела или ощутите, как под вашим чувственным прикосновением расправляются мышцы и ткани. Возможно, ваш друг будет реагировать словами, по мере того как он обнаруживает то, о чем вы говорите и может с этим соотноситься. Сохраняйте осознаваемость. Если вы ощущаете и описывает чувственную сущность, скрытую за тем, что вы переживаете, то вы устанавливаете связь со Сновидением другого человека. Это поразительный опыт, соединяющий вас двоих.

Вывернутая рука и рыба

Я припоминаю, как работал с человеком, которого я раньше никогда не видел. Я мягко положил свою кисть на руку этого человека и сразу же ощутил нечто, что я могу описать только как выверт. Поначалу я подумал, что у него растянуты мышцы или сухожилия и обнаружил, что фантазирую, будто у него вывихнута рука. Я сказал ему, что воспринимаю его руку как вывихнутую или даже вывернутую. К моему удивлению, он ответил, что несколько лет назад вывихивал руку из сустава.

Был ли этот вывих его процессом или моим собственным? Я не задавал ему этого вопроса; он согласился идти дальше, и мы вдвоем начали вместе сновидеть. Мы вступили в шутливый бой. Мы боролись, мягко выкручивая друг другу руки, разговаривали и игриво боксировали, пока он не завершил бой, который начался очень давно. Он рассказал болезненную историю о том, как его били и оскорбляли, а он не мог дать сдачи. Теперь, когда мы вновь переживали эту сцену, он сопротивлялся и чувствовал облегчение.

Его история напомнила мне травматические события из моего собственного детства. По мере того, как я рассказывал об опыте выкручивания рук, который когда-то пережил сам, он мог более глубоко погружаться в свой опыт. И когда он делал это, я обнаружил, что углубляюсь в свой! Кто с кем работал? Чувственное прикосновение связало нас с процессом, который не был ни моим, ни его, но принадлежал нам обоим.

Мне вспоминается еще один пример застенчивого приятеля. В какой-то момент в ходе нашей совместной работы я, с его разрешения, положил руку ему на спину, на верхушку его плеча. К своему удивлению, я испытал иррациональное чувство, будто я ощущаю там нечто мягкое, похожее на рыбу! Когда я начал описывать это рыбоподобное существо, клиент, к моему восторгу, сразу же отреагировал. Он сообщил, что по данным астрологов, он рожден под знаком Рыб!

Возможно, вы знаете, что согласно астрологии, люди, родившиеся между 19 февраля и 20 марта считаются Рыбами. Двенадцатый и последний знак зодиака, Рыбы, символизирует изображение двух рыб, плывущих в противоположных направлениях и со<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.019 с.)