Формирование потребительской корзины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование потребительской корзины



 

В условиях перехода к рынку статистикой разработана методология цен, по которой Агентство Республики Казахстан по статистике ведет выборочные наблюдения за розничными и потребительскими ценами на товары и услуги. Цель наблюдений заключается в регистрации цен и тарифов, по которым реализуются товары и услуги населению, сопоставимые в течение отчетного периода времени, и расчет индексов розничных и потребительских цен.

Организация выборочного наблюдения основана на методе типического отбора, когда из всего множества операций купли-продажи отбираются типичные случаи. Отобранные для наблюдения объекты торговли и платных услуг считаются базовыми, в них регулярно производится регистрация цен и тарифов.

Отбор товаров и услуг осуществляется по следующим признакам:

- территория (Астана, Алматы, все областные центры);

- объекты торговли и платных услуг (торговые предприятия в регионе);

- перечень товаров, услуг-представителей (согласно классификатора).

Цены на товары признаются сопоставимыми в двух периодах, если они зарегистрированы на один и тот же ассортиментный вид, имеют одинаковые качественные характеристики и реализуются в отобранных базовых предприятиях торговли. Набор отобранных товаров и услуг образует потребительскую корзину, формируемую на основе выявления фактической структуры потребительских расходов групп населения с различным уровнем дохода. Система выборки товаров и услуг в потребительскую корзину дополняется еще тем, что отбираются семьи с разным уровнем доходов, в которых ведется учет своего бюджета для определения структуры потребительских расходов.

На основе данных регистрации цен рассчитываются индексы цен.

При изучении цен на продукцию однородную, но реализуемую различными субъектами потребительского рынка, возникает необходимость расчета средней цены. Эта ситуация может сложиться и у конкретного, отдельно взятого субъекта, когда, отслеживая цены на один и тот же продукт, они будут варьировать от недели к неделе.

Средняя цена определяется по формуле:

,

где - общая стоимость конкретного продукта;

- общий физический объем конкретного продукта.

Средняя цена зависит, таким образом, от двух факторов: цен (), которые сложились у каждого субъекта (или на каждой неделе при еженедельном наблюдении) и структуры продаж или потребления ().

Динамика средних цен изучается при помощи системы индексов:

- индекс цен переменного состава, который характеризует изменение средних цен под влиянием обоих факторов сразу:

.

- индекс постоянного состава, который характеризует изменение средних цен за счет первого фактора - :

.

- индекс структурных сдвигов характеризует влияние второго фактора () на изменение результативного показателя – средней цены:

.

Индексы, как известно, связаны между собой: .

Индекс цен Ласпейреса используется как индекс потребительских цен, который показывает во сколько бы раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде при неизменной базисной структуре товаров-представителей, вошедших в потребительскую корзину:

.

В индексе цен Ласпейреса весами служит продукция (потребительская корзина) базисного периода и по мере отдаления от базисного года эта потребительская корзина все более, по видам, количеству и качеству вошедших в нее товаров-представителей, претерпевает изменение. Естественно, система весов должна пересматриваться при выборе базисного года, поэтому следует соблюсти критерии:

- базисный год должен находиться в середине длительной фазы подъема (снижения) экономического развития;

- динамика цен в базисном году не должна быть стабильной, но не должна быть и ниже, чем в соседние с ним годы;

- год должен быть «нормальным» с точки зрения различных катаклизмов.

Увязка индекса, рассчитанного по новым весам, осуществляется с помощью процедуры смыкания динамических рядов.

В мировой и отечественной практике индекс цен Ласпейреса считается индексом стоимости жизни.

Индекс цен Пааше – это индекс розничных цен, так как в качестве весов здесь используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота (или произведенной продукции) отчетного периода:

.

Этот индекс характеризует изменение стоимости товаров и услуг в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Значения индексов цен Ласпейреса и Пааше не совпадают. Это объясняется тем, что индексы имеют разное экономическое содержание.

 

Решение типовых задач

 

Пример 1. Имеются следующие данные о реализации продукта А:

 

Магазин Объем реализации, тыс.шт. Цена за 1 шт., д.е.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
         
         
         
Итого     х х

Рассчитаем следующие показатели:

1. Индекс цен переменного состава:

Средняя цена реализации продукта А выросла в отчетном периоде по сравнению с базисным на 1%. На величину этого роста оказали влияние два фактора: изменение цен на продукт А в каждом магазине и изменение объемов реализации каждого магазина в общем объеме реализации продукта А, т.е. изменение структуры продаж.

2. Индекс цен постоянного состава показывает влияние первого фактора:

Средняя цена за продукт А увеличилась на 2% за счет изменения этих цен по магазинам.

3. Индекс структурных сдвигов отражает влияние второго фактора:

Средняя цена на продукт А снизилась на 1% за счет изменений в структуре продаж.

 

 

Пример 2. Имеются данные об объемах реализации продукции:

 

Товарные группы Объем реализации продукции в текущих ценах, тыс. тенге. Изменение цен
базисный период отчетный период
1. Промтовары     + 10
2. Продтовары, в том числе: хлебные продукты молоко и молочные продукты мясо и мясопродукты другие       + 4 + 14 + 17 + 10

Сводный индекс цен по полному набору товаров-представителей, исчисленный по формуле цен Ласпейреса – 0,98. Определите:

1. а) как изменились бы потребительские расходы населения на приобретение продукции при неизменной структуре ее потребления; б) какие факторы оказали влияние на это изменение и в какой степени; в) как изменилась стоимость жизни.

2. Постройте сводный индекс розничных цен.

 

1. а) Изменение потребительских расходов населения в зависимости от изменения цен на приобретаемую продукцию при неизменной структуре ее потребления позволяет определить индекс цен Ласпейреса:

.

Произведем необходимые расчеты:

 

  Индивидуальные индексы цен, Доля каждого вида продукции в общем объеме продукции в базисном периоде,
1. Промтовары 1,1 2520: 4950 = 0,509
2. Продтовары, в том числе: хлебные продукты молоко и молочные продукты мясо и мясопродукты другие   1,04 1,14 1,17 1,1   540: 4950 = 0,109 630: 4950 = 0,127 960: 4950 = 0,194 300: 4950 = 0,061

 

Тогда:

.

Потребительские расходы населения увеличились бы на 11,2% только за счет изменения цен на приобретаемую продукцию при неизменной (базисной) структуре.

б) индекс цен Ласпейреса характеризует изменение стоимости продукции исключительно за счет изменения цен на эту продукцию, так как (структура ее) веса, зафиксированные на уровне базисного периода, остаются неизменными в течение некоторого периода времени, следовательно, целью расчета этого индекса является измерение динамики стоимости базисного (неизменного) объема продукции.

в) изменение стоимости жизни позволяет установить так же индекс Ласпейреса, но расчет его в этом случае должен учитывать изменение цен по всем товарам-представителям, которые составляют потребительскую корзину. В условиях задачи он равен 0,98. таким образом, стоимость жизни населения снизилась на 2%.

2. Индекс розничных цен – это индекс цен Пааше:

.

Продукция стала дороже на 11,3% в отчетном периоде по сравнению с базисным, это подорожание составило 583 тыс. тенге (5730 - 5147).

 

Контрольные вопросы

1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.

2. Задачи статистики цен, особенности проведения статистического наблюдения за ценами на современном этапе.

3. Текущие рыночные цены.

4. Методы переоценки продукции из текущих цен в постоянные цены.

5. Методология исчисления средних цен.

6. Изучение динамики средних цен.

7. Понятие индекса потребительских цен, потребительской корзины.

8. Особенности исчисления индекса розничных цен.

Тесты для самоконтроля

1 Какая из нижеперечисленных формул используется для определения индексов потребительских цен:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

2 Цены на продукцию возросли на 15%, а физический объем продукции снизился на 10%. Как изменилась стоимость продукции:

а) возросла на 5%;

б) возросла на 3,5%

в) не изменилась;

г) сократилась на 5%.

 

3 Факторная цена – это цена:

а) получаемая производителем за единицу товара или услуги, включая налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт), но не включая субсидии на продукты;

б) получаемая производителем за единицу товара, услуги, которая складывается из стоимости промежуточного потребления, потребления основного капитала и валовой прибыли (валовых смешанных доходов);

в) получаемая производителем за единицу товара или услуги, не включая налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт), но включая субсидии на продукты;

г) уплачиваемая покупателем за товар или услугу, включая все чистые налоги на продукты и импорт.

 

4 Средняя цена с учетом влияния структурного фактора увеличилась на 10%, а без учета структурного фактора – на 5%. Чему равен индекс структурных сдвигов средних цен:

а) 1,048;

б) 1,000;

в) 1,155;

г) 0,954.

 

5 Потребительские цены на товары и услуги в городе А на 30% выше по сравнению с ценами города Б. на сколько процентов цены в городе Б меньше цен в городе А:

а) менее чем на 30%;

б) более чем на 30%;

в) на 30%;

г) не изменились.

 

6 На предприятии должны были выплатить заработную плату 1 марта, но задержали ее на три месяца. Инфляция составила в марте 5%, апреле – 6%, мае – 7%. На сколько процентов изменилась реальная заработная плата работающих на данном предприятии:

а) снизилась на 18%;

б) увеличилась на 18%;

в) снизилась на 19,1%;

г) увеличилась на 19,1%.

 

7 Исходя из данных об объемах и ценах продажи продовольственных товаров:

 

Продавец Базисный период Отчетный период
Цена, тенге Объем, кг Цена, тенге Объем, кг
         
         

 

рассчитывается индекс средних цен переменного состава:

 

 

Дополните недостающие значения:

а) 35 и 780;

б) 30 и 780;

в) 560 и 780;

г) 30 и 560.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.039 с.)