ТОП 10:

Понятие цен, их виды. Методы оценки и переоценки продукции



 

Статистика цен изучает ценовое поведение субъектов в различных секторах экономики.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Тариф - денежное выражение стоимости услуги.

Основу образования цен составляют данные о затратах на производство и реализацию продукции, а также прибыль или доход предприятия.

Задачи статистического изучения цен на товары и услуги:

- организация статистического наблюдения за ценами на товары и услуги;

- регистрация цен на товары и услуги, сбор информации по ценам, ее обобщение в масштабе республики;

- анализ состава, структуры и динамики цен, инфляционных процессов;

- использование цен в оценке товаров и услуг внутренней и национальной экономики, экспорта и импорта;

- расчет средних розничных цен и индексов розничных цен на региональном и республиканском уровнях;

- статистическое изучение факторов, влияющих на уровень и динамику розничных цен;

- расчет средних потребительских цен и индексов потребительских цен как измерителей стоимости жизни;

- проведение межрегиональных и международных сравнений цен на товары и услуги.

В отчетах, в счетах и аналитических работах статистических органов применяются текущие рыночные цены, цены, действующие на момент совершения операции, рыночной сделки между всеми институциональными единицами, секторами экономики.

С помощью текущих рыночных цен определяется общий размер продукции произведенной, использованной и реализованной, а также измеряется структура экономики в разрезе ее отраслей, секторов.

К текущим рыночным ценам относятся:

- факторная цена;

- основная цена;

- цена производителя;

- цена покупателя.

Факторная цена (ФЦ) – это цена, получаемая производителем за единицу товара, услуги, которая складывается из стоимости промежуточного потребления, потребления основного капитала и валовой прибыли (валовых смешанных доходов).

Основная цена (ОЦ) – это цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, не включая налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт), но включая субсидии на продукты.

Цена производителя (ЦП) – это цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включая налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт), но не включая субсидии на продукты.

Рыночная цена потребителя (РЦП) – это цена, уплачиваемая покупателем за товар или услугу, включая все чистые налоги на продукты и импорт.

В связи с тем, что в отчетах выпуск товаров и услуг оценивается в двух видах цен: основных и ценах производителя, то для приведения данных в сопоставимый вид осуществляются перерасчеты выпуска в одинаковые цены (основные).

Если в отчетности сведения о выпуске фиксируются в ценах производителя, то производится следующая корректировка: выпуск в ценах производителя - налоги на продукты (кроме НДС) + субсидии на продукты = выпуск в основных ценах.

В зависимости от оценки выпуска и валовой добавленной стоимости существуют следующие соотношения между ВДС и ВВП:

1. ВВП в рыночных ценах = ВДС в основных ценах + чистые налоги на продукты (кроме НДС);

2. ВВП в рыночных ценах = ВДС в ценах производителя + НДС + чистые налоги на импорт.

Товары и услуги, предназначенные для промежуточного потребления, оцениваются по ценам покупателя в момент потребления в процессе производства, а не в момент приобретения товаров. Разница во времени ощутима, особенно в периоды высокой инфляции и может привести к существенному занижению промежуточного потребления и к завышению прибыли на величину изменения стоимости товаров, поступивших в промежуточное потребление из запасов, в результате изменения цен за время нахождения в запасах. Для этого необходима корректировка величины промежуточного потребления, определенной по данным бухгалтерского учета, которая заключается в переоценке с учетом среднего изменения цен за период хранения производственных запасов по следующей формуле:

,

где - промежуточное потребление, скорректированное с учетом изменения цен в среднем за период хранения производственных запасов;

- промежуточное потребление по данным отчетов предприятия;

- средний индекс цен за период хранения производственных запасов, рассчитываемый по формуле средней геометрической:

,

где - произведение цепных месячных индексов цен ресурсов, израсходованных в промежуточное потребление отчетного года;

m - число оборотов производственных запасов за год:

,

где - среднегодовой объем производственных запасов.

Период хранения производственных запасов определяется путем деления 360 дней на число оборотов:

.

Производство продукции, предоставляемой бесплатно или по низким ценам домашним хозяйствам (государственное управление, здравоохранение, образование, оборона), оценивается по затратам на их производство. Затраты рассчитываются как сумма следующих компонентов: промежуточное потребление + оплата труда наемных работников + потребление основного капитала + чистые налоги, выплаченные в процессе производства + чистая прибыль от владения собственными зданиями.

Производство продукции для собственного использования оцениваются по основным ценам.

Несмотря на положительную значимость текущих рыночных цен в определении общей стоимости продукции ее структуры, все же им свойственен недостаток. Оценка показателей в текущих рыночных ценах не отражает изменение физического объема произведенной или реализованной продукции. Динамика физического объема производства и реализации продукции отражает темпы действительного экономического роста страны, материальное благосостояние населения; служит основой расчета показателей эффективности производства: производительности труда, капиталоотдачи, рентабельности. В связи с этим динамика физического объема показателей продукции, например ВВП, должна изучаться только в постоянных ценах. За постоянные цены принимаются средние текущие цены года, принятого за базу сравнения. СНС рекомендует изменять постоянные цены каждые пять лет.

При переоценке продукции из текущих цен в постоянные цены используют:

1. Метод прямой переоценки, когда показатели продукции в постоянных ценах рассчитываются путем перемножения постоянных цен на количество произведенной продукции отчетного периода.

2. Метод дефлятирования, когда показатели, составляющие ВВП, пересчитываются из текущих цен в постоянные цены с помощью индекса дефлятора. Дефлятор характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны. Дефлятор (Д) - это агрегированный индекс цен, т.к. основу построения дефлятора составляет расчет индекса цен:

,

где ;

- индекс цен на составляющие элементы ВВП.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.008 с.)