III. Учебно-материальное обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Учебно-материальное обеспечение



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Гистологии, эмбриологии, цитологии»

Тема: «Собственно соединительные ткани»

Составила:

 

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

 

Томск – 2010

Учебные цели

В результате изучения темы студенты должны иметь общее представление о развитии и морфофункциональной организации собственно соединительных тканей, состоящих из клеточных дифферонов и межклеточного вещества, биосинтезе и типах коллагена, молекулярной организации аморфного вещества, основных функциях (трофической, защитной, опорной, пластической и морфогенетической), формулировать характерные свойства, способны выделить и классифицировать по основным признакам строения среди других тканей гистологических препаратов соединительную ткань.

Обучающиеся должны знать рыхлую волокнистую неоформленную соединительную ткань, ее топографию, источник развития, классификацию клеток по 4 классам, подробную характеристику клеток II и III классов, характеристику межклеточного вещества, уровни организации коллагеновых и эластических волокон, регенерацию, возрастные особенности. Плотные волокнистые соединительные ткани: источник развития, топография, морфофункциональная характеристика сухожилия и эластической связки. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, жировой белой и бурой, слизистой и пигментной тканей, особенности строения, регенерации, возрастные особенности. Знать основные гистологические препараты по соединительной ткани, уметь идентифицировать на них разновидности соединительных тканей.

Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык идентификации рыхлой и плотной, оформленной и неоформленной соединительной ткани, коллагеновых и эластических волокон, фибробластов, фиброцитов, липоцитов и макрофагов.

Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в соединительных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

 

II. Учебные вопросы

1. Классификация, источники развития и функции собственно соединительных тканей, общие принципы организации.

2. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток.

3. Межклеточное вещество: образование, коллагеновые волокна, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов, эластические волокна, аморфный компонент.

4. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография, классификация, особенности строения в коже, сухожилии и эластической связке.

5. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, пигментной, слизистой, белой и бурой жировых тканей.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний

 

1. Какая эмбриональная ткань является источником развития соединительных тканей?

2. Общие принципы организации и функции соединительных тканей?

3. Классификация соединительных тканей?

4. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток?

5. Межклеточное вещество, образование и его компоненты?

6. Коллагеновые волокна, их состав и свойства, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов?

7. Эластические волокна, их состав и свойства, уровни организации?

8. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография и классификация?

9. Как ориентированы волокна в сухожилии и эластической связке?

10. Классификация соединительные тканей со специальными свойствами?

11. Топография и морфофункциональная характеристика ретикулярной ткани?

12. Топография и морфофункциональная характеристика пигментной ткани?

13. Топография и морфофункциональная характеристика слизистой ткани?

14. Топография и морфофункциональная характеристика слизистой, белой и бурой жировых тканей?

Вопросы программированного контроля

 

1. Опишите особенности строения плазмоцита, чем объясняется базофилия его цитоплазмы?

Ответ: овальной формы, размером 10 – 12 мкм, с эксцентрично расположенным ядром, хроматином в виде «циферблата часов», резко базофильной цитоплазмой с развитой грЭПС и светлой зоной вблизи ядра «дворик» - зона локализации пластинчатого комплекса.

 

2. Укажите составные части межклеточного вещества РВНСТ?

Ответ: коллагеновые волокна, эластические волокна, основное вещество: протеогликаны, гликозаминогликаны, гликопротеины, вода, неорганические ионы.

 

3. Какие гликозаминогликаны входят в состав аморфного вещества рыхлой волокнистой соединительной ткани?

Ответ: гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, дерматан- и кератансульфаты.

 

4. Перечислите основные классы клеточных элементов рыхлой соединительной ткани (I, II, III, IV).

Ответ: I класс – малодифференцированные: перициты и адвентициальные клетки; II класс – постоянные: макрофаги и фибробласты; III класс – непостоянные: тканевые базофилы, плазмоциты, меланоциты, адипоциты, ретикулярные клетки; IV класс: пришлые лейкоциты крови.

 

5. Перечислите специализированные соединительные ткани. Их локализацию в организме.

Ответ: ретикулярная ткань имеет сетевидное строение и образует строму кроветворных органов и микроокружение для развивающихся в них клеток крови. Пигментная ткань в органе зрения образует эпителий сетчатки и соединительную ткань радужной оболочки. Слизистая ткань встречается только у зародыша в пупочном канатике, содержит клетки: фибробласты, миофибробласты, единичные коллагеновые фибриллы и большое количество гиалуроновой кислоты. Белая жировая ткань располагается под кожей, на ягодицах и бедрах, в сальнике, брыжейке, около почек, с возрастом накапливается в соединительнотканной строме многих органов, бурая у новорожденных на шее, в области лопаток, за грудиной и вдоль позвоночника, жир находится в цитоплазме клеток в виде мелких включений.

V. Учебные материалы

 

1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.

 

1. У животного с помощью рентгеновского облучения разрушены стволовые клетки крови, обновление каких клеток в составе рыхлой соединительной ткани будет нарушено?

Ответ: плазмоцитов, тканевых базофилов, макрофагов.

2. В месте внедрения инородного тела возникает воспаление с участием клеток крови и рыхлой соединительной ткани. Какие клетки будут обнаружены в очаге?

Ответ: клетки соединительной ткани: макрофаги, миофибробласты, тканевые базофилы, клетки крови: зернистые лейкоциты, моноциты.

3. У больного в межклеточном веществе увеличено количество гликозаминогликанов. Какие клетки соединительной ткани участвуют в этом процессе?

Ответ: фибробласты.

4. В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов хелперов. Какие процессы иммуногенеза, происходящие в соединительной ткани, пострадают?

Ответ: гуморальный иммуногенез, выработка плазматическими клетками иммуноглобулинов.

5. В очаге воспаления резко увеличилась проницаемость сосудов, произошел отек тканей. Какие клетки вызвали этот процесс?

Ответ: тканевые базофилы, так как они выделяют гистамин, повышающий проницаемость стенки кровеносных сосудов.

 

Тестовые задания.

 

1.Какими свойствами обладают гликозаминогликаны?

А) кислыми;

Б) основными? Ответ: а.

2.Какой соединительной тканью образованы сухожилия?

А) плотной неоформленной;

Б) плотной оформленной коллагеновой. Ответ: б.

3.Какие свойства проявляют зрелые коллагеновые волокна?

А) оксифильные;

Б) базофильные? Ответ: а.

4.Какие клетки синтезируют и секретируют гистамин?

А) фибробласты;

Б) макрофаги;

В) плазмоциты;

Г) тучные? Ответ: г.

5.Какие клетки соединительной ткани имеют нейральное происхождение?

А) пигментные;

Б) тучные;

В) макрофаги? Ответ: а.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Гистологии, эмбриологии, цитологии»

Тема: «Собственно соединительные ткани»

Составила:

 

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

 

Томск – 2010

Учебные цели

В результате изучения темы студенты должны иметь общее представление о развитии и морфофункциональной организации собственно соединительных тканей, состоящих из клеточных дифферонов и межклеточного вещества, биосинтезе и типах коллагена, молекулярной организации аморфного вещества, основных функциях (трофической, защитной, опорной, пластической и морфогенетической), формулировать характерные свойства, способны выделить и классифицировать по основным признакам строения среди других тканей гистологических препаратов соединительную ткань.

Обучающиеся должны знать рыхлую волокнистую неоформленную соединительную ткань, ее топографию, источник развития, классификацию клеток по 4 классам, подробную характеристику клеток II и III классов, характеристику межклеточного вещества, уровни организации коллагеновых и эластических волокон, регенерацию, возрастные особенности. Плотные волокнистые соединительные ткани: источник развития, топография, морфофункциональная характеристика сухожилия и эластической связки. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, жировой белой и бурой, слизистой и пигментной тканей, особенности строения, регенерации, возрастные особенности. Знать основные гистологические препараты по соединительной ткани, уметь идентифицировать на них разновидности соединительных тканей.

Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык идентификации рыхлой и плотной, оформленной и неоформленной соединительной ткани, коллагеновых и эластических волокон, фибробластов, фиброцитов, липоцитов и макрофагов.

Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в соединительных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

 

II. Учебные вопросы

1. Классификация, источники развития и функции собственно соединительных тканей, общие принципы организации.

2. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток.

3. Межклеточное вещество: образование, коллагеновые волокна, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов, эластические волокна, аморфный компонент.

4. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография, классификация, особенности строения в коже, сухожилии и эластической связке.

5. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, пигментной, слизистой, белой и бурой жировых тканей.

III. Учебно-материальное обеспечение

1. Литература

а) обязательная:

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с.

б) дополнительная:

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

2. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, А. И. Щепетильникова.- Томск: СГМУ, 1999.- 70 с.

3. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с.

4. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

6. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

 

2. Материальное обеспечение:

а)наглядные пособия:

Таблицы: «Рыхлая волокнистая соединительная ткань» №121, «Схема строения коллагеновых волокон» №123, «Плотная волокнистая соединительная ткань» №126, «Сухожилие в продольном и поперечном срезе» №127, «Жировая ткань» № 128, «Ретикулярная клетка. Ретикулярная ткань» №96, «Клеточные элементы соединительной ткани» № 122.

Образцы рисунков к теме «Собственно соединительные ткани»: Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань. Окраска железным гематоксилином. Сухожилие в продольном и поперечном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином. Плотная неоформленная соединительная ткань кожи пальца. Окраска гематоксилином и эозином. Эластическая связка. Окраска пикрофуксином и гематоксилином. Клетки соединительной ткани: фибробласты (юный, зрелый), фиброцит, плазматическая клетка, макрофаг, ретикулярная клетка, окраска гематоксилином и эозином; тканевой базофил, окраска азуром II и эозином; адипоцит, окраска суданом III; меланоцит.

 

б) микроскопы «Юннат», «БИОЛАМ».

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.041 с.)