Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Учебно-материальное обеспечениеСтр 1 из 2Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на практическое занятие по учебной дисциплине «Гистологии, эмбриологии, цитологии» Тема: «Собственно соединительные ткани» Составила:
Старший преподаватель________ В. П. Костюченко
Томск – 2010 Учебные цели В результате изучения темы студенты должны иметь общее представление о развитии и морфофункциональной организации собственно соединительных тканей, состоящих из клеточных дифферонов и межклеточного вещества, биосинтезе и типах коллагена, молекулярной организации аморфного вещества, основных функциях (трофической, защитной, опорной, пластической и морфогенетической), формулировать характерные свойства, способны выделить и классифицировать по основным признакам строения среди других тканей гистологических препаратов соединительную ткань. Обучающиеся должны знать рыхлую волокнистую неоформленную соединительную ткань, ее топографию, источник развития, классификацию клеток по 4 классам, подробную характеристику клеток II и III классов, характеристику межклеточного вещества, уровни организации коллагеновых и эластических волокон, регенерацию, возрастные особенности. Плотные волокнистые соединительные ткани: источник развития, топография, морфофункциональная характеристика сухожилия и эластической связки. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, жировой белой и бурой, слизистой и пигментной тканей, особенности строения, регенерации, возрастные особенности. Знать основные гистологические препараты по соединительной ткани, уметь идентифицировать на них разновидности соединительных тканей. Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык идентификации рыхлой и плотной, оформленной и неоформленной соединительной ткани, коллагеновых и эластических волокон, фибробластов, фиброцитов, липоцитов и макрофагов. Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в соединительных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача. Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.
Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний. Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.
II. Учебные вопросы 1. Классификация, источники развития и функции собственно соединительных тканей, общие принципы организации. 2. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток. 3. Межклеточное вещество: образование, коллагеновые волокна, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов, эластические волокна, аморфный компонент. 4. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография, классификация, особенности строения в коже, сухожилии и эластической связке. 5. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, пигментной, слизистой, белой и бурой жировых тканей. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний
1. Какая эмбриональная ткань является источником развития соединительных тканей? 2. Общие принципы организации и функции соединительных тканей? 3. Классификация соединительных тканей? 4. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток? 5. Межклеточное вещество, образование и его компоненты? 6. Коллагеновые волокна, их состав и свойства, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов?
7. Эластические волокна, их состав и свойства, уровни организации? 8. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография и классификация? 9. Как ориентированы волокна в сухожилии и эластической связке? 10. Классификация соединительные тканей со специальными свойствами? 11. Топография и морфофункциональная характеристика ретикулярной ткани? 12. Топография и морфофункциональная характеристика пигментной ткани? 13. Топография и морфофункциональная характеристика слизистой ткани? 14. Топография и морфофункциональная характеристика слизистой, белой и бурой жировых тканей? Вопросы программированного контроля
1. Опишите особенности строения плазмоцита, чем объясняется базофилия его цитоплазмы? Ответ: овальной формы, размером 10 – 12 мкм, с эксцентрично расположенным ядром, хроматином в виде «циферблата часов», резко базофильной цитоплазмой с развитой грЭПС и светлой зоной вблизи ядра «дворик» - зона локализации пластинчатого комплекса.
2. Укажите составные части межклеточного вещества РВНСТ? Ответ: коллагеновые волокна, эластические волокна, основное вещество: протеогликаны, гликозаминогликаны, гликопротеины, вода, неорганические ионы.
3. Какие гликозаминогликаны входят в состав аморфного вещества рыхлой волокнистой соединительной ткани? Ответ: гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, дерматан- и кератансульфаты.
4. Перечислите основные классы клеточных элементов рыхлой соединительной ткани (I, II, III, IV). Ответ: I класс – малодифференцированные: перициты и адвентициальные клетки; II класс – постоянные: макрофаги и фибробласты; III класс – непостоянные: тканевые базофилы, плазмоциты, меланоциты, адипоциты, ретикулярные клетки; IV класс: пришлые лейкоциты крови.
5. Перечислите специализированные соединительные ткани. Их локализацию в организме. Ответ: ретикулярная ткань имеет сетевидное строение и образует строму кроветворных органов и микроокружение для развивающихся в них клеток крови. Пигментная ткань в органе зрения образует эпителий сетчатки и соединительную ткань радужной оболочки. Слизистая ткань встречается только у зародыша в пупочном канатике, содержит клетки: фибробласты, миофибробласты, единичные коллагеновые фибриллы и большое количество гиалуроновой кислоты. Белая жировая ткань располагается под кожей, на ягодицах и бедрах, в сальнике, брыжейке, около почек, с возрастом накапливается в соединительнотканной строме многих органов, бурая у новорожденных на шее, в области лопаток, за грудиной и вдоль позвоночника, жир находится в цитоплазме клеток в виде мелких включений. V. Учебные материалы
1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.
1. У животного с помощью рентгеновского облучения разрушены стволовые клетки крови, обновление каких клеток в составе рыхлой соединительной ткани будет нарушено? Ответ: плазмоцитов, тканевых базофилов, макрофагов. 2. В месте внедрения инородного тела возникает воспаление с участием клеток крови и рыхлой соединительной ткани. Какие клетки будут обнаружены в очаге? Ответ: клетки соединительной ткани: макрофаги, миофибробласты, тканевые базофилы, клетки крови: зернистые лейкоциты, моноциты.
3. У больного в межклеточном веществе увеличено количество гликозаминогликанов. Какие клетки соединительной ткани участвуют в этом процессе? Ответ: фибробласты. 4. В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов хелперов. Какие процессы иммуногенеза, происходящие в соединительной ткани, пострадают? Ответ: гуморальный иммуногенез, выработка плазматическими клетками иммуноглобулинов. 5. В очаге воспаления резко увеличилась проницаемость сосудов, произошел отек тканей. Какие клетки вызвали этот процесс? Ответ: тканевые базофилы, так как они выделяют гистамин, повышающий проницаемость стенки кровеносных сосудов.
Тестовые задания.
1.Какими свойствами обладают гликозаминогликаны? А) кислыми; Б) основными? Ответ: а. 2.Какой соединительной тканью образованы сухожилия? А) плотной неоформленной; Б) плотной оформленной коллагеновой. Ответ: б. 3.Какие свойства проявляют зрелые коллагеновые волокна? А) оксифильные; Б) базофильные? Ответ: а. 4.Какие клетки синтезируют и секретируют гистамин? А) фибробласты; Б) макрофаги; В) плазмоциты; Г) тучные? Ответ: г. 5.Какие клетки соединительной ткани имеют нейральное происхождение? А) пигментные; Б) тучные; В) макрофаги? Ответ: а.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на практическое занятие по учебной дисциплине «Гистологии, эмбриологии, цитологии» Тема: «Собственно соединительные ткани» Составила:
Старший преподаватель________ В. П. Костюченко
Томск – 2010 Учебные цели В результате изучения темы студенты должны иметь общее представление о развитии и морфофункциональной организации собственно соединительных тканей, состоящих из клеточных дифферонов и межклеточного вещества, биосинтезе и типах коллагена, молекулярной организации аморфного вещества, основных функциях (трофической, защитной, опорной, пластической и морфогенетической), формулировать характерные свойства, способны выделить и классифицировать по основным признакам строения среди других тканей гистологических препаратов соединительную ткань. Обучающиеся должны знать рыхлую волокнистую неоформленную соединительную ткань, ее топографию, источник развития, классификацию клеток по 4 классам, подробную характеристику клеток II и III классов, характеристику межклеточного вещества, уровни организации коллагеновых и эластических волокон, регенерацию, возрастные особенности. Плотные волокнистые соединительные ткани: источник развития, топография, морфофункциональная характеристика сухожилия и эластической связки. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, жировой белой и бурой, слизистой и пигментной тканей, особенности строения, регенерации, возрастные особенности. Знать основные гистологические препараты по соединительной ткани, уметь идентифицировать на них разновидности соединительных тканей.
Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык идентификации рыхлой и плотной, оформленной и неоформленной соединительной ткани, коллагеновых и эластических волокон, фибробластов, фиброцитов, липоцитов и макрофагов. Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в соединительных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача. Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала. Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний. Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.
II. Учебные вопросы 1. Классификация, источники развития и функции собственно соединительных тканей, общие принципы организации. 2. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Классификация, строение и функция клеток. 3. Межклеточное вещество: образование, коллагеновые волокна, уровни организации коллагенового волокна, типы коллагенов, эластические волокна, аморфный компонент. 4. Плотная волокнистая соединительная ткань, её топография, классификация, особенности строения в коже, сухожилии и эластической связке. 5. Соединительные ткани со специальными свойствами: топография, морфофункциональная характеристика ретикулярной, пигментной, слизистой, белой и бурой жировых тканей. III. Учебно-материальное обеспечение 1. Литература а) обязательная: 1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.
2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с. 3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с. б) дополнительная: 1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 2. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, А. И. Щепетильникова.- Томск: СГМУ, 1999.- 70 с. 3. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с. 4. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с. 5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 6. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.
2. Материальное обеспечение: а)наглядные пособия: Таблицы: «Рыхлая волокнистая соединительная ткань» №121, «Схема строения коллагеновых волокон» №123, «Плотная волокнистая соединительная ткань» №126, «Сухожилие в продольном и поперечном срезе» №127, «Жировая ткань» № 128, «Ретикулярная клетка. Ретикулярная ткань» №96, «Клеточные элементы соединительной ткани» № 122. Образцы рисунков к теме «Собственно соединительные ткани»: Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань. Окраска железным гематоксилином. Сухожилие в продольном и поперечном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином. Плотная неоформленная соединительная ткань кожи пальца. Окраска гематоксилином и эозином. Эластическая связка. Окраска пикрофуксином и гематоксилином. Клетки соединительной ткани: фибробласты (юный, зрелый), фиброцит, плазматическая клетка, макрофаг, ретикулярная клетка, окраска гематоксилином и эозином; тканевой базофил, окраска азуром II и эозином; адипоцит, окраска суданом III; меланоцит.
б) микроскопы «Юннат», «БИОЛАМ». IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.041 с.) |