Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт применения опросника агх)я у подростков с неврозами
Прежде чем приступить к описанию особенностей оценки вос-питательной практики родителей их детьми-подростками, стра-дающими неврозами, представляется целесообразным выделить основные характеристики невротических реакций и невротиче-ских развитий, встречающихся преимущественно у школьников в возрасте 12—16 лет. Это отсутствие успехов в учебе при нор-мальном умственном развитии, устойчивые признаки угнетен-ности и подавленности настроения, усталости и переутомления, незаинтересованность и раздражительность при выполнении школьных заданий. Сюда следует добавить выраженное чувство неполноценности в отношениях с товарищами, учителями, ро-дителями и поведении в целом. Уход в себя, характеризующийся чрезмерной застенчивостью и тревогой, недостаточность внима-ния на уроках, неспособность к длительному сосредоточению, жалобы на плохое самочувствие. Подобные эмоциональные на-рушения в той или иной степени присущи 1/3 школьников, и если не принимать соответствующих превентивных мер (меди-ко-психолого-педагогического характера), то с течением време-ни состояние детей с эмоциональными нарушениями ухудшается, и социальная дезадаптированность становится очевидной. Большую часть этих детей следует рассматривать как «больных», так как они сами не в состоянии разрешить свои трудности без профессиональной помощи медиков и психологов, активно сотрудничающих с учителями и родителями. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в воз-никновении, течении и лечении которого ведущая роль принад-лежит психологическим факторам. Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов, могут быть подразделены на следующие группы: психическая травма; пред-шествующие невротические характерологические радикалы; на- рушения системы отношений и, прежде всего, дисгармония семейного воспитания. В результате исследования подростков с помощью опросника АВОК был обнаружен тот факт, что образы отцов и матерей резко отличаются друг от друга. Если у отца образ рельефный, выразительный, то матери оцениваются как «ни то, ни се» с об-щей тенденцией недооценки по всем шкалам. Совпадение на-блюдается только по шкале «непоследовательность» воспитатель-ного воздействия родителей, которая занимает у тех и у других среднюю позицию, в отличие от того же показателя у подростков с нарушениями поведения, где он крайне высок.
Шкала позитивного интереса Сравнение оценок по шкале «позитивного интереса» не обна-руживает каких-либо существенных различий, разве что только меж-ду нормативной выборкой и подростками-невротиками в оценках матерей, где больные неврозами подростки (мальчики и девочки) в большей степени указывают на выраженность этого показателя. Однако, если взглянуть на это со стороны специфики восприятия этих образов норме и при неврозах, прежде всего в глаза бросается тот факт, что содержательно образ «позитивной матери» у подро-стков с неврозами резко отличается от аналогичного образа у адап-тированных подростков. Оба эти образа достаточно ярки, но в то же время абсолютно различны в плане психологических проявлений. Так, дети, больные неврозами, наделяют своих матерей собственными противоречиями, т.е. мать кротка и в то же время самоуверенна, послушна и непримирима и т.д., тогда как здоровые подростки оценивают их «позитивный интерес» по степени проявления власти и критического отношения к детям. Образы отцов по этому параметру относительно сходны. Шкала директивностй По шкале «директивности» наибольшие различия обнаружи-ваются в оценках отцов, где больные неврозами отмечают выра-женность данного фактора по сравнению с оценками социально адаптированных подростков. Однако практическое отсутствие от-личий по данной шкале у матерей легко объясняется с той же разницей в восприятии этой характеристики, т.е. в отношении матерей социально-психологические характеристики, приписы-ваемые им подростками с неврозами, негативны. Шкала враждебности При сравнительной характеристике оценок в группах соци-ально адаптированных подростков и подростков с неврозами об-ращают на себя внимание различия в оценках матери и отца по шкале «враждебности», причем в группе подростков с неврозами матери не характеризуются этим качеством в отличие от отцов, которые в описаниях имеют тенденцию к «враждебности» (боль-ше выражено у подростков с неврозами). Следует также отме-тить, что больные неврозами несколько иначе, чем здоровые опи-сывают образ собственно «враждебной» матери. В понимании подростков с неврозами «враждебная» мать склонна к потворст-вованию, пассивности по отношению к личностным проблемам ребенка, в ее образе отсутствуют проявления властности.
Шкала автономности В плане же «автономности» особых различий в выборках не обнаружено. Есть некоторая тенденция к снижению балльных оценок в характеристике отцов подростков, больных неврозами. В целом же, получив характерное соотношение профилей ма-тери и отца по АООК — достаточно рельефный профиль отца (высокая «директивность» и «враждебность» на фоне низкой ав-тономности) и малодифференцированный образ матери (с пре-имущественной ориентировкой на заниженные оценки по всем шкалам), следует иметь в виду отмеченные выше различия в по-нимании и восприятии характеристик АБОКу подростков в норме и больных неврозами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.005 с.) |