Теория обучения и воспитания детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория обучения и воспитания детей



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

и информационно-аналитической работе

____________________В.М.Зеленкевич

____________________

 

Регистрационный № УД____________/р.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

по

СурдопедагогикЕ

 

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальностям

1-03 03 06-01 «Сурдопедагогика. Дошкольное образование»

1-03 03 06-02 «Сурдопедагогика. Начальное образование»

Факультет специального образования

Кафедра сурдопедагогики

 

 

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

 

Киселева А.В. старший преподаватель кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Михайловская Л.В. старший преподаватель кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Обухова Т.И. доцент кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук;
Шилович Е.А. старший преподаватель кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Феклистова С.Н. доцент кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Рекомендовано к утверждению

 

Кафедрой сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № от г.)

 

Советом факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 6 от 25.01.2012 г.)

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 2 от 09.02.2012 г.)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа Государственного экзамена по сурдопедагогике предназначена для выпускников высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-03 03 06-01 «Сурдопедагогика. Дошкольное образование», 1-03 03 06-02 «Сурдопедагогика. Начальное образование» и ориентирована на учебный план факультета специального образования.

Государственный экзамен представляет собой интегрированный экзамен, целью которого является контроль качества профессиональных знаний, умений и навыков выпускников в области сурдопедагогики.

Государственный экзамен по сурдопедагогике определяет уровень педагогической и методической компетентности выпускника:

- владение системой знаний о сфере специального образования, об истории коррекционной педагогики (сурдопедагогики), основных достижениях отечественной науки в данной области, о стандартах общеобразовательной подготовки и социально-бытовой адаптированности детей с нарушением слуха;

- знания о сущности, структуре и содержании образовательного процесса в учреждениях, создавших условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха;

- знания современного состояния и основных направлений дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением слуха;

- знания нравственного, социального, психолого-педагогического аспектов интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательные дошкольные и школьные учреждения;

- знания возможностей помощи семье ребенка с нарушением слуха, путей взаимодействия образовательных учреждений, семьи и общественных организаций в коррекционной образовательно-воспитательной работе.

Студент выпускного курса должен продемонстрировать:

- знание задач обучения и воспитания в учреждениях, создавших условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха;

- знание содержания учебных предметов начальной школы (младших классов), направлений воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

- знание специфики коррекционной направленности обучения общеобразовательным предметам детей с нарушением слуха;

- владение панорамной оценкой частных методик как практической сферой приложения психолого-педагогических знаний;

- знание педагогических технологий и конкретных методик формирования, развития представлений и понятий учащихся с нарушением слуха в области разных учебных дисциплин, методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

- умение интерпретировать педагогические факты и явления;

- умение наблюдать, моделировать, варьировать, анализировать и оценивать педагогические ситуации, элементы педагогического процесса;

- владение педагогической рефлексией;

- знание основных достижений в области различных методик, систем обучения и воспитания детей с нарушением слуха (отечественных, зарубежных);

- знание трудов выдающихся методистов (по разным учебным предметам).

Выпускник должен свободно оперировать категориальным аппаратом учебных курсов, оперативно использовать накопленный на лабораторных занятиях и в процессе педагогических практик опыт, уметь аргументировано иллюстрировать теоретические вопросы дисциплины, осуществлять сравнительный анализ использования одинаковых методических путей, приёмов, средств в преподавании разных учебных предметов. Студент выпускного курса должен продемонстрировать высокий уровень методической компетентности, обнаружив элементы педагогического творчества в решении прикладных задач.

Государственный экзамен выявляет сформированность коммуникативной компетентности, соблюдение этики ответа.

Особенное значение придаётся сформированности умения интегрировать психолого-педагогические знания, иллюстрировать характеризуемые положения примерами из практики воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

В билетах государственного экзамена, составленных в соответствии с данной программой, предусматриваются два вопроса и одно квалификационное задание. Первый вопрос позволяет студентам продемонстрировать владение знаниями теории обучения и воспитания учащихся с нарушением слуха, дошкольного воспитания детей с нарушением слуха. Второй вопрос ставит выпускников перед необходимостью осмысления основ методик обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Квалификационные задания направлены на решение широкого спектра реальных ситуаций профессиональной деятельности сурдопедагога, описание которых одновременно отражает существующие в образовательной практике проблемы и актуализирует у выпускника определенный комплекс профессиональных знаний и умений, необходимый для разрешения различных проблем.

Указанный подход к отбору содержания программы и составлению билетов государственного экзамена позволяет выпускнику активно устанавливать межпредметные связи как внутри отдельной специальности, так и между специальностями; даёт возможность увидеть общие подходы к воспитанию и обучению детей разных категорий (учащихся и детей дошкольного возраста; неслышащих, слабослышащих, нормально развивающихся); позволяет осуществить самостоятельный творческий перенос отдельных специальных средств и приёмов из одной области знания в другую.

ЧАСТЬ I.

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Актуальные направления развития сурдопедагогики

Проблема интеграции в сурдопедагогике.

Билингвистическая система обучения неслышащих.

Система обучения детей с нарушением слуха на основе словесной речи (коммуникационная система).

Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике.

Проблема обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха.

Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушением слуха.

Внедрение информационных технологий в процесс образования детей с нарушением слуха (Ю.Б. Зеленская, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Современные исследования отечественных авторов в области сурдопедагогики (Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко, А.В. Киселева; Е.В. Рахманова, И.К. Русакович, С.Н. Феклистова и др.).

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Классификация детей с нарушением слуха.

Особенности психического развития, познавательной деятельности детей с нарушением слуха. Учет в педагогическом процессе особенностей двигательной сферы, всех видов ощущений, восприятия неслышащих и слабослышащих детей (А.И. Дьячков, В. Флери и др.). Внимание и память детей с нарушением слуха (А.В. Гоголева, И.М. Соловьев, Т.В. Розанова и др.). Особенности развития мышления, воображения, словесной речи неслышащих и слабослышащих детей (М.М. Нудельман, Т.И. Обухова, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина и др.). Учёт возрастных особенностей в педагогическом процессе. Индивидуальные особенности личности.

 

Система непрерывного образования детей с нарушением слуха

Образовательные учреждения.

Образовательные возможности лиц с нарушением слуха в рамках Кодекса РБ об образовании. Современная система образования лиц с нарушением слуха: цели специального образования; уровни специального образования (дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское).

Особенности работы с неслышащими и слабослышащими детьми в условиях интеграции, в дошкольном учреждении и специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха.

Учреждения дополнительного образования. Цели, задачи дополнительного образования. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях.

 

Современные подходы к определению содержания образования детей с нарушением слуха

Нормативные документы, регламентирующие содержание обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Ориентировочный уровень содержания педагогического процесса (всесторонне или разносторонне развитая личность как идеал, философский ориентир, далёкая цель педагогического процесса).

Концептуально-моделирующий уровень содержания педагогического процесса. Разностороннее развитие личности как базисная, средняя цель педагогического процесса. Базовые компоненты воспитания. Образовательные стандарты.

Конкретно нацеливающий уровень педагогического процесса – конкретные задачи развития, образования, формирования личности. Определение конкретных задач в области воспитания, исходя из целей, задач педагогического процесса, уровня воспитанности ученика. Определение конкретных задач в области развития, исходя из структуры дефекта, уровней развития, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Конкретные задачи в области образования. Учебный план.

Предметный уровень содержания педагогического процесса. Содержание обучения конкретному учебному предмету. Учебные программы, учебники, учебные пособия. Содержание воспитания конкретных качеств и свойств личности.

 

Коррекционная направленность образовательного процесса при работе с детьми с нарушением слуха

Понятия «коррекция», «коррекционно-педагогическая деятельность».

Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности в учреждении, создавшем условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Принципы коррекционно-педагогической деятельности (системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности; интеграции усилий ближайшего социального окружения и др.). Основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности в учреждении, создавшем условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Обогащение общего развития ребёнка, коррекция аномального развития и т.д. Обучение языку детей с нарушением слуха. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у неслышащих детей. Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детей.

Решение коррекционно-развивающих задач в процессе обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

 

Принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Развивающий характер обучения и воспитания: учёт сензитивных периодов актуального и потенциального уровня развития, единство диагностики и коррекции, учёт генетического хода развития, деятельностный подход, взаимосвязь всех сторон воспитания и обучения, системность, последовательность, повторяемость, сознательность, сотрудничество с семьёй.

Общедидактические принципы (целенаправленности педагогического процесса, активности личности в педагогическом процессе, наглядности, доступности и др.). Специфические принципы обучения неслышащих и слабослышащих детей (учета социальных факторов в формирова­нии личности, обучения основам наук в единстве с усвоени­ем родного языка как средства общения, интенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной сто­роны устной речи, максимального обогащения речевой практи­ки и др.). Принципы воспитания детей с нарушением слуха (единства, целостности и преемственности в воспитании, связи воспитания с жизнью, уважения и требовательности к личности, принцип педагогического оптимизма и др.).

 

Методы обучения и воспитания и особенности их реализации в работе с детьми с нарушением слуха

Общая характеристика системы методов обучения детей с нарушением слуха: общие, специальные, специфические. Виды классификаций методов в зависимости от признаков, положенных в их основу: по источнику знаний, в зависимости от основных дидактических задач и этапов процесса обучения, в соответствии с логикой познания, на основе познавательной деятельности, на основе целостного подхода к процессу обучения.

Методы обучения и особенности их реализации в работе с детьми с нарушением слуха. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение и др.). Практические методы: работа с книгой, упражнение, практические работы, лабораторные работы. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация, иллюстрация). Видеометод (использование компьютера, учебного телевидения и т.п.).

Методы воспитанияи особенности их реализации в работе с детьми с нарушением слуха: информационные (чтение, пример, педагогическое требование, беседа, просмотр фильма и др.), практически-действенные (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, организация общественно полезной деятельности), стимулирующие (поощрение, наказание, соревнование).

 

Современные педагогические технологии и их использование в обучении и воспитании детей с нарушением слуха

Понятия «педагогические технологии», «макротехнологии и микротехнологии» в общеобразовательном процессе. Функции педагогических технологий (организационно-деятельностная, проектировочная, коммуникативная, рефлексивная, развивающая). Последовательность процесса работы педагога с технологиями.

Использование в обучении и воспитании детей с нарушением слуха различных педагогических технологий. Технология трансформирования знаний, умений, навыков (традиционная технология обучения); технологии проблемного обучения (С.А. Зыкова, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Л.А. Новоселов и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, Д.Б. Эльконин и др.); технология интерактивной игры, гуманистическая воспитательная технология и др. Информационные технологии в процессе образования детей с нарушением слуха (Ю.Б. Зеленская, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Педагогические технологии как гарант высоких образовательных результатов.

 

Основные формы организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха

Классификация форм образовательного процессапо различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные); по месту учёбы (школьные – урок, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории; внешкольные – домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятие на предприятиях и др.); по длительности времени обучения (классический урок, спаренные занятия, спаренные укороченные занятия, уроки «без звонков»).

Урок как основная форма организации учебного процесса. Типы и структура уроков. Формы учебной работы на уроке.

Характеристика разнообразных форм организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха: самоподготовка, факультативы, индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия, экскурсия и др.

Воспитательное мероприятие (воспитательное занятие, воспитательное дело) как форма организации внеурочной деятельности с детьми с нарушением слуха. Классификация воспитательных мероприятий: по методам, лежащим в их основе (лекция, беседа, упражнение в поступках, практикум и др.); по структуре организации (деловая игра, субботник, урок нравственности); по задачам воспитания (нравственной, эстетической, трудовой, экологической, познавательной и другой направленности); по компонентам, характеризующим личность (направленные на формирование сознания – беседа, диспут, экскурсия и др., направленные на развитие чувств – конкурс, турнир, концерт, викторина и др.; направленные на формирование поведения – упражнения в поступках, интеллектуально-тренинговые игры, деловые игры, моделирование ситуации и др.). Структура и продолжительность воспитательных мероприятий.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Умственное развитие и умственное воспитание, взаимосвязь этих процессов. Роль умственного воспитания в формировании интеллектуальных качеств личности ребёнка с проблемами в развитии. Л.С. Выготский о двух планах развития: органического и культурного. Задачи умственного воспитания: формирование представлений об окружающей жизни, развитие познавательных процессов, умственных способностей, интеллектуальных умений и навыков. Средства умственного воспитания: ознакомление с окружающим, игра, труд, обучение.

Овладение способами практической и мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение и т.д.). Особенности развития наглядного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха и роль целенаправленного воспитательного воздействия в коррекции этих процессов (А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Т.И. Обухова, Н.В. Яшкова).

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Педагогические условия формирования творческой личности. Задачи эстетического воспитания и их реализация (А.А. Венгер, Л.А. Венгер). Основные средства эстетического воспитания детей с нарушением слуха. Развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений, воспитание художественного вкуса. Особенности эстетического воспитания средствами музыки. Развитие художественно-творческих способностей детей. Методы и приёмы эстетического воспитания.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Организационные формы работы с детьми по формированию позиции помощи и защиты живой природы.

Содержание работы по организации взаимодействия детей с особенностями неживой природы как одно из направлений экологического воспитания.

Взаимосвязь видов труда с содержанием экологического воспитания. Совместная деятельность экологической направленности детей и взрослых.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Психолого-педагогические основы социально-нравственного воспитания: накопление социально-нравственного опыта, воспитание чувств, формирование представлений, суждений, знаний, мотивов, поступков и поведения. Особенности проявления основных компонентов нравственных качеств у детей и причины своеобразия в овладении морально-этическими нормами. Исследования Н.Г. Морозовой по особенностям нравственных представлений у дошкольников с нарушениями слуха. Определение основных задач, направленных на формирование нравственных качеств личности ребёнка с нарушениями слуха.

Общее и специфическое в содержании и методике работы по формированию представлений о нравственных нормах у дошкольников с нарушением слуха (воспитание в повседневной жизни, в игре, в труде, на занятиях и т.д.).

Значение личности педагога в социально-нравственном воспитании ребёнка.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Своеобразие детского труда и его значение в воспитании положительных личностных качеств ребёнка и коррекции имеющихся нарушений у детей с нарушениями слуха.

Связь трудовой деятельности ребёнка-дошкольника с игровой деятельностью, своеобразие этой связи и её изменение на протяжении дошкольного детства, аспекты формирования личности ребёнка.

Создание эмоционального благополучия для ребёнка с нарушениями слуха в процессе трудовой деятельности.

Реализация общих и специфических задач трудового воспитания в работе с детьми с нарушением слуха и их взаимосвязь с другими качествами личности ребёнка (Н.А. Рау, А.А. Венгер, Л.П. Носкова, Н.Г. Морозова, Г.В. Трофимова). Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах специального дошкольного учреждения. Основные формы организации и условия трудового воспитания детей. Методы и методические приёмы, используемые в работе с детьми с нарушением слуха при формировании трудовых умений и навыков. Значение трудовой деятельности в коррекции личности ребёнка с особенностями психофизического развития.

 

Формирование физической культуры и здорового образа жизни у детей с нарушением слуха

Общие и специфические задачи физического воспитания ребёнка (Р.М. Бабенкова, Г.В. Трофимова). Коррекционно-компенсаторная роль физического воспитания для ребёнка. Средства физического воспитания: режим, питание, культурно-гигиенические умения и навыки, закаливание детского организма, гимнастика. Общее и специфическое в организации, содержании занятий по физическому воспитанию. Комплексы утренней гимнастики в дошкольном учреждении. Реализация задачи двигательного режима в процессе учебно-воспитательной деятельности. Особенности использования речи в процессе реализации содержания работы по физическому воспитанию детей с нарушением слуха.

Формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей с нарушением слуха

Место национального самосознания в системе базовых компонентов культуры личности. Задачи, содержание, особенности процесса формирования национального самосознания детей с нарушением слуха.

Гражданская культура как компонент базовой культуры личности. Задачи, содержание, педагогические пути формирования гражданской культуры детей с нарушением слуха. Освоение и реализация ребёнком с нарушением слуха своих прав и обязанностей по отношению к себе, как к личности, своей семье, окружающим людям. Приобщение детей к гражданским ценностям через включение в реальные гражданские отношения.

Формирование у детей чувства ответственности за свой дом, свою страну; формирование знаний о правах и обязанностях, воспитание потребности их реализовывать в повседневной жизни; стимулирование социальной и природоохранительной активности; развитие чувства уважения к атрибутам государственности, законопослушания, чувства патриотизма через различные формы и виды деятельности детей.

Критерии сформированности национального самосознания и гражданской культуры школьников с нарушением слуха.

Особенности организации контроля за учебно-познавательной деятельностью детей с нарушением слуха

Понятие «педагогический контроль». Место контроля за учебно-познавательной деятельностью детей с нарушением слуха в педагогическом процессе, педагогическом мониторинге. Функции контроля.

Виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный, итоговый. Выбор формы контроля (устной, письменной, практической). Методы контроля: беседа, опрос, наблюдение, самостоятельные и контрольные работы, дидактические тесты, лабораторные и практические работы, диктанты, сочинения, экзамены и др.

Особенности оценки результатов воспитания и обучения детей с нарушением слуха

Понятия «оценка», «отметка».

Процесс оценивания в форме развернутого суждения и в свернутой форме. Дифференцированный и индивидуальный подходы в оценке.

Особенности оценки учебно-познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха, определения уровня развития и уровня воспитанности неслышащих и слабослышащих детей.Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Специфические формы учета и оценки успехов учащихся с нарушением слуха. Безотметочное обучение.

Субъективные ошибки оценивания.

Особенности организации деятельности и управление учреждением образования, создавшим условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Особенности организации деятельности учреждения образования, создавшего условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, на современном этапе.

Управление учреждением образования, создавшим условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Внутришкольный менеджмент. Директор, заместители директора, их функциональные обязанности. Управленческая культура руководителя школы. Руководитель как организатор и воспитатель. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.

Место и роль педагогических коллективов, общественных организаций, родителей, учащихся в системе управления.

Методическая работа в учреждении, создавшем условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Научно-методическая работа в учреждении, создавшем условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры. Деятельность методических советов как организационно-координационных органов методической работы. Формы методической работы: предметные методические объединения, единый методический день, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуальная работа с педагогами, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции, педагогические чтения; ролевые, деловые и организационно-деятельные игры; моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты педагогов, педагогические консилиумы и др.

Профессиограмма учителя-дефектолога (сурдопедагога)

Педагог в современных социально-экономических условиях. Личность и профессиональные качества сурдопедагога. Гностический, исследовательский, проективный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты в структуре сурдопедагогической деятельности. Общая культура, профессиональная грамотность, педагогические способности, самобытность, профессиональная позиция сурдопедагога. Педагогическое мастерство, новаторство и творчество в профессиональной деятельности сурдопедагога.

Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха

Виды материалов, используемых для обеспечения воспитательно-образовательного процесса. Базовые компоненты образовательной (предметно-развивающей) среды.

Создание образовательной среды, её связь с интересами, потребностями ребёнка с нарушением слуха, возрастными особенностями и задачами коррекционного воздействия. Единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Сотрудничество образовательных учреждений, семьи, общественных организаций в процессе воспитания ребенка с нарушением слуха

Система педагогической подготовки родителей к работе с ребёнком с нарушением слуха в условиях семьи. Педагогическое просвещение родителей детей с нарушением слуха. Формы и содержание работы с семьёй (индивидуальная, групповая, коллективная); консультации, родительские собрания). Наглядные формы работы с родителями (родительские уголки, папки-передвижки, выставки и т.д.). Обобщение опыта работы родителей.

Взаимодействие родителей неслышащих и слабослышащих детей с общественными организациями. Сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций в процессе воспитания ребенка с нарушением слуха.

Особенности организации интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением слуха

Опыт совместного обучения слышащих и неслышащих детей (А. Бланше).

Социальная и образовательная интеграция. Экстернальная и интернальная интеграция.

Республика Беларусь на пути образовательной интеграции лиц с нарушением слуха. Условия целенаправленного развития интегративного процесса. Положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития. Наполняемость классов интегрированного обучения.

Учет внешних и внутренних показателей при интеграции ребенка с нарушением слуха в среду нормально развивающихся детей. Особенности организации обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях интеграции.

Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях интегрированного воспитания и обучения

Характеристика деятельности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в процессе воспитания и обучения в условиях интеграции (психолога, педагога-дефектолога и др.). Особенности организации взаимодействия различных специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях интегрированного воспитания и обучения.

 

 

ЧАСТЬ II.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Характеристика современной системы обучения языку

неслышащих и слабослышащих детей

Системы обучения неслышащих детей языку в истории сурдопедагогики. Мимический, письменный, чистый устный методы. Их достоинства и недостатки.

Формы речи, используемые для обучения языку.

Сущность дактильной речи как особой формы словесной речи, как фактора, облегчающего и ускоряющего овладение языком как средством общения; её достоинства и недостатки. Преимущества дактильной формы речи в первоначальный период. Место жестовой речи.

Понятие о системе обучения неслышащих и слабослышащих языку. Коммуникативная система обучения языку неслышащих учащихся. Ведущие принципы этой системы: генетический, деятельностный, структурно-семантический.

Сущность антропоцентрической концепции языкового образования в специальной школе для детей с нарушением слуха.

Цель и задачи работы по обучению языку детей с нарушением слуха. Обучение языку (формирование речи) и изучение русского языка как предмета школьного учебного плана. Содержание работы по обучению языку в школе. Общая характеристика методов и приёмов обучения языку. Средства обучения языку в школах для детей с недостатками слуха.

 

 

Развитие разговорной речи

 

Значение разговорной речи в формировании речевого общения. Функции разговорной речи. Психолого-лингвистическая характеристика разговорной речи.

Содержание коммуникативных умений: называть предмет, признак, действие; обращаться к собеседнику с приветствием, благодарностью, извинением; выражать желания, побуждение, сочувствие; спрашивать о предметах, действиях, качествах, обстоятельствах; выражать своё отношение к предмету разговора, формулировать согласие, несогласие, возражения.

Развитие речевых умений глухих детей как средства адаптации.

Основные пути развития разговорной речи. Формы организации деятельности детей для развития разговорной речи. Формы организации деятельности детей для развития словесного общения. Виды работ по развитию разговорной речи. Методика проведения бесед на разные темы. Варианты работы с закрытой и полузакрытой картинками, методика их проведения. Виды условно-речевых (коммуникативных) упражнений: имитационные, постановочные, трансформационные и репродуктивные. Речевые игры и специальные упражнения.

 

Развитие связной речи

 

Задачи обучения связной речи глухих и слабослышащих учащихся.

Виды работ по развитию связной (устной и письменной) речи. Виды работ, выполняющие коммуникативные функции. Методика обучения написанию писем, заметок в стенгазету. Методика обучения описанию событий из жизни школьников, ведению дневников, составлению записок.

Обучение составлению рассказов по опорным словам, из деформированного текста, по данному началу, по данному концу.

Работа по картинке или серии картин (описание картины, рассказ-повествование по картине или серии картинок, рассказ по закрытой картинке, восстановление предшествующих или последующих событий).

Виды изложений, подбор материала для изложений. Подготовка к изложению. Требования к изложению учащихся.

Специфические приёмы работы над изложением в классах глухих: изложение с вариантами, по открытому тексту и с черновиком.

Структура уроков обучающего и контрольного изложения.

 

Чтение и развитие речи

 

Значение чтения. Особенности овладения навыком чтения глухими и слабослышащими учащимися.

Задачи и содержание уроков чтения. Программные требования по обучению чтению. Компоненты техники чтения, их взаимообусловленность и формирование у глухих и слабослышащих.

Система работы с текстом на уроках чтения в школах для детей с нарушением слуха. Значение и формы подготовительной работы к чтению. Организация чтения, виды и способы чтения.

Приёмы работы по осмыслению читаемого (использование вылепленных фигурок, применение зарисовок, аппликаций, макетов, фланелографа, конструктивной картины, инсценирование прочитанного, работа с иллюстрацией или серией картин).

Виды бесед на уроках чтения. Виды плана, методика обучения составлению планов. Виды пересказа прочитанного и методика обучения пересказам.

Словарная работа на уроках чтения. Задачи словарной работы и требования к ней. Приёмы объяснения незнакомых слов. Задания репродуктивного, эвристического и творческого характера для закрепления и активизации словарного запаса. Задания по связному изложению прочитанного или творческому дополнению его.

Структура уроков чтения разных типов (вводный урок к теме; урок первоначального знакомства с текстом; урок анализа содержания; обобщающий урок по теме). Особенности обобщающих уроков. Учёт особенностей формы и содержания текста при построении работы над ним.

 

Русского языка и чтения

Понятие о словарной работе, её роли и месте в школах для детей с нарушениями слуха. Овладение словарём как одна из сторон развития речи. Усвоение значений слов как процесс формирования понятий.

Общая характеристика своеобразия лексического запаса глухих и слабослышащих учащихся.

Особенности усвоения звукобуквенного и слогового состава, морфологической структуры, лексических и грамматических значений. Учёт этих особенностей в построении словарной работы.

Задачи словарной работы. Принципы отбора лексики для словарной работы.

Методические требования к проведению словарной работы.

Методы и приёмы семантизации лексики. Виды упражнений над словарём. Методика работы над синонимами и антонимами. Работа со словарями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.118 с.)