Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и критерии успешности работы воспитательного коллектива.
Диагностика успешности воспитательной деятельности школьного коллектива осуществляется совокупностью социологических, психологических, педагогических методов изучения в соответствии с установленными критериями: самодеятельность и инициативность школьников в общественных делах и труде; многообразие и разнообразие коллективистических отношений, организованного общения, их эстетичность; развитость гласности и демократичности, общественного мнения, предъявление и исполнение единых требований; действенность соревнования и эффективность самообслуживания; деловой стиль и мажорный тон отношений; наличие традиций коллектива, внешних связей с трудовыми коллективами, новизна форм; эстетика интерьера и внешнего вида школьников. Типичные трудности и недостатки в жизни детских коллективов. Трудности возникают в результате несоответствия между возрастающими духовными запросами, потребностями, изменяющимися интересами ребят и устаревающими формами труда и жизни. Педагоги не успевают своевременно реагировать на новые тенденции в детской и молодежной среде, придавать им нужную направленность, не всегда бывают в курсе проблем, волнующих школьников. Излишняя регламентация и опека, педагогический консерватизм нередко приводят к тому, что новые задачи решаются старыми, шаблонными средствами, неизменными формами, всякого рода «мероприятиями», порождающими формализм. Это влечет за собой инфантилизм, трудовую и общественную пассивность, эгоизм, паразитизм, недисциплинированность, отход от воспитательного коллектива к неформальным объединениям. 2. Обучение как ведущий содержательно-организационный элемент целостного учебно-воспитательного процесса. Задачи учебного процесса. Образовательные задачи состоят в пе-редаче детям знаний основ наук, а также навыков и приемов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой. Воспитательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на законы развития природы, общества и мышления, способности отстаивать свои убеждения. Они предполагают развитие у школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, умения доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности. Развивающие задачи требуют интенсивного формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения, чувств, воли, речи), теоретико-логического и образно-художественного типов мышления, творческого подхода.к решению любых задач, культуры чувств и воли.
Общая воспитательная характеристика содержания ведущих форм и методов обучения. Содержание образования обогащает детей научными факторами и обобщениями, вооружает приемами самостоятельной деятельности, стимулирует непрерывное самообразование и интеллектуальное развитие. Каждый учебный предмет содержит в себе ведущие идеи, которые логично вплетаются в цельное материалистическое мировоззрение. Содержание учебного процесса обеспечивает, детям возможность овладения различными видами грамотности: речевой, визуальной, математической, компьютерной, графической, музыкальной, физкультурной. Мировоззренческая карти-. на мира представляет собой духовный стержень личности, основу развития гражданского, духовно-ценностного и нравственно-эстетического отношения школьников к миру. Большое воспитательное значение имеют формы и методы обучения. Урок, лекция, экскурсия, практическое и семинарское занятия, бригадное задание, самостоятельная работа, конференция несут в себе такую организацию интеллектуального труда, которая позволяет включить детей в разнообразную учебно-практическую деятельность. При ведущей роли урока, решающее значение для повышения воспитательной эффективности учебного процесса имеет использование всего разнообразия форм, соответствующих возрастным, особенностям детей и характеру изучаемого материала. Форма учебных занятий организует труд, дисциплинирует характер, обеспечивает УСЛОВИЯ познания и условия содержательного духовного общения. Воспитательное значение методов обучения состоит в том, что способы преподавательской деятельности учителя превращаются в способы познавательной деятельности самих детей. Активизация методов обучения означает активизацию воспитания у школьников любознательности, познавательной самостоятельности, творческого отношения к работе, исследовательского подхода к изучаемым явлениям. Реализация метода обучения развивает умственные силы, формирует различные типы мышления (эмпирическое, абстрактно-логическое, теоретическое, диалектическое, художественное), обеспечивает свободное владение устной и письменной речью.
Формирование духовных потребностей и социально ценных мотивов учения. Процесс обучения оказывает решающее влияние на становление духовных потребностей и ценностных ориентации юного человека, мотивов его отношения к учебному труду. Мотивы учения условно разделяются на естественные и формируемые. К числу естественных относятся любознательность, непосредственный интерес и практическая нужда ребенка в тех или иных знаниях, умениях и навыках. На их основе образуются более сложные, социально значимые мотивы. К числу формируемых относятся возникающие профессиональные интересы, осознание нравственного долга перед самим собой, семьей, школой, Родиной. На базе развития мотивационной сферы в учебном процессе формируются коренные духовные потребности, которые обладают свойством порождать у детей глубокий интерес к социально ценным видам деятельности и формам поведения. К числу таких ведущих потребностей относятся: познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях; потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения; потребность в самообразовании; потребность в творческом освоении учебного материала; потребность в коллективной духовно-познавательной деятельности; потребность в духовном общении, обмене познавательной информацией; потребность в практическом применении знаний, умений и навыков. Комплексные взаимосвязи в целостном учебно-воспитательном процессе. Обучение представляет собой содержательное ядро воспитательного процесса. Оно органически связано со всеми другими видами воспитательной работы. Политехнический характер обучения обусловливает его органическую связь с трудовым воспитанием и производительным трудом. Благодаря образованию труд детей становится осмысленным и воспитательно эффективным. Трудолюбие, привычка к интеллектуально-физическому напряжению переносится школьниками на общественно полезный, производительный труд. В процессе обучения закладываются основы гражданского духовно-ценностного воспитания. Гуманитарные предметы имеют решающее значение для нравственного просвещения. В процессе преподавания всех учебных дисциплин реализуется эстетическое воспитание. Диагностика и критерии успешности воспитания в процессе обучения. Диагностика успешности воспитания в процессе обучения осуществляется с помощью повседневного наблюдения, заданий и тестов, решения игровых задач, выставления отметок, специальных ситуаций в соответствии с критериями: превращения знаний в убеждения, готовности их обоснования и защиты; развития способности самостоятельного мышления, творческого воображения, теоретического и художественного мышления, критического анализа, продуктивной мыслительной деятельности, устной и письменной речи; владения умениями и приемами умственного труда, практического приложения знаний; опосредования мотивов поведения убеждениями, приобретенными в процессе обучения; прилежания; культуры потребностей и интересов.
Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе обучения. Сложность установления гармоничной взаимосвязи содержания обучения с жизненным опытом школьников. Неразрешенность противоречий приводит в сознании ребенка к разрыву между теори-. ей и практикой, к формализму в знаниях, к чрезмерной интеллектуализации воспитания. Типичным недостатком воспитания в процессе обучения является недооценка развития эмоциональной сферы детей, их эстетической восприимчивости. «Бесчувственное», сухое, сугубо рациональное освоение учебного материала рождает у детей индифферентное отношение к нему, препятствует переходу знаний в убеждения. Затрудняет воспитательную работу на уроке перегруженность материала деталями, излишняя усложненность или, наоборот, бго упрощенность, что лишает детей интереса к занятиям. К числу недостатков относится и недооценка организационных проблем урока. 3. Общественно полезный и производительный труд как содержательная основа целостного учебно-воспитательного процесса. Задачи общественно полезного и производительного труда детей. Образовательные задачи состоят в передаче школьникам знаний об основных трудовых и технологических процессах, принципах организации и интенсификации современного производства. В формировании у учащихся умений и навыков обращения с простейшими орудиями производства, а также элементов профессиональных навыков. В осуществлении профориентации, подготовки почвы для сознательного выбора профессии. Воспитательные задачи заключаются в формировании творческого и добросовестного отношения к, труду, трудолюбия, бережного отношения к средствам, ресурсам труда, природе; в укреплении сознания трудящегося человека, умеющего сочетать общественный, коллективный и личный интерес, руководствоваться требованиями сознательной дисциплины. Развивающие задачи ориентируются на совершенствование физических сил, психических процессов, общих и профессиональных способностей, экономического мышления и эстетического отношения к процессу и результатам труда. 4. Общая характеристика образовательно-воспитательного значения знаний об общественно полезном труде, организации производства, технологиях. Школьники узнают о труде как конституционном праве человека, о добровольном характере труда. Они получают информацию о роли научно-технической революции в современном производстве и общественной жизни, о комплексной механизации, автоматизации, роботизации, компьютеризации. Большое воспитательное значение для школьников имеет опыт практического участия в таких известных формах организации труда, как ученическая производственная бригада, строительный отряд, а также бригадный, арендный, семейный подряды, обеспечивающие психологическую готов-.ность к труду в условиях экономической реформы. Наконец, учащиеся реально знакомятся с трудовыми коллективами на государственных, арендных, акционерных предприятиях, в кооперативах, что вводит их в новую атмосферу экономической жизни. Трудовые знания способствуют формированию профессиональных интересов, умений и навыков, способствуют самоутверждению школьников в жизни.
Формирование духовных и физических трудовых потребностей, социально ценных мотивов труда. В труде ребенок учится преодолевать тяготы физического напряжения. В результате успешной творческой деятельности он испытывает желание больше работать ради поставленной цели. В этом процессе постепенно оформляются мотивы труда. Они в самой общей форме могут быть поделены на личностно значимые и общественно значимые. Важно, чтобы личные мотивы вплетались в общественно значимые, а общественные приобретали личностный смысл. Личностно и общественно значимыми мотивами и стимулами труда являются: интерес, связанный с удовлетворением личных потребностей; деловой интерес к процессу творческого труда; интерес к результатам труда; радость коллективной деятельности; трудовой успех; созидание красоты; моральное удовлетворение от созидания добра; сознание общественного долга и привычка к труду. Систематическое участие в педагогически организованном труде порождает и развивает органические и духовные потребности: в самопроявлении и самоутверждении в трудовой творческой деятельности; в коллективном общении в процессе труда; в получении эстетической радости и морального удовлетворения от процесса и результатов труда; в охране природы, сохранении ресурсов и общественного добра; в самообеспечении за счет личного труда; в саморазвитии лучших нравственно-эстетических качеств трудового человека. Комплексные взаимосвязи общественно полезного, производительного труда в целостном педагогическом процессе Общественно полезный, производительный труд составляет материальный фундамент воспитательного процесса. Он обеспечивает общественную практику, реальное применение знаний, превращение их в убеждения. Необходимость самопреодоления в труде, соблюдения требований общественной дисциплины, проявления взаимопомощи закрепляет лучшие нравственно-эстетические качества и привычки трудового человека. Творческий характер трудовых процессов совершен-. ствует умственные способности детей. Включение организма в активную трудовую деятельность способствует физическому совершенствованию. Борьба за качество и высокие результаты труда наполняют духовную жизнь детских трудовых коллективов практическим смыслом, закрепляет их гражданские, позиции. Четкая организация труда, художественное конструирование, дизайн напрямую связывают трудовое воспитание с эстетическим.
Диагностика успешности воспитания в труде. Диагностирование трудовых процессов и состояния трудового воспитания обеспечивается анкетированием, тестированием, специальными заданиями, наблюдениями, изучением результатов детского труда. Об успешности воспитания в труде свидетельствуют: формирующееся самосознание рабочего человека; привычка к труду, перерастающая в трудолюбие как качество личности; психологическая готовность к выполнению трудового задания; быстрая адаптация к условиям труда; творчество и рационализация в организации, процессе труда и в совершенствовании технологических процессов; проявление чувства долга, ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи в процессе трудовой коллективной деятельности; проявление эстетического вкуса в организации, результатах труда и их оценке. Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе трудовой деятельности. Сложность создания постоянной современной материальной базы общественно полезного производительного труда. Ее отсутствие толкает педагога к включению детей в случайные трудовые процессы, далекие по технике и технологии от современных требований, что приводит к отрицательным воспитательным результатам. Недостатком является отсутствие четких связей нравственного воспитания с системой трудовых отношений; эстетического — с задачами, организацией, продуктами трудовой деятельности. 5. Внеучебная творческая деятельность как основа развития детской индивидуальности в целостном учебно-воспитательном процессе. Образовательные задачи. Расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей ребенка деятельности; обобщения, анализ и оценка свободно приобретаемой научной, художественной информации; формирование у школьников умений и навыков творчества в области науки, техники, искусства. Осуществление профессиональной профориентации. Воспитательные задачи. Формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умения творчески подходить к решению любой жизненной задачи; любви к творческому труду в коллективе в единстве с нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству. Воспитание подлинно художественного вкуса, критического отношения к безыдейности и пошлости, к буржуазной «массовой культуре». Развивающие задачи — в обеспечении условий и простора для проявления индивидуальных способностей и дарований детей; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления; в формировании специфических навыков творческой деятельности, высокого художественно-эстетического вкуса. Общая характеристика воспитательно-образовательного значения творческой деятельности. Школьники знакомятся с творческим трудом, творчеством в искусстве как основным двигателем прогресса. Они узнают о передовых и актуальных направлениях в науке, технике, искусстве. Они познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности, приобретают первичные специальные знания и навыки. Они овладевают различными формами организации творческой деятельности по интересам: кружковой, студийной, бригадно-лабораторной, индивидуальной. Наконец, школьники знакомятся с людьми творческих профессий, новаторами, рационализаторами. Формирование духовных и физических потребностей, социально ценных мотивов деятельности в сфере свободного времени. Культура духовных потребностей и социально ценных мотивов интенсивно формируется в процессе увлекающей ребенка творческой деятельности. Велика в этом процессе роль мотивов творчества. Во внеучебной деятельности исходной точкой всегда должен быть свободный интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой деятельности. Ребенок проходит путь от любопытства и случайного интереса до общественно ценной потребности в творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают: радость творческого труда, стремление к воплощению своего эстетического идеала в реальных произведениях. Систематическое участие во внеучебной творческой деятельности развивает у детей духовные и физические потребности: в творческом самопроявлении посредством самодеятельности; в духовном удовлетворении и наслаждении результатами творчества; в творческом, с учетом эстетических требований, подходе к решению любой задачи; в самоутверждении посредством творчества. Комплексные взаимосвязи внеучебной творческой деятельности в целостном воспитательном процессе. Свободное творчество детей гармонизирует целостность процесса формирования личности. Оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Свободная творческая деятельность детей органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательной работы. Она облегчает учебный познавательный процесс, обес-. почивает внесение элементов творчества в обязательный труд, оказывает огромное влияние на физическое воспитание детей. Очевидны связи.свободного творчества с эстетическим воспитанием. Все дети участвуют, в различных видах художественной деятельности, которая развивает эстетически, а эстетическая воспитанность стимулирует творчество. Наконец, свободная творческая деятельность формирует нравственность детей, побуждает к бескорыстному труду, полной творческой самоотдаче. Диагностика и критерии успешности внеучебной творческой деятельности. Изучение процесса детского творчества, выявление способностей и дарований школьников, формирование их индивидуальности осуществляются в процессе непосредственного наблюдения за проявлением склонностей, изучения результатов творчества, творческого общения и взаимодействия. Об успешности воспитания детей внеучебной творческой деятельностью свидетельствует: увлеченность свободно избранной деятельностью; способность переноса свободно приобретенных знаний, умений и навыков в учебный процесс; развитое критическое и творческое мышление, фантазия и воображение; способность отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; способность самостимулирования, самоорганизации и самопреодоления в процессе решения творческой задачи; умение вести творческую дискуссию, давать оценку творчества других; удовлетворительные результаты творчества в виде технических изделий, художественных поделок, актерских ролей, рисунков, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев,рецензий. Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе вне-учебной творческой деятельности. Нехватка квалифицированных кадров, робкое привлечение к творческой работе с детьми опытных рабочих, специалистов-родителей, актеров, студентов вузов, членов творческих союзов. Слаб.ость материально-технической базы: нехватка музыкальных инструментов, отсутствие помещений, красок, кистей, специальных творческих кабинетов. Недооценка значения творческой деятельности детей как органической неотъемлемой части целостного воспитательного процесса. 6. Взаимодействие школы, семьи и общественности как средство достижения целостности учебно-воспитательного процесса. Задачи воспитания в семье. Воспитательные задачи. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок. Закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Образовательно-воспитательные задачи. Семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; воспитывает чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести. Вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Развивающие задачи. Создание условий для физического, нравственного,.умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. Общая характеристика знаний о семье и общественности. Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Семья форми-.руется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается детьми благодаря членству в различных общественных организациях, взаимодействию семьи с ними. Формами и методами организации жизни являются семейный совет; бытовые поручения; обсуждения поведения членов семьи, семейных проблем, новостей, книг; совместные просмотры, прослушивания произведений искусства с последующим их анализом, заслушивание в рабочих коллективах родителей об опыте семейного воспитания. Формирование духовных и материальных потребностей, социально ценных мотивов деятельности детей в семье и в результате взаимодействия с общественностью. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В дошкольный, младший школьный периоды организация удовлетворения (в виде игры) его естественных, материальных, духовных потребностей ведет за собой сознание и формирует его. Важно расширять диапазон мотивов деятельности детей, сочетая личные, общесемейные, общественные. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать доброе дело, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании, самостимулировании и самоторможении; в прямодушии, честности, откровенности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда. Комплексные взаимосвязи семьи и общественности в целостном воспитательном процессе. Сначала семья, а затем совместно семья и школа, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь эффективность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей с детским садом и школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей. Диагностика и критерии успешности воспитания детей в семье. Изучение воспитательного потенциала семьи, общественности ведется всем коллективом учителей с помощью посещений на дому, родительских собраний, индивидуальных бесед. Такая диагностика органично связана с практической деятельностью педагогов по педагогическому просвещению родителей и оказанию им практической помощи. Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость (в чем некоторые родители усматривают основное мерило своих воспитательных усилий), но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли. Важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма. Об успешности воспитания свидетельствует и умение школьника противостоять поветриям негативной моды, критически оценивать явления действительности, отстаивать свои взгляды и убеждения. Типичные трудности и недостатки семейного воспитания. Среди них — недостаточная педагогическая осведомленность родителей; нехватка времени для общения с детьми; непонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения. Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными наставлениями. Такова общая содержательная характеристика основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса.
Вопросы и задания:
1. Что такое целостность учебно-воспитательного процесса? • 2. Раскройте основное противоречие целостного учебно-воспитательного процесса. 3. Дайте краткую содержательную характеристику основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. 4. В ходе педагогической практики в школе проанализируйте учебно-воспитательный процесс с позиций его целостности, полноценности функционирования всех его элементов.
Литература для самостоятельной работы:
1. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.025 с.) |