Формирование словоизменения прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование словоизменения прилагательных



Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, ког­да дети в основном овладели системой словоизменения су­ществительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависи­мости от формы существительного.

Трудность усвоения системы словоизменения прилага­тельных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потреб­ность в обозначении словом выделенного свойства.

При формировании системы словоизменения прилага­тельных учитывается последовательность появления в онто­генезе форм существительных и прилагательных, фонетичес­кие особенности формообразования прилагательных.

Рекомендуется следующая последовательность в лого­педической работе по формированию словоизменения при­лагательных.

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

1) Формы мужского рода:

а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);

б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).

2) Формы женского рода:

а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);

б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).

3) Формы среднего рода:


 


 


а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);

б) г безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существи­тельным проводится сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее — в связной речи.

Задания и игровые упражнения по закреплению

Словоизменения существительных, глаголов

И прилагательных

При описании методики были использованы в моди­фицированном виде приемы и методы, представленные в работах С. В. Зориной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Каховской, Е. Ф. Соботович и др. авторов.

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

И т. д.

Вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много...(?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.


Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа). Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.

4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление
формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использо­вать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

— Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

5. Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске картинки: слева — «охотник», справа — «пастух». Внизу под этими картинками изображения ди­ких и домашних животных.

Примерные картинки.


 




 


— Кто изображен на картинках вверху? (охотник, пастух)

— Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.)

— Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.)

Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

Затем логопед задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

— Пастух пасет кого? (Корову или коров, лошадь или
лошадей, свиней, овец, коз и т. д.)

— Охотник охотится на кого? (На зайца или на зайцев, на
лису или на лис, на белку... на медведя... на кабана... и т. д.)

На доске картинки с изображением предметов, кото­рые надо починить.

6. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родитель­ного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транс­порт, одежда»).

На доске картинки с изображением предметов, кото­рые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки. Машина без колеса.

Стул без спинки. Шуба без воротника.

Кастрюля без ручки. Чайник без носика.

Расческа без зубчиков. Грузовик без фары.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

7. Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы да­тельного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске расставлены картинки с изображением кор­ма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, кос­точка, овощи, молоко и др.). '

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изоб­ражением корма для животных, кладут ее около соответ­ствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.



Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Орехидадим белке

Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке.

Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

8. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то пред­метов, справа — недостающие предметы.

Логопед показывает детям предмет и предлагает на­звать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

Указка — учителю,

весы — продавцу,

термометр — доктору,

кисть — художнику,

шприц — медсестре,

ружье — охотнику,

удочка — рыболову,

ножницы — парикмахеру.

9. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка,

Уткам — пруд,

Забору — калитка,

А лентяю — труд,

Супу — картошка.

Солнышко — лету,

А книжке — обложка.

Стихи — поэту,

А братишке — сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья.

10. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).


На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

11. Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран»).

На доске картинки с изображением различных живот­ных. Логопед дает задание детям отобрать только живот­ных, которые живут в жарких странах.

— А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Ай­болитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много... львов, тигров, носорогов, сло­нов, верблюдов, бегемотов," леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.).

12. Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с суще­ствительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

Примерные карточки лото.


 

 


 


13. Игра «Кто чем работает?» (закреплении! формы существительных творительного падежа).

Детям предлагаются картинки с изображением лю­дей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, пор­тниха, дворник, садовник и др.). Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

Парикмахер — ножницами,

маляр — кистью,

плотник — топором,

дворник — метлой,

лесоруб — пилой,

садовник — лопатой.

14. Ответы на вопросы по картинкам «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа). Примерные картинки даны ранее в тексте.

Рубить — топором, резать — ножом, ножницами, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой, писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой, есть — ложкой.

15. Игра «Что с чем?» или «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).

Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предла­гает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.

 

 

16. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи ово­щей и фруктов.

Логопед: Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Логопед: А куда мы положим овощи?

Ребенок: В ящик.

Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Логопед: Ира, а у тебя с чем корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д.


17. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление фирмы существительных творительного падежа с предлогом С).

Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.

Логопед: А с чем вы любите пить чай?

Дети отвечают на вопрос, используя форму творитель­ного падежа.

18. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображе­нием овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблуди­лись. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что по­купают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранит­ся?» (посуда, одежда, книги).

19. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.


20. Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?» Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.) Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сково­родке.)

21. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление
окончаний существительных родительного падежа множественного числа).

В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с воп­росами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...

22. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употреб­ления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и отве­тить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие про­странственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яб­лочко?


Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

— перед другим предметом. Где она?

— выше другого предмета. Где она?

— ниже другого предмета. Где она?

— правее другого предмета. Где она?

— левее другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь? Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она? Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь? Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

23. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч од­ному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит...

Полочка с книгами висит...

Мишка сидит...

Пирамидка стоит...

Кукла лежит...

Лампа висит...

Дверь находится...

24. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты сто­ишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

25. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассейной... Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и пере­путал все слова. Помогите ему правильно прочитать и пра­вильно понять предложения.

Вот как он прочитал:

Дед в печи, дрова на печи. Исправьте его.

На столе сапожки, под столом лепешки. А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки. А как правильно?


Под столом портрет, над столом табурет. Исправьте его. И т. д.

26. Игра «Юный архитектор».

В процессе игры используется макет улицы с поворо­тами, а также картинки или бумажные макеты с изображе­ниями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске.

Логопед: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площад­ка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало ули­цы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать, малень­кий дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хоте­ли расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.)

В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и по­дальше от дороги в начале улицы, а между школой и высо­ким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку... А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.)

А что еще можно разместить справа от дороги? (Кино­театр, магазин.)

— Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или ма­кет автобуса.) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса.

— Итак, куда едет грузовик, автобус такси?

27. «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет


за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

28. Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закрепление предложно-падежных конструкций потеме «Мебель»)

Используется игрушечная мебель. Игра может прово­диться в двух вариантах.

1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различ­ных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную ме­бель так же, как и на картинке. При этом дети комментиру­ют свои действия: поставим стул перед столом и т. д.

2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

29. Игры «Что где?» или «Кто где?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Где находится?». В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

Примерные картинки даны ранее в тексте.

30. «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под).

На доске макет поезда.

Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В 1-м вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во 2-м вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в 3-м — со словом под. '

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под). На­пример, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в 3 вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» —в 1-й вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во 2-й вагон.

Примерные картинки.


31. Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

32. Игра «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разно­цветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Логопед дает инструкцию (например, «Ма­шина объехала вокруг красного дома»), дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2-й вариант. Логопед помещает машину в определен­ное место на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3-й вариант. В процессе игры дети находят соответ­ствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении маши­ны только по схемам предлогов.


33. Игра в лото (закрепление и дифференциации предлогов в-, на-, под-, над).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.

На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.

Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закры­вают их соответствующей схемой предлога, называя распо­ложение предметов с использованием того или иного пред­лога (мяч под стулом).

34. Игра «Различай предлоги».

На доске символы предлогов в, на, под, над и их буквен­ные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением.

Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенным символом предлога.

35. Игра «Правильно подними значок».

У детей изображения различных символов предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующий символ.

36. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: виз, нас, кот).

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик....

Девочка налила воду в графин....

Мама положила яблоки на стол....

Брат поставил лампу на тумбочку.... Машина подъехала к дому....

Дедушка подошел к забору....

37. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные графические схе­мы предлогов. Логопед предлагает детям составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Про­гулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

38. Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования
глагола и существительного в числе).


Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (копает, рисует, играют, стро­ят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой. И т. д.).

39. Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно ска­зать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.); «это моё» (моё платье, моё дере­во, моё пальто, моё кашне и т. д.).

40. Игра «Чьи предметы?» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ребенка предметные картинки (например, кукла, мяч, дерево, шарф, машинка и т.д.). Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Один из детей кладет свою предметную картинку к изображению девочки, мальчика или детей и на­зывает, чей это предмет (например, это ее мишка, или это его мишка, или это их мишка). Игра заканчивается, когда все дети положат свои картинки около изображений детей и правильно назовут словосочетания притяжательных место­имений с существительными.

2-й вариант. Логопед выставляет на доске предметную картинку и называет местоимение: мы, вы, они. Дети называ­ют словосочетание притяжательного местоимения с существи­тельным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).

3-й вариант. Около доски выстраиваются две группы детей: одна группа — мы — слева, другая группа — вы — справа. Сначала называет предметы группа слева. Логопед выставляет предметную картинку справа или слева от сере­дины доски и задает одному из детей левой группы вопрос «Чей это предмет?» (Это наш мяч, это ваш мяч, это наша кукла или это ваша кукла.)

41. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление
согласования прилагательного с существительным).


Логопед называет признак и бросает мяч одному u.i детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, май­ка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

42. Игра в лото «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточ­ках предмет этого цвета, затем называют предмет и его цвет (например, у меня красная шапка, у меня красный шар и т. д.).

2-й вариант. У детей карточки, на которых изображе­ны предметы одного цвета. Логопед называет предмет. Дети находят изображение данного предмета у себя на карточках и называют его цвет (например, у меня красная машина, у меня зеленая машина и т. д.).

43. Игра «Найти по цвету» (закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе).

Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного.

Красное — яблоко, платье, пальто, кашне. Желтая — репа, тыква, сумка, дыня.

Зеленый — огурец, кузнечик, лист, куст.

44. Игра «Радуга» (закрепление согласования прилагательного и существительного).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.


Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оран­жевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

45. Игра «Юный художник» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска» и т. д. Затем детям раздают нераскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, ка­кой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

46. Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.

Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскраши­вать подсолнух, солнце и т. д.».

47. Игра «Незнайка пришел в магазин» (закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи).

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить. Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт? Незнайка: Я хотел купить фрукт. Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме? Незнайка: Этот фрукт овальный. Продавец: А какой он по вкусу? Незнайка: Этот фрукт кислый. Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон. Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.

48. Игра «Магазин. Фрукты».

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?


Продавец: Сливы неспелые, зеленью. Но у нас спелые абрикосы.

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг абрикосов

Продавец: А что вы еще хотите купить?

Покупатель: Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец: У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель: А они сладкие или кислые?

Продавец: Яблоки зеленые по цвету, но сочные и сладкие.

Покупатель: Тогда я куплю 1 кг яблок.

49. Игра «Магазин. Овощи».

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы.

Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужны 2 кг огурцов. Аналогичным образом: кабачки (большие — маленькие), морковь (крупная — мелкая).

50. Игра «Назови ласково» (закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных).

Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

Груша желтая, а грушка (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).

Дом низкий, а домик (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

51. «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).

Логопед: Незнайка придумал предложения по картин­кам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисуют папу. Мама несет сумку в капусте.


52. Игра«Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»).

Я надела теплую шубу, чтобы...

... чтобы было тепло.

...чтобы пойти гулять.

...чтобы не замерзнуть.

Мы зажгли свет, чтобы...

...чтобы было светло.

...чтобы писать буквы.

...чтобы читать книгу.

Мы полили цветы, чтобы...

...чтобы они не завяли.|

...чтобы они быстро росли...?

...чтобы они были свежими.

53. Составление предложений с союзом чтобы по теме
«Зимние забавы».

Детям предлагаются картинки по теме «Зимние заба­вы». Они придумывают предложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего маль­чик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с гор­ки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают гор­ку, чтобы она была скользкая.) «Для чего мальчик взял клюш­ку и шайбу?» (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка на­дела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.

54. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

а) По теме «Транспорт»:

Машина, ехать дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

б) По теме «Зима»:

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в) По теме «Весна»:

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег.


Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

55. Ответить на вопросы: «Кто быстрее?» (задание дается командам поочередно).

1. Сестру брат зовет домой. Кто дома? (Брат) Кто на улице? (Сестра)

2. Машу слушала мама. Кто говорил? (Мама). Кто слушал? (Мама)

3. Серёжу ударил Рома. Кто драчун? (Рома)

4. Папу ждет дочка Оля. Кто задержался? (Папа)

5. Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (Папа)

6. Лес позади дома. Что впереди? (Дом)

7. Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки. Кто был впереди? (Кошка)

56. Игра «Найди ошибку».

Логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправиль­но, то исправить ошибку.

1. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

2. Цветы не поливали, потому что они засохли.

3. Солнышко прячется, потому что ночью темно.

4. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

5. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

6. Петя испачкался, потому что его поругала мама.

7. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

8. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

9. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

10. В комнате темно, потому что включили свет.

57. Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень лю­бит отвечать на вопрос «почему?». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились потому что их забыли завести или потому что они сломались.)

58. Игра «Почемучкины вопросы».

1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку­паться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый? 8. Почему дома нельзя играть с мячом? 9. Почему из трубы идет дым? 10. Почему в доме делают окна? 11. Почему листья на деревьях появляются весной?


Рекомендуемая литература


1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. —М.,1981.

2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.—М., 1994.

3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.,1990.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.218 с.)