Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии



В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так назы­ваемые окказиональные формы. Основным речевым меха­низмом окказионализмов является «гипергенералипзацпя» (по Т. Н. Ушаковой), т. е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация оспины и пара­дигме словоизменения.

Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С. Н. Цейтлин).

1. Унификация места ударного слога, т. е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, и различных формах существительных сохраняется ударенно исходного слова (стола нет, много поездов).

2. Устранение беглости гласных, т. е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).

3. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).

4. Устранение наращения или изменения суффиксов (друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок — котен- ки, чудо — чулы, дерево — деревы).

5. Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь — лошаденоки).

При этом выбор окказиональной флексии происходит из парадигмы форм одного и того же грамматического значе­ния; «ошибочный выбор функционального элемента всегда


происходит внутри требуемого функционального класса inn подкатегории» (Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки ран вития грамматики //Психолингвистика. М., 1984. С. 194.).

Последовательность усвоения грамматических форм определяется степенью их семантической противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные, дос­тупные когнитивному развитию семантические противопос­тавления, данные грамматические формы легко дифференци­руются. Так, например, рано усваивается дифференциация един­ственного и множественного числа именительного падежа, так как противопоставление «один» и «много» не представляет трудностей даже для ребенка раннего возраста.

Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы.

Если в норме происходит смешение формально-знако­вых средств преимущественно внутри одного грамматичес­кого значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР на­блюдаются смешения флексий различных значений.

В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточ­но функционируют процессы «генерализации», т. е. выявле­ние правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.

У дошкольников с ОНР наблюдается большое количе­ство смешений морфем, т. е. морфемных парафазии, не толь­ко семантически близких, но и семантически далеких, не вхо­дящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР 6-летнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, измене­ние глаголов прошедшего времени по родам (особенно со­гласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Специфической особенностью речи детей с ОНР явля­ется большая зависимость от лексической семантики, степе­ни знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.


Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегии усвоения грам­матического строя речи:

— усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);

— овладение процессом расчленении слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с OНР более замедленными темпами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.004 с.)